СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 - 11 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 - 11 классов»



Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии разработана на основе:

1.БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.:

2.Федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования 2004 г.

3.Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по биологии в средней школе (базовый уровень) 2004 г.

4.Примерной программы среднего общего образования по биологии базовый уровень 2004 г.

5.Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г.№1089

6. Авторская программа. Биология10-11 классы под редакцией В. В. Пасечника

7. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 21.04.2016)

8.Письма минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08.548 «О федеральном перечне учебников»

9. письма Департамента образования и науки Тюменской области от 18.04.2017 № 02596

10.Учебного плана МАОУ Банниковская СОШ на 2018 -2019 учебный год


Рассчитана:

в 10 классе – 35 часов (по 1 часу в неделю).

в 11 классе – 34 часа (по 1 часа в неделю).

Весь курс составляет 69 часов.


Сведения о рабочей программе.

Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса

биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Внесение изменений в рабочую программу

заключаются в следующем: внесены изменения в количество часов по основным темам, разделам, курсам, не нарушен при этом минимум часов, определяемый примерной программой по предмету

В рабочей программе по биологии предусмотрено изучение тематики национально – регионального содержания модульно в объеме до 15% от общего количества часов.

Предусмотрено изучение отдельных тем агротехнологической направленности

На основании информационного письма Департамента образования и науки Тюменской области от 18.04.2017 № 02596 в рабочую программу вносятся изменения с целью реализации регионального проекта «Кадры для региона» («уроки на производстве», интегрированные уроки»).

«Актуальная тематика для региона»

Перечень предприятий, организаций, учебных заведений для ознакомления с содержанием их деятельности на уроках, экскурсиях, в рамках реализации проектов:

Агрохолдинг «Юбилейный» -ЗАО «Племзавод «Юбилейный» г. Ишим - завод по глубокой переработке пшеницы.

Экскурсии: Экологическая площадка, СИБУР. Сладковский район, Мараловодческое хозяйство, памятники природы: Панин бугор, Киселевская гора, Дендрарий в Доме отдыха г. Тобольске.

Ярковский район, цех по производству рапсового растительного масла и жмыха с частичной последующей переработкой масла в биотопливо;

ООО «НОВ - Экология», г. Тюмень.

Голышмановский район ООО «Тюменские молочные фермы».

Заводоуковский городской округ

ООО «УК «Arbis» holding group » (Развитие молочного направления).

Вертикально-интегрированный комплекс по откорму и переработке крупного рогатого скота в «ООО «Ясень-Агро».

ООО «Эко-Нива АПК Холдинг», Молочный комплекс на 1800 голов в ООО Агрофирма «Междуречье». Омутинский район, крестьянско-фермерское хозяйство. Омутинский район, ООО «Бизон», Исетский район, комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц.

Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма.

Инвестиционный проект по строительству завода по сортировке и переработке мусора. ООО «Лизинговая компания «Диамант групп – Тюмень»

Инвестиционный проект по утилизации ТБО на территории Тюменской области. (сеть МПЗ г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим)

ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень». Завод по сортировке и переработке мусора

ООО «Экологический альянс» на территории Тюменской области, утилизация твёрдых бытовых отходов на территории Тюменской области.

Нижнетавдинский район, ООО «Экодрим», завод по переработке строительных отходов


Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

10 класс –35 часов для обязательного изучения учебного предмета биологии из расчета 1 у/ч в неделю

11класс –34 часа для обязательного изучения учебного предмета биологии из расчета 1 у/ч в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Комбинированный уроки, лекции, презентации, уроки контроля (повторительно-обобщающие), самостоятельная работа, исследовательская работа, проектная деятельность

Виды и формы контроля

Самостоятельная работа, тестирование, повторительно-обобщающие, защита творческих, исследовательских работ. Повторительно-обобщающие уроки

Планируемый уровень подготовки обучающихся

Данная рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Информация об используемом учебнике.

Класс

Учебник

10-11

 Биология. Общая биология учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Д.К.Беляева Г.М. Дымшица. М.: Просвещение 2017

Данный учебник рекомендованы Министерством образования, соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., обязательного минимума содержания основных образовательных программ по биологии в основной школе (базовый уровень).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 ч)

биология как наука.
методы научного познания (4 ч)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.

Клетка (8 ч)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Хромосомы.

Характеристика гена.

Удвоение молекулы ДНК.

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм (18 ч)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации:

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Фотосинтез.

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Половые клетки.

Оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии.

Лабораторные и практические работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид (20 ч)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации:

Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Образование новых видов в природе.

Эволюция растительного мира.

Эволюция животного мира.

Редкие и исчезающие виды.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека.

Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экосистемы (10 ч)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биологические ритмы.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети.

Экологическая пирамида.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Экосистема.

Агроэкосистема.

Биосфера.

Круговорот углерода в биосфере.

