Пояснительная записка
Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «Чагоянская СОШ» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013 г.
Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2013 г.).
Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2019- 2020 учебный год.
В программе на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.
Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
Задачи:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.
В данном курсе рассматривается 10 часов с региональным компонентом:
1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/Р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)
2. «Генетика пола»
3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/Р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)
4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»
5. Л/Р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»
6. Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой»
7. «Экологические кризисы».
8. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»
9. Семинар «Биосфера и человек».
Предполагаемые и планируемые результаты освоения учебного материала:
Личностные результаты включают:
1. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:
понятия о назначении и взаимосвязях объектов окружающей человека социальной действительности (от личности и ее ближайшего окружения до страны и мира), о свободах личности и окружающего ее общества для комфортности личного и общественного пространства в жизнедеятельности человека и его межличностных отношениях, о субъективном и историческом времени в сознании человека;
понятия об обществе и человеке в нем, об основных правах и свободах человека в демократическом обществе, о значении взаимопомощи и дружбы между людьми и народами, о социальных нормах отношений и поведения, о роли различных социальных объектов в жизни человека (от семьи до государственных органов), о социальной обусловленности и значимости внутреннего духовного мира человека, о труде и выборе профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психосоциального здоровья человека;
понятия об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
понятия о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
понятия о художественно-эстетической картине мира как личном видении действительности, выраженном языком искусства, о роли искусства в жизни человека и общества, о важности различения прекрасного и безобразного в жизни человека, об образном мышлении человека, о значимости художественной культуры народов России и стран мира.
2. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков, умений и способностей, в соответствии с направлениями:
уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины – России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов(патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);
уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач; развитость активной гражданской позиции на основе опыта деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей; принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);
неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений, развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими, (духовно-нравственное воспитание);
развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира; творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);
сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание);
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) овладение универсальными учебными действиями:
ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;
ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;
ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;
распределять время на решение учебных задач;
выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной учебной задачи;
обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
планировать и реализовывать способ достижения краткосрочной цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;
преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей;
строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;
создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;
самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи, промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих закономерностей;
объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения учебной задачи;
делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
2)овладение регулятивными действиями:
уметь выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;
планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;
самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;
формулировать отношение к полученному результату деятельности;
оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов;
указывать причины успехов и неудач в деятельности;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.
3) овладение умениями работать с информацией:
уметь указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи деятельности;
характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;
считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация;
указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;
систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;
самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в соответствии с целью информационного поиска;
извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;
проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;
самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);
излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;
воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию (позиции, оценки, мнения);
выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;
осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений, ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;
выделять признаки по заданным критериям;
структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
обобщать (резюмировать) полученную информацию;
делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие вывод;
ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного решения, обосновывая адекватность источника;
сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и различиях;
проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной задачей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
анализировать художественный текст;
вербализировать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником (текстом);
резюмировать главную идею текста;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической деятельности.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
уметь самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;
задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;
сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;
развивать и уточнять идеи друг друга;
распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;
осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;
отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;
использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
соблюдать нормы публичной речи и регламент;
адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;
работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
сформированность системы биологических знаний, понимание способов их получения и преобразования; ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;
сформированность умения раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования и эволюции объектов и явлений живой природы;
сформированность умения использовать понятийный аппарат и символический язык биологии, грамотно применяя научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения;
приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.) для понимания роли биологии как компонента культуры;
сформированность умения характеризовать первоначальные систематизированные представления об основных надцарствах, царствах организмов, их строении, процессах жизнедеятельности и значении;
сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
сформированность умения использовать характерные свойства биологических моделей для объяснения процессов и явлений в живой природе;
сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, влияния факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
владение приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными;
владение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
сформированность умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;
приобретение опыта работы в группе сверстников при решении познавательных задач в области биологии, выстраивания коммуникации, учитывая мнение окружающих, и адекватной оценки собственного вклада в деятельность группы;
сформированность интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства.
2. Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).
