СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 и 7 классов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5, 7 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 и 7 классов.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»


ПРИНЯТО

на заседании ПЦК………………..цикла



Протокол № __от «___»_______2019 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Красночикойская СОШ № 2»

___________________М.В. Кузнецова

Приказ №____от «___»________2019 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5, 7 класс





Разработчик: учитель биологии

первой квалификационной категории

Веселкова Светлана Георгиевна





Красный Чикой

2019

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

1) ФГОС ООО;

2) Примерной программы по биологии основного общего образования;

3) Авторской программы В. И. Сивоглазова (Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5 – 9 классы; учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. – М.; Просвещение, 2017. – 162 с.)

4) Авторской программы В.В. Пасечника  (Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. –  92 с.)

в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучения курса биологии в 5 и 7 классах выделено по 34 часа, всего – 68 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

В результате освоения предметного содержания курса биология у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных):

            Регулятивные:

  • умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

  • умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

  • умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

  • умение использовать различные средства самоконтроля.

           Познавательные:

  • умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности;

  • умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий  и объектов с реальной действительностью;

  • умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках;

  • умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • формирование системного мышления;

  • формирование объектно-ориентированного мышления;

  • формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач;

  • формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

             Коммуникативные:

  • умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

  • умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива;

  • умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;

  • формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

  • умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

  • формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

        Личностные:

  • формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

  • формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

  • основ правовой культуры в области использования информации;

  • формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;

  • формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.

Эти УУД позволяют достигать предметных, метапредметных и личностных результатов:

Личностные результаты освоения биологии:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения биологии:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения биологии:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    1. В ценностно-ориентационной сфере:

•  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

•  анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

    1.  В сфере трудовой деятельности:

•  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

    1.  В сфере физической деятельности:

•  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    1.  В эстетической сфере:

•  выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на уровне основной школы ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного курса

5 класс

Наименование раздела

Количество часов

Содержание раздела

Введение

7

Биология как наука. Методы изучения биологии (наблюдение, эксперимент, измерение). Правила работы в лабораторных условиях. Биологические приборы и инструменты и правила работы с ними. Разнообразие живой природы. Царства живой природы. Экологические факторы. Среды обитания живых организмов (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная).

Строение организма

10

Признаки живых организмов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость). Строение клетки (растительной, животной). Органоиды клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Клетка – живая система. Ткани растений. Ткани животных. Органы растений. Системы органов животных. Организм – биологическая система.

Многообразие живых организмов

17

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Теория А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Царство растений: характеристика, основные признаки, фотосинтез, особенности строения растительной клетки, среда обитания. Ботаника – наука о растениях, Теофраст – основатель ботаники. Классификация растений. Низшие и высшие растения. Водоросли: общая характеристика, многообразие. Лишайники. Мхи. Папоротникообразные: плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Основные этапы развития растений на Земле. Значение и охрана растений.

7 класс

Наименование раздела

Количество часов

Содержание раздела

Введение

1

Зоология как наука.

Простейшие

2

Общая характеристика Простейших. Многообразие и значение Простейших.

Многоклеточные животные

20

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные: общая характеристика, образ жизни, значение. Черви: общая характеристика и многообразие. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Моллюски: образ жизни, многообразие. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие, классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды насекомых. Тип Хордовые: общая характеристика, многообразие, значение. Классы рыб: Хрящевые, Костные. Основные систематические группы рыб. Класс Земноводные (Амфибии): общая характеристика, образ жизни, значение. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии): общая характеристика, образ жизни, значение. Класс Птицы. Многообразие птиц. Класс Млекопитающие (Звери): общая характеристика, образ жизни. Экологические группы млекопитающих.

Эволюция строения и функций органов и их систем

7

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

1

Доказательства эволюции животных. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Биоценозы

2

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.


Календарно-тематический план

по учебному предмету «Биология» (5 класс)

п/п

Название раздела

Тема урока

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

Дата проведения

КОС




По плану

Фактически

1.

Введение

(7 часов)

1. Биология – наука о живой природе.

1.1.

Биология как наука. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

2.1.1.

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

1-я неделя сентября



2. Методы изучения биологии.

1.1.

Методы изучения живых организмов. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2.2.1.

Уметь изучать биологические объекты.

