СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2 часа в неделю в течение 2 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10-11 классов»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _1__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_1__ от «27» августа 2020г. Приказ №4-109

от «26» августа 2020г. от «27» августа 2020 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии



10-11 классы

2020-2021 учебный год



Учитель: Трубников Дмитрий Владимирович




п. Сахаровка

2020 год


Программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.

В программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Однако содержание примерных программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся.

Преподавание учебного курса «Биологии» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645)

  • Программа среднего общего образования по биологии разработана на основании программы к линии УМК под редакцией В.В. Пасечника (автор В. В. Пасечник, — М.: Дрофа, 2017)

  • В соответствии с ООП СОО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»







Цели курса:

  1. формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Задачи курса:

 освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

 овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;

 самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

 воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.




Содержание программы


Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.


Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы

человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.

Круговороты веществ в биосфере. Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.















Учебно-тематический план


Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

В том числе на проведение

экскурсий

лабораторных и практических

работ


10 класс


1

Введение

5



2

Клетка

30


2

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов


11



4

Основы генетики

15


3

5

Генетика человека

5




Резерв

4




Итого

70




11 класс


1

Основы учения об эволюции

15


1

2

Основы селекции и биотехнологии

7



3

Антропогенез

6



4

Основы экологии

21

1

1

5

Эволюция биосферы и человек

16




Резерв

3




Итого

68





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащийся научится:

■ раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

■ понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

■ понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

■ использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

■ формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты их проверки;

■ сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

■ обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

■ приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

■ распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

■ распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

■ описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

■ объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

■ классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

■ объяснять причины наследственных заболеваний;

■ выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

■ выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

■ составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

■ приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

■ оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования её в учебной деятельности и решении практических задач;

■ представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

■ оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;

■ объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

■ объяснять последствия влияния мутагенов;

■ объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащийся получит возможность научиться:

■ давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности, изменчивости;

■ характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

■ сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

■ решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

■ решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления

(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

■ решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

■ устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

■ оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.





МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология» на этапе среднего общего образования учебным планом школы отведено 138 часов. Из них 70 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе из расчета 2 учебных часа в неделю Для обеспечения 138-часового курса биологии в 10-11 классах по программе, созданной коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника, отведено 138 часов учебным планом.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по биологии 10-11 классы

  • Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. – М.: ДРОФА, корпорация "Российский учебник"- 2017 г  

  • Биология. Общая биология. 10-11 классы. Методическое пособие Пасечник В.В., Швецов Г.Г. – М.: ДРОФА, корпорация "Российский учебник"- 2017 г  

  • Биология. Общая биология.10-11 классы. Базовый уровень. Рабочая тетрадь Пасечник В.В., Швецов Г.Г. – М.: ДРОФА, корпорация "Российский учебник"- 2017 г  

  • Электронное приложение к УМК: www.drofa.ru







Календарно- тематическое планирование

10 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Введение - 5 часов

1



Краткая история развития биологии.


УУНЗ

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной

картины мира. Устанавливать связи биологии с другими науками. Определять и использовать методы познания живой природы. Соблюдать правила техники

безопасности в кабинете биологии, при проведении лабораторных работ, экскурсий. Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем). Определять процессы, протекающие на различных уровнях организации живой материи. Объяснять различия и единство живой и неживой природы. Использовать различные источники информации, определять их надёжность

2



Методы исследования в биологии.


УУНЗ

3



Сущность жизни и свойства живого.


Урок - практикум

4



Уровни организации живой материи.

Урок -игра

5



Контрольно-обобщающий урок

Урок контроля и учета знаний

Клетка -30 часов

6



Методы цитологии. Клеточная теория.

Урок-исследование

Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных ― исследователей клетки в развитие биологической науки

Объяснять роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Выделять фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке.

Выделять существенные признаки процесса деления клетки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций




Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных ― исследователей клетки в развитие биологической науки

Объяснять роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Выделять фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке.

Выделять существенные признаки процесса деления клетки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций






Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных ― исследователей клетки в развитие биологической науки

Объяснять роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Выделять фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке.

Выделять существенные признаки процесса деления клетки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций




Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных ― исследователей клетки в развитие биологической науки

Объяснять роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Выделять фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке.

Выделять существенные признаки процесса деления клетки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций

7



Особенности химического состава клетки

УУНЗ

8



Вода и её роль в жизнедеятельности

клетки.

Урок-исследование

9



Минеральные вещества и их роль в клетке

Урок-исследование

10



Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

Комбинированный урок

11



Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

Комбинированный урок

12



Строение белков

Комбинированный урок

13



Функции белков

Комбинированный урок

14



Нуклеиновые кислоты

Урок-исследование

15



АТФ и другие органические соединения клетки

Урок-исследование

16



Обобщающий урок по теме: «Химическая организация клетки»

Урок -зачёт

17



Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

УУНЗ

18



Л.р. «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов

клеток растений»


Урок - практикум

19



Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

УУНЗ

20



Л.р. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»


Урок - практикум

21



ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения

УУНЗ

22



Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

УУНЗ

23



Сходства и различия в строении

прокариотических и эукариотических

клеток.

УУНЗ

24



Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

Урок-исследование

25



Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Урок-исследование

26



Обобщающий урок по теме: «Строение клетки»

Урок -зачёт

27



Обмен веществ и энергии в клетке

Комбинированный урок

28



Энергетический обмен в клетке

Урок-исследование

29



Питание клетки

УУНЗ

30



Автотрофный тип питания. Фотосинтез

урок-практикум

31



Автотрофный тип питания. Хемосинтез

урок-практикум

32



Гнетический код. Транскрипция.

Урок-исследование

33



Синтез белков в клетке.

УУНЗ

34



Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Урок -исследование

35



Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка»

Урок контроля и учета знаний

Размножение и индивидуальное развитие организмов – 11 часов


36



Жизненный цикл клетки

УУНЗ

Выделять существенные признаки процессов размножения и оплодотворения. Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов. Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения. Оценивать этические аспекты применения стволовых клеток в медицине. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье. Обосновывать меры профилактики вредных привычек

37



Митоз. Амитоз

Комбинированный

38



Мейоз

Урок -исследование

39



Формы размножения организмов. Бесполое размножение

Урок-исследование

40



Формы размножения организмов. Половое размножение

Урок-исследование

41



Развитие половых клеток

Урок-исследование

42



Оплодотворение

УУНЗ

43



Онтогенез- индивидуальное развитие организмов

УУНЗ

44



Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

УУНЗ

45



Индивидуальное развитие. Постэмбриональный

период


УУНЗ

46



Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное размножение»

Урок -зачёт

Основы генетики- 15 часов

47



История развития генетики

УУНЗ

Характеризовать закономерности наследования, установленные Г. Менделем; раскрывать содержание хромосомной теории наследственности, современных представлений о гене и геноме, закономерности изменчивости. Описывать вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественнонаучной картины мира. Систематизировать информацию и представлять её в виде общений и презентаций. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов на основе положений генетики. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Решать элементарные генетические задачи. Составлять элементарные схемы скрещивания. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Приводить примеры наследственных заболеваний человека, объяснять причины их возникновения, называть меры профилактики. Делать краткие сообщения на основе информации из дополнительных источников о достижениях медицинской генетики в виде сообщений и презентаций. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов на основе положений генетики. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Решать элементарные генетические задачи. Составлять элементарные схемы скрещивания. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Приводить примеры наследственных заболеваний человека, объяснять причины их возникновения, называть меры профилактики. Делать краткие сообщения на основе информации из дополнительных источников о достижениях медицинской генетики

48



Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Урок-исследование

49



Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

УУНЗ

50



П.р.№1 «Решение генетических задач»

урок-практикум

51



Дигибридное скрещивание

Урок-исследование

52



П.р. №2«Решение задач»

урок-практикум

53



Хромосомная теория наследственности

УУНЗ

54



Взаимодействие неаллельных генов

Урок-исследование

55



Цитоплазматическая наследственность

Урок-исследование

56



Генетическое определение пола

УУНЗ

57



П.р. №3 «Решение задач на сцепленное с полом наследованием»

урок-практикум

58



Изменчивость

УУНЗ

59



Виды мутаций

Урок-исследование

60



Причины мутаций

УУНЗ

61



Обобщающий урок по теме: «Основы генетики»

Урок -зачёт

Генетика человека – 5 часа

62



Методы исследования генетики человека

УУНЗ

Называть причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций. Пользоваться генетической терминологией и символикой. Решать элементарные генетические задачи. Систематизировать информацию и представлять её в виде сообщений и презентаций

63



Генетика и здоровье

УУНЗ

64



Проблемы генетической безопасности

УУНЗ

65



Обобщающий урок по теме: «Генетика человека»

Урок -зачёт

66



Промежуточная аттестация по биологии за 10 класс

Урок контроля и учета знаний

67-70

Резерв – 4 часа







11 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Основы учения об эволюции- 15 часов

1



Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Урок усвоения новых знаний

Описывать развитие эволюционных идей. Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира. Приводить аргументы, подтверждающие эволюционные изменения в живой природе. Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Объяснять причины эволюции, изменяемости видов. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов. Описывать особей вида по морфологическому критерию. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания

Описывать развитие эволюционных идей. Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира. Приводить аргументы, подтверждающие эволюционные изменения в живой природе. Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Объяснять причины эволюции, изменяемости видов. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов. Описывать особей вида по морфологическому критерию. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания

2



Чарльз Дарвин и основные положения его теории

Урок усвоения новых знаний

3



Вид, его критерии.


урок-исследование

4



Популяции

Урок - исследование

5



Генетический состав популяций

Урок практикум

6



Изменения генофонда популяций


Комбинированный урок

7



Борьба за существование и её формы.

