СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Биология 10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10 класс. Учебник:  В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология 10-11  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2013 г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Биология 10 класс.»

Рассмотрено

на заседании учителей биологии

протокол№__________________

от_______________августа2016 г.

Руководитель МО______Т.Г.Капкова

Согласовано:

заместитель директора поУВР

_____________Н.П.Старухина

«_____» августа 2016 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «СШ№23»

_____________ М.П.Хуртина

«_____» августа 2016 г.









Рабочая программа



Наименование курса: биология

Класс: 10

Уровень общего образования: средняя школа

Учитель биологии: Хуртина Марина Петровна

Срок реализации программы: 2016 -2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 68часов (2 часа в неделю)

Планирование составлено на основе программы среднего общего образования по биологии. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова. Биология 6-11 классы. – М.: 2011 г.

Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011 г.



















Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание тем учебного курса.

4. Календарно-тематическое планирование.

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

6. Перечень учебно-методического обеспечения, литература.




























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова. Биология 6-11 классы. – М.: 2010 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011 г.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Цель программы: изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии

Задачи: освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания.

Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.

Текущие виды контроля: поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей, взаимопроверка, проверка групповых заданий, защита презентаций.

Тематические виды контроля: тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.

Формы итогового контроля: итоговое тестирование, презентации, обобщающие уроки



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем


Всего

часов

Из них

Лабораторные и практические работы

Контрольные и

диагностические материалы

1.

Раздел 1. Биология как наука, Методы научного познания

6


1

2.

Раздел 2. Клетка

22


3

1

3.

Раздел 3. Организм

40

4

1

4.

Резервное время

2




ИТОГО

70

7

3





  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6ч)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

  • Демонстрация.

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

  • Демонстрация.

Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (22ч)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрации.

Схема «Многообразие клеток»

Тема 2.2. Химический состав клетки.

Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

  • Демонстрации.

Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

  • Демонстрации.

Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосомы», «Строение прокариотической клетки».

  • Лабораторные работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

  2. Сравнение строение клеток растений и животных.

  3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

  • Демонстрации.

Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка»

Тема 2.5. Вирусы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  • Демонстрации.

Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа»

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ. (40ч)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

  • Демонстрации

Схема «Многообразие организмов»

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

  • Демонстрации

Схема «Пути метаболизма в клетке»

Тема 3.3. Размножение

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

  • Демонстрации

Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида»

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

  • Демонстрации

Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов среды на развитие организма.

Лабораторные работы

. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.


Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

  • Демонстрации

Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

  • Лабораторные работы

  1. Составление простейших схем скрещивания.

  2. Решение элементарных генетических задач.

  3. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

  • Демонстрации

Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

  • Экскурсия Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведение (заочная интернет-экскурсия на селекционную станцию)

  • Практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

РАЗДЕЛ 4. РЕЗЕРВ (2ч)







  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Формы и методы обучения

Основные понятия и термины

Требования к уровню

подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Оборудование

Региональный компонент

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Биология как наука. Методы научного познания (6ч)

1



Объект изучения биологии – живая природа.


вводный

Рассказ, беседа, проблемный

биология

знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия;

уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки

Экран, проектор, ноутбук, презентация


2



Отличительные признаки живой природы


комбинированный

Рассказ, беседа, проблемный

Жизнь, живая природа

знать: свойства, характерные для всех живых организмов, определе­ния - «жизнь», «изменить» и др.;

уметь: сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


3



Основные уровни организации живой природы.



комбинированный

Рассказ, беседа, проблемный

Уровни организации живой природы

знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определе­ния - «жизнь», «изменить» и др.;

уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами

Экран, проектор, ноутбук, презентация


4



Методы познания живой природы.


комбинированный

Рассказ, беседа, проблемный

Методы познания живой природы.

знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определе­ния - «жизнь», «изменить» и др.;

уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами

Экран, проектор, ноутбук, презентация


5



Биологические системы. Обобщение материала по теме: «Биология как наука. Методы научного познания».


комбинированный

Рассказ, беседа, проблемный

Свойства жизни

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


6



Входной контроль знаний


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


Клетка (22ч)

7



Развитие знаний о клетке.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Клетка, цитология

знать основные понятия: клетка, цитология, основные положения клеточной теории;

уметь объяснять значение теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

Экран, проектор, ноутбук, презентация


8



Клеточная теория


комбинированный

Частично – поисковый

Клетка

Уметь: Характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании естественно-научной картины мира

Экран, проектор, ноутбук, презентация


9



Химический состав клетки.



комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

Клетка

знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;

уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


10



Роль неорганические веществ в клетке и организме.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Клетка

знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;

уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


11



Роль органических веществ в клетке и организме человека. Общая характеристика.