2-я неделя сентября



3. Разнообразие живой природы. Царства живой природы.

3.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

2.6.

Уметь определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация).

3-я неделя сентября



4. Среда обитания. Экологические факторы.

5.1.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Среда обитания.

2.1.4.





2.4.










2.8.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

4-я неделя сентября



5. Среда обитания (водная, наземно-воздушная).

5-я неделя сентября



6. Среда обитания (почвенная, организменная).

1-я неделя октября





7. Контрольная работа № 1 «Основные биологические понятия».

1.1.











3.




5.1.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Среда обитания.

2.1.1.










2.2.1.



2.6.









2.4.










2.8.

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация).

Уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

2-я неделя октября



2.

Строение организма

(10 часов)

8. Что такое живой организм.

2.2.

Признаки живых организмов.

1.1.1.






1.2.1.

Знать/понимать признаки живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость.

3-я неделя октября



9. Строение клетки.

2.1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток.

2.3.1.








2.5.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки.

Уметь сравнивать биологические объекты (клетки) и делать выводы на основе сравнения.

4-я неделя октября



10. Химический состав клетки.

2-я неделя ноября



11. Жизнедеятельность клетки.

1.2.1.











2.2.2.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость.

Уметь изучать биологические процессы.

3-я неделя ноября



12. Ткани растений.

2.2.

Растительные ткани и органы растений.

2.2.1.



2.5.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

4-я неделя ноября



13. Ткани животных.

2.2.

Ткани, органы и системы органов животных.

2.2.1.



2.5.







Уметь изучать биологические объекты.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

5-я неделя ноября



14. Органы растений.

2.2.

Растительные ткани и органы растений.

2.2.1.



2.5.







2.3.3.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений.

1-я неделя декабря



15. Системы органов животных.

2.2.

Ткани, органы и системы органов животных.

2.2.1.



2.5.







2.3.4.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных.

2-я неделя декабря



16. Организм – биологическая система.

2.

Признаки живых организмов.

2.8.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

3-я неделя декабря





17. Контрольная работа № 2. «Строение организма».

2.1.








2.2.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток.

Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных.

1.1.1.






1.2.1.











2.2.1.



2.2.2.



2.3.1.








2.3.3.








2.3.4.








2.5.

Знать/понимать признаки живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь изучать биологические процессы.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

4-я неделя декабря



3.

Многообразие живых организмов

(17 часов)

18. Как развивалась жизнь на Земле.

1.1.

Гипотеза ,

модель, теория , их значение и использование в

повседневной жизни . Роль

биологии в формировании

естественно- научной

картины мира.

2.1.








2.8.

Уметь объяснять роль биологии в

формировании современной

естественнонаучной картины

мира.

Уметь проводить

самостоятельный поиск

биологической информации:

находить в научно-популярном тексте

необходимую биологическую

информацию о живых

организмах, процессах и

явлениях; работать с

терминами и понятиями.


5-я неделя декабря





19. Строение и жизнедеятельность бактерий.

3.1.

Царство Бактерии. Роль

бактерий в природе, жизни

человека и собственной

деятельности. Бактерии –возбудители заболеваний

растений, животных,

человека.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.6.









3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: бактерий.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

( классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых

бактериями .

3-я неделя января



20. Бактерии в природе и жизни человека.

3.1.

Царство Бактерии. Роль

бактерий в природе, жизни

человека и собственной

деятельности. Бактерии –возбудители заболеваний

растений, животных,

человека.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.6.









3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: бактерий.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

( классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых

бактериями .

4-я неделя января



21. Грибы. Общая характеристика.

3.2.

Отличительные

особенности грибов.

Многообразие грибов. Роль

грибов в природе, жизни

человека.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.6.









3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: грибов.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых

грибами.

5-я неделя января



22. Многообразие и значение грибов.

3.2.

Отличительные

особенности грибов.

Многообразие грибов. Роль

грибов в природе, жизни

человека.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.5.





2.6.









3.1.













3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов: грибов.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых

грибами;

Оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

грибами.

1-я неделя февраля



23. Царство растений.

3.3.

Многообразие и значение

растений в природе и жизни

человека.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.6.









3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: растений.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых

растениями.

2-я неделя февраля



24. Водоросли. Общая характеристика.

3.3.

