СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс (1, 5 часа в неделю, 51 час в год)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по биологии 9 класс, 1,5 часа в неделю,  51 час в год 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс (1, 5 часа в неделю, 51 час в год)»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук;

ответственного отношения к учению, труду;

целостного мировоззрения;

осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

основ экологической культуры.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

Выявлять причины и следствия простых явлений;

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметные результаты:

Понимать смысл биологических терминов;

Знать особенности жизни как формы существования материи;

Понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

Знать фундаментальные понятия биологии;

Понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

Знать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза

Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.


  1. Содержание учебного предмета

Введение

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.


Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.


РАЗДЕЛ 1. Структурная организация живых организмов

Глава 2. Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении про­цессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологи­ческая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объёмных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров.

Глава 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.


Глава 4. Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структу­ра и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях учёных, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.


РАЗДЕЛ 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Глава 5. Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов.

Бесполое размножение растений и животных.

Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.


Глава 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода раз­вития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккелъ и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.


РАЗДЕЛ 3. Наследственность и изменчивость организмов

Глава 7. Закономерности наследования признаков

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

  1. Решение генетических задач и составление родословных.


Глава 8. Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значе­ние комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

  1. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).


Глава 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Зна­чение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологиче­ской и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающиеся наибольшей плодовитостью.




РАЗДЕЛ 4. Эволюция живого мира на Земле

Глава 10. Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Демонстрация. Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.


Глава 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Глава 12. Микроэволюция и макроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетиче­ские характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Глава 13. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 14. Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Глава 15. Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин З.Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Глава 16. Биосфера, ее структура и функции

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети пи­тания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные её составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

  1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

  2. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.


Глава 17. Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы раци­онального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресур­сами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

  1. Анализ и оценка последствий деятельности чело­века в экосистемах


Повторение

  1. Тематическое планирование

п/п


Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

2

Раздел 1. Структурная организация живых организмов

8

3

Глава 2. Химическая организация клетки.

1

4

Глава 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

2

5

Глава 4. Строение и функции клеток.

5

6

Раздел 2. Размножение организмов

5

7

Глава 5. Размножение организмов.

2

8

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

2

9

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов

14

10

Глава 7. Закономерности наследования признаков.

8

11

Глава 8. Закономерности изменчивости.

4

12

Глава 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов

2

13

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

18

14

Глава 10. Развитие биологии в додарвиновский период.

2

15

Глава 11. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

3

16

Глава 12. Микроэволюция и макроэволюция

5

17

Глава 13. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора.

3

18

Глава 14. Возникновение жизни на Земле.

1

19

Глава 15. Развитие жизни на Земле.

4

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

6

21

Глава 16. Биосфера, её структура и функции.

4

22

Глава 17. Биосфера и человек.

2


Итого

51










Календарно - тематическое планирование. Биология 9 класс

п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов – 1 часа

1

Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов.

1



Раздел 1. Структурная организация живых организмов - 8 часов

Глава 2. Химическая организация клетки – 1 часа

2

Химическая организация клетки. Неорганические и органические вещества.

1



Глава 3 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке - 2 часа

3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков.

1



4

Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез.

1



Глава 4 Строение и функции клеток – 5 часа

5

Прокариотическая клетка.Тест по теме «Обмен веществ в клетке»

1



6

Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа 1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах

1



7

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. Ядро

1



8

Деление клеток.

1



9

Контрольная работа по теме «Структурная организация живых организмов»

1



Раздел 2. Размножение организмов – 5 часов

Глава 5 Размножение организмов – 2 часа

10

Бесполое размножение организмов.

1



11

Половое размножение организмов.

1



Глава 6 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 2 часа

12

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Тест по теме «Размножение организмов»

1



13

Постэмбриональное развитие.

1



Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов14 часов

Глава 7 Закономерности наследования признаков – 8 часов

14

Основные понятия генетики.

1



15

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.

1



16

Законы Менделя.

1



17

Решение генетических задач на законы Менделя. Тест по теме «Основные понятия генетики. Законы Менделя»

1



18

Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



19

Составление и анализ родословных. Практическая работа №1 Решение генетических задач и составление родословных.

1



20

Взаимодействие генов. Тест по теме «Генетика пола»

1



21

Решение генетических задач

1



Глава 8 Закономерности изменчивости – 4 часа

22

Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость

1



23

Наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость.

1



24

Фенотипическая изменчивость. Тест по теме «Мутации. Типы мутаций»

1



25

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Лабораторная работа №4. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)

1



Глава 9 Селекция растений, животных, микроорганизмов – 2 часа

26

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1



27

Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

1



Раздел 4.Эволюция живого мира на Земле18 часов

Глава 10 Развитие биологии в додарвиновский период – 2 часа

28

Развитие биологии в додарвиновский период.

1



29

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1



Глава 11 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора – 3 часа

30

Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1



31

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора

1



32

Обобщающий урок по теме: Теория Ч.Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Тест по теме «Естественный отбор»

1



Глава 12. Микроэволюция и макроэволюция – 5 часов

33

Вид, его критерии и структура.

1



34

Эволюционная роль мутаций.

1



35

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

1



36

Главные направления эволюции.

1



37

Общие закономерности биологической эволюции.

1



Глава 13 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора – 3 часа

38

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1



39

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1



40

Контрольная работа по теме «Микроэволюция. Макроэволюция. Приспособленность организмов к условиям среды»

1



Глава 14. Возникновение жизни на Земле – 1 часа

41

Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.

1



Глава 15. Развитие жизни на Земле – 4 часа

42

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры.

1



43

Развитие жизни на Земле. Жизнь в палеозойскую эру.

1



44

Развитие жизни на Земле. Жизнь в мезозойскую, кайнозойскую эры.

1



45

Развитие жизни на Земле. Жизнь в м кайнозойскую эру. Происхождение человека.

1



Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии6 часов

Глава 16. Биосфера, её структура и функции – 4 часов

46

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

1



47

История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы и биогеоценозы. Практическая работа 2. Изучение и описание экосистемы своей местности, типы взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

1



48

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов.

1



49

Биотические факторы среды. Лабораторная работа 5. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) *

1



Глава 17 Биосфера и человек – 2 часа

50

Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека. Охрана природы и основы рационального природопользования

1



51

Контрольная работа по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

1



Итого:

51