комбинированный

Частично – поисковый

Биополимеры

знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль;

уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


12



Липиды.



комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

Липиды, катализаторы

знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль;

уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


13



Углеводы


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Углеводы

знать основные функции углеводов, их роль, особенности организации моно- и дисахаридов; основные функции жиров, их роль, особенности строения липидов

уметь объяснять значение углеводов

Экран, проектор, ноутбук, презентация


14



Белки


комбинированный

Частично – поисковый

Белки

знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль;

уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


15



Нуклеиновые кислоты


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

РНК, ДНК,, генетический код

знать основные функции биологических полимеров, их роль; особенности строения различных видов РНК

уметь объяснять значение ДНК, РНК, определение генетического кода


Экран, проектор, ноутбук, презентация


16



Обобщение материала по теме «Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека».


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


17



Строение эукариотической клетки.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Органоиды

знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; особенности организации эукариотической клетки

уметь объяснить функции органелл , строение

мембранных и немембранных компонентов клетки

Экран, проектор, ноутбук, презентация


18



Клеточное ядро. Хромосомы.



комбинированный

Частично – поисковый

«хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы»,

знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы», строение ядра, его состав и функции


Экран, проектор, ноутбук, презентация


19



Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».



Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

Строение клетки живых организмов

уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы



20



Лабораторная работа №2 « Сравнение строения клеток растений и животных»


Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

Строение клетки живых организмов

уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы



21



Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».



Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

Строение клетки живых организмов

уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы



22



Прокариотическая клетка.




Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;

знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;

уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.




23



Обобщение материала по теме: «Строение клетки»


Контрольно-обобщающий

репродуктивный

Строение клетки живых организмов

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


24



ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

генетический код, ген, транскрипция, трансляция

знать определения: генетический код, ген

Экран, проектор, ноутбук, презентация


25



Удвоение молекулы ДНК в клетке.


комбинированный

Частично – поисковый


знать определения: генетический код, ген, транскрипция, трансляция

Экран, проектор, ноутбук, презентация


26



Вирусы.



комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

«вирус», «вирусология», СПИД

знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД

уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма

Экран, проектор, ноутбук, презентация


27



Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«вирус», «вирусология», СПИД

знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД

уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма, меры профилактики

Экран, проектор, ноутбук, презентация


28



Обобщение материала по теме «Клетка»


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


Организм (40ч)

29



Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Многообразие живой природы Ульяновской области.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

одноклеточные и многоклеточные организмы


иметь представление о многообразии организмов

Знать: понятия одноклеточные и многоклеточные организмы

Экран, проектор, ноутбук, презентация

Многообразие живой природы Ульяновской области.

30



Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен


комбинированный

Частично – поисковый

«энергетический обмен»


иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях;

знать определения: «энергетический обмен»,

уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


31



Пластический обмен. Фотосинтез.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

«хемосинтез», «фотосинтез»,

знать определения: «хемосинтез», «фотосинтез»,

уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


32



Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«автотрофы», «гетеротрофы»

знать определения: «автотрофы», «гетеротрофы»,

уметь объяснить типы питания, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


33



Деление клетки. Митоз.


комбинированный

Частично – поисковый

«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки»

иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;

знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза


Экран, проектор, ноутбук, презентация


34



Половое и бесполое размножение.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

«гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»;

иметь представление об основных формах размножения организмов;

знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»;

уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


35



Деление клетки. Мейоз.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза


иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;

знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза


Экран, проектор, ноутбук, презентация


36



Обобщение материала по теме «Деление клетки»


Контрольно-обобщающий

репродуктивный

«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


37



Оплодотворение и его значение.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота»

иметь представление о сути полового размножения;

знать определения: «двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота» и др.;

уметь: объяснять процесс формирования половых клеток у высших растений

Экран, проектор, ноутбук, презентация


38



Индивидуальное развитие организмов


комбинированный

Частично – поисковый

«онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез»

иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;

знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;

уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития

Экран, проектор, ноутбук, презентация


39



Онтогенез человека.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

Онтогенез человека.

иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;

знать: основные понятия

уметь: объяснять причины нарушений

Экран, проектор, ноутбук, презентация


40



Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».


Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

Зародыш




41



Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Зародыш


Знать: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


42



Обобщение материала по теме «Индивидуальное развитие организмов»


комбинированный

Частично – поисковый


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


43



Наследственность и изменчивость свойства организмов. Развитие генетики в Ульяновской области.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

«наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

иметь представление: об истории становления науки,

знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования, уметь находить инф

Экран, проектор, ноутбук, презентация

Развитие генетики в Ульяновской области.

44



Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и генетика.




Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Генетика

иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;

знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

уметь: объяснять закономерности наследования при­знаков (генов), составлять схемы скрещивания.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


45



Моногибридное скрещивание.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Скрещивание

иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;

знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

уметь: объяснять закономерности наследования при­знаков (генов), составлять схемы скрещивания.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


46



Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания»


Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

Скрещивание

Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания



47



Дигибридное скрещивание.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

I, II, III законы Г. Менделя,

иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании;

знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя,;

уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования

Экран, проектор, ноутбук, презентация


48



Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач».


Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа


Уметь: решать элементарные схемы скрещивания



49



Хромосомная теория наследственности.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»;

иметь представление о группах сцепления, о работе Моргана по изучению наследования сцепленных генов; о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов;

знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; основные генетические понятия и символы;


Экран, проектор, ноутбук, презентация


50



Решение генетических задач на сцепленное наследование.


комбинированный

Частично – поисковый


Уметь: решать элементарные биологические задачи

Экран, проектор, ноутбук, презентация


51



Современное представление о гене и геноме


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

Ген, геном

иметь представление о гене и геноме;

знать: сущность понятий; определений;

уметь: использовать генетические понятия и при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


52



Генетика пола


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;

иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцеп­ленных с полом;

знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;

уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


53



Обобщение по теме: «Закономерности наследования»


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


54



Наследственная и нена­следственная изменчивость.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»

знать определения «наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»

уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний, зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.

Экран, проектор, ноутбук, презентация


55



Влияние мутагенов на организм человека


комбинированный

Частично – поисковый

«наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия»

знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;

уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний

Экран, проектор, ноутбук, презентация


56



Лабораторная работа №7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».


Практическая работа

Частично – поисковый, лабораторная работа

мутаген

Уметь работать с дополнительной научной литературой, делать выводы



57



Значение генетики и селекции для медицины и селекции.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

Селекция


уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека

иметь представление о профилактике наследственных болезней

Экран, проектор, ноутбук, презентация


58



Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


комбинированный

Частично – поисковый


уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека

иметь представление о профилактике наследственных болезней

Экран, проектор, ноутбук, презентация


59



Обобщение материала по теме

«Наследственная и ненаслественная изменчивость».


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


60



Селекция. Развитие селекции в Поволжье.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»;

иметь представление о работах отечественных селекционеров; о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии;

знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»;

уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных, суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества

Экран, проектор, ноутбук, презентация

Развитие селекции в Поволжье.

61



Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.



комбинированный

Частично – поисковый

«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»;

иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;

уметь объяснять значение селекции как науки;

Экран, проектор, ноутбук, презентация


62



Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Селекционеры Поволжья.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»;

иметь представление о работах отечественных селекционеров;

уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных.

Экран, проектор, ноутбук, презентация

Селекционеры Поволжья.

63



Обобщение материала по теме «Селекция».

Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области.


Изучение нового материала

Рассказ, беседа, проблемный

«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»;

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация

Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области.

64



Биотехнология, её достижения, перспек­тивы развития.


комбинированный

Частично – поисковый

биотехнологии

Уметь: решать элементарные биологические задачи

Экран, проектор, ноутбук, презентация


65



Эстетические аспекты развития исследований в биотехнологии.


комбинированный

Рассказ, беседа, частично - поисковый

биотехнологии

Уметь: решать элементарные биологические задачи

Экран, проектор, ноутбук, презентация


66



Обобщение материала по теме «Генетика. Селекция».


Обобщение

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


67



Итоговый контроль знаний.


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


68



Обобщение материала за курс 10 класса


Контрольно-обобщающий

репродуктивный


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Выполнять итоговые задания по материалам темы.


Экран, проектор, ноутбук, презентация


69-70



Резерв














  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Учащийся научится:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

  • иметь представление об уровневой организации живой природы;

  • приводить доказательства уровневой организации живой природы;

  • представлять основные методы и этапы научного исследования;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

  • характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  • знать историю изучения клетки;

  • иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

  • приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

  • проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

  • пользоваться современной цитологической терминологией;

  • иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.;

  • иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

  • выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

  • характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  • решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

  • приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • характеризовать основные методы и достижения селекции;

  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения.



6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЛИТЕРАТУРА


  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 381 с.: ил.

  2. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – 9ЕГЭ. ФИПИ – школе)

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2013


Дополнительная литература для учителя:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 254 с.

  2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт./сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 11 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.

  4. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).

  5. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2011.

  6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.

  7. Биология. Проверочные тесты и задания. 6-11 кл. Волгоград «Учитель» 2010г.

  8. Биология. 5-11кл. Волгоград «Учитель» 2011г.

  9. Биология. ЕГЭ, Москва «Эксмо», 2011г.

  10. Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин «Генетика в задачах», Москва «Глобус» 2011 г.


Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей