СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 16» ГОРОДА САРОВА
| |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО
БИОЛОГИИ
В 9 КЛАССЕ
УЧЕБНИК В.В. ПАСЕЧНИКА, А.А.КАМЕНСКОГО, Г.Г.ШВЕЦОВА, З.Г. ГАПОНЮКА. БИОЛОГИЯ. 9 КЛАСС
ИЗДАТЕЛЬСТВО « ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2019 Г.
Программа «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В.Пасечник и др. – М.: Просвещение. 2018
Программа разработана
учителями биологии
Слюсаревой Ю.С.
Бабиковой Н.И
г.САРОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Планируемые результаты
Обучение биологии в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих результатов
Личностных результатов
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов различных систематических групп и процессов жизнедеятельности, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
содержание ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрацияи
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (7 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Л.Р.№1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Раздел 2. Клеточный уровень (12 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. Вирусы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Л.Р.№2.Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень (16 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Л.Р.№3.Выявление изменчивости организмов.
П.Р.№1.Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
П.Р.№2.Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании
П.Р.№3.Решение генетических задач на дигибридное скрещивание
П.Р.№4.Решение генетических задач на наследование признаков, связанных с полом
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (9 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Л.Р.№4.Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Раздел 6.Биосферный уровень (10 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол-во час | Тема урока | Основные вопросы содержания | Планируемые результаты обучения | |||
Введение (3 Ч) | |||||||
1 | 1 | Биология — наука о живой природе
| Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией | Предметные: должны уметь давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи, характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Метапредметные: познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради. коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Личностные: познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | |||
2 | 1 | Методы исследования в биологии
| Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования | Предметные: должны называть методы изучения живой природы,характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Метапредметные: познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. Личностные: учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | |||
3 | 1 | Сущность жизни и свойства живого | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы | Предметные: должны называть общие признаки (свойства) живого организма, характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, Метапредметные: познавательные: умение, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты Личностные: осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | |||
Раздел 1. Молекулярный уровень (7 часов) | |||||||
4 | 1
| Цитология – наука о клетке | Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки | Предметные: должны давать определения понятиям клетка, цитология Метапредметные: познавательные: умение находить нужную информацию коммуникативные: умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга. регулятивные: умение выбирать самостоятельные средства достижения цели Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
5 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. Неорганические вещества клетки | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Неорганические вещества клетки. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры | Предметные: должны давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение,характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; Метапредметные: познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и ,оценивать полученные результаты. Личностные: учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | |||
6 | 1 | Углеводы. Липиды | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная
| Предметные: Должны давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов, характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Должны давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов, характеризовать особенности строения липидов, их функции. Метапредметные: познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Личностные: осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях углеводов и липидов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |||
7 | 1 | Состав и строение белков Функции белков | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая | Предметные: должны называть понятиям: мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации, перечислять функции белков в организме, характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Метапредметные: познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Личностные: осмысливают тему урока. Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях белков | |||
8 | 1 | Биологические катализаторы | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. Лабораторная работа №1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | Предметные: Должны давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное коммуникативные: взаимооценка, выражают в ответах свои мысли регулятивные: корректируют свои знания Личностные: осознают и осмысливают информации о характерных особенностях катализаторов | |||
9 | 1 | Нуклеиновые кислоты | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль
| Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК,характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК иРНК (различных типов РНК); Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное осуществляют поиск и отбор необходимой информации коммуникативные: задают вопросы, выражают свои мысли регулятивные: определяют цель работы Личностные: осознание единства живой природы на основе знаний о нуклеиновых кислотах | |||
10 | 1 | АТФ и другие органические соединения клетки | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргичес-кая связь. Витамины жирораствори-мые и водораствори-мые | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное коммуникативные: выражают в ответах свои мысли регулятивные: корректируют свои знания Личностные: рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |||
Раздел 2. Клеточный уровень (12 часов)
| |||||||
11 | 1 | Клеточный уровень: общая характеристика | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Основные положения клеточной теории | Предметные: должны называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории, характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Метапредметные: познавательные: умение находить нужную информацию коммуникативные: умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга. регулятивные: умение выбирать самостоятельные средства достижения цели Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
12 | 1 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз | Предметные: должны давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра, характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз) Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. коммуникативные: умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга - выражают свои мысли. регулятивные: определяют цель работы,корректируют знания. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
13 | 1 | Ядро | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки | Предметные: должны давать определение терминам. Называть состав содержимого ядра, функции в клетке. Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. коммуникативные: умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга, выражают свои мысли. регулятивные: определяют цель работы, корректируют знания. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
14 | 1 | Строение клетки | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы
| Предметные: должны называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид, характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания, выражают свои мысли коммуникативные: умение работать в группе, обсуждать регулятивные: определяют цель работы, корректируют знания. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
15 | 1 | Строение клетки | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения | Предметные: должны называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки, характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания, выражают свои мысли, определяют цель работы, корректируют знания. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: определяют цель работы, корректируют знания. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
16 | 1 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот
| Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа №2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом | Предметные: должны давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Метапредметные: познавательные: анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания, выражают свои мысли коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: определяют цель работы, корректируют знания. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
17 | 1 | Вирусы | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | Предметные: должны перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Метапредметные: познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.. Личностные: осознают и осмысливают информации о характерных особенностях вирусов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |||
18 | 1 | Метаболизм Энергетический обмен в клетке | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира | |||
19 | 1 | Фотосинтез и хемосинтез
| Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии | Предметные: должны объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза Метапредметные: познавательные: уметь анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Объективно оценивать работу членов групп регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Личностные: осмысливают причины разнообразия процессов происходящих в живых организмах | |||
20 | 1 | Синтез белков в клетке
| Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома | Предметные: должны давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции), характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль Метапредметные: познавательные: исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: слушают учителя, отвечают на вопросы регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира | |||
21 | 1 | Деление клетки. Митоз
| Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления | Предметные: должны давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира | |||
22 | 1 | Обобщаю-щий урок |
| Предметные: должны давать определение терминам. Называть особенности строения клеток живых организмов; перечислять их свойства и значение, характеризовать особенности строения и функционирования Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. Личностные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
Раздел 3. Организменный уровень (16 часов)
| |||||||
23 | 1 | Размножение организмов Бесполое размножение | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | Предметные: должны знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы, описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества Метапредметные: познавательные: давать определения терминам. Различать бесполое и половое размножение. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. | |||
24 | 1 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение
| Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза, характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий Метапредметные: познавательные: давать определения терминам. Перечислять способы размножения Сравнивать животных с различными видами бесполого размножения и животных с внешним и внутренним оплодотворением. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. Анализировать содержание коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные: формирование активной жизненной позиции в защите природы родного края. Формирование экологической культуры необходимой в современном мире. Распознание взаимоотношений человеческого общества и природы. | |||
25 | 1 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон
| Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение Метапредметные: познавательные: различать животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Уметь объективно оценивать работу членов группы. регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Личностные: Выстраивать собственное целостное мировоззрение. | |||
26 | 1 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | Факторы внешней среды | Предметные: должны давать определение терминам. Называть способы размножения живых организмов; перечислять их свойства и значение, характеризовать особенности строения и функционирования Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
27 | 1 | Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Основные генетические понятия | Наследственность, ген, локус, аллельные гены, доминантный, рецессивный ген, генотип и фенотип. | Предметные: должны давать определение терминам, называть и давать характеристику методам исследования наследственности Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
28 | 1 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание
| Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. Практическая работа №1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |||
29 | 1 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Практическая работа №2 Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |||
30 | 1 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Практическая работа №3 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |||
31 | 1 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа №4 Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать сущность закона Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом. Называть группы хромосом характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Учатся самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов и решении биологических задач | |||
32 | 1 | Закономерности измен-чивости: модификационная измен-чивость. Норма реакции | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции. Лабораторная работа №3 Выявление изменчивости организмов | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа Метапредметные: познавательные: представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Личностные: учатся признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. | |||
33 | 1 | Закономерности измен-чивости: мутационная изменчивость
| Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества | Предметные: должны называть виды взаимодействия неаллельных генов, характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания Метапредметные: познавательные: осуществлять логическую операцию установления отношений; коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер). Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Учатся самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов. | |||
34 | 1 | Методы изучения наследственности человека Генотип и здоровье человека | Понятие наследственности. Методы изучения | Предметные: должны знать методы, характеризовать их Метапредметные: познавательные: анализируют, сравнивают, классифицирует и обобщает понятия; дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; коммуникативные: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы регулятивные: умеют оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов. | |||
35 | 1 | Основы селекции | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики | Предметные: должны давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений, характеризовать задачи и центров происхождения культурных растений с местами расположения значение обосновывать совпадение великих древних цивилизаций; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Называть основные методы селекции; виды гибридизации, характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ Метапредметные: познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. регулятивные: корректировать знания и объективно их оценивать. Личностные: осмысливают причины многообразия животного мира | |||
36 | 1 | Достижения мировой и отечественной селекции | Учёные и их вклад. | Предметные: должны уметь анализировать и оценивать значение генетики для создания сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности; Метапредметные: познавательные: владеют приёмами работы с информацией, формулируют проблему коммуникативные: умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, активно слушать одноклассников и понимать их позицию регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; планируют свою деятельность Личностные: осознание высокой ценности жизни, здоровья – своего и других людей; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала | |||
37 | 1 | Биотехноло-гия: достижения и перспективы | Биотехнология, генная, клеточная инженерия, культура клеток | Предметные: должны давать определение понятиям биотехнология, штамм; приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности; объяснять роль биологии в практической деятельности Метапредметные: познавательные: владеют приёмами работы с информацией, формулируют проблему коммуникативные: умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, активно слушать одноклассников и понимать их позицию регулятивные: отвечают на поставленные вопросы, работают с текстом параграфа и его компонентами Личностные: осознание высокой ценности жизни, здоровья – своего и других людей; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала | |||
38 | 1 | Обобщающий урок | | Предметные: должны давать определение терминам. Называть способы взаимодействия генов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности строения и функционирования Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. Личностные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (9 часов)
| |||||||
39 | 1 | Учение об эволюции органического мира | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции | Предметные: должны давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина, характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина Метапредметные: познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий Личностные: учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим | |||
40 | 1 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Лабораторная работа №4 Изучение морфологического критерия вида | Предметные: должны давать определение терминам. Называть критерии вида, характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Метапредметные: познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, представлять информацию в виде схем, таблиц и конспектов. коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга. регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий ,сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
41 | 1 | Экологические факторы и условия среды.
| Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы | Предметные: должны уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов, приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов Метапредметные: познавательные: владеть приёмами работы с информацией коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, участвовать в дискуссии регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью Личностные: проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания. | |||
42 | 1 | Биологическая классификация Популяция как элементарная единица эволюции
| Популяционная генетика. Изменчивость генофонда | Предметные: должны давать определение терминам, характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы. Характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений Метапредметные: познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков. Учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал. | |||
43 | 1 | Борьба за существование и естественный отбор
| Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора | Предметные: должны давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование Метапредметные: познавательные: исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: слушают учителя, отвечают на вопросы регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. Личностные: осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |||
44 | 1 | Видообразование
| Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование | Предметные: должны давать определение терминам. Называть основные формы видообразования, характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. Личностные: осознают многообразие животного мира на Земле. | |||
45 | 1 | Макроэволюция
| Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса | Предметные: должны давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам | |||
46 | 1 | Адаптация как результат естественного отбора | Приспособленность, адаптация, покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, приспособительное поведение, забота о потомстве, физиологические адаптации .
