Муиципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
«__»______________2017 г.
с. Шаранча
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
В соответствии с учебным планом МОУ Шаранчинская СОШ на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В соответствии методической темы школы: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий» и особенностям возраста обучающихся в учебном процессе применяю технологии развивающего, проблемного и разноуровневого обучения, индивидуально-ориентированные и ИКТ.
Курс «Основы общей биологии» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6-11 классов, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой. Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: 6 класс – «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 7 класс – «Животные», 8 класс – «Человек», 9 класс – «Основы общей биологии». Это позволяет выпускникам основной школы получить полное представление о закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможности рационального использования природных ресурсов биосферы.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи.
Данный курс позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии.
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты.
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Оценивание учащихся производится на основе «Положения об оценке знаний, умений навыков обучающихся по биологии».
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе введен экологический аспект.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ.
Интернет - ресурсы.
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
№ урока | Тема урока Форма урока | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Средства обучения, использование ИКТ | Контроль | Домашнее задание | Дата проведения | |
1.Введение (3 часа) | |
1 | Биология – наука о жизни. Вводный инструктаж по ТБ. Урок изучения нового материала | Биология как наука, методы исследования, биологические науки | | Портреты ученых-биологов, объекты живой природы из различных систематических групп. Использование интерактивных технологий | Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа. Задания 2, 3, 5 в рабочей тетрди. | §1, задания 6, 7 в рабочей тетради. | сентябрь | |
2 | Общие свойства живых организмов. Комбинированный урок | Обмен веществ, самовоспроизведение, раздражимость, рост, развитие, приспособленность, эволюция, | | Таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии, комнатные растения, коллекции насекомых | Устный контроль. Фронтальный опрос. Задание 1, 4 в рабочей тетради. | §2, задания 3, 6, 7 в рабочей тетради. | сентябрь | |
3 | Многообразие форм живых организмов. Урок-практикум | Биосистема, биосфера, структурные уровни организации жизни | Экскурсия № 1. «Биологическое разнообразие вокруг нас». | Таблицы «Биосфера», растительный и животный мир суши, морские животные и растения, гербарий. | Отчет по экскурсии. | § 3, задания 5 – 7 в рабочей тетради. | сентябрь | |
2. Основы учения о клетке (10 часов) | |
4 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Клетка -основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. | | Таблица «Строение растительной и животной клеток», портреты ученых. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Фронтальный опрос. Таблица. | §4, задание 2 – 5 в рабочей тетради. | сентябрь | |
5 | Химический состав клетки Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода, минер.соли. | | Таблица «Строение клетки» | Задания 1, 2, 5, 6, 8 в рабочей тетради | § 5, задание3 в рабочей тетради, сообщение об открытии нуклеиновых кислот. | сентябрь | |
6 | Белки и нуклеиновые кислоты Комбинированный урок | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. | | Таблицы «Строение молекулы белка». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Таблица | § 6, задания 3, 7, 8 в рабочей тетради | сентябрь | |
7 | Строение клетки Комбинированный урок | Органоиды, эукариоты и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. | | Таблица «Строение растительной и животной клеток», микроскопы, микропрепараты. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Таблица | § 7, задания 3, 6 в рабочей тетради | сентябрь | |
8 | Органоиды клетки и их функции Комбинированный урок | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | Таблица «Строение растительной и животной клеток», микроскоп, микропрепараты. | Устный контроль. Таблица | § 8, задания 5 – 7 в рабочей тетради. | сентябрь | |
9 | Обмен веществ – основа существования клетки Комбинированный урок | Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. | | Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии» | Устный контроль. Задание 2, 3 в рабочей тетради. | § 9, сообщение о космической роли растений. | октябрь | |
10 | Биосинтез белков в живой клетке Комбинированный урок | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. | | Таблица «Биосинтез белка». Использование интерактивных технологий | Задание 6 в рабочей тетради. Графическая работа с таблицами. | § 10, задания 3, 5 в рабочей тетради. | октябрь | |
11 | Биосинтез углеводов - фотосинтез Комбинированный урок | Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | | Таблица «Фотосинтез». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания на соответствие. Графическая работа с таблицами. | § 11, задания 3 – 5 в рабочей тетради. | октябрь | |
