СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «Чагоянская СОШ» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9  класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 год  и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов,  В.В. Пасечник. -  М.: Дрофа, 2013 г.  

Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2013 г.).

Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,  В.В. Пасечник.

 Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2019- 2020 учебный год.

В программе  на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.

Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости,  знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

     Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в  области   биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами,    справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические    эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических   экспериментов,   работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в    природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за  растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий   своей деятельности по отношению к природной среде; для  соблюдения    правил поведения в   окружающей среде, норм здорового образа жизни.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.

В данном курсе рассматривается 10 часов с региональным компонентом:

1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/Р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)

2. «Генетика пола»

3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/Р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)

4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»

5. Л/Р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»

6. Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой»

7. «Экологические кризисы».

8. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»

9. Семинар «Биосфера и человек».


  1. Предполагаемые и планируемые результаты освоения учебного материала:

Личностные результаты включают:

1. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:

  • понятия о назначении и взаимосвязях объектов окружающей человека социальной действительности (от личности и ее ближайшего окружения до страны и мира), о свободах личности и окружающего ее общества для комфортности личного и общественного пространства в жизнедеятельности человека и его межличностных отношениях, о субъективном и историческом времени в сознании человека;

  • понятия об обществе и человеке в нем, об основных правах и свободах человека в демократическом обществе, о значении взаимопомощи и дружбы между людьми и народами, о социальных нормах отношений и поведения, о роли различных социальных объектов в жизни человека (от семьи до государственных органов), о социальной обусловленности и значимости внутреннего духовного мира человека, о труде и выборе профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психосоциального здоровья человека;

  • понятия об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

  • понятия о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

  • понятия о художественно-эстетической картине мира как личном видении действительности, выраженном языком искусства, о роли искусства в жизни человека и общества, о важности различения прекрасного и безобразного в жизни человека, об образном мышлении человека, о значимости художественной культуры народов России и стран мира.

2. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков, умений и способностей, в соответствии с направлениями:

  • уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины – России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов(патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);

  • уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач; развитость активной гражданской позиции на основе опыта деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей; принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);

  • неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений, развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими, (духовно-нравственное воспитание);

  • развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира; творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);

  • сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

  • сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

  • стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

  • формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание);

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) овладение универсальными учебными действиями:

ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;

ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;

ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;

распределять время на решение учебных задач;

выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной учебной задачи;

обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

планировать и реализовывать способ достижения краткосрочной цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;

преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей;

строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;

создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;

самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи, промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих закономерностей;

объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения учебной задачи;

делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

2)овладение регулятивными действиями:

уметь выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;

планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;

формулировать отношение к полученному результату деятельности;

оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов;

указывать причины успехов и неудач в деятельности;

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.

3) овладение умениями работать с информацией:

уметь указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи деятельности;

характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;

считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация;

указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;

систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;

самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в соответствии с целью информационного поиска;

извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;

проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;

находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;

самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);

излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию (позиции, оценки, мнения);

выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;

осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений, ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;

выделять признаки по заданным критериям;

структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

обобщать (резюмировать) полученную информацию;

делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие вывод;

ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного решения, обосновывая адекватность источника;

сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и различиях;

проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной задачей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

анализировать художественный текст;

вербализировать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником (текстом);

резюмировать главную идею текста;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической деятельности.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

уметь самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;

задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;

сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;

развивать и уточнять идеи друг друга;

распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;

осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;

отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

соблюдать нормы публичной речи и регламент;

адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;

работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  • сформированность системы биологических знаний, понимание способов их получения и преобразования; ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;

  • сформированность умения раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования и эволюции объектов и явлений живой природы;

  • сформированность умения использовать понятийный аппарат и символический язык биологии, грамотно применяя научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.) для понимания роли биологии как компонента культуры;

  • сформированность умения характеризовать первоначальные систематизированные представления об основных надцарствах, царствах организмов, их строении, процессах жизнедеятельности и значении;

  • сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

  • сформированность умения использовать характерные свойства биологических моделей для объяснения процессов и явлений в живой природе;

  • сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, влияния факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

  • владение приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными;

  • владение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

  • сформированность умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;

  • приобретение опыта работы в группе сверстников при решении познавательных задач в области биологии, выстраивания коммуникации, учитывая мнение окружающих, и адекватной оценки собственного вклада в деятельность группы;

  • сформированность интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства.

2. Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ  (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 

РАЗДЕЛ I.  УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)

ТЕМА 1.1.  Молекулярный уровень  (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.  

ТЕМА 1.2.  Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

  • Лабораторная  работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

  •  Лабораторная работа №2.  Выявление изменчивости организмов 

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа №3.  Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

  • Экскурсия в биогеоценоз.

 ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

  • Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

  • Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

  • Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).

Учебно - тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики


Введение

2

2


1

Уровни организации живой природы

54




Тема 1.1 Молекулярный уровень

10




Тема 1.2 Клеточный уровень

15

14

1


Тема 1.3 Организменный уровень

14

13

1


Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень

3

2

1


Тема 1.5 Экосистемный уровень

8

7

1


Тема 1.6 Биосферный уровень

4

4


2

Эволюция

7

6

1

3

Возникновение и развитие жизни

7

5

2


Итого

70

63

7

3. Календарно - тематическое планирование

Название темы

Кол.-во уроков

Темы уроков

Экскурсии, л./р, контроль знаний.

Д./з.

Прим. даты

Примечание

       1. Введение

2

1. Биология -  наука о жизни. Методы исследования в биологии.


1, 2

03.09.19г.


2


2.Сущность жизни и свойства живого.


3

04.09.19г.


2.Уровни организации живой природы (54)

1.1. Молекулярный уровень

10

1. Молекулярный уровень: общая характеристика.


1.1





2. Углеводы.


1.2

10.09.19г.




3. Липиды.


1.3

11.09.19г.




4. Состав и строение белков.


1.4

17.09.19г.




5. Функции белков.

С/р: Составление конспекта темы

1.5

18.09.19г.




6. Нуклеиновые кислоты.


1.6

24.09.19г.




7. АТФ и другие органические соединения клетки.


1.7

25.09.19г.




8. Биологические катализаторы.


1.8

01.10.19г.




9. Вирусы.


1.9

02.10.19г.




10. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

тестирование

1.1 – 1.9

08.10.19г.


1.2.Клеточный уровень

15

1. Клеточная теория


2.1

09.10.19г.




2. Клетка – структурная и функциональная  единица жизни.


2.2

15.10.19г.




3. Ядро


2.3

16.10.19г.




4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.


2.4

22.10.19г.




5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.


2.5

23.10.19г.




6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.


2.6.

29.10.19г.




7. Эукариоты и прокариоты

(Р.К. ) Л/р. №1                                                              

Р.К.  Л/р. №1 «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны  под микроскопом»                                                              

2.7

30.10.19г.




8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.


2.8

05.11.19г.




9.Энергетический обмен в клетке.


2.9

06.11.19г.




10.Питание клетки, его типы.


2.10

12.11.19г.




11. Фотосинтез и хемосинтез.


2.11

13.11.19г.




12.Гетеротрофы.


2.12

19.11.19г.




13. Синтез белков в клетке.


2.13

20.11.19г.




14. Деление клетки. Митоз


2.14

26.11.19г.




15. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

тестирование

2.1 – 2.14

27.11.19г.


1.3. Организменный уровень

14

1. Бесполое размножение организмов.


3.1

03.12.19г.




2. Половое размножение организмов. Оплодотворение.


3.2, 3.3

04.12.19г.




3. Онтогенез. Биогенетический  закон.


3.4

10.12.19г.




4. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание.

С/р «Решение генетических задач»

3.5

11.12.19г




5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание


3.6

17.12.19г




6. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

С/р «Решение генетических задач»

3.7

18.12.19г




7. Сцепленное  наследование признаков. Закон Т.Моргана.  