Учебно - тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
| Введение | 2 | 2 | |
1 | Уровни организации живой природы | 54 | | |
| Тема 1.1 Молекулярный уровень | 10 | | |
| Тема 1.2 Клеточный уровень | 15 | 14 | 1 |
| Тема 1.3 Организменный уровень | 14 | 13 | 1 |
| Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень | 3 | 2 | 1 |
| Тема 1.5 Экосистемный уровень | 8 | 7 | 1 |
| Тема 1.6 Биосферный уровень | 4 | 4 | |
2 | Эволюция | 7 | 6 | 1 |
3 | Возникновение и развитие жизни | 7 | 5 | 2 |
| Итого | 70 | 63 | 7 |
3. Календарно - тематическое планирование
Название темы | Кол.-во уроков | Темы уроков | Экскурсии, л./р, контроль знаний. | Д./з. | Прим. даты | Примечание |
1. Введение | 2 | 1. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | | 1, 2 | 03.09.19г. | |
2 | | 2.Сущность жизни и свойства живого. | | 3 | 04.09.19г. | |
2.Уровни организации живой природы (54) |
1.1. Молекулярный уровень | 10 | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика. | | 1.1 | | |
| | 2. Углеводы. | | 1.2 | 10.09.19г. | |
| | 3. Липиды. | | 1.3 | 11.09.19г. | |
| | 4. Состав и строение белков. | | 1.4 | 17.09.19г. | |
| | 5. Функции белков. | С/р: Составление конспекта темы | 1.5 | 18.09.19г. | |
| | 6. Нуклеиновые кислоты. | | 1.6 | 24.09.19г. | |
| | 7. АТФ и другие органические соединения клетки. | | 1.7 | 25.09.19г. | |
| | 8. Биологические катализаторы. | | 1.8 | 01.10.19г. | |
| | 9. Вирусы. | | 1.9 | 02.10.19г. | |
| | 10. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | тестирование | 1.1 – 1.9 | 08.10.19г. | |
1.2.Клеточный уровень | 15 | 1. Клеточная теория | | 2.1 | 09.10.19г. | |
| | 2. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. | | 2.2 | 15.10.19г. | |
| | 3. Ядро | | 2.3 | 16.10.19г. | |
| | 4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | | 2.4 | 22.10.19г. | |
| | 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | | 2.5 | 23.10.19г. | |
| | 6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | | 2.6. | 29.10.19г. | |
| | 7. Эукариоты и прокариоты (Р.К. ) Л/р. №1 | Р.К. Л/р. №1 «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом» | 2.7 | 30.10.19г. | |
| | 8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | | 2.8 | 05.11.19г. | |
| | 9.Энергетический обмен в клетке. | | 2.9 | 06.11.19г. | |
| | 10.Питание клетки, его типы. | | 2.10 | 12.11.19г. | |
| | 11. Фотосинтез и хемосинтез. | | 2.11 | 13.11.19г. | |
| | 12.Гетеротрофы. | | 2.12 | 19.11.19г. | |
| | 13. Синтез белков в клетке. | | 2.13 | 20.11.19г. | |
| | 14. Деление клетки. Митоз | | 2.14 | 26.11.19г. | |
| | 15. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | тестирование | 2.1 – 2.14 | 27.11.19г. | |
1.3. Организменный уровень | 14 | 1. Бесполое размножение организмов. | | 3.1 | 03.12.19г. | |
| | 2. Половое размножение организмов. Оплодотворение. | | 3.2, 3.3 | 04.12.19г. | |
| | 3. Онтогенез. Биогенетический закон. | | 3.4 | 10.12.19г. | |
| | 4. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. | С/р «Решение генетических задач» | 3.5 | 11.12.19г | |
| | 5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | | 3.6 | 17.12.19г | |
| | 6. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | С/р «Решение генетических задач» | 3.7 | 18.12.19г | |
| | 7. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | | 3.8 | 24.12.19г. | |
| | 8. Взаимодействие генов. | | 3.9 | 25.12.19г. | |
| | 9. Генетика пола. (Р.К.) Роль генотипа и усложнения в формировании среды | | 3.10 | 14.01.20г. | |