12 | Обеспечение клеток энергией Комбинированный урок | Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена | | Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии» | Устный контроль. Задания 2, 4, 5 в рабочей тетради | § 12, задание 3 в рабочей тетради | октябрь | |
13 | Обобщающий урок Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | | | Таблица «Строение клетки», «Строение молекулы белка», Таблица «Стадии энергетического обмена», «Обмен веществ и превращение энергии» | Тестирование в формате ГИА | | октябрь | |
Онтогенез (5 часов) | |
14 | Размножение живых организмов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения | | Таблицы по половому и бесполому размножению организмов, комнатные растения. Использование интерактивных технологий | Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа. | §13, задание 2,4 в рабочей тетради | октябрь | |
15 | Деление клетки. Митоз Комбинированный урок | Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. | Лабораторная работа №2 «Деление клеток растения» | Таблица «Митотический цикл», микроскоп и микропрепарат «Кариокинез в кончике корня лука», видеоролик «Митоз». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради | §14, задания 4-6 в рабочей тетради | октябрь | |
16 | Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Комбинированный урок | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | | Таблицы «Мейоз», «Схема кроссинговера». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 3, 5 в рабочей тетради | §15, задания 6-8 в рабочей тетради | октябрь | |
17 | Индивидуальное развитие организмов. Комбинированный урок | Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) | | Таблица «Периоды зародышевого развития», модель «Зародыши позвоночных». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 5,6 в рабочей тетради | §16, задания 1-4 в рабочей тетради | ноябрь | |
18 | Обобщение Урок контроля. | | | Таблица «Митотический цикл», «Мейоз», «Схема кроссинговера» | Устный контроль. Тестирование. | Сообщения о вкладе русских ученых в развитие генетики | ноябрь | |
Основы учения о наследственности и изменчивости (12 часов) | |
19 | Генетика Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | | Портреты ученых генетиков | Задания 4-6 в рабочей тетради | § 17, задание 7 в рабочей тетради | ноябрь | |
20 | Основные понятия генетики Комбинированный урок | Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | | Таблицы «Пространственная организация нуклеиновых кислот», «Репликация ДНК». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | § 18, задание 5 в рабочей тетради | ноябрь | |
21 | Генетические опыты Г. Менделя. Комбинированный урок | Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. | | Портрет Г. Менделя. Таблица «Моногибридное скрещивание», гербарий культурных растений | Устный контроль. | § 19, задания 1-3 в рабочей тетради | ноябрь | |
22 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя Комбинированный урок | Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. | | Таблица «Дигибридное скрещивание» | Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради | §20, задания 5-7 в рабочей тетради. Сообщение «Т.Морган – создатель хромосомной теории наследственности» | ноябрь | |
23 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Комбинированный урок | Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. | | Таблица «Схема кроссинговера», Портрет Т. Моргана. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | §21, задание 4, 5 в рабочей тетради | декабрь | |
24 | Взаимодействие генов и их множественное действие Комбинированный урок | Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. | | Таблица «Взаимодействие аллельных генов». Карточки | Устный контроль. Задания 1 – 3 в рабочей тетради | § 22, задания 4, 5 в рабочей тетради | декабрь | |
25 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Комбинированный урок | Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | | Таблица «Закономерности наследования, сцепленного с полом» Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | §23, задания 3 – 6 в рабочей тетради | декабрь | |
26 | Решение генетических задач Урок- практикум | | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач» | Карточки | | | декабрь | |
27 | Наследственная изменчивость. Комбинированный урок | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Характеристики мутационной изменчивости. | | Таблицы «Мутации», гербарий растений, комнатные растения. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 3, 4 в рабочей тетради. | §24, задания 5, 6 в рабочей тетради | декабрь | |
28 | Типы изменчивости Урок- практикум | Модификационная изменчивость, норма реакции. Модификации, онтогенетическая изменчивость. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» | Таблица «Виды изменчивости», гербарий растений, комнатные растения, семена бобовых растений, лупы. | Устный контроль. | § 25, задания 6 -8 в рабочей тетради | декабрь | |
29 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. Комбинированный урок | Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. | | Таблицы Использование интерактивных технологий | Задания 1, 4, 5 в рабочей тетради | §26, задания 6, 7 в рабочей тетради | декабрь | |
30 | Обобщение Урок контроля. | | | Таблицы | Вопросы и задания в рабочей тетради стр. 53. Тестирование. | Сообщения «Н.И. Вавилов», «Роль селекции» | декабрь | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 часов) | |
