СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Любимовская средняя общеобразовательная школа»Кореневского района Курской области


РАССМОТРЕНА


Протокол заседания методического объединения учителей


от__27 августа___2021 г. №__1____


Руководитель МО


_________ П.А. Резников

подпись расшифровка подписи

СОГЛАСОВАНА


И.О. Заместителя директора по УВР


_________ Н.В. Гусева

подпись расшифровка подписи


«27»__августа__2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Решение педагогического совета ОУ от _30.08.___2021 г. протокол №___1__

введено в действие приказом

от__30.08.__2021 г. № _2-49_

Директор школы

________ Г.Н. Скоморохова

подпись расшифровка подписи


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По _____________________________________учебному предмету «Биология»____________________________________

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класса

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов _________________________________66__________________________________________________

Уровень _______________________________________базовый_______________________________________________

(базовый, профильный)

Учитель _____________________________Резников Павел Александрович первая квалификационная категория________

ФИО, должность, квалификационная категория


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы автор В. В. Пасечник, издательство Дрофа. 2013 г.


на 2021 - 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы автор В. В. Пасечник.

Рабочая программа реализуется с учебником В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов «Биология. Введение в общую биологию», рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию».

На изучение курса отводится 66 часов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:  

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

(66 часов, 2 часа в неделю)


Введение (3 часа)


Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.


Тема 1. Молекулярный уровень (9 часов)


Углевод. Липиды. Состав и строение белков. Нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы. Вирусы.

Лабораторная работа № 1 «Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода».


Тема 2. Клеточный уровень (16 часов)


Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».


Тема 3. Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

Развитие половых клеток. Мейоз. Онтогенез. Эмбриональный период. Не полное доминирование. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование. Генетика пола. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Основные методы селекции.

Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов».


Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)


Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Тема 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.


Тема 6. Биосферный уровень (11 часов)


Биосфера. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические проблемы. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - мик­роэволюция. Макроэволюция. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей эры на Земле. Эволюция человека. Экологические факторы. Условия среды. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


п/п

Тема (раздел, глава)

Всего часов

В том числе:

уроки

лабораторные,

практические

работы

контрольные работы


Введение.

3

3

-

-

1

Молекулярный уровень

9

8

1

-

2

Клеточный уровень

16

14

1

1

3

Организменный уровень

13

11

1

1

4

Популяционно-видовой уровень

8

7

-

1

5

Экосистемный уровень

6

5

-

1

6

Биосферный уровень

11

9

-

2

Итого


66

57

3

6




СОГЛАСОВАНО

И.О. заместителя директора по УВР

Н.В. Гусева

«27» августа 2021 года

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

(наименование образовательного учреждения)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по________биологии_______

(указать предмет, курс, модуль)

Класс ___9___

Учитель ____Резников Павел Александрович_

Количество часов: всего __66__ часа; в неделю ___2___ часа;



Планирование составлено на основе рабочей программы

по биологии, утвержденной решением педагогического совета от 30.08.2021 г. протокол №1 и введенной в действие приказом директора школы № 2-49 от 30.08.2021 г.

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)



п/п

Дата план

Дата факт

Тема (раздел, глава)

Количество часов

Примечание

Введение (3 часа)

1.

01.09.


Биология - наука о живой природе.

1


2.

02.09.


Методы исследования в биологии.

1


3.

08.09.


Сущность жизни и свойства живого.

1


Тема 1. Молекулярный уровень (9 часов)

4.

09.09.


Молекулярный уровень: общая характеристика.

1


5.

15.09.


Углеводы.

1


6.

16.09.


Липиды.

1


7.

22.09.


Состав и строение белков.

1


8.

23.09.


Функции белков. Лабораторная работа № 1 «Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода».

1


9.

29.09.


Нуклеиновые кислоты.

1


10.

30.09.


АТФ и другие органические соединения клетки.

1


11.

06.10.


Биологические катализаторы.

1


12.

07.10.


Вирусы.

1


Тема 2. Клеточный уровень (16 часов)

13.

13.10.


Клеточный уровень: общая характеристика.

1


14.

14.10.


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

1


15.

20.10.


Ядро.

1


16.

21.10.


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.

1


17.

10.11.


Комплекс Гольджи. Лизосомы.

1


18.

11.11.


Митохондрии. Пластиды.

1


19.

17.11.


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1


20.

18.11.


Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1


21.

24.11.


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1


22.

25.11.


Энергетический обмен в клетке.

1


23.

01.12.


Фотосинтез.

1


24.

02.12.


Хемосинтез.

1


25.

08.12.


Автотрофы и гетеротрофы.

1


26.

09.12.


Синтез белков в клетке.

1


27.

15.12.


Деление клетки. Митоз.

1


28.

16.12.


Обобщение знаний по темам «Клеточный и молекулярный уровни».

1


Тема 3. Организменный уровень (13 часов)

29.

22.12.


Размножение организмов. Бесполое размножение.

1


30.

23.12.


Размножение организмов. Половое размножение.

1


31.

12.01.


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1


32.

13.01.


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1


33.

19.01.


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

1


34.

20.01.


Моногибридное скрещивание.

1


35.

26.01.


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1


36.

27.01.


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1


37.

02.02.


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1


38.

03.02.


Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1


39.

09.02.


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1


40.

10.02.


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов».


1


41.

16.02.


Зачет по теме «Организменный уровень».

1


Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

42.

17.02.


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.


1


43.

24.02.


Экологические факторы и условия среды.

1


44.

02.03.


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1


45.

03.03.


Популяция как элементарная единица эволюции.

1


46.

09.03.


Борьба за существование и естественный отбор.

1


47.

10.03.


Видообразование.

1


48.

16.03.


Макроэволюция.

1


49.

17.03.


Обобщение знаний по теме «Популяционно-видовой уровень».

1


Тема 5. Экосистемный уровень (6 часов)

50.

30.03.


Сообщество, экосистема, биоценоз.

1


51.

31.03.


Состав и структура сообществ.

1


52.

06.04.


Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1


53.

07.04.


Потоки веществ и энергии в экосистеме.

1


54.

13.04.


Саморазвитие экосистемы.

1


55.

14.04.


Зачет по теме «Экосистемный уровень».

1


Тема 6. Биосферный уровень (11 часов)

56.

20.04.


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

1


57.

21.04.


Круговорот веществ в биосфере.

1


58.

27.04.


Эволюция биосферы.

1


59.

28.04.


Гипотезы возникновения жизни.

1


60.


04.05.


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

1


61.

05.05.


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

1


62.

11.05.


Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1


63.

12.05.


Антропогенное воздействие на биосферу.

1


64.

12.05.


Основы рационального природопользования.

1


65.

18.05.


Обобщение знаний по теме «Биосферный уровень».

1


66.

19.05.


Зачет по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!