Водоросли –

низшие растения.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: растений.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

3-я неделя февраля



25. Многообразие водорослей.

3.3.

Водоросли –

низшие растения.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: растений.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

4-я неделя февраля



26. Лишайники.

3.2.

Лишайники, их

роль в природе и жизни

человека.

1.1.1.



2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

1-я неделя марта



27. Контрольная работа № 3. «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли».

3.1.













3.2.













3.3.

Царство Бактерии. Роль

бактерий в природе, жизни

человека и собственной

деятельности. Бактерии –возбудители заболеваний

растений, животных,

человека.

Царство Грибы . Роль

грибов в природе, жизни

человека и собственной

деятельности .

Роль лишайников в

природе, жизни человека и

собственной деятельности.

Водоросли – низшие растения.

1.1.1.






2.1.3.







2.2.1.



2.3.5.





2.3.3.







2.5.











2.6.









3.1.















3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов (растений,

грибов и

бактерий).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

грибами, растениями.

2-я неделя марта



28. Мхи.

3.3.

Высшие споровые растения.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.









3.1.















3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов (растений).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

растениями.

3-я неделя марта



29. Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

1-я неделя апреля





30. Голосеменные растения.

3.3.

Отдел Голосеменные.

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.









Знать/понимать признаки живых организмов (растений).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

2-я неделя апреля



31. Покрытосеменные (цветковые) растения.

3.3.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые).

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов (растений).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

3-я неделя апреля



32. Контрольная работа № 4 «Высшие растения».

3.3.

Высшие

споровые растения. Отдел

Голосеменные. Отдел

Покрытосеменные

( Цветковые).

1.1.1.




2.1.3.







2.2.1.



2.3.3.







2.5.











2.6.









3.1.















3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов (растений).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

растениями.

4-я неделя апреля



33. Основные этапы развития растений на Земле.

3.5.

Основные движущие силы эволюции в

природе. Результаты

эволюции: многообразие

видов, приспособленность

организмов к среде

обитания.

2.1.2.










2.1.4.





2.5.

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

растений (на

примере сопоставления

отдельных групп).

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

1-я неделя мая



34. Значение и охрана растений.

3.3.





5.3.

Многообразие и значение растений в природе и жизни

человека.

Значение охраны

биосферы для сохранения

жизни на Земле.

Биологическое

разнообразие как основа

устойчивости биосферы.

Современные

экологические проблемы, их влияние на собственную

жизнь и жизнь окружающих

людей. Последствия

деятельности человека в

экосистемах.

2.1.3.






2.1.5.






2.1.6.





2.1.8.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять роль биологического

разнообразия в сохранении

биосферы.

Уметь объяснять необходимость защиты

окружающей среды.

Уметь объяснять взаимосвязи человека и

окружающей среды.

2-я неделя мая



Итого: 34 часа

Календарно-тематический план

по учебному предмету «Биология. Животные» (7 класс)

п/п

Название раздела

Тема урока

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

Дата проведения

КОС

По плану

Фактически

1.

Введение (1 час)

1. Зоология как наука.

1.1.

Биологические науки. Роль

биологии в формировании

естественнонаучной картины мира.

2.1.1.

Уметь объяснять роль биологии в

формировании современной

естественнонаучной картины

мира, в практической

деятельности людей и самого

ученика.

1-я неделя сентября



2.

Простейшие

(2 часа)

2. Общая характеристика Простейших.

3.4.

Многообразие и

классификация животных.

Значение простейших в

природе и жизни человека.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.









2.6.








3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики заболеваний,

вызываемых животными.

2-я неделя сентября



3. Многообразие и значение Простейших.

3-я неделя сентября



3.

Многоклеточные животные

(20 часов)

4. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

3.4.

Многообразие и

классификация животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики заболеваний,

вызываемых животными.

4-я неделя сентября



5. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение.

5-я неделя сентября



6. Черви: общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

1-я неделя октября



7. Тип Кольчатые черви: общая характеристика, многообразие.

Тест№ 1. «Простейшие. Губки. черви».

2-я неделя октября



8. Тип Моллюски: образ жизни, многообразие.

3.4.

Тип Моллюски и их значение в природе и жизни

человека.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.



Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

3-я неделя октября



9. Тип Иглокожие.

3.4.

Многообразие и

классификация животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

4-я неделя октября



10. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

3.4.

Общая характеристика типа Членистоногие и их значение в

природе и жизни человека.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики заболеваний,

вызываемых животными.

2-я неделя ноября



11. Тип Членистоногие Класс Насекомые.

3-я неделя ноября



12. Отряды насекомых. Обобщение знаний по разделу Беспозвоночные.

4-я неделя ноября



13. Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение.

Тест № 2. «Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие».

3.4.

Многообразие и

классификация животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики заболеваний,

вызываемых животными.

5-я неделя ноября



14. Классы рыб: Хрящевые, Костные.

3.4.









5.1.


Многообразие и

классификация животных. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных

запасов.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

1-я неделя декабря



15. Основные систематические группы рыб.

2-я неделя декабря





16. Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение.

3.4.







5.1.

Многообразие и

классификация животных. Значение земноводных в природе и жизни

человека.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

3-я неделя декабря



17. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.

3.4.







5.1.

Многообразие и

классификация животных. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.


Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

4-я неделя декабря



18. Класс Птицы.

3.4.







5.1.

Многообразие и

классификация животных. Значение

птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








2.3.5.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь распознавать и описывать домашних животных.

5-я неделя декабря



19. Многообразие птиц.

3-я неделя января



20. Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни.

3.4.






5.1.

Многообразие и

классификация животных. Происхождение и значение

млекопитающих.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








2.3.5.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь распознавать и описывать домашних животных.

4-я неделя января



21. Экологические группы млекопитающих.

1-я неделя февраля



22. Экологические группы млекопитающих.

2-я неделя февраля



23. Тест № 3. «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие».

3.4.























5.1.

Многообразие и

классификация животных. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных

запасов. Значение земноводных в природе и жизни

человека. Значение пресмыкающихся в природе и

жизни человека . Значение птиц в природе и жизни

человека. Птицеводство.

Происхождение и значение

Млекопитающих.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.




1.2.1.
















2.1.3.






2.1.4.





2.2.1.



2.3.4.











2.5.











2.6.








2.3.5.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь распознавать и описывать домашних животных.

3-я неделя февраля



4.

Эволюция строения и функций органов и их систем

(7 часов)

24. Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных.


2.2.





3.5.

Ткани, органы и системы органов животных, их строение и

функции.

Результаты

эволюции: многообразие

видов, приспособленность организмов к среде обитания.

2.1.2.










2.3.4.











2.4.






2.5.

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

животных (на

примере сопоставления

отдельных групп).

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь выявлять изменчивость

организмов, приспособления

организмов к среде обитания.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

4-я неделя февраля



25. Органы дыхания и газообмен.


1-я неделя марта



26. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

2-я неделя марта



27. Кровеносная система. Кровь.

3-я неделя марта



28. Органы выделения.

1-я неделя апреля



29. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.


2-я неделя апреля



30. Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Тест № 4. «Эволюция строения и функций органов и их систем».

3-я неделя апреля



5.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

(1 час)

31. Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

3.5.















5.1.









5.2.

Ч. Дарвин – основоположник учения об

эволюции. Основные движущие силы эволюции в

природе. Результаты

эволюции: многообразие

видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания.

Сезонные явления

в жизни животных.

Экосистемная организация

живой природы.

2.1.2.










2.4.










2.7.











3.3.

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

животных (на

примере сопоставления

отдельных групп).

Уметь выявлять изменчивость

организмов, приспособления

организмов к среде обитания,

типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Уметь анализировать и оценивать

воздействие факторов

окружающей среды,

последствий деятельности человека в экосистемах.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения

правил поведения в

окружающей среде.

4-я неделя апреля



6.

Биоценозы

(2 часа)

32 – 33. Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды.

5.1.













5.2.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания.

Взаимодействие

популяций разных видов в

экосистеме.

Сезонные явления в жизни животных.

Пищевые связи

в экосистеме.

Взаимодействие популяций

разных видов в экосистеме.

Естественная экосистема

(биогеоценоз).

1.1.3.






1.2.2.









2.1.4.





2.4.

Знать/понимать признаки биологических объектов: популяций, экосистем.

Знать/понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и

превращение энергии в

экосистемах.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь выявлять изменчивость

организмов, приспособления

организмов к среде обитания,

типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

1-я – 2-я недели мая



7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(1 час)

34. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу.

