СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9-ые классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. – учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год.

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9-ые классы»


АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

(АОУ ШКОЛА № 16)





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»___________ 2017 г.





РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по биологии


9а, 9б классы





Составитель: Реснянская Ирина Петровна

учитель биологии










2017 год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. – учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год.

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируются следующие типы работы на уроке:

  • ответы на уроке;

  • лабораторные работы;

  • практические работы;

  • контрольная работа;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен

знать/понимать:


- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;



-сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;



Ученик должен уметь:

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать.


Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:


- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение в основы общей биологии. 3 ч.

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.


Основы учения о клетке. 10 ч.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа: Многообразие клеток Сравнение растительной и животной клеток.


Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5ч.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторные работы: Митоз в клетках корешка лука.


Основы учения о наследственности и изменчивости. 11ч.

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы: Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 5ч.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.


Происхождение жизни и развитие органического мира. 5ч.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).


Учение об эволюции. 11ч.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Лабораторные работы: Изучение изменчивости у организмов.


Происхождение человека (антропогенез). 6ч.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека.


Основы экологии. 12ч.

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура;

функционирование в природе.










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки прохождения программы

По плану

Фактически


Введение в основы общей биологии

3



Биология – наука о живом мире


04.09-08.09


Общие свойства живых организмов


04.09-08.09


Многообразие форм живых организмов.


11.09-15.09



Основы учения о клетке

10



Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.


11.09-15.09


Химический состав клетки.


18.09-22.09


Белки и нуклеиновые кислоты


18.09-22.09


Строение клетки


25.09-29.09


Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки


25.09-29.09


Обмен веществ – основа существования клетки


02.10-06.10


Биосинтез белков в живой клетке


02.10-06.10


Биосинтез углеводов - фотосинтез


09.10-13.10


Обеспечение клеток энергией


09.10-13.10


Обобщающий «Основы учения о клетке».


16.10-20.10



Размножение и индивидуальное развитие

5



Размножение живых организмов


16.10-20.10


Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2 Митоз в клетках корешка лука


23.10-27.10


Образование половых клеток. Мейоз.


23.10-27.10


Индивидуальное развитие организма - онтогенез


07.11-10.11


Обобщение «Размножение и индивидуальное развитие организмов»


07.11-10.11



Основы учения о наследственности и изменчивости

11



Наука генетика. Из истории развития генетики.


13.11-17.11


Основные понятия генетики


13.11-17.11


Генетические опыты Менделя


20.11-24.11


Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа №3 Решение генетических задач


20.11-24.11


Сцепленное наследование генов и кроссинговер


27.11-01.12


Взаимодействие генов и их множественное действие


27.11-01.12


Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом


04.12-08.12


Наследственная изменчивость


04.12-08.12


Другие типы изменчивости. Лабораторная работа №4 Выявление генотипической и фенотипической изменчивости»


11.12-15.12


Наследственные болезни, сцепленные с полом


11.12-15.12


Обобщение «Основы учения о наследственности и изменчивости».


18.12-22.12



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5



Генетические основы селекции организмов.


18.12-22.12


Особенности селекции растений.


25.12-12.01


Центры многообразия и происхождения культурных растений.


25.12-12.01


Особенности селекции животных.


15.01-19.01


Основные направления селекции микроорганизмов.


15.01-19.01



Происхождение жизни и развитие органического мира

5



Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания


22.01-26.01


Современные представления о возникновении жизни на Земле


22.01-26.01


Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


29.01-02.02


Этапы развития жизни на Земле


29.01-02.02


Приспособительные черты организма к наземному образу жизни.


05.02-09.02



Учение об эволюции

11



Идея развития органического мира в истории биологии


05.02-09.02


Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира


12.02-16.02


Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.


12.02-16.02


Современные представления об эволюции органического мира.


19.02-22.02


Вид, его критерии и структура


19.02-22.02


Процессы видообразования.


26.02-02.03


Макроэволюция – результат микроэволюции


26.02-02.03


Основные направления эволюции


05.03-07.03


Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа №5 Изучение изменчивости у организмов


05.03-07.03


Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»


12.03-16.03


Обобщение «Учение об эволюции». Промежуточный контроль.


12.03-16.03



Происхождение человека (антропогенез)

6



Эволюция приматов


19.03-23.03


Доказательства эволюционного происхождения человека


19.03-23.03


Ранние этапы эволюции человека


02.04-06.04


Поздние этапы эволюции человека


02.04-06.04


Человеческие расы, их родство и происхождение.


09.04-13.04


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Промежуточный контроль.


09.04-13.04



Основы экологии

12



Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.


16.04-20.04


Общие законы действия факторов среды на организм


16.04-20.04


Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа №6 Приспособленность организмов к среде обитания.


23.04-27.04


Биотические связи в природе.


23.04-27.04


Популяции.


30.04-04.05


Функционирование популяции во времени.


30.04-04.05


Сообщества.


07.05-11.05


Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.


07.05-11.05


Развитие и смена биогеоценозов.


14.05-18.05


Основные законы устойчивости живой природы.


14.05-18.05


Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №7 Оценка качества окружающей среды


21.05-25.05


Итоговая контрольная работа


21.05-25.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!