31 | Генетические основы селекции организмов Комбинированный урок | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. | | Иллюстрации пород животных, таблица «Методы селекции», наборы муляжей картофеля, яблок, томатов разных сортов | Задания 3-4 в рабочей тетради | § 27, задания 1, 5, 6 в рабочей тетради, сообщение о достижениях русских селекционеров. | январь | |
32 | Особенности селекции растений Комбинированный урок | Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. | | Таблица «Методы селекции растений», наборы муляжей плодов культурных растений, гербарий культурных растений. | Устный контроль. Задания 2, 5 в рабочей тетради | § 28, задания 3,4, 6 в рабочих тетрадях | январь | |
33 | Центры многообразия и происхождения культурных растений Комбинированный урок | Селекция. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. | | Географическая карта мира, таблица «Центры происхождения культурных растений». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задание 3 в рабочей тетради | § 29, задание 4 в рабочей тетради | январь | |
34 | Особенности селекции животных Комбинированный урок | Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Доместикация. Приемы выращивания и разведения домашних животных. | | Иллюстрации домашних животных разных пород. Использование интерактивных технологий | | § 30, задания 3, 6,7 в рабочей тетради | январь | |
35 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология Комбинированный урок | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х., медицины, Микробиологический синтез. | | Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задание 5, 6 в рабочей тетради | §31, задание 7 в рабочей тетради | январь | |
Происхождение жизни и развития органического мира (5 часов) | |
37 | Представления о возникновении жизни на Земле. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биогенез, абиогенез. | | Портреты Аристотеля, Ж.Б. Ламарка, Ф. Реди, Л. Пастера | Задания 3, 6 в рабочей тетради | § 32, задание 5, 7 в рабочей тетради | январь | |
38 | Современные гипотезы происхождения жизни. Комбинированный урок | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, биологический и социальный этапы развития живой материи. | | Портреты А.И. Опарина, Дж. Холдейна. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 1, 3 в рабочей тетради | §33, задание 5, 6 в рабочей тетради, сообщение о значение фотосинтеза в развитии жизни. | февраль | |
39 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Комбинированный урок | Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. | | Таблица «Фотосинтез». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | § 34, задание 4 в рабочей тетради, сообщение о развитии жизни на Земле. | февраль | |
40 | Основные этапы развития жизни на Земле Комбинированный урок | Происхождение эукариотической клетки. Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции. | | Таблицы «Фенологическое развитие растений», «Фенологическое развитие животных», коллекция «Формы ископаемых видов растений и животных» | Устный контроль. Задания 1 – 3 в рабочей тетради | §35, задание 4 в рабочей тетради | февраль | |
41 | История живой природы Комбинированный урок | Этапы развития жизни | | Использование интерактивных технологий | Тестирование. | §35, сообщение о путешествии и исследованиях Ч. Дарвина | февраль | |
Учение об эволюции (10 часов) | |
42 | Идея развития органического мира в биологии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эволюция, искусственный отбор. Предпосылки возникновения теории Дарвина. | | Портреты Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, К. Линнея. Использование интерактивных технологий | Задания 1, 2 в рабочей тетради | §36, задания 5, 6 в рабочей тетради. | февраль | |
43 | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Комбинированный урок | Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. | | Портрет Ч. Дарвина, комнатные растения. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 1, 2, 4 в рабочей тетради | §37, задание 5 в рабочей тетради, сообщение о многообразии видов и приспособленности организмов. | февраль | |
44 | Движущие силы эволюции. Комбинированный урок | Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. | | Иллюстрации растений и животных. | Устный контроль. Задания 4 в рабочей тетради | §37, задание 6 в рабочей тетради. | февраль | |
45 | Современные представления об эволюции органического мира. Комбинированный урок | Популяция, дивергенция, элементарная единица эволюции, элементарные явления эволюции, элементарный материал эволюции, элементарные факторы эволюции. | | Гербарий растений | Устный контроль. Задания 2,4 в рабочей тетради | §38, задания 6, 7 в рабочей тетради | февраль | |
46 | Вид. Критерии вида. Комбинированный урок | Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | | Таблица «Мутационная изменчивость растений и животных» | Устный контроль. Задания 3-5 в рабочей тетради | §39, таблица | март | |
47 | Процессы видообразования. Комбинированный урок | Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции. | | Гербарий, коллекции насекомых. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 2 – 4 в рабочей тетради | § 40, задания 7, 8 в рабочей тетради | | |
48 | Макроэволюция. Комбинированный урок | Макроэволюция. | | Таблица «Современная система органического мира». | Задания 1, 4, 5 в рабочей тетради | §41 | март | |
49 | Основные направления эволюции. Комбинированный урок | Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. | | Таблица «Современная система органического мира». Использование интерактивных технологий | Задания 2, 4, 5 в рабочей тетради | §42, задания 6 – 8 в рабочей тетради | март | |
