СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 классов общеобразовательных учреждений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 классов общеобразовательных учреждений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ С КАЗАЧЬИМ КАДЕТСКИМ КОМПОНЕНТОМ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры на заседании НМС Директор лицея

учителей естественных наук Заместитель директора по УМР ____________ Е.Н. Гусева

Руководитель кафедры ____________ Е.О.Киселева Приказ № 9 от 26.08.2022 г. ___________ М.Н. Петрова Протокол № 5 от 26.08.2022 г.

Протокол № 6 от 26.08.2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование учебного предмета: Биология

Класс: 10 (базовый уровень)

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю (34 недели)

Планирование составлено на основе программы: Биология. 10-11 классы: Рабочие программы/ сост. И. Б. Морзунова, Г. М. Пальдяева. — 3-е изд., пересмотр. — М.: Дрофа, 2015. — 215 с.

Учебник: Биология: Общая биология. 10 кл. Базовый уровень/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2018. – 254, [2]с

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ


Рабочую программу составил(а) __________ Е.А. Сердюкова




2022-2023 учебный год



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • знать биологическую терминологию: организм, обмен веществ, размножение, оплодотворение, онтогенез, наследственность, изменчивость, генетика, селекция, гибридизация, биотехнология;

  • знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки: Г. Мендель, Н. И. Вавилов.

  • умение объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи: составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.





  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч)

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

 

Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации методы познания живой природы (2 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.


РАЗДЕЛ 2. Клетка (10 ч)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.


Тема 2.2Химический состав клетки (4ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.


Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы: «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)».

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.


Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 ч)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.


Тема 2.5. Вирусы (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.




РАЗДЕЛ 3Организм (19+2 ч) 

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.


Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.


Тема 3.3. Размножение (4 ч)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.


Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.


Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы: «Составление простейших схем скрещивания», «Решение элементарных генетических задач».

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.


Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2+2 ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы

Всего часов

Экспериментальные задания,

формирующие практические умения и навыки

ЦОР

Внеурочные компоненты

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч)



1

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

1


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

2

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2

Входной контроль

Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

Раздел 2. Клетка (10 ч)



3

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

4

Тема 2.2. Химический состав клетки

4


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

5

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

3

Л. р. №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

6

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

7

Тема 2.5. Вирусы

1


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

Раздел 3. Организм (19+2 ч)



8

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

9

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии

2


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

10

Тема 3.3. Размножение

4


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

11

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

2


Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

12

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

7+1

Текущий контроль

Л. р. №2 «Составление простейших схем скрещивания»

Л. р. №3 «Решение элементарных генетических задач»

Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

13

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология

2+2

Итоговый контроль

Электронный образовательный ресурс «Домашние задания среднее общее образование. Биология. 10-11 класс» АО издательство «Просвещение»

П 1.2.,1.3. Рабочая программа воспитания МБОУ УЛ

ИТОГО

34








  1. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа:

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценивание выполнения практических (лабораторных) работ:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценивание самостоятельных письменных и контрольных работ:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


урока

Тема урока

Дата

Планируемые результаты УУД

Домашнее задание

план.

факт.

- предметные

- метапредметные

- личностные

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч)

1/1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук



Находить биологическую информацию в разных источниках

Умение работать с разными источниками биологической информации

Формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии

Изучить §1

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 ч)

2/2

Основные свойства живой материи. Входной контроль



Знать отличительные признаки живой природы

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

Изучить § 2

3/3

Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы



Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Изучить §3

Раздел 2. Клетка (10 ч)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 ч)

4/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория



Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологии: Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн

Умение работать с разными источниками биологической информации

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов

Изучить §4

Тема 2.2. Химический состав клетки (4 ч)

5/2

Химический состав клетки



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий

Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

Изучить §5

6/3

Неорганические вещества клетки



Объяснять единство живой и неживой природы

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §6

7/4

Органические вещества: липиды, углеводы, белки



Объяснять единство живой и неживой природы

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Изучить §7-8

8/5

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК



Сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой природы)

Изучить §9

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 ч)

9/6

Строение эукариотической клетки. Л. р. №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»



Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологии: Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §10