3.8

24.12.19г.




8. Взаимодействие генов.


3.9

25.12.19г.




9. Генетика пола. 

(Р.К.) Роль генотипа и усложнения  в формировании среды


3.10

14.01.20г.




10. Закономерности изменчивости. Норма реакции. 

 ( Р.К.)  Л/р № 2

Р.К.  Л/р № 2 «Выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»

3.11

15.01.20г.




11. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.


3.12

21.01.20г.




12. Основы  селекции. Работы Н.И.Вавилов.

 (Р.К.) Селекция местных сортов растений и пород животных.


3.13

22.01.20г.




13. Основные методы селекции.


3.14

28.01.20г.




14. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»

тестирование

3.1 – 3.14

29.01.20г.


1.4. Популяционно – видовой уровень

3

1.Критерии вида


4.1

04.02.20г.




2. (Р.К.) Л/р № 3«Изучение морфологического критерия на примере растений  местной флоры.»                                                                                          

Р.К. Л/р № 3 «Изучение морфологического критерия на примере растений  местной флоры.»                                                                                          

Выписать новые термины из 4.2, 4.3

05.02.20г.




3.Популяци – форма существования вида

 

4.2, 4.3

11.02.20г.


1.5. Экосистемный уровень






















8

1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз


5.1

12.02.20г.




2. Состав и структура сообщества.


5.2

18.02.20г.




3. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

С/р «Составление цепей питания  в естественном и искусственном биогеоценозах»

5.3

19.02.20г.




4.Продуктивность сообщества.


5.4

25.02.20г.




5. Искусственные биогеоценозы.


5.5

26.02.20г.




6. Экологическая сукцессия


5.5 повторить

03.03.20г.




7.  (Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой».     

Р.К. Экскурсия №1 в биогеоценозы окрестностей школы № 31


04.03.20г.




8. Обобщение по теме «Экосистемный уровень»


5.1 5.5

10.03.20г.


1.6. Биосферный уровень

4

1. Биосфера. Среды жизни


6.1

11.03.20г.




2. Средообразующая деятельность организмов


6.2

17.03.20г.




3. Круговорот веществ и  энергии в биосфере.


6.3

18.03.20г.




4. Экологические кризисы

(Р.К) Экология Кузбасса


6.1 – 6.3

31.03.20г.


3. Эволюция

7

1. Ч.Дарвин. Основные положения теории эволюции.


7.1

01.04.20г.




2.  Движущие силы эволюции.

С/р: составить таблицу по учебнику

7.2

07.04.20г.




3.  Отбор и его формы.


7.3

08.04.20г.




4. Изолирующие механизмы.


7.4, 7.5

14.04.20г.




5. Микро - и макроэволюции.


7.6, 7.7

15.04.20г.




6. Основные закономерности эволюции

тестирование

7.8

21.04.20г.




7.  (Р.К.)  Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»

Р.К.  Экскурсия №2           

7.9

22.04.20г.


4. Возникновение и развитие жизни




7

1. Гипотезы возникновения жизни


8.1

28.04.20г.




2. Современные гипотезы о происхождении жизни.


8.3

29.04.20г.




3. Основные этапы развития жизни.

Составление конспекта

8.4 – 8.8

05.05.20г.




4. Доказательства эволюции. Л/р №4  

Л/р №4  «Изучение палеон- тологических доказательств эволюции»

7.8, 10.1

06.05.20г.




5. (Р.К.) Экскурсия №3 «История развития органического мира Кузбасса»

Р.К. Экскурсия № 3 в краеведческий музей города Киселевска

Повторить основные разделы 1 - 4

12.05.20г.




6. К/р за курс «Введения в общую биологию»

Контрольная работа

Доклады о состоянии экологии в Кузбассе

13.05.20г.




7. ( Р.К.)  Семинар «Биосфера и человек»

Р.К.  Семинар


19.05.20г.


Всего часов: 68; Л/р – 4, С/р- 5, тестирование – 4, экскурсий - 3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!