Комбинированный урок

8



Л.Р. «Приспособление организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

Урок усвоения новых знаний

9



Изолирующие механизмы

Урок – исследование

10



Видообразование

Урок – практикум

11



Макроэволюция, её доказательства

Урок усвоения новых знаний

12



Система растений и животных – отображение эволюции

Урок – исследование

13



Главные направления эволюции органического мира

Урок – исследование

14



Естественный отбор и его формы.



Урок - практикум

15



Обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции»

Контрольно-обобщающий урок

Основы селекции и биотехнологии - 7 часов

16



Основные методы селекции и биотехнологии

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки. Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора. Сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения (лабораторная работа).

Характеризовать вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки. Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора. Сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения (лабораторная работа).

Анализировать и оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

17



Методы селекции растений

Комбинированный урок

18



Методы селекции растений

Комбинированный урок

19



Методы селекции животных

Комбинированный урок

20



Селекция микроорганизмов.

Урок – исследование

21



Современное состояние и перспективы биотехнологии

Урок - практикум

22



Обобщающий урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии»

Контрольно-обобщающий урок

Антропогенез-6 часов


23



Положение человека в системе органического мира

Комбинированный урок

Определят место человека в системе органического мира. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находить информацию о происхождении человека в разных источниках и оценивать её. Составлять схему последовательных стадий антропогенеза. Выявлять движущие силы антропогенеза. Приводить доказательства того, что все расы человека относятся к одному виду. Соотносить особенности рас с условиями среды, в которых они возникли

24



Основные стадии антропогенеза


Урок - исследование

25



Движущие силы антропогенеза

Урок усвоения новых

знаний

26



Движущие силы антропогенеза

Урок - практикум

27



Прародина человека

Урок усвоения новых знаний

28



Расы и их происхождение

Урок – исследование

Основы экологии -21 час

29



Что изучает экология

Комбинированный урок

Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязей организмов и окружающей среды. Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов (лабораторная работа). Характеризовать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.

Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере. Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ. Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой. Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети питания). Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях (лабораторная работа). Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем. Обосновывать правила поведения в природной среде

30



Среда обитания организмов и её факторы

Урок - практикум

31



Среда обитания организмов и её факторы

Комбинированный урок

32



Местообитание и экологические ниши

Урок - практикум

33



Основные типы экологических взаимодействий

Урок усвоения новых знаний

34



Основные типы экологических взаимодействий

Урок - практикум

35



Конкурентные взаимодействия

Комбинированный урок

36



Основные экологические характеристики популяции

Урок - практикум

37



Динамика популяции

Комбинированный урок

38



Экологические сообщества

Урок - практикум

39



Экологические сообщества

Урок усвоения новых знаний

40



Структура сообщества

Комбинированный урок

41



Взаимосвязь организмов в сообществах

Урок - практикум

42



Пищевые цепи.


Комбинированный урок

43



Экологические пирамиды

Урок - практикум

44



Экологические сукцессии

Урок усвоения новых знаний

45



Влияние загрязнений на живые организмы

Комбинированный урок

46



Основы рационального природопользования.

Урок - практикум

47



Решение экологических задач

Комбинированный урок

48



Экскурсия №1 «Естественные и искусственные экосистемы»

Урок - практикум

49



К.р. № 3 по теме «Основы экологии»

Урок контроля

Тема 5. Эволюция биосферы и человек – 16 часов


50



Гипотезы о происхождении жизни

Урок усвоения новых знаний


Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни (лабораторная работа — проект). Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни (лабораторная работа — проект). Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни




Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни (лабораторная работа — проект). Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни









Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни (лабораторная работа — проект). Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни


51



Современные представления о происхождении жизни

Комбинированный урок

52



Основные этапы развития жизни на Земле

Урок - практикум

53



Основные этапы развития жизни на Земле

Комбинированный урок

54



Эволюция биосферы

Урок усвоения новых знаний

55



Эволюция биосферы

Урок - практикум

56



Антропогенное воздействие на биосферу

Комбинированный урок

57



Обобщающий урок по теме

«Эволюция биосферы и человек»

Урок - практикум

58



К.р. № 4 по теме «Эволюция биосферы и человек»

Урок контроля знаний

59



Повторение темы «Основы цитологии».

Урок - практикум

60



Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

Урок - практикум

61



Повторение темы «Основы генетики».


Урок - практикум

62



Повторение темы «Генетика человека».

Урок - практикум

63



Повторение темы « Основы учения об эволюции».

Урок - практикум

64



Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

Урок - практикум

65



Повторение темы «Антропогенез».

Урок - практикум

Резерв – 3 часа






















Критерии оценивания достижений обучающихся Оценка теоретических знаний учащихся: Отметка «5»: полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный. Отметка «4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельные, определения понятий неполные, допущенынезначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов. Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ­но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии. Отметка «2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.
Оценка практических умений учащихся Оценка умений ставить опыты Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта. Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные. Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.   2. Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать: правильность проведения; уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах. Отметка «5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы. Отметка «4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов. Отметка «3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов. Отметка «2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.   Оценка выполнения тестовых заданий: Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%. Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%. Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%. Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!