50 | Основные закономерности биологической эволюции. Урок практикум | Эволюция, особенности эволюции. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов» | Таблица «Современная система органического мира», листья деревьев, раковины моллюсков. | Устный контроль. Задания 1, 3, 8 в рабочей тетради. | § 43, сообщения о роли эволюции видов | март | |
51 | Обобщение. Урок контроля. | | | Таблица «Биологический круговорот веществ в биосфере», зоогеографическая карта мира | Тестирование. Вопросы и задания в рабочей тетради на стр. 83 | | март | |
Происхождение человека (6 часов) | |
52 | Эволюция приматов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них. | | Использование интерактивных технологий | Задания 2 – 6 в рабочей тетради | § 44, таблица | март | |
53 | Доказательства эволюционного происхождения человека. Комбинированный урок | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. | | Таблица «Сравнение зародышей позвоночных животных». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задание 3 в рабочей тетради | § 45, задания 4, 7 в рабочей тетради | март | |
54 | Ранние этапы эволюции человека. Комбинированный урок | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди. | | Таблица «Стадии эволюции человека», иллюстрации. | Работа с таблицей | § 46, задания 2 – 5 в рабочей тетради | апрель | |
55 | Поздние этапы эволюции человека. Комбинированный урок | Современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека. | | Таблица «Стадии эволюции человека», иллюстрации ископаемых людей. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 1 - 4 в рабочей тетради | § 47, сообщения о расах | апрель | |
56 | Человеческие расы. Комбинированный урок | Человеческие расы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | | Иллюстрации людей разных рас. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 2, 5 в рабочей тетради | § 48, задание 6 в рабочей тетради | апрель | |
57 | Человек как житель биосферы. Комбинированный урок | Биосоциальная сущность человека. | | Таблица «Биосфера» | Устный контроль. Задание 2 в рабочей тетради | § 49 | апрель | |
Основы экологии (9 часов) | | Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. |
58 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среды жизни. Среда – источник веществ, энергии и информации. | | Таблицы «Среды жизни на Земле», «перелетные птицы», гербарий растений | Предварительный контроль. Определение базовых знаний – фронтальная беседа. Задания 3, 5 в рабочей тетради | §50, 51, | апрель | |
59 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Комбинированный урок | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологические и физиологические адаптации. | Л.р. № 6. «Приспособленность организмов к среде обитания». | Таблицы «Жизненные формы растений», коллекция плодов и семян, комнатные растения, иллюстрации животных. Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | § 52, задания 3, 4 в рабочей тетради | апрель | |
60 | Биотические связи в природе. Комбинированный урок | Биотические связи, сети питания, хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, симбиоз, комменсализм. | | Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 3, 4 в рабочей тетради | § 53, задание 5 в рабочей тетради | апрель | |
61 | Популяции. Функционирование популяции во времени. Комбинированный урок | Популяция. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. Динамические характеристики популяции. | | Таблица «Биологический вид и его структура» | Устный контроль. | §54, 55 задания 2, 5 в рабочей тетради | апрель | |
62 | Состав и структура сообщества. Комбинированный урок | Биоценоз, биотоп, эдификаторы (средообразователи),экологическая ниша, виды доминанты | | Таблицы «Биоценоз», «Лес», «Луг». Гербарий растений, коллекция насекомых. | Устный контроль. Задания 1 – 4 в рабочей тетради | §56, сообщения «Учение о биогеоценозе», «Учение В.И. Вернадского о биосфере» | май | |
63 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Комбинированный урок | Экосистема, биогеоценоз, биологический круговорот веществ, структура экосистем, пищевые цепи, правило 10%, экологические пирамиды, учение о биосфере. | | Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», «Биологический круговорот веществ», портрет В.И. Вернадского. Использование интерактивных технологий | Задания 2 – 4 в рабочей тетради | §57, задания 4, 6 в рабочей тетради. Сообщения «Смена биогеоценозов, ее причины и значение» | май | |
64 | Саморазвитие системы. Основные законы устойчивости живой природы. Комбинированный урок | Сукцессия: первичная, вторичная. Пионерные (незрелые) сообщества, конечные экосистемы, агроэкосистемы. Цикличность в экосистемах, обратные связи в экосистемах, взаимная дополняемость и заменяемость видов | | Гербарий растений леса, луга. Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биологический круговорот веществ в биосфере» Использование интерактивных технологий | Устный контроль. Задания 1-3 в рабочей тетради | §58, 59 задания5, 7 в рабочей тетради | май | |
65 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Урок практикум | Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. | Л.р. № 7. «Оценка качества окружающей среды». | Таблица «Круговорот воды в природе». Использование интерактивных технологий | Устный контроль. | § 60, задания 5 – 7 в рабочей тетради | май | |
66 | Обобщение. Урок контроля | | | Карточки. | Тестирование. | | май | |