| | 10. Закономерности изменчивости. Норма реакции. ( Р.К.) Л/р № 2 | Р.К. Л/р № 2 «Выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных» | 3.11 | 15.01.20г. | |
| | 11. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | | 3.12 | 21.01.20г. | |
| | 12. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов. (Р.К.) Селекция местных сортов растений и пород животных. | | 3.13 | 22.01.20г. | |
| | 13. Основные методы селекции. | | 3.14 | 28.01.20г. | |
| | 14. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого» | тестирование | 3.1 – 3.14 | 29.01.20г. | |
1.4. Популяционно – видовой уровень | 3 | 1.Критерии вида | | 4.1 | 04.02.20г. | |
| | 2. (Р.К.) Л/р № 3«Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры.» | Р.К. Л/р № 3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры.» | Выписать новые термины из 4.2, 4.3 | 05.02.20г. | |
| | 3.Популяци – форма существования вида | | 4.2, 4.3 | 11.02.20г. | |
1.5. Экосистемный уровень | 8 | 1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз | | 5.1 | 12.02.20г. | |
| | 2. Состав и структура сообщества. | | 5.2 | 18.02.20г. | |
| | 3. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. | С/р «Составление цепей питания в естественном и искусственном биогеоценозах» | 5.3 | 19.02.20г. | |
| | 4.Продуктивность сообщества. | | 5.4 | 25.02.20г. | |
| | 5. Искусственные биогеоценозы. | | 5.5 | 26.02.20г. | |
| | 6. Экологическая сукцессия | | 5.5 повторить | 03.03.20г. | |
| | 7. (Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой». | Р.К. Экскурсия №1 в биогеоценозы окрестностей школы № 31 | | 04.03.20г. | |
| | 8. Обобщение по теме «Экосистемный уровень» | | 5.1 5.5 | 10.03.20г. | |
1.6. Биосферный уровень | 4 | 1. Биосфера. Среды жизни | | 6.1 | 11.03.20г. | |
| | 2. Средообразующая деятельность организмов | | 6.2 | 17.03.20г. | |
| | 3. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | | 6.3 | 18.03.20г. | |
| | 4. Экологические кризисы (Р.К) Экология Кузбасса | | 6.1 – 6.3 | 31.03.20г. | |
3. Эволюция | 7 | 1. Ч.Дарвин. Основные положения теории эволюции. | | 7.1 | 01.04.20г. | |
| | 2. Движущие силы эволюции. | С/р: составить таблицу по учебнику | 7.2 | 07.04.20г. | |
| | 3. Отбор и его формы. | | 7.3 | 08.04.20г. | |
| | 4. Изолирующие механизмы. | | 7.4, 7.5 | 14.04.20г. | |
| | 5. Микро - и макроэволюции. | | 7.6, 7.7 | 15.04.20г. | |
| | 6. Основные закономерности эволюции | тестирование | 7.8 | 21.04.20г. | |
| | 7. (Р.К.) Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны» | Р.К. Экскурсия №2 | 7.9 | 22.04.20г. | |
4. Возникновение и развитие жизни | 7 | 1. Гипотезы возникновения жизни | | 8.1 | 28.04.20г. | |
| | 2. Современные гипотезы о происхождении жизни. | | 8.3 | 29.04.20г. | |
| | 3. Основные этапы развития жизни. | Составление конспекта | 8.4 – 8.8 | 05.05.20г. | |
| | 4. Доказательства эволюции. Л/р №4 | Л/р №4 «Изучение палеон- тологических доказательств эволюции» | 7.8, 10.1 | 06.05.20г. | |
| | 5. (Р.К.) Экскурсия №3 «История развития органического мира Кузбасса» | Р.К. Экскурсия № 3 в краеведческий музей города Киселевска | Повторить основные разделы 1 - 4 | 12.05.20г. | |
| | 6. К/р за курс «Введения в общую биологию» | Контрольная работа | Доклады о состоянии экологии в Кузбассе | 13.05.20г. | |
| | 7. ( Р.К.) Семинар «Биосфера и человек» | Р.К. Семинар | | 19.05.20г. | |
Всего часов: 68; Л/р – 4, С/р- 5, тестирование – 4, экскурсий - 3