Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Поселья»
«Рассмотрено» Протокол № __ Руководитель МО ____________Дармаева И. К от «_____»__________202__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ Поселья»: Цыдыпова Г.Р. «____» __________ 202___г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ Поселья» Ширапов Б.К. Приказ №____ от «____» ________ 202__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
Класс: 10А, 10Б
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному предмету:2 ч./неделю, всего –68 ч/год
Рабочую программу составил(ла):
Базарова С.Р, учитель биологии
Поселье,
2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9.;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1578
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10. 2015 г., №08-1786;
- Уставом муниципального образовательного учреждения «СОШ Поселья»;
- Основной общеобразовательной программой щколы
- Рабочей программой к линии УМК под редакцией И. Н. Пономаревой: Биология. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, 2017.
- Учебником И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, Т.Е. Лощилиной «Общая биология. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Вентана-Граф, 2020 .
Цели:
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Общая характеристика учебного курса
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
3. Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на учащихся 10«а», 10»б» классов МОУ «СОШ Поселья». На изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
4. Результаты освоения курса.
В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах предусмотрено достижение учащимися
следующих личностных результатов:
• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному
отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания
особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям
и их результатам;
• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной
культуры на базе биологических знаний и умений;
• признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;
реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками
самостоятельного приобретения новых знаний;
• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для
личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметпых результатов, таких как:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе
умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий
(ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,
дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов — знаний, умений, компетентностей,
характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета,
предусматривает:
• характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории
Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов,
совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать
между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой
структурные уровни организации жизни;
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции,
изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её
уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении
жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий
собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;
• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов
В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах предусмотрено достижение учащимися
следующих личностных результатов:
• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному
отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания
особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям
и их результатам;
• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной
культуры на базе биологических знаний и умений;
• признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;
реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками
самостоятельного приобретения новых знаний;
• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для
личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметпых результатов, таких как:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе
умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий
(ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,
дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов — знаний, умений, компетентностей,
характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета,
предусматривает:
• характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории
Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов,
совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать
между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой
структурные уровни организации жизни;
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции,
изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её
уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении
жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий
собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;
• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов
Личностные результаты:
• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;
• реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;
• признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,
• умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
• характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,
получаемой из разных источников;
• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
5. Содержание курса.
Введение в курс общебиологических явлений (6 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень организации жизни (14 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценотический уровень организации жизни (15 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (33 часа)
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:
«Морфологические критерии, используемые при определении видов»
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
Экскурсии:«Многообразие видов в родной природе». Экологические проблемы Республики Бурятия и пути их решения. Природные парки, памятники природы,
7. Учебно-методический комплект,
обеспечивающий реализацию рабочей программы
И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина «Общая биология. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Вентана-Граф, 2020 .
И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина «Общая биология. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Вентана-Граф, 2020.
Биология: тематические и итоговые контрольные работы: 10-11 классы: дидактические материалы/ Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова. – М. : Вентана-Граф, 2013. -256с . : ил. – (Аттестация: школа, учитель, ученик);
Биология: тестовые задания с решениями для выпускников и абитуриентов/ Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. – 2-е изд. – Минск : Букмастер, 2013. – 464 с. ;
Биология. 10-11 классы : организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы / сост. Л.А. Тепаева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 223 с.;
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: дрофа,2009. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 2000. Интернет- ресурсы: http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
6. Календарно- тематическое планирование
Биология, 10 класс
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Тема урока | Кол часов | Дата провед 10 «а» | Дата провед 10 «б» |
план | факт | план | факт |
Глава 1. Введение в курс общей биологии (6 ч) |
1 | Содержание и структура курса общей биологии | 1 | | | | |
2 | Основные свойства жизни | 1 | | | | |
3 | Уровни организации живой материи. Входной контроль. | 1 | | | | |
4 | Значение практической биологии. Методы биологических исследований | 1 | | | | |
5 | Живой мир и культура | 1 | | | | |
6 | Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии». | 1 | | | | |
Глава 2. Биосферный уровень жизни (14 ч) |
7 | Учение о биосфере | 1 | | | | |
8 | Функции живого вещества в биосфере | 1 | | | | |
9 | Происхождение живого вещества. Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни | 1 | | | | |
10 | Физико – химическая эволюция в развитии биосферы. Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | | | | |
11 | Хронология развития жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле | 1 | | | | |
12 | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | | | | |
13 | Круговорот веществ в природе | 1 | | | | |
14 | Круговорот азота | 1 | | | | |
15 | Механизмы устойчивости биосферы | 1 | | | | |
16 | Человек как житель биосферы | 1 | | | | |
17 | Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле | 1 | | | | |
18 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | | | | |
19 | Экологические факторы и их значение | 1 | | | | |
20 | Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни" | 1 | | | | |
Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни (15 ч) |
21 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био - и экосистема | 1 | | | | |
22 | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | | | | |
23 | Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | 1 | | | | |
24 | Совместная жизнь видов в биогеоценозе | 1 | | | | |
25 | Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах | 1 | | | | |
26 | Причины устойчивости в биогеоценозе | 1 | | | | |
27 | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | | | | |
28 | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов | 1 | | | | |
29 | Многообразие водных биогеоценозов | 1 | | | | |
30 | Многообразие биогеоценозов суши | 1 | | | | |
31 | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). | 1 | | | | |
32 | Заповедные территории Республики Бурятия | 1 | | | | |
33 | Природопользование в истории человечества | 1 | | | | |
34 | Экологические законы природопользования | 1 | | | | |
35 | Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни" | 1 | | | | |
Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни. (33 ч) |
36 | Вид, его критерии и структура | 1 | | | | |
37 | Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». | 1 | | | | |
38 | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | 1 | | | | |
39 | Популяция – структурная единица вида | 1 | | | | |
40 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | | | | |
41 | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | 1 | | | | |
42 | Система живых организмов на Земле | 1 | | | | |
43 | Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества | 1 | | | | |
44 | Этапы происхождения человека | 1 | | | | |
45 | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | | | | |
46 | История развития эволюционных идей | 1 | | | | |
47 | Естественный отбор и его формы | 1 | | | | |
48 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия | 1 | | | | |
49 | Современное учение об эволюции. | 1 | | | | |
50 | Результаты эволюции и её основные закономерности | 1 | | | | |
51 | Основные направления эволюции | 1 | | | | |
52 | Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». | 1 | | | | |
53 | Обобщающий урок «Учение об эволюции» | 1 | | | | |
54 | Особенности популяционно – видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов | 1 | | | | |
55 | Генофонд и причины гибели видов | 1 | | | | |
56 | Промежуточная аттестация | 1 | | | | |
57 | ф | 1 | | | | |
58 | Экскурсия «Многообразие видов в родной природе» | 1 | | | | |
59 | Особенности популяционно – видового уровня жизни | 1 | | | | |
60 | Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни» | 1 | | | | |
61 | Расы человека | 1 | | | | |
62 | Резервное время | 1 | | | | |
63 | Резервное время | 1 | | | | |
64 | Резервное время | 1 | | | | |
65 | Резервное время | 1 | | | | |
66 | Резервное время | 1 | | | | |
67 | Резервное время | 1 | | | | |
68 | Резервное время | 1 | | | | |
17