Биоразнообразие.

Глобальные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Биосфера и человек.

Заповедники и заказники России.

Лабораторные и практические работы:

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Примерные темы экскурсий:

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Резервное время – 10 часов.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии ученик должен

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

– основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

– строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

– сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

– вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

– биологическую терминологию и символику;

уметь:

– объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

– решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

– описывать особей видов по морфологическому критерию;

– выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

– сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

– анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

– изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

– находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

– оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

– оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Литература.

Класс

УМК

10-11

Биология. Общая биология учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Д.К.Беляева Г.М. Дымшица. М.: Просвещение 2017


Технологии обучения.

технология развития критического мышления, проектный метод обучения, разноуровневое обучение, технология проблемного обучения.


Мероприятия по сохранению здоровья учащихся:

  1. Инструктаж

  2. Физ.минутки

  3. Беседа об опасных местах на производстве

  4. Глобальные проблемы современности

  5. Нагрузка на рабочем месте – дополнительная информация.

  6. Как защититься от терроризма – беседа

  7. Здоровая семья- здоровая нация – беседа

  8. Изучение правил поведения на природе.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис­пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком­пьютера: электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Краткая Российская энциклопедия



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ГИА проводится в 11 классе в формате ЕГЭ (по выбору обучающихся).













Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе


п/п


Тема урока (тип урока) Наименование раздела программы.

Элементы минимального

содержания образования.

Элементы дополнительного

содержания образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Интеграция предметов. «Кадры для региона»

Соответствие содержанию КИМов

Дата проведения

План

Факт

Д. з.

Введение, химический состав клетки (6ч)

1

ИОТ-36-2016. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Методы познания живой природы. Отличительные признаки живой природы: уровни организации и эволюция. Неорганические (вода, мин.соли) и органические (липиды, белки, углеводы, АТФ) вещества в клетке. Удвоение молекулы ДНК.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения .

Выделять существенные признаки живой природы и биологическим систем.

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.



03.09

П.1.вопросы 1-4

2

Неорганические соединения клетки



08.09

П. 2 вопросы 1-4

3

Органические вещества клетки. Биополимеры. Углеводы и липиды


Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки

– основа ее

15.09

П. 3 вопросы 1-4

4

Биологические полимеры. Белки, их состав и строение, функции

Виртуальная экскурсия: Агрохолдинг «Юбилейный» -ЗАО «Племзавод «Юбилейный» г. Ишим - завод по глубокой переработке пшеницы.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки

– основа ее целостности

22.09

П. 4 вопросы 1-4

5

Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции


Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки

– основа ее целостности

29.09

П. 5 вопросы 1-4

6

АТФ и другие органические соединения клетки. Обобщение по теме «Хим. состав клетки»


06.10

П. 6 вопросы 1-4


Структура и функции клетки (4 часа)

7

Клетка. Клеточная теория

ИОТ-62-2016. Лаб. работа №1 «Набл. и сравнение клеток раст-й и живо-х на готовых микропрепаратах»

Клеточная теория, её роль в формировании современной естественно-научной картины мира.

Строение клетки. Основные части и органойды клетки, их функцииЯдро. Хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Характеризовать содержание клеточной теории.

Приводить доказательства родства живых организмов с использованием положений клеточной теории.

Выделять существенные признаки строения клетки, хромосом. Уметь пользоваться цитологической терминологией.


Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки

– основа ее целостности

13.10

П. 7 вопросы 1-4

8

Цитоплазма и ее органоиды.

ИОТ-62-2016. Лабор. работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»


20.10

П. 8 вопросы 1-4

9

Ядро. Прокариоты и эукариоты.


Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная

характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

27.10

П. 9 вопросы 1-4

10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Структура и функции клетки»



10.11



Обеспечение клеток энергией (3 часа)

11

Фотосинтез и хемосинтез.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен, их сущность, значение.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращениий энергии в клетке.


Клетка – генетическая единица живого.

17.11

П. 10 вопросы 1-4

12

Обеспечение клеток энергией без участия кислорода.



24.11

П. 11 вопросы 1-4

13

Обеспечение клеток энергией при участии кислорода



01.12

П. 12 вопросы 1-4


Наследная информация и ее реализация (4 часа)

14

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Выделять существенные признаки гена.


Деление клетки – основа роста, развития и

размножения организмов.

08.12

П. 13 вопросы 1-4

15

Образование иРНК. Генетический код.


Основные генетические понятия и символика.

15.12

П. 14 вопросы 1-4

16

Биосинтез белков.

Вирусы – неклеточные формы.

Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний.



22.12

П. 15 вопросы 1-4

17

Вирусы. ЭК



29.12

П. 16 вопросы 1-4


Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов (6 часов)

18

Деление клетки. Митоз

Жизненый цикл клетки. Деление клетки – основа оста и размножения организмов. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Выделять существенные признаки процесса деления клетки.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме.


