Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Н.П.Князева
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бейская СОШИ им.Н.П.Князева»
_____ _Н.В.Романцова
Приказ № __65_______________
« _02_» _ 09 _ 2024 г. ___
Рабочая программа учебного предмета
Биология
9 класс
Разработчик: учитель биологии
Первой квалификационной категории
Годлевская Любовь Анатольевна
Обсуждена и согласована на
Методическом объединении учителей
Протокол № ____1___от _29.08_2024 ___г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № _1_ от __31.08__2024 ___г.
Д.Новониколаевка 2024
Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология» для 9 класса
Рабочая учебная программа по биологии 9 класс разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Она предназначена для обучения биологии в основной школе общеобразовательной школе на базовом уровне.
В рабочей программе отражены планируемые результаты обучения, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии, основное содержание предмета
Цели изучения биологии в основной школе:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Место курса биологии в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования.
В 9 классе на изучение биологии отводиться 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 9 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования.
Формами контроля достижений обучающихся на уровне основного общего образования являются:
- лабораторные работы – 5
- контрольная работа – 1
- проектные работы - 1 по выбору
Рекомендована для изучения биологии в 9 классе филиала МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П.Князева «Новониколаевская ООШ»
Планируемые результаты обучения биологии
|
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать, оценивать последствия деятельности человека в природе | аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностными результатами освоения учебного предмета являются:
(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образа жизни
(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
(MP3)- давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
В ценностно-ориентационной сфере:
(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности:
(ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
В эстетической сфере:
(ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Содержание учебного предмета «Биология»
Этнокультурное содержание учебного предмета «Биология»
2. Содержание учебного предмета «Биология»
Этнокультурное содержание учебного предмета «Биология»
Причины сокращения природных сообществ Хакасии. Исследовательская лаборатория: «Заповедник «Хакасский». Эволюция органического мира на хакасской земле. Полезные ископаемые Хакасии.
«Основы общей биологии» 9 класс
Те ма 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признакиживых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Те ма 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме . Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Те ма 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Те ма 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Ус лож нение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Те ма 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
3.Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | прим |
1 | 3.09 | | Биология — наука о живом мире | |
2 | 6.09 | | Методы биологических исследований | |
3 | 10.09 | | Общие свойства живых организмов | |
4 | 13.09 | | Многообразие форм живых организмов | |
5 | 17.09 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 1 | |
6 | 20.09 | | Многообразие клеток ЛР №1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | |
7 | 24.09 | | Химические вещества в клетке | |
8 | 27.09 | | Строение клетки | |
9 | 1.10 | | Органоиды клетки и их функции | |
10 | 4.10 | | Обмен веществ — основа существования клетки | |
11 | 8.10 | | Биосинтез белка в живой клетке | |
12 | 11.10 | | Биосинтез углеводов — фотосинтез | |
13 | 15.10 | | Обеспечение клеток энергией | |
14 | 18.10 | | Размножение клетки и её жизненный цикл ЛР№2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | |
15 | 22.10 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 | |
16 | 25.10 | | Организм — открытая живая система (биосистема) | |
17 | 5.11 | | Примитивные организмы | |
18 | 8.11 | | Растительный организм и его особенности | |
19 | 12.11 | | Многообразие растений и значение в природе | |
20 | 15.11 | | Организмы царства грибов и лишайников. | |
21 | 19.11 | | Животный организм и его особенности | |
22 | 22.11 | | Многообразие животных | |
23 | 26.11 | | Сравнение свойств организма человека и животных | |
24 | 29.11 | | Размножение живых организмов | |
25 | 3.12 | | Индивидуальное развитие организмов | |
26 | 6.12 | | Образование половых клеток. Мейоз | |
27 | 10.12 | | Изучение механизма наследственности | |
28 | 13.12 | | Основные закономерности наследственности организмов | |
29 | 17.12 | | ЛР № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | |
30 | 20.12 | | Закономерности изменчивости Основы селекции организмов | |
31 | 24.12 | | Ненаследственная изменчивость ЛР № 4 «Изучение изменчивости у организмов» | |
32 | 27.12 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | |
33 | 10.01 | | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | |
34 | 14.01 | | Современные представления о возникновении жизни на Земле | |
35 | 17.01 | | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | |
36 | 21.01 | | Этапы развития жизни на Земле | |
37 | 24.01 | | Идеи развития органического мира в биологии | |
38 | 28.01 | | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | |
39 | 31.01 | | Современные представления об эволюции органического мира | |
40 | 4.02 | | Вид, его критерии и структура | |
41 | 7.02 | | Процессы образования видов | |
42 | 11.02 | | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | |
43 | 14.02 | | Основные направления эволюции | |
44 | 18.02 | | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | |
45 | 21.02 | | Основные закономерности эволюции ЛР № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | |
46 | 25.02 | | Человек — представитель животного мира | |
47 | 28.02 | | Эволюционное происхождение человека | |
48 | 4.03 | | Ранние этапы эволюции человека | |
49 | 7.03 | | Поздние этапы эволюции человека | |
50 | 11.03 | | Человеческие расы, их родство и происхождение | |
51 | 14.03 | | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | |
52 | 18.03 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 4 | |
53 | 21.03 | | Условия жизни на Земле | | |
54 | 1.04 | | Общие законы действия факторов среды на организмы | | |
55 | 4.04 | | Приспособленность организмов к действию факторов среды | | |
56 | 8.04 | | Биотические связи в природе | | |
57 | 11.04 | | Популяции | | |
58 | 15.04 | | Функционирование популяций в природе | | |
59 | 18.04 | | сообщества | | |
60 | 22.04 | | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | | |
61 | 25.04 | | Развитие и смена биогеоценозов | | |
62 | 26.04 | | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | | |
63 | 29.04 | | Основные законы устойчивости живой природы | | |
64 | 6.05 | | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | | |
65 | 13.05 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 5 | | |
66 | 16.05 | | Итоговая контрольная работа | | |
67 | 20.05 | | Защита проектов | | |
68 | 23.05 | | Защита проектов | | |
Приложение № 1
Средства контроля
График проведения лабораторных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 20.09 | Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов | 1 |
2 | 18.10 | Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками | 1 |
3 | 17.12 | Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов | 1 |
4 | 24.12 | Изучение изменчивости у организмов | 1 |
5 | 21.02 | Приспособленность организмов к среде обитания | 1 |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 20, 23.05 | «Вирусные инфекции, способы защиты», «Клонирование: за и против», «Долгожители Хакасии», «Биологические часы человека», «Моя родословная», «Наследственные болезни», «Селекция Хакасии», «Развитие жизни на Земле», «Эволюция человека» | 1 |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 16.05 | Итоговая контрольная работа | 1 |