| Предметные: должны сформировать знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса. Практически научиться определять черты приспособленности организмов к среде обитания. Обосновать относительный характер приспособленности организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Метапредметные: познавательные: умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное, владеть приёмами работы с информацией, участвовать в групповой работе коммуникативные: высказывают свою точку зрения, строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников и понимать их позицию регулятивные: развивают навыки самооценки и самоанализа, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя Личностные: осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |||
47 | 1 | Обобщающий урок-семинар | | Предметные: должны давать определение терминам. Называть этапы и виды эволюции; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. Личностные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 часов)
| |||||||
48 | 1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз | Предметные: должны давать терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ Метапредметные: познавательные: анализируют и дифференцируют полученные знания. коммуникативные: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы регулятивные: определяют цель работы,, корректируют знания Личностные: учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума). | |||
49 | 1 | Состав и структура сообщества
| Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень | Предметные: должны давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные) характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества Метапредметные: познавательные: умеют работать с текстом, выделять в нем главное. коммуникативные: выражают в ответах свои мысли регулятивные: организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
50 | 1 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме
| Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокоопера-ция. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм
| Предметные: должны давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах Метапредметные: познавательные: умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: развивают навыки самооценки и самоанализа. Личностные: осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |||
51 | 1 | Потоки вещества и энергии в экосистеме
| Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы | Предметные: должны давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества. Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания Метапредметные: познавательные: умеют работать с текстом, выделять в нем главное. коммуникативные: выражают в ответах свои мысли регулятивные: организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
52 | 1 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия | Предметные: должны давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах Метапредметные: познавательные: умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: развивают навыки самооценки и самоанализа. Личностные: осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |||
53 | 1 | Искусственные экосистемы | Агроценозы | Предметные: должны давать определение терминам. Приводить примеры агроценозов, давать им характеристику Метапредметные: познавательные: умеют находить нужную информацию, используют различные источники получения информации. коммуникативные: отстаивают свою точку зрения приводят аргументы, подтверждают их примерами, с достоинством признают свои ошибки и корректируют знания, взаимооценивают друг друга регулятивные: самостоятельно ставят цели работы, составляют план и последовательность действий оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Личностные: учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
54 | 1 | Обобщающий урок – экскурсия | Экскурсия в биогеоценоз | Предметные: должны давать определение терминам. Называть элементы биоценозов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. Личностные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
Раздел 6.Биосферный уровень (10 часов)
| |||||||
55 | 1 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | Предметные: должны давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы, характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции Метапредметные: познавательные: исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют коммуникативные: слушают учителя, отвечают на вопросы регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение | |||
56 | 1 | Круговорот веществ в биосфере
| Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы
| Предметные: должны давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов Метапредметные: познавательные: умеют находить нужную информацию, используют различные источники получения информации. коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждают их примерами, с достоинством признают свои ошибки и корректируют знания, взаимооценивают друг друга. регулятивные: самостоятельно ставят цели работы, составляют план и последовательность действий оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Личностные: учатся осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |||
57 | 1 | Эволюция биосферы
| Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис | Предметные: должны давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов Метапредметные: познавательные: исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее коммуникативные: слушают учителя, отвечают на вопросы регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение | |||
58 | 1 | Гипотезы возникновения жизни | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Предметные: должны называть основные гипотезы возникновения жизни, характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
59 | 1 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы
| Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | Предметные: должны называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
60 | 1 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни
| Предметные: должны называть эры и периоды, крупные ароморфозы, характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
61 | 1 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Развитие жизни в мезозое и кайнозое
| Предметные: должны называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации, характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
62 | 1 | Антропогенное воздействие на биосферу
| Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы | Предметные: должны знать о воздействии человека на природу Метапредметные: познавательные: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное коммуникативные: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя регулятивные: вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. Личностные: осмысливают единую природную целостность | |||
63 | 1 | Основы рационального природопользования | Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления | Предметные: должны знать о мерах по охране природы Метапредметные: познавательные: исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют коммуникативные: слушают учителя, отвечают на вопросы регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира.Выстраивать собственное целостное мировоззрение | |||
64 | 1 | Обобщающий урок-конференция | Урок-конференция | Предметные: должны давать определение терминам. Называть основные глобальные проблемы человечества; перечислять их свойства и значение, характеризовать особенности Метапредметные: познавательные: умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные: умение работать в группах, обсуждать регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. Личностные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | |||
Повторение. Подготовка к ОГЭ – 4 ч
| |||||||
65 | 1 | Итоговая работа |
|
|
| ||
66-68 | 3 | Подготовка к ОГЭi |
|
|
|
i Преподавание осуществляется с использованием электронного образования и дистанционных технологий