СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к УМК И.Н. Пономаревой Биология 9 класс. Содержит пояснительную записку, содержание, требования базового стандарта биологического образования к знаниям  и   умениям учащихся, тематическое планирование.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»

Муиципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


рассмотрено

Руководитель МО

___________

/Л.Н. Маркова/


Протокол № ____

от «___»____________2017 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ

___________________

/Л.А. Анциферова/

Протокол № ____

от «___»____________2017 г.


Утверждено

Директор МОУ

Шаранчинской СОШ

_____________

/С.Н. Субуханкулова/

Приказ № ____

от «___»___________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

в 9 классе

на 2017 – 2018 учебный год

(на основе учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)


подготовила учитель химии и биологии

Маркова Лариса Николаевна



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»______________2017 г.



с. Шаранча

Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 г.)

  3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.12.2010 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».


В соответствии с учебным планом МОУ Шаранчинская СОШ на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В соответствии методической темы школы: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий» и особенностям возраста обучающихся в учебном процессе применяю технологии развивающего, проблемного и разноуровневого обучения, индивидуально-ориентированные и ИКТ.


В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение темы 4. «Основы учения о наследственности и изменчивости» до 12 часов вместо 11 часов для закрепления умений решать задачи по генетике.

2.Уменьшено число часов на изучение:

  1. Тема 1. «Введение в основы общей биологии» с 4 часов до 3 часов.

3. Из темы 9 «Основы экологии» исключена экскурсия №2.


Курс «Основы общей биологии» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6-11 классов, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой. Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: 6 класс – «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 7 класс – «Животные», 8 класс – «Человек», 9 класс – «Основы общей биологии». Это позволяет выпускникам основной школы получить полное представление о закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможности рационального использования природных ресурсов биосферы.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи.

Данный курс позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии.



Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.


Организация обучения:

Методы обучения:

  • По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • экскурсии.

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Оценивание учащихся производится на основе «Положения об оценке знаний, умений навыков обучающихся по биологии».

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе введен экологический аспект.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ.



Учебно-методический комплект:

для учителя:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. 4-е издание, исправленное. М.: «Вентана-Граф», 2008.

  2. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология: 9 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, исправленное. М.: «Вентана-Граф», 2009.

  3. И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. Биология: 9 класс: методическое пособие. 2-е издание исправленное. – М: Вентана-Граф, 2011.

  4. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2010.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  6. Министерство образования Российской Федерации. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. М.: Дрофа, 2001.

  7. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. М.«Дрофа». 2006.

для учащихся:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. 4-е издание, исправленное. М.: «Вентана-Граф», 2008.

  2. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология: 9 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, исправленное. М.: «Вентана-Граф», 2009.

  3. В.Р. Пикеринг. Биология: школьный курс в 120 таблицах. М.:АСТ-ПРЕСС, 1997.

CD – диски



Журнал Биология. Первое сентября. Январь 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Февраль 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Март 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Апрель 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Май 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Июнь 2012.

Журнал Биология. Первое сентября. Август 2011.

Журнал Биология. Первое сентября. Сентябрь 2011.

Журнал Биология. Первое сентября. Октябрь 2011.

Журнал Биология. Первое сентября. Ноябрь 2011.

Журнал Биология. Первое сентября. Декабрь 2011.

Электронное приложение №1 к №3/2012. Научно-методический журнал: Биология в школе.

Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7 – 11 классы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2010

Биология. Интерактивные приложения к урокам в 5 – 11 классах. Волгоград. Издательство «Учитель», 2011



Дополнительная информация для учителя:

          Интернет - ресурсы.

http://www.nature.ru/  – «Научная сеть»

http://school.holm.ru/predmet/bio/  – Школьный мир: Биология

http://flower.onego.ru/  – Энциклопедия декоративных садовых растений

http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/  -«Зоологический музей МГУ»

http://www.greenpeace.ru  – сайт экологической организации «Greenpeace».

http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm  – редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

http://college.ru/biology/  – Биология на сайте «Открытый Колледж»

http://nrc.edu.ru/est/  – Концепции современного естествознания

http://www.priroda.ru/  – Природа России

http://www.informika.ru/text/database/biology/  – Учебный курс «Биология»





Содержание учебной программы


1. Введение в основы общей биологии (3ч)

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.


2. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравне­ние растительной и животной клеток.


3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа №2. Деление клеток растения.


4. Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы

3. Решение генетических задач.

4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых ус­ловиях.


5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.


6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.


7. Учение об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

Лабораторная работа №5. Изучение изменчивости у организмов.


8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.


9. Основы экологии (9ч)

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Биологическое разнообразие и его значение в жизни на­шей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.

Лабораторные работы:

6. Приспособленность организмов к среде обитания

7. Оценка качества окружающей среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

  • взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

  • роль гормонов и витаминов в организме.

изучать  биологические объекты и процессы:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: 

  • на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

  • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: 

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики

  • заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока


Форма урока

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Средства обучения, использование ИКТ

Контроль

Домашнее задание

Дата проведения



1.Введение (3 часа)



1

Биология – наука о жизни.


Вводный инструктаж по ТБ.



Урок изучения нового материала

Биология как

наука, методы исследования, биологические

науки


Портреты ученых-биологов, объекты живой природы из различных систематических групп.

Использование интерактивных технологий

Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа.

Задания 2, 3, 5 в рабочей тетрди.

§1, задания 6, 7 в рабочей тетради.

сентябрь


2

Общие свойства живых организмов.



Комбинированный урок


Обмен веществ, самовоспроизведение, раздражимость, рост, развитие, приспособленность, эволюция,


Таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии, комнатные растения, коллекции насекомых

Устный контроль. Фронтальный опрос. Задание 1, 4 в рабочей тетради.

§2, задания 3, 6, 7 в рабочей тетради.

сентябрь


3

Многообразие форм живых организмов.



Урок-практикум

Биосистема, биосфера, структурные уровни организации жизни

Экскурсия № 1. «Биологическое разнообразие вокруг нас».

Таблицы «Биосфера», растительный и животный мир суши, морские животные и растения, гербарий.

Отчет по экскурсии.

§ 3, задания 5 – 7 в рабочей тетради.

сентябрь



2. Основы учения о клетке (10 часов)



4

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Клетка -основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.


Таблица «Строение растительной и животной клеток», портреты ученых.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Фронтальный опрос. Таблица.

§4, задание 2 – 5 в рабочей тетради.


сентябрь


5

Химический состав клетки






Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода, минер.соли.


Таблица «Строение клетки»

Задания 1, 2, 5, 6, 8 в рабочей тетради

§ 5, задание3 в рабочей тетради, сообщение об открытии нуклеиновых кислот.

сентябрь


6

Белки и нуклеиновые кислоты



Комбинированный урок


Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.


Таблицы «Строение молекулы белка».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Таблица

§ 6, задания 3, 7, 8 в рабочей тетради

сентябрь


7

Строение клетки


Комбинированный урок


Органоиды, эукариоты и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.


Таблица «Строение растительной и животной клеток», микроскопы, микропрепараты.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Таблица

§ 7, задания 3, 6 в рабочей тетради

сентябрь


8

Органоиды клетки и их функции



Комбинированный урок


Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

Таблица «Строение растительной и животной клеток», микроскоп, микропрепараты.

Устный контроль. Таблица

§ 8, задания 5 – 7 в рабочей тетради.

сентябрь


9

Обмен веществ – основа существования клетки


Комбинированный урок


Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.


Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии»

Устный контроль. Задание 2, 3 в рабочей тетради.


§ 9, сообщение о космической роли растений.

октябрь


10

Биосинтез белков в живой клетке


Комбинированный урок


Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.


Таблица «Биосинтез белка».

Использование интерактивных технологий

Задание 6 в рабочей тетради.

Графическая работа с таблицами.

§ 10, задания 3, 5 в рабочей тетради.

октябрь


11

Биосинтез углеводов - фотосинтез


Комбинированный урок


Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.


Таблица «Фотосинтез».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания на соответствие.

Графическая работа с таблицами.

§ 11, задания 3 – 5 в рабочей тетради.

октябрь


12

Обеспечение клеток энергией


Комбинированный урок


Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена


Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии»

Устный контроль. Задания 2, 4, 5 в рабочей тетради

§ 12, задание 3 в рабочей тетради

октябрь


13

Обобщающий урок





Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.



Таблица «Строение клетки», «Строение молекулы белка», Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии»

Тестирование

в формате ГИА


октябрь



Онтогенез (5 часов)



14

Размножение живых организмов





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения


Таблицы по половому и бесполому размножению организмов, комнатные растения. Использование интерактивных технологий

Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа.


§13, задание 2,4 в рабочей тетради

октябрь


15

Деление клетки. Митоз



Комбинированный урок


Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Лабораторная работа №2 «Деление клеток растения»

Таблица «Митотический цикл», микроскоп и микропрепарат «Кариокинез в кончике корня лука», видеоролик «Митоз». Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради

§14, задания 4-6 в рабочей тетради

октябрь


16

Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.






Комбинированный урок


Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.


Таблицы «Мейоз», «Схема кроссинговера». Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 3, 5 в рабочей тетради

§15, задания 6-8 в рабочей тетради

октябрь


17

Индивидуальное развитие организмов.


Комбинированный урок


Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)


Таблица «Периоды зародышевого развития», модель «Зародыши позвоночных». Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 5,6 в рабочей тетради

§16, задания 1-4 в рабочей тетради

ноябрь


18

Обобщение



Урок контроля.



Таблица «Митотический цикл», «Мейоз», «Схема кроссинговера»

Устный контроль. Тестирование.

Сообщения о вкладе русских ученых в развитие генетики

ноябрь



Основы учения о наследственности и изменчивости (12 часов)



19

Генетика


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.


Портреты ученых генетиков

Задания 4-6 в рабочей тетради

§ 17, задание 7 в рабочей тетради

ноябрь


20

Основные понятия генетики




Комбинированный урок


Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.


Таблицы «Пространственная организация нуклеиновых кислот», «Репликация ДНК». Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§ 18, задание 5 в рабочей тетради

ноябрь


21

Генетические опыты Г. Менделя.



Комбинированный урок


Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.


Портрет Г. Менделя. Таблица «Моногибридное скрещивание», гербарий культурных растений

Устный контроль.

§ 19, задания 1-3 в рабочей тетради

ноябрь


22

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя





Комбинированный урок


Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.


Таблица «Дигибридное скрещивание»

Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради

§20, задания 5-7 в рабочей тетради. Сообщение «Т.Морган – создатель хромосомной теории наследственности»

ноябрь


23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.






Комбинированный урок


Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.


Таблица «Схема кроссинговера», Портрет Т. Моргана.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§21, задание 4, 5 в рабочей тетради

декабрь


24

Взаимодействие генов и их множественное действие







Комбинированный урок


Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.


Таблица «Взаимодействие аллельных генов».

Карточки

Устный контроль. Задания 1 – 3 в рабочей тетради

§ 22, задания 4, 5 в рабочей тетради

декабрь


25

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.


Комбинированный урок


Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.


Таблица «Закономерности наследования, сцепленного с полом» Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§23, задания 3 – 6 в рабочей тетради

декабрь


26

Решение генетических задач


Урок- практикум


Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»

Карточки



декабрь


27

Наследственная изменчивость.


Комбинированный урок


Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости.

Характеристики мутационной изменчивости.


Таблицы «Мутации», гербарий растений, комнатные растения.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 3, 4 в рабочей тетради.

§24, задания 5, 6 в рабочей тетради

декабрь


28

Типы изменчивости




Урок- практикум


Модификационная изменчивость, норма реакции. Модификации, онтогенетическая изменчивость. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»

Таблица «Виды изменчивости», гербарий растений, комнатные растения, семена бобовых растений, лупы.

Устный контроль.

§ 25, задания 6 -8 в рабочей тетради

декабрь


29

Наследственные болезни, сцепленные с полом.


Комбинированный урок


Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна.


Таблицы

Использование интерактивных технологий

Задания 1, 4, 5 в рабочей тетради

§26, задания 6, 7 в рабочей тетради

декабрь


30

Обобщение


Урок контроля.



Таблицы

Вопросы и задания в рабочей тетради стр. 53.

Тестирование.

Сообщения «Н.И. Вавилов», «Роль селекции»

декабрь



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 часов)



31

Генетические основы селекции организмов




Комбинированный урок


Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.



Иллюстрации пород животных, таблица «Методы селекции», наборы муляжей картофеля, яблок, томатов разных сортов

Задания 3-4 в рабочей тетради

§ 27, задания 1, 5, 6 в рабочей тетради, сообщение о достижениях русских селекционеров.

январь


32

Особенности селекции растений




Комбинированный урок


Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.


Таблица «Методы селекции растений», наборы муляжей плодов культурных растений, гербарий культурных растений.

Устный контроль. Задания 2, 5 в рабочей тетради

§ 28, задания 3,4, 6 в рабочих тетрадях

январь


33

Центры многообразия и происхождения культурных растений



Комбинированный урок


Селекция.

Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.


Географическая карта мира, таблица «Центры происхождения культурных растений».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задание 3 в рабочей тетради

§ 29, задание 4 в рабочей тетради

январь


34

Особенности селекции животных




Комбинированный урок


Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Доместикация. Приемы выращивания и разведения домашних животных.


Иллюстрации домашних животных разных пород. Использование интерактивных технологий


§ 30, задания 3, 6,7 в рабочей тетради

январь


35

Селекция микроорганизмов. Биотехнология



Комбинированный урок


Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х., медицины,

Микробиологический синтез.



Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задание 5, 6 в рабочей тетради

§31, задание 7 в рабочей тетради

январь



Происхождение жизни и развития органического мира (5 часов)



37

Представления о возникновении жизни на Земле.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биогенез, абиогенез.


Портреты Аристотеля,

Ж.Б. Ламарка,

Ф. Реди,

Л. Пастера

Задания 3, 6 в рабочей тетради

§ 32, задание 5, 7 в рабочей тетради

январь


38

Современные гипотезы происхождения жизни.


Комбинированный урок


Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, биологический и социальный этапы развития живой материи.


Портреты

А.И. Опарина, Дж. Холдейна.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 1, 3 в рабочей тетради

§33, задание 5, 6 в рабочей тетради, сообщение о значение фотосинтеза в развитии жизни.

февраль


39

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


Комбинированный урок


Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.


Таблица «Фотосинтез».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§ 34, задание 4 в рабочей тетради, сообщение о развитии жизни на Земле.

февраль


40

Основные этапы развития жизни на Земле



Комбинированный урок


Происхождение эукариотической клетки. Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции.


Таблицы «Фенологическое развитие растений», «Фенологическое развитие животных», коллекция «Формы ископаемых видов растений и животных»

Устный контроль. Задания 1 – 3 в рабочей тетради

§35, задание 4 в рабочей тетради

февраль


41

История живой природы



Комбинированный урок


Этапы развития жизни


Использование интерактивных технологий

Тестирование.

§35, сообщение о путешествии и исследованиях Ч. Дарвина

февраль



Учение об эволюции (10 часов)



42

Идея развития органического мира в биологии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.


Портреты

Ч. Дарвина,

Ж.Б. Ламарка,

К. Линнея.

Использование интерактивных технологий

Задания 1, 2 в рабочей тетради

§36, задания 5, 6 в рабочей тетради.

февраль


43

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.


Комбинированный урок


Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.



Портрет

Ч. Дарвина, комнатные растения.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 1, 2, 4 в рабочей тетради

§37, задание 5 в рабочей тетради, сообщение о многообразии видов и приспособленности организмов.

февраль


44

Движущие силы эволюции.


Комбинированный урок


Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.


Иллюстрации растений и животных.

Устный контроль. Задания 4 в рабочей тетради

§37, задание 6 в рабочей тетради.

февраль


45

Современные представления об эволюции органического мира.


Комбинированный урок


Популяция, дивергенция, элементарная единица эволюции, элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции, элементарные факторы эволюции.


Гербарий растений

Устный контроль. Задания 2,4 в рабочей тетради

§38, задания 6, 7 в рабочей тетради

февраль


46

Вид. Критерии вида.



Комбинированный урок


Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.


Таблица «Мутационная изменчивость растений и животных»

Устный контроль. Задания 3-5 в рабочей тетради

§39, таблица

март


47

Процессы видообразования.


Комбинированный урок


Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.


Гербарий, коллекции насекомых.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 2 – 4 в рабочей тетради

§ 40, задания 7, 8 в рабочей тетради



48

Макроэволюция.


Комбинированный урок

Макроэволюция.


Таблица «Современная система органического мира».

Задания 1, 4, 5 в рабочей тетради

§41

март


49

Основные направления эволюции.


Комбинированный урок


Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.


Таблица «Современная система органического мира».

Использование интерактивных технологий

Задания 2, 4, 5 в рабочей тетради

§42, задания 6 – 8 в рабочей тетради

март


50

Основные закономерности биологической эволюции.


Урок практикум


Эволюция, особенности эволюции. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.


Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов»

Таблица «Современная система органического мира», листья деревьев, раковины моллюсков.

Устный контроль. Задания 1, 3, 8 в рабочей тетради.

