СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику В.И. Лапшиной, Д.И. Рокотовой. Биология 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_________/Т.П. Юркова_

Протокол №1от30.08. 2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

____________/В.М. Ляпко/

Протокол МС №1 от 30.08.2018 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Мирнинская СОШ ______________/ В.П. Никулина/

Приказ № 59/2 от 30. 08.2018г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



_________Юрковой Татьяны Петровны (1 категория)__________

Ф.И.О., категория



________________6 класс_______________________

предмет, класс и т.п.



Программа разработана на основе

Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 128 с.____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу, издательство, год издания при наличии)

Используемый учебник:

Биология. 6 кл.: учебник/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова.- М.: Академкнига/Учебник, 2015.- 240 с.: ил.________________________________________________________________________________





2018 - 2019 учебный год



п. Мирный


Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5–9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Учебник: Биология. 6 класс. В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. Учебник рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576).


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов.

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.









































Содержание учебного предмета.

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч).

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (9 ч).

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка- элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной

и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация.

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы.

Признаки живых организмов.

Химический состав растительных организмов.

Строение растительной клетки*.

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани животных организмов.

Чечевички — образования покровной ткани.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- признаки, свойственные всем живым организмам;

- что лежит в основе строения всех живых организмов;

- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;

- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;

- сравнивать строение растительной и животной клетки;

- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.


Тема 2. Многообразие живых организмов (15 ч).

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация.

Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы.

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень — видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

-основные единицы систематики растений и животных;

- царства живой природы;

-отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;

-основные методы изучения природы.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать систематику растений и животных;

- давать общую характеристику основных царств живой природы;

-приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.


Тема 3. Основные жизненные функции организмов (24 ч).

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений - фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Демонстрация.

Изображения органов растений и систем органов животных.

Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы.

Питание комнатных растений.

Изучение роли воздуха в прорастании семян.

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).

Образование и рост корней.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;

- органы и системы, составляющие организмы растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.


Тема 4. Организмы и окружающая среда (18 ч).

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов - факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ. Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрация.

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

- основные среды обитания живых организмов;

- основные типы природных сообществ;

-почему необходимо охранять местообитания животных и растений.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

- объяснять значение ярусности экосистем;

- называть природные сