муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Открытая (сменная) школа №4»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам директора по УВР директор МБОУ ОСШ №4
естественно-математ. цикла __________ С.И.Гордеева __________ В. Н. Мусаткин
МБОУ ОСШ №4 «_______» ________ 2017 г.
руководитель ШМО
____________ О.Н.Вязовкина
протокол № 1
от «29» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
9 А,Б классы
(2,5 часа в неделю)
Разработана
учителем высшей
категории
МБОУ ОСШ №4
Т.Н. Мслиной
Ульяновск, 2017
Аннотация к рабочей программе по биологии 9А,Б классы
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значение для формирования познавательной деятельности, нравственной и эстетической культуры, сохранении окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, программой основного общего образования по биологии, утверждённого федерального перечня учебников, учебного плана МБОУ ОСШ № 4, рабочей программы В.Б.Захарова, Н.И.Сапина, к линии УМК «Сфера жизни» «Биология 5-9 классы. Издательство: - М.: «Дрофа», 2017.
Нормативно-правовая база.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ОСШ № 4.
В. Б. Захаров, Н.И.Сонин. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы (концентрический курс). Линия УМК «Сфера жизни».
Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения биологии в МБОУ ОСШ № 4 на основе линии УМК «Сфера жизни» в 9классе,
авторов В.Б.Захаров, Н.И. Линия УМК «Сфера жизни». - Издательство М.; Дрофа 2017 г.
Используется учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс (концентрический курс)». - М.: «Дрофа», 2016г.
Описание места курса в учебном плане
Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы (концентрический курс), авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Линия УМК «Сфера жизни» рассчитана на 70 часов в год. Согласно учебному плану МБОУ ОСШ № 4 на изучение биологии в 9 классе выделяется 2,5 часа в неделю, 87 часов в год (52 аудиторных часа и 35 часов на самостоятельное изучение предмета).
Общие цели и задачи
Цели основного общего образования, которые решает программа курса «Биология»
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде.
Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной , нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картиной мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умением формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции успешного развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Цели и задачи учебного курса
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваевыемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы формирования интеллектуальных и практических умений:
создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, информационной, ценносто- смысловой , коммуникативной. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе и производственной деятельности в любой отросли хозяйства. лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, А также пути познания человеком природы.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Учебно-тематический план
(базовый уровень, 2, 5 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во аудиторных часов | Кол-во часов на самостоятельное изучение предмета |
1 | Тема 1. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 1 | 2 |
2 | Тема 2. Химическая организация клетки | 3 | 3 |
3 | Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 2 | 2 |
4 | Тема 4. Строение и функции клеток | 5 | 2 |
5 | Тема 5. Размножение организмов | 2 | 1 |
6 | Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 2 | 3 |
7 | Тема 7. Закономерности наследования признаков | 8 | 8 |
8 | Тема 8. Закономерности изменчивости признаков | 2 | 2 |
9 | Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 2 | 2 |
1 0 | Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | 2 |
11 | Тема 11.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 3 | 3 |
12 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия эволюции | 2 | 2 |
13 | Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция | 4 | 1 |
14 | Возникновение жизни на Земле | 1 | |
15 | Развитие жизни на Земле | 2 | 2 |
16 | Биосфера, её структура и функции | 5 | |
17 | Биосфера и человек | 2 | |
18 | Обобщение и повторение Подготовка к ОГЭ | 2 | |
19 | Зачеты | 3 | |
20 | Итого | 52 | 35 |
21 | Итого общее количество часов | 87 |
Из общего количества часов: практических работ – 3
Содержание учебного предмета
Тема 1. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых
организмов -3 часа (1час аудиторный и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Видовое разнообразие живых организмов. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация
Тема 2. Химическая организация клетки - 6 часов (3 часа аудиторных и 3 часа на самостоятельное изучение темы)
Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация
Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом).
Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке -4 часа (2 часа аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 4. Строение и функции клеток - 7 часов ( 5 часов аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Практическая работа № 1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепарата»
Зачет № 1 по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ и преобразование энергии клетки. Строение и функции клетки».
Тема 5. Размножение организмов - 3 часа (2 часа аудиторных и 1 час на самостоятельное изучение темы)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация
Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 5 часов (2 часа аудиторных и 3 часа на самостоятельное изучение темы)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий).
Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.
Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.
Тема 7. Закономерности наследования признаков - 16 часов ( 8часов аудиторных и 8 часов на самостоятельное изучение темы)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация
Практическая работа № 2 «Решение генетических задач и составление родословных»
Тема 8. Закономерности изменчивости - 4 часа (2 часа аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация
Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов - 4 часа(2 часа аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация
Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков.
Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью
Зачет№2. По теме «Размножение организмов. Индивидуальное развитие. Закономерности наследственности и изменчивости»
Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период - 3 часа (1 час аудиторн ый и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация
Тема 11.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора - 6 часов (3 часа аудиторных и 3 часа на самостоятельное изучение темы)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация
Тема 12. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора - 4 часа (2 часа аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Практическая работа № 3 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания»
Тема 13. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция - 6 часов (5 часов аудиторных и 1 час на самостоятельное изучение темы)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования.
Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Демонстрация
Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.
Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.
Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 14. Возникновение жизни на Земле -1 час
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация
Тема 15. Развитие жизни на Земле - 4часа (2часа аудиторных и 2 часа на самостоятельное изучение темы)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расаобразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.
Схемы развития царств живой природы.
Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Тема 16. Биосфера, её структура в функции -5 часов
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части.
Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.
Схемы круговорота веществ в природе.
Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши.
Диафильмы и кинофильмы «Биосфера».
Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.
Тема 17. Биосфера и человек -2 часа
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Зачет № 3.Теория Ч. Дарвина. Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек.
Тема 18. Обобщение и повторение. Подготовка к ОГЭ - 2 часа
Повторение и обобщение пройденного, подготовка к ОГЭ. Повторение основных курса: организм (строение и химическая организация клетки), теория эволюции, основы экологии, биосфера и человек. Выполнение тестовых заданий в форме ОГЭ.
Планируемые результаты освоения предмета
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
В соответствии с ФГОС ООО выделяются 3 группы универсальных учебных действия (УУД).
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать особенности жизни как формы существования материи;
Понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
Знать фундаментальные понятия биологии;
Понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
Знать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза
Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Система оценки знаний и умений учащихся по биологии.
Оценка знаний учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и учебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты:
правильность определения цели опыта;
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности,
выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Отметка «1»:
Оценка умений проводить наблюдения
правильность проведения наблюдений по заданию;
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
(процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
(процесса);
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Перечень учебно-методического обеспечения
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.9 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2015
Рабочая программа основного общего образования к линии УМК «Сера жизни» 5—9 классы. Концентрический курс. «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Автор В. Б. Захаров, Н.И.Сонин
А. Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2015.
Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2013.
Биология. 9 класс; поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2015
Методическая литература.
Дидактический материал по общей биологии (под ред. А.И. Никишова)
Г.М. Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии
Т.В. Иванова. Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии
П.Н. Ермаков. Биология в вопросах и ответах
Общая биология (пособие для учителя под ред. Н.П. Дубинина).
Учебно-наглядные пособия:
Интернет ресурсы.
1. uchportal.ru
2. http://orucezkaya.ucoz.ru/ biochimik.ucoz.ru
3. http://festival.1september.ru/
4. nsportal.ru
5. http://www.proshkolu.ru/
6. http://www.fipi.ru/
7. pedsovet.org
8. openclass.ru
9. rusedu.ru
10. tana.ucoz.ru
11. lotoskay.ucoz.ru
12. biologymoscow.ucoz.ru
Материально – техническое обеспечение
1. Компьютер
2. Принтер – копир.
3.Таблицы по общей биологии по темам «Вид», «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки», микропрепараты, модели ДНК и другие.
4.Колекции по темам: «Вид». «Основы генетики», «Биосфера и человек»,динамические пособия.
Приложение 1
Календарно- тематический план по биологии
9А,Б классы (базовый уровень)
1.5 часа в неделю (52 часа в год), УМК Н.И.Сонина, В.Б.Захарова
Тема 1. Многообразие живого мира и основные свойства живых организмов (1час) |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата урока по плану | Дата урока по факту | Домашнее задание |
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 1 | | | Стр. 3-7 |
Тема 2. Химическая организация клетки (2 часа) |
2 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | | | §1, выполнить задания |
3 | Неорганические вещества входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | | | § 2, ответить на вопросы |
Тема 3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (2 часа) |
4 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | | | § 3, ответить на вопросы |
5 | Энергетический обмен | 1 | | | § 4 ответить на вопросы |
Тема 4. Строение и функции клетки (5 часов) |
6 | Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма | 1 | | | § 5-6-7 раб с эл приложение |
7 | Эукариотическая клетка. Деление клеток. | 1 | | | § 8 раб с эл приложение |
8 | Эукариотическая клетка. Деление клеток. | 1 | | | § 8 |
9 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 1 | | | § 5-6 повторить. |
10 | Клеточная теория строения организмов. Вирусы | 1 | | | § 9,записи в тер |
11 | Зачет № 1 по теме « Химическая организация клетки. Обмен веществ и преобразование энергии клетки. Строение и функции клетки». | 1 | | | §1 -§ 9 |
Тема 5. Размножение организмов (2 часа) |
12 13 | Бесполое размножение. Половое размножение. Гаметогенез. Развитие половых клеток. | 1 | | | §10-11 |
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 часа) |
14 | Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. | 1 | | | § 12 ответить на вопросы |
15 | Общие закономерности развития ( закон К Бера, Э. Геккеля, К. Мюллера) | | § 12-13 |
Тема 7. Закономерности наследования признаков (8 часов) |
16 | Основные понятия генетики. | 1 | | | Стр.77-78 §14 |