10/7

Клеточное ядро. Хромосомы



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Изучить §11

11/8

Строение прокариотической клетки



Знать строение биологических объектов

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов

Изучить §12

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 ч)

12/9

Реализация наследственной информации в клетке



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §13

Тема 2.5. Вирусы (1 ч)

13/10

Неклеточная форма жизни: вирусы



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Определение структуры и его характеристики объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов

Изучить §14

Раздел 3. Организм (19+2 ч)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 ч)

14/1

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии

Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам



Изучить §15

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

15/2

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен



Знать биологическую терминологию: обмен веществ и энергии

Определение структуры и его характеристики объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §16, подготовиться к промежуточному контролю

16/3

Пластический обмен. Фотосинтез. Промежуточный контроль



Знать биологическую терминологию: фотосинтез

Изучить §17

Тема 3.3. Размножение (4 ч)

17/4

Деление клетки. Митоз.



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §18

18/5

Размножение: бесполое и половое



Знать биологическую терминологию: размножение, оплодотворение

Определение структуры и его характеристики объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §19

19/6

Образование половых клеток у животных. Мейоз



Знать биологическую терминологию: размножение, оплодотворение

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §20

20/7

Оплодотворение у растений и животных



Знать биологическую терминологию: размножение, оплодотворение

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §21

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

21/8

Индивидуальное развитие организмов



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §22

22/9

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье



Знать биологическую терминологию: онтогенез

Изучить §23

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7+1 ч)

23/10

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости




Знать вклад Г. Менделя в развитие биологической науки

Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания

Изучить §24

24/11

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости

Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

Изучить §25

25/12

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Л. р. №2 «Составление простейших схем скрещивания»



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии

Изучить §26

26/13

Хромосомная теория наследственности



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости

Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

Изучить §27

27/14

Современные представления о гене и геноме



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §28

28/15

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §29

29/16

Л. р. №3 «Решение элементарных генетических задач»



Решать элементарные биологические задачи: составлять элементарные схемы скрещивания

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии

Индивидуальные задания

30/17

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

Наследственные болезни человека



Знать основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Формирование познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии

Изучить §30-31

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2+2 ч)

31/18

Селекция: основные методы и достижения



Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни

Изучить §32

32/19

Биотехнология: достижения и перспективы развития.



Изучить §33

33/20

Итоговый контроль



Критически оценивать информацию

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию


Индивидуальные задания

34/21

Обобщающий урок по курсу «Общая биология. 10 класс»



Комплексно применять полученные знания

Индивидуальные задания





  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ КУРСА



п/п

Учебно-методическое пособие

Выходные данные

1

Примерная рабочая программа

Биология. 10-11 классы: Рабочие программы/ сост. И. Б. Морзунова, Г. М. Пальдяева. — 3-е изд., пересмотр. — М.: Дрофа, 2015. — 215 с.


2

Учебник

Биология: Общая биология. 10 кл. Базовый уровень/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2018. – 254, [2]с






  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



п/п

Наименование раздела

Основные элементы системы ЭО и ДОТ

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

Методы изучения природы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm

Изучаем биологию

http://learnbiology.narod.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Биология. Электронный учебник

http://www.ebio.ru/index.html

Школа.LV. На сайте представлены материалы по общей биологии, шпаргалки, таблицы, формулы, экзамены, ЕГЭ, ЦТ, словари

http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=5

2

Раздел 2. Клетка

Строение клетки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/%5BBI6RA_3-01%5D_%5BIL_02%5D.html

Химический состав клетки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf

Изучаем биологию

http://learnbiology.narod.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Биология. Электронный учебник

http://www.ebio.ru/index.html

Школа.LV. На сайте представлены материалы по общей биологии, шпаргалки, таблицы, формулы, экзамены, ЕГЭ, ЦТ, словари

http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=5

3

Раздел 3. Организм

Изучаем биологию

http://learnbiology.narod.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Биология. Электронный учебник

http://www.ebio.ru/index.html

Школа.LV. На сайте представлены материалы по общей биологии, шпаргалки, таблицы, формулы, экзамены, ЕГЭ, ЦТ, словари

http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=5