§ 43, сообщения о роли эволюции видов

март


51

Обобщение.



Урок контроля.



Таблица «Биологический круговорот веществ в биосфере», зоогеографическая карта мира

Тестирование. Вопросы и задания в рабочей тетради на стр. 83


март



Происхождение человека (6 часов)



52

Эволюция приматов



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.


Использование интерактивных технологий

Задания 2 – 6 в рабочей тетради

§ 44, таблица

март


53

Доказательства эволюционного происхождения человека.


Комбинированный урок

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.


Таблица «Сравнение зародышей позвоночных животных».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задание 3 в рабочей тетради

§ 45, задания 4, 7 в рабочей тетради

март


54

Ранние этапы эволюции человека.


Комбинированный урок

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди.


Таблица «Стадии эволюции человека», иллюстрации.


Работа с таблицей

§ 46, задания 2 – 5 в рабочей тетради

апрель


55

Поздние этапы эволюции человека.


Комбинированный урок


Современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.


Таблица «Стадии эволюции человека», иллюстрации ископаемых людей.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 1 - 4 в рабочей тетради

§ 47, сообщения о расах

апрель


56

Человеческие расы.


Комбинированный урок


Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.


Иллюстрации людей разных рас.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 2, 5 в рабочей тетради

§ 48, задание 6 в рабочей тетради

апрель


57

Человек как житель биосферы.

Комбинированный урок

Биосоциальная сущность человека.


Таблица «Биосфера»

Устный контроль. Задание 2 в рабочей тетради

§ 49

апрель



Основы экологии (9 часов)


Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

58

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среды жизни. Среда – источник веществ, энергии и информации.


Таблицы «Среды жизни на Земле», «перелетные птицы», гербарий растений

Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа.

Задания 3, 5 в рабочей тетради

§50, 51,

апрель


59

Приспособленность организмов к действию факторов среды.


Комбинированный урок

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологические и физиологические адаптации.

Л.р. № 6. «Приспособленность организмов к среде обитания».

Таблицы «Жизненные формы растений», коллекция плодов и семян, комнатные растения, иллюстрации животных.

Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§ 52, задания 3, 4 в рабочей тетради

апрель


60

Биотические связи в природе.


Комбинированный урок


Биотические связи, сети питания, хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, симбиоз, комменсализм.


Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 3, 4 в рабочей тетради

§ 53, задание 5 в рабочей тетради

апрель


61

Популяции. Функционирование популяции во времени.



Комбинированный урок


Популяция. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. Динамические характеристики популяции.


Таблица «Биологический вид и его структура»

Устный контроль.

§54, 55 задания 2, 5 в рабочей тетради

апрель


62

Состав и структура сообщества.


Комбинированный урок


Биоценоз, биотоп, эдификаторы (средообразователи),экологическая ниша, виды доминанты


Таблицы «Биоценоз», «Лес», «Луг». Гербарий растений, коллекция насекомых.

Устный контроль. Задания 1 – 4 в рабочей тетради

§56, сообщения «Учение о биогеоценозе», «Учение В.И. Вернадского о биосфере»

май


63

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.


Комбинированный урок


Экосистема, биогеоценоз, биологический круговорот веществ, структура экосистем, пищевые цепи, правило 10%,

экологические пирамиды, учение о биосфере.


Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», «Биологический круговорот веществ», портрет В.И. Вернадского.

Использование интерактивных технологий

Задания 2 – 4 в рабочей тетради

§57, задания 4, 6 в рабочей тетради. Сообщения «Смена биогеоценозов, ее причины и значение»

май


64

Саморазвитие системы. Основные законы устойчивости живой природы.



Комбинированный урок


Сукцессия: первичная, вторичная. Пионерные (незрелые) сообщества, конечные экосистемы, агроэкосистемы. Цикличность в экосистемах, обратные связи в экосистемах, взаимная дополняемость и заменяемость видов


Гербарий растений леса, луга. Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биологический круговорот веществ в биосфере»

Использование интерактивных технологий

Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради

§58, 59 задания5, 7 в рабочей тетради

май


65

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.


Урок практикум

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия.

Л.р. № 7. «Оценка качества окружающей среды».

Таблица «Круговорот воды в природе».

Использование интерактивных технологий

Устный контроль.

§ 60, задания 5 – 7 в рабочей тетради

май


66

Обобщение.


Урок контроля



Карточки.

Тестирование.


май




31