Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Основная общеобразовательная школа д. Вакиярово муниципального района Кигинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО: зам.директора по УВР МОБУ ООШ Директор МОБУ ООШ д.Вакиярово
протокол №___ от д.Вакиярово МР Кигинский район РБ МР Кигинский район РБ
«__»____________2018 г. _______Г.Р. Нуркаева _________Э.Р.Гиниатуллина
«__»__________2018г. «____»_______________2018г.
Рабочая программа по биолигии для 5 класса
(базовый уровень)
на 2018-2019 учебный год
Разработана на основе примерной образовательной программы основного общего образования по биологии
Составитель программы:
Нуркаева Гульнур Рафаеловна
учитель биологии
высшей квалификационной категории
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2017.), рассчитанной на 34 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(9часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 6 часов |
2 | Клеточное строение организмов | 7 часов |
3 | Царство Бактерии | 3 часа |
4 | Царство Грибы | 6 часов |
5 | Царство Растения | 12 часов |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
№ | ТЕМА УРОКА | Кол.час. | Дата проведения |
| Введение | | |
1 | Инструктаж по ТБ. Биология-наука о живой природе. | 1 | 04.09 | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | 11.09 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов | 1 | 18.09 | |
4 | Отличительные признаки живого | 1 | 25.09 | |
5 | Среды обитания организмов | 1 | 02.10 | |
6 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 09.10 | |
| Клеточное строение организмов | | | |
7 | Устройство увеличительных приборов | 1 | 16.10 | |
8 | Строение клеток | 1 | 23.10 | |
9 | Химический состав клетки | 1 | 06.11 | |
10 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 13.11 | |
11 | Ее деление и рост. | 1 | 20.11 | |
12 | Ткани.ТБ.Лаб.раб.№1Рассматривание тканей в микроскоп | 1 | 27.11 | |
13 | ТБ.Лаб.раб.№1Рассматривание тканей в микроскоп | 1 | 04.12 | |
| Царство бактерии | 1 | | |
14 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 11.12 | |
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 18.12 | |
16 | Контрольная работа | 1 | 25.12 | |
| Царство Грибы | | | |
17 | Общая характеристика грибов | 1 | 15.01 | |
18 | Инструктаж по ТБ. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | 22.01 | |
19 | Шляпочные грибы | 1 | 29.01 | |
20 | Съедобные и ядовитые грибы | 1 | 05.02 | |
21 | Плесневые грибы, дрожжи | 1 | 12.02 | |
22 | Грибы –паразиты | 1 | 19.02 | |
| Царство Растения | | | |
23 | Разнообразие, распространение, значение растений | 1 | 26.02 | |
24 | Водоросли | 1 | 05.03 | |
25 | Многоклеточные водоросли | 1 | 12.03 | |
26 | Лишайника | 1 | 19.03 | |
27 | Мхи | 1 | 02.04 | |
28 | Плауны, хвощи | 1 | 09.04 | |
29 | Папоротники | 1 | 16.04 | |
30 | Голосеменные. | 1 | 23.04 | |
31 | Покрытосеменные | 1 | 30.04 | |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 14.05 | |
33 | Контрольная работа | 1 | 21.05 | |
34 | Экскурсия | 1 | 28.05 | |