8 КЛАСС
Человек
Автор
Н.И.Сонин
(70час, 2часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа: Н.И.Сонин. Москва «Дрофа», 2010г., стр48-57
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.)
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы автором Н.И. Сониным и др. Программа рассчитана на 2 часа классных занятий (70 часов в год). Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. В рабочей программе для углубления знаний учащихся предусмотрены лабораторные работы, практические и демонстрации. Работы, отмеченные знаком*, рекомендуются для обязательного выполнения.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 час)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
- Умения. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства с млекопитающими животными.
Тема 2. Происхождение человека (3 час)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях
организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
- Умения. Давать определения .
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 час)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
- Умения. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности. Сравнивать клетки, ткани организма человека.
Тема 5. Координация и регуляция (12час)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
- Умения. Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Тема 6. Опора и движение (8 час)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
- Умения. Выделять существенные признаки опорнодвигательной системы человека. Соблюдать меры профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 час)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
- Уметь. Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Соблюдать правила гигиены.
Тема 8. Транспорт веществ (4 час)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
- Уметь. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания помощи при кровотечениях.
Тема 9. Дыхание (5 час)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
- Уметь. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить аргументации необходимости соблюдения мер профилактики лечения заболеваний, борьбы с табакокурением. Оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Тема 10. Пищеварение (5 час)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
- Уметь. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы, обмена веществ и развития авитаминозов.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 час)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 час)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
- Уметь. Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить аргументы необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Тема 13. Покровы тела (3 час)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
-Уметь. Приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
Тема 14. Размножение и развитие (3 час)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
- Уметь. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. Соблюдать меры профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию и СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (5 час)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
- Уметь. Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Повторение изученного материала - 2час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 8
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 |
2. | Тема 2. Происхождение человека | 3 |
3. | Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 |
4. | Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
5. | Тема 5. Координация и регуляция | 12 |
6. | Тема 6. Опора и движение | 8 |
7. | Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 |
8. | Тема 8. Транспорт веществ | 4 |
9. | Тема 9. Дыхание | 5 |
10. | Тема 10. Пищеварение | 5 |
11. | Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 |
12. | Тема 12. Выделение | 2 |
13. | Тома 13. Покровы тела | 3 |
14. | Тема 14. Размножение и развитие | 3 |
15. | Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 |
16. | Тема 16. Человек и его здоровье | 5 |
17. | Повторение изученного материала | 2 |
| Всего | 70час. |
Количество лабораторных работ-5.
Количество практических работ-9.
КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
П | Ф |
| Тема 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. 2час. | 2час. | | |
1. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | | | |
2. | Черты сходства человека и животных. Человек разумный. | | | |
| Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 3час. | 3час. | | |
3. | Биологические и социальные факторы антропогенеза. | | | |
4. | Этапы и факторы становления человека. | | | |
5. | Расы человека, их происхождение и единство. | | | |
| Тема 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА. 1час. | 1час. | | |
6. | Науки о человеке. Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи. | | | |
| Тема 4.ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. 4час. | 4час. | | |
7. | Клеточное строение организма. | | | |
8. | Органоиды цитоплазмы клетки. | | | |
9. | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Лр.№1. Изучение микроскопического строения тканей. | | | |
10. | Органы, системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Пр.№1. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | | | |
| Тема 5.КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. 12час. | 12час. | | |
11. | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | | | |
12. | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | | | |
13. | Зачётный урок по темам. «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | | | |
14. | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. ЦНС, периферическая, вегетативная, соматическая. | | | |
15. | Спинной мозг. | | | |
16. | Строение и функции головного мозга. Лр.№2. Изучение головного мозга человека (по муляжам). | | | |
17. | Полушария большого мозга. | | | |
18. | Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и их связи с другими отделами мозга. | | | |
19. | Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Зрительный анализатор. Строение, функции и гигиена органов зрения. Пр.№2. Изучение изменения размера зрачка. | | | |
20. | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | | | |
21. | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | | | |
22. | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Обобщение знаний. | | | |
| Тема 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. 8час. | 8час | | |
23. | Скелет человека, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | | | |
24. | Состав и строение костей. Лр.№3.Изучение внешнего строения костей. | | | |
25. | Типы соединения костей. | | | |
26. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | | | |
27. | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Пр.№3. Измерение массы и роста своего организма. | | | |
28. | Работа мышц. | | | |
29. | Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | | | |
30. | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Пр.№3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | | | |
| Тема 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. 4час. | 4час. | | |
31. | Внутренняя среда организма и её значение. Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение. | | | |
32. | Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лр. №4.Изучение микроскопического строения крови. | | | |
33. | Иммунитет. Инфекционные заболевания. | | | |
34. | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | | | |
| Тема №8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. 4час. | 4час. | | |
35. | Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. | | | |
36. | Работа сердца. Пр. №4. Измерение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. | | | |
37. | Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. Пр. №5. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. | | | |
38. | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | | | |
| Тема 9. ДЫХАНИЕ. 5час. | 5час. | | |
39. | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. | | | |
40. | Строение органов дыхания. | | | |
41. | Дыхательные движения. Пр.№6. Определение частоты дыхания. | | | |
42. | Газообмен в лёгких, тканях. | | | |
43. | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | | | |
| Тема 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ. 5час. | 5час. | | |
44. | Пищевые продукты и питательные вещества. Потребность человека в пище и питательных веществах. | | | |
45. | Пищеварение в ротовой полости. | | | |
46. | Пищеварение в желудке и кишечнике. Лр. №5. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал. | | | |
47. | Пищеварительные железы. | | | |
48. | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Пр.№7. Определение норм рационального питания. | | | |
| Тема 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. 2час. | 2час. | | |
49. | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | | | |
50. | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | | | |
| Тема 12. ВЫДЕЛЕНИЕ. 2час. | 2час. | | |
51. | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. | | | |
52. | Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении продуктов обмена веществ. | | | |
| Тема 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА. 3час. | 3час. | | |
53. | Строение и функции кожи. | | | |
54. | Роль кожи в терморегуляции организма. | | | |
55. | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | | | |
| Тема 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. 3час. | 3час. | | |
56. | Система органов размножения; их строение и гигиена. | | | |
57. | Возрастные процессы. | | | |
58. | Планирование семьи. | | | |
| Тема 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 5час. | 5час. | | |
59. | Поведение человека. Рефлекс-основа нервной деятельности. | | | |
60. | Торможение, его виды и значение. | | | |
61. | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | | | |
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные интересы. | | | |
63. | Типы нервной системы. | | | |
| Тема 16. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. 5час. | 5час. | | |
64. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи. Пр.№8. Изучение приёмов остановки кровотечений*. | | | |
65. | Укрепление здоровья. Двигательная активность, закаливание. | | | |
66. | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | | | |
67. | Человек и окружающая среда. Пр.№9. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | | | |
68. | Правила поведения человека в окружающей среде. | | | |
69. | Повторение изученного материала. 2час. | 2 час. | | |
70. | Повторение изученного материала | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рабочая программа ориентирована на учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. 2010. 215 стр. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
а также методических пособий для учителя:
1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1.Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
2.Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.
3.Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
4.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1)Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. - М.: Дрофа, 2012. -64с;
2)Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.-96с
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1.Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2012г.
2.Т.С. Сухова, В.С. Кучменко. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2002.
3.Г.И. Лернер. ГИА в новой форме. 9 класс. Биология. Сборник заданий.Москва. ЭКСМО. 2012 год.
4.Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2008.
5.Е.В. Краева. «Тесты по биологии» К учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2012 год.
6.Ранева Н.Б., Сонин Н.И. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». «Дрофа» 2010г.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
13