Митоз –

деление соматических клеток.

12.01

П. 17 вопросы 1-4

19

Бесполое и половое размножение.


Деление клетки – основа роста, развития и

размножения

19.01

П. 18 вопросы 1-4

20

Мейоз.


Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие

26.01

П. 19 вопросы 1-4

21

Образование половых клеток и оплодотворение


Деление клетки – основа роста, развития и

размножения организмов.

02.02

П. 20 вопросы 1-4

22

Индивидуальное развитие организмов.



09.02

П.21 вопросы 1-4

23

Организм как единое целое.



16.02

П. 22 вопросы 1-4


Основные закономерности явлений наследственности (4 часов)

24

Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. Генотип и фенотип.

ИОТ-62-2016. Пр раб № 1 «Составление простейших схем скрещивания»

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель- основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленные Г. Менделем. Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественно-научной картины мира.


Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная

теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

25.02

П. 23 вопросы 1-4

25

Дигибридное скрещивание

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 2 «Решение элементарных генетических задач»


Основные генетические понятия и символика.


02.03

П. 24 вопросы 1-4

26

Генетика пола.


11.03

П. 25 вопросы 1-4

27

Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность.


16.03

П. 26 вопросы 1-4


Закономерности изменчивости (4 часа)

28

Ненаследственная (модификационная) изменчивость.

ИОТ-62-2016. Лабораторная работа№3 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Мутации, их причины. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Характеризовать содержание закономерностей изменчивости Объяснять. Причины наследственных и ненаследственных изменений, влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций. Составлять элементарные схемы скрещивания, решать генетические задачи. Выделять источник мутагенов в окружающей среде.

Виртуальная экскурсия: Голышмановский район ООО «Тюменские молочные фермы».

Заводоуковский городской округ

ООО «УК «Arbis» holding group » (Развитие молочного направления).

Вертикально-интегрированный комплекс по откорму и переработке крупного рогатого скота в «ООО «Ясень-Агро».

ООО «Эко-Нива АПК Холдинг», Молочный комплекс на 1800 голов в ООО Агрофирма «Междуречье». Омутинский район, крестьянско-фермерское хозяйство. Омутинский район, ООО «Бизон», Исетский район, комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц.

Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма.

Основные генетические понятия и символика.

30.03

П. 27 вопросы 1-4

29

Мутационная изменчивость.

Основные генетические понятия и символика.

06.04

П. 28 вопросы 1-4

30

Наследственная изменчивость человека.

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий»


Основные генетические понятия и символика.

13.04

П. 29 вопросы 1-4

31

Лечение и предупреждение наследственных заболеваний человека. ЭК


Значение генетики для медицины.

20.04

П. 30 вопросы 1-4


Генетика и селекция (5 часов)

32

Одомашнивания как начальный этап селекции. Методы современной селекции. ЭК

Селекция. Учение Н.И. Вавилова. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Характеризовать вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки. Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора.


Селекция, её задачи и практическое значение.

27.04

П. 31, 32 вопросы 1-4

33

Успехи селекции. ЭК


Методы селекции и их генетические основы.

18.05

П. 33 -35 вопросы 1-4

34

Повторительно-обобщающий урок по курсу


Селекция, её задачи и практическое значение.

20.05


35

Промежуточная аттестация. Тестирование












Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе

п/п


Наименование раздела программы Тема урока (тип урока)


Элементы минимального

содержания образования.

Элементы дополнительного

содержания образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Интеграция предметов.


«Кадры для региона»

Соответствие содержанию КИМов

Дата проведения

План

Факт

Д.З.


Развитие эволюционных идей (4ч)

1

ИОТ-36-2016. Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира. Вид – его критерии. Популяция-структурная еденица вида.

Характеризовать содержание эволюционной теории Ч.Дарвина. Объяснять вклад эвол. теории в формирование совр. картины мира. Объяснять причины эволюции, Приводить доказательства родства живых организмов на основе положений эволюционного учения;
Описывать особей вида по морфологическому критерию.


Роль эволюционной

теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Развитие эволюционных идей.

01.09

П.36вопросы 1-4

2

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.


Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.


08.09

П.37

Вопросы 1-4

3

Доказательства эволюции.




15.09

П.38

Вопросы 1-4

4

Вид. Критерии вида. Популяция.

ИОТ-62-2016. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».


Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная

единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы

видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости

биосферы

22.09

П.39 вопросы 1-4


Механизмы эволюционного процесса (8 часов)

5

Роль изменчивости в эволюционном процессе. ИОТ-62-2016. Л.р. № 2 «Изменчивость организмов»

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Выделять существенные признаки вида, процессов естеств. отбора, формирование приспособленности, образование видов. Объяснять причины изменяемости видов.