3.4.






5.3.

Многообразие и

классификация животных. Значение животных в жизни человека.

Последствия

деятельности человека в

экосистемах.

2.3.5.





3.4.

Умение распознавать и описывать домашних животных.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения

домашних животных, ухода

за ними.

3-я неделя мая



ИТОГО: 34 часа

Критерии и нормы оценки знаний и умений, учащихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. При окончанию устного ответа, учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильно, самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

  3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

  3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.





Фонд оценочных средств

Класс

Тема

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

КОС

5

Основные биологические понятия.

1.1.







3.



5.1.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Среда обитания.

2.1.1.







2.2.1.


2.6.






2.4.







2.8.

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация).

Уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

Контрольная работа № 1

5

Строение организма

2.1.






2.2.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток.

Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных.

1.1.1.




1.2.1.






2.2.1.


2.2.2.


2.3.1.




2.3.3.




2.3.4.





2.5.

Знать/понимать признаки живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь изучать биологические процессы.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных.

Уметь сравнивать биологические объекты (ткани) и делать выводы на основе сравнения.

Контрольная работа № 2

5

Бактерии, грибы, лишайники, водоросли.

3.1.









3.2.










3.3.

Царство Бактерии. Роль

бактерий в природе, жизни

человека и собственной

деятельности. Бактерии –возбудители заболеваний

растений, животных,

человека.

Царство Грибы . Роль

грибов в природе, жизни

человека и собственной

деятельности .

Роль лишайников в

природе, жизни человека и

собственной деятельности.

Водоросли – низшие растения.

1.1.1.





2.1.3.




2.2.1.


2.3.5.



2.3.3.




2.5.








2.6.







3.1.









3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов (растений,

грибов и

бактерий).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

грибами, растениями.

Контрольная работа № 3.

5

Высшие растения

3.3.

Высшие

споровые растения . Отдел

Голосеменные. Отдел

Покрытосеменные

( Цветковые).

1.1.1.



2.1.3.




2.2.1.


2.3.3.




2.5.








2.6.







3.1.









3.2.

Знать/понимать признаки живых организмов (растений).

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и

собственной деятельности.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

растения разных отделов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (представителей отдельных

систематических групп) и

делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к

определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; оказания первой помощи при

отравлениях ядовитыми

растениями.

Контрольная работа № 4

7

Простейшие. Черви.

3.3.

Многообразие и

классификация животных. Значение простейших в природе и жизни человека.

1.1.1.



1.2.1.











2.1.3.




2.1.4.




2.2.1.


2.3.4.







2.5.









2.6.






3.1.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и

окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики заболеваний,

вызываемых животными.

Тест № 1

7

Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие.

Многообразие и

классификация животных. Тип Моллюски и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика типа Членистоногие и их значение в природе и жизни человека .

Тест № 2

7

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

3.4.



















5.1.

Многообразие и

классификация животных. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных

запасов. Значение земноводных в природе и жизни

человека. Значение пресмыкающихся в природе и

жизни человека . Значение птиц в природе и жизни

человека. Птицеводство.

Происхождение и значение

Млекопитающих.

Экология, экологические

факторы, их влияние на

организмы. Среда обитания. Сезонные явления

в жизни животных.

1.1.1.



1.2.1.











2.1.3.




2.1.4.



2.2.1.


2.3.4.







2.5.









2.6.






2.3.5.

Знать/понимать признаки живых организмов: животных.

Знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельности

организма, раздражимость.

Уметь объяснять роль различных организмов в

жизни человека и собственной деятельности.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Уметь изучать биологические объекты.

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов

животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения.

Уметь определять принадлежность

биологических объектов к определённой

систематической группе

(классификация).

Уметь распознавать и описывать домашних животных.

Тест № 3.

7

Эволюция строения и функций органов и их систем.


2.2.




3.5.

Ткани, органы и системы органов животных, их строение и

функции.

Результаты

эволюции: многообразие

видов, приспособленность организмов к среде обитания.

2.1.2.







2.3.4.







2.4.






2.5.

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

животных (на

примере сопоставления

отдельных групп).

Уметь распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы и системы органов животных, животных

отдельных типов и классов.

Уметь выявлять изменчивость

организмов, приспособления

организмов к среде обитания.

Уметь сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,

представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Тест № 4