АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»___________ 2017 г. |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
9а, 9б классы
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. – учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
лабораторные работы;
практические работы;
контрольная работа;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
Ученик должен уметь:
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в основы общей биологии. 3 ч.
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
Основы учения о клетке. 10 ч.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа: Многообразие клеток Сравнение растительной и животной клеток.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5ч.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторные работы: Митоз в клетках корешка лука.
Основы учения о наследственности и изменчивости. 11ч.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы: Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 5ч.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
Происхождение жизни и развитие органического мира. 5ч.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).
Учение об эволюции. 11ч.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Лабораторные работы: Изучение изменчивости у организмов.
Происхождение человека (антропогенез). 6ч.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека.
Основы экологии. 12ч.
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура;
функционирование в природе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения программы |
По плану | Фактически |
| Введение в основы общей биологии | 3 | | |
-
| Биология – наука о живом мире | | 04.09-08.09 | |
-
| Общие свойства живых организмов | | 04.09-08.09 | |
-
| Многообразие форм живых организмов. | | 11.09-15.09 | |
| Основы учения о клетке | 10 | | |
-
| Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | | 11.09-15.09 | |
-
| Химический состав клетки. | | 18.09-22.09 | |
-
| Белки и нуклеиновые кислоты | | 18.09-22.09 | |
-
| Строение клетки | | 25.09-29.09 | |
-
| Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки | | 25.09-29.09 | |
-
| Обмен веществ – основа существования клетки | | 02.10-06.10 | |
-
| Биосинтез белков в живой клетке | | 02.10-06.10 | |
-
| Биосинтез углеводов - фотосинтез | | 09.10-13.10 | |
-
| Обеспечение клеток энергией | | 09.10-13.10 | |
-
| Обобщающий «Основы учения о клетке». | | 16.10-20.10 | |
| Размножение и индивидуальное развитие | 5 | | |
-
| Размножение живых организмов | | 16.10-20.10 | |
-
| Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2 Митоз в клетках корешка лука | | 23.10-27.10 | |
-
| Образование половых клеток. Мейоз. | | 23.10-27.10 | |
-
| Индивидуальное развитие организма - онтогенез | | 07.11-10.11 | |
-
| Обобщение «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | | 07.11-10.11 | |
| Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | | |
-
| Наука генетика. Из истории развития генетики. | | 13.11-17.11 | |
-
| Основные понятия генетики | | 13.11-17.11 | |
-
| Генетические опыты Менделя | | 20.11-24.11 | |
-
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа №3 Решение генетических задач | | 20.11-24.11 | |
-
| Сцепленное наследование генов и кроссинговер | | 27.11-01.12 | |
-
| Взаимодействие генов и их множественное действие | | 27.11-01.12 | |
-
| Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | | 04.12-08.12 | |
-
| Наследственная изменчивость | | 04.12-08.12 | |
-
| Другие типы изменчивости. Лабораторная работа №4 Выявление генотипической и фенотипической изменчивости» | | 11.12-15.12 | |
-
| Наследственные болезни, сцепленные с полом | | 11.12-15.12 | |
-
| Обобщение «Основы учения о наследственности и изменчивости». | | 18.12-22.12 | |
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | | |
-
| Генетические основы селекции организмов. | | 18.12-22.12 | |
-
| Особенности селекции растений. | | 25.12-12.01 | |
-
| Центры многообразия и происхождения культурных растений. | | 25.12-12.01 | |
-
| Особенности селекции животных. | | 15.01-19.01 | |
-
| Основные направления селекции микроорганизмов. | | 15.01-19.01 | |
| Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | | |
-
| Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | | 22.01-26.01 | |
-
| Современные представления о возникновении жизни на Земле | | 22.01-26.01 | |
-
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | | 29.01-02.02 | |
-
| Этапы развития жизни на Земле | | 29.01-02.02 | |
-
| Приспособительные черты организма к наземному образу жизни. | | 05.02-09.02 | |
| Учение об эволюции | 11 | | |
-
| Идея развития органического мира в истории биологии | | 05.02-09.02 | |
-
| Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира | | 12.02-16.02 | |
-
| Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | | 12.02-16.02 | |
-
| Современные представления об эволюции органического мира. | | 19.02-22.02 | |
-
| Вид, его критерии и структура | | 19.02-22.02 | |
-
| Процессы видообразования. | | 26.02-02.03 | |
-
| Макроэволюция – результат микроэволюции | | 26.02-02.03 | |
-
| Основные направления эволюции | | 05.03-07.03 | |
-
| Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа №5 Изучение изменчивости у организмов | | 05.03-07.03 | |
-
| Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | | 12.03-16.03 | |
-
| Обобщение «Учение об эволюции». Промежуточный контроль. | | 12.03-16.03 | |
| Происхождение человека (антропогенез) | 6 | | |
-
| Эволюция приматов | | 19.03-23.03 | |
-
| Доказательства эволюционного происхождения человека | | 19.03-23.03 | |
-
| Ранние этапы эволюции человека | | 02.04-06.04 | |
-
| Поздние этапы эволюции человека | | 02.04-06.04 | |
-
| Человеческие расы, их родство и происхождение. | | 09.04-13.04 | |
-
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Промежуточный контроль. | | 09.04-13.04 | |
| Основы экологии | 12 | | |
-
| Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | | 16.04-20.04 | |
-
| Общие законы действия факторов среды на организм | | 16.04-20.04 | |
-
| Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа №6 Приспособленность организмов к среде обитания. | | 23.04-27.04 | |
-
| Биотические связи в природе. | | 23.04-27.04 | |
-
| Популяции. | | 30.04-04.05 | |
-
| Функционирование популяции во времени. | | 30.04-04.05 | |
-
| Сообщества. | | 07.05-11.05 | |
-
| Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | | 07.05-11.05 | |
-
| Развитие и смена биогеоценозов. | | 14.05-18.05 | |
-
| Основные законы устойчивости живой природы. | | 14.05-18.05 | |
-
| Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №7 Оценка качества окружающей среды | | 21.05-25.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа | | 21.05-25.05 | |