Сравнивать естественный и искуственный отбор и делать выводы на основе сравнения. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.







Синтетическая теория эволюции. Элементарные

факторы эволюции.

29.09

П.4

0

врпросы 1-4

6

Естественный отбор.



06.10

П.41врпросы 1-4

7

Формы естественного отбора в популяциях.


Формы естественного отбора, виды

борьбы за существование

13.10

П.42вопросы 1-4

8

Изоляция – эволюционный фактор.


Взаимосвязь движущих сил эволюции.

20.10

П.43врпросы 1-2

9

Приспособленность как результат эволюции.

ИОТ-62-2016. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособленности у организмов к среде ».


Приспособленность

27.10

П.44

Врпросы 1-3

10

Видообразование.


Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная

единица эволюции. Микроэволюция.. Способы

видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости

биосферы

10.11

П.45

Врпросы1 -4

11

Основные направления эволюционного процесса.


17.11

П.46

Врпросы 1-3

12

Контрольно-обобщающий урок по темам «Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюции»


Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Дарвина.

24.11



Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часов)

13

Развитие представлений о возникновении жизни.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого . Усложение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни. Находить информацию в различных источниках.



01.12

П.47

Врпросы 1-4

14

Современные взгляды на возникновение жизни на Земле.



08.12

П.48

Врпросы 1-4

15

Многообразие органического мира. Классификация организмов



15.12

П.49

Врпросы 1-3

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»



22.12



Происхождение человека (4 часа)

17

Ближайшие «родственники» человека среди животных.

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Находить информацию в разных источниках.



29.12

П.50

Врпросы 2-4

18

Первые представители рода Homo.

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Происхождение и единство человеческих рас.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.



12.01

П.51

Врпросы 1-3

19

Появление человека разумного



19.01

П.52

Врпросы 1-4

20

Факторы эволюции человека.



26.01

П.53

врпросы 1-3


Экосистемы (8 часов)

21

Предмет экологии. Экологические факторы среды. ЭК

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистемы.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Объяснять влияние экологических факторов на организмы.

Приводить доказательства взаимосвязей организмов и окружающей среды.

Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ, превращения энергии.

Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой. Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.



02.02

П.54

Врпросы 2,3

22

Взаимодействие популяций разных видов.



09.02

П.55

Врпросы 1-3

23

Сообщества. Экосистемы эк.

ИОТ-62-2016. П р № 4 «Решение экологических задач»



16.02

П.56

Врпросы 1,2

24

Поток энергии и цепи питания.

ИОТ-62-2016. П р № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»



25.02

П.57

Врпросы 2-5

25

Свойства экосистем. ЭК

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 6 «Исследование изменений в экосистемах на биолог. моделях»



02.03

П.58

Врпросы 1,3

26

Смена экосистем. ЭК

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

Выявлять антропогенные изменеия в экосистемах своей местности. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы, делать выводы на основе сравнения.



11.03

П.58

Врпросы 2,5

27

Агроценозы.

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 8 «Сравнительная характеристика природной экосистем и агроэкосистем своей местности»



16.03

П.59

Врпросы 1-4

28

Повторительно-обобщающий рок по теме «Экосистемы»




30.03



Биосфера. Охрана биосферы (6 часов)

29

Состав и функции биосферы

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадцкого о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Характеризовать содержание учения В.И. Вернадцкого о биосфере, его вклад в развитие биологической науки. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем. Обосновывать правила поведения в природной среде.



06.04

П.60

Врпросы 1-3

30

Круговорот химических элементов.



13.04

П.61

врпросы1-3

31

Биогеохимические процессы в биосфере. Глобальные экологические проблемы.

Виртуальные экскурсии:

1. Экологическая площадка, СИБУР. Сладковский район, Мараловодческое хозяйство, памятники природы: Панин бугор, Киселевская гора, Дендрарий в Доме отдыха г. Тобольске.

Ярковский район, цех по производству рапсового растительного масла и жмыха с частичной последующей переработкой масла в биотопливо;

ООО «НОВ - Экология», г. Тюмень.

2. Инвестиционный проект по строительству завода по сортировке и переработке мусора. ООО «Лизинговая компания «Диамант групп – Тюмень»

3. Инвестиционный проект по утилизации ТБО на территории Тюменской области. (сеть МПЗ г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим)

20.04

П.62,63

вопросы1-3

32

Общество и окружающая среда.

ИОТ-62-2016. Практическая работа № 9 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Виртуальные экскурсии:

ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень». Завод по сортировке и переработке мусора

ООО «Экологический альянс» на территории Тюменской области, утилизация твёрдых бытовых отходов на территории Тюменской области.

Нижнетавдинский район, ООО «Экодрим», завод по переработке строительных отходов

27.04

П.64

вопросы1-3

33

Итоговое занятие на тему «Влияние деятельности человека на биосферу»



18.05


34

Резервный урок









20