17 | Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Г. Менделя | 1 | | | § 14- 15 решить задачи. |
18 | Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Г.Менделя | 1 | | | §15-16 решить задачи. |
19 20 | Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Третий закон. Анализирующее скрещивание. | 2 | | | § 17-18 решить задачи. |
21 22 | Сцепленное наследование генов Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов | 2 | | | § 19-20 ответить на вопросы |
23 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Решение генетических задач и составление родословных» | 1 | | | §14-20 повт. Решить задачи, записи в тетрадях |
Тема 8. Закономерности изменчивости (2 часа) |
24 | Наследственная (генотипическая) изменчивость Фенотипическая изменчивость | 1 | | | § 21 работа с эл приложением |
25 | Фенотипическая изменчивость | 1 | | | § 22 ответить на вопросы |
Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (2 часа) |
26 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных Селекция микроорганизмов | 1 | | | § 23-24 |
27 | Методы селекции растений и животных Селекция микроорганизмов | 1 | | | § 24-25 |
28 | Зачет №2.По теме « Размножение организмов. Индивидуальное развитие. Закономерности наследственности и изменчивости» | 1 | | | § 10-24 повторить |
Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период (1час) |
29 | Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | | | Стр. 121- 122 §26-27 |
Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3часа) |
30 | Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | 1 | | | § 28 ответить на вопросы |
31 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе .Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | 1 | | | §29 ответить на вопросы |
32 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | 1 | | | §30 ответить на вопросы |
Тема 12. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия эволюции. (2 часа) |
33 | Приспособление как результат эволюции | 1 | | | § 36 ответить на вопросы |
34 | Практическая работа 3 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания» | 1 | | | § 37-38 повторить |
Тема 13. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (5 часов) |
35 36 | Вид, его критерии и структура. Элементарные эволюционные факторы. | 2 | | | § 31-32 ответить на вопросы |
37 38 | Формы естественного отбора. Борьба за существование. Типы эволюционных изменений. | 2 | | | § 33 работа с эл приложением |
39 | Главные направления эволюции | 1 | | | §34-35 работа с эл приложением |
Тема 14. Возникновение жизни на Земле (1 час) |
40 | Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни | 1 | | | §39-40 ответить на вопросы |
Тема 15. Развитие жизни на земле (2 часа) |
41 | Жизнь в архейскую и протерозойскую, палеозойскую. мезозойскую, кайнозойскую эры | 1 | | | § 41- 44 сост таблицу |
42 | Происхождение человека | 1 | | | § 45 ответить на вопросы |
Тема 16. Биосфера, её структура и функции (5 часов) |
43 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе | 1 | | | § 46-47 ответить на вопросы |
44 | История формирования сообществ живых организмов Биогеоценозы и биоценозы | 1 | | | § 4847 ответить на вопросы |
45 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | | | § 4947 ответить на вопросы |
46 | Абиотические факторы среды Интенсивность действия факторов среды | 1 | | | § 5047 ответить на вопросы |
47 | Биотические факторы среды. Типы связей между организмами | 1 | | | § 51-5347 ответить на вопросы |
Тема 17. Биосфера и человек (2 часа) |
48 | Природные ресурсы и их использование Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | | | §54-5556 подготовть сообщение |
49 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | | | §56 подготовть сообщение |
50 | Зачет № 3.Теория Ч. Дарвина. Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек. | 1 | | | § 26-55 повторить |
Тема 18. Обобщение и повторение. Подготовка к ОГЭ (2 часа) |
51 52 | Обобщение и повторение. Подготовка к ОГЭ | | | | Работа с тестами в форме ОГЭ |
Приложение 2
Темы для самостоятельного изучения предмета
№ п/п |
Темы для самостоятельного изучения предмета | Кол- во часов для самостоятельного изучения |
1 2 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 2 |
3 4 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 2 |
5 | . Органические вещества, входящие в состав клетки. Функция органических веществ | 1 |
6 | . Биосинтез белков | 1 |
7 | Энергетический обмен | 1 |
8 9 | Строение клетки | 2 |
10 | Вирусы. Роль вирусов в природе и жизни человека | 1 |
11 | Бесполое размножение . | 1 |
12 | Половое размножение | 1 |
13 | Постэмбриональный период развития. | 1 |
14 | Значение генетики для медицины и сельского хозяйства | 1 |
15 16 | Решение задач на моногибридное скрещивание | 2 |
17 18 | Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещиваниескрещивание | 2 |
19 20 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов | 2 |
21 | «Решение генетических задач и составление родословных» | 1 |
22 | Наследственная (генотипическая) изменчивость Фенотипическая изменчивость | 1 |
23 | Фенотипическая изменчивость | 1 |
24 | Селекция как наука | 1 |
25 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 |
26 | Становление систематики. Заслуги К. Линнея. | 1 |
27 | Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | 1 |
28 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе . | 1 |
29 30 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Борьба за существование | 2 |
31 | Приспособление как результат эволюции | 1 |
32 | Приспособленности у организмов к среде обитания | 1 |
33 | Вид, его критерии и структура. | 1 |
34 35 | Жизнь в архейскую и протерозойскую, палеозойскую. мезозойскую, кайнозойскую эры | 2 |
Лист корректировки рабочей программы по литературе для ______класса
учителя биологии Т. Н. Муслиной
№ | Название раздела | Название темы | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Протокол ШМО о рассмотрении корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Рабочая программа скорректирована «___»______20_____
___________ ___________________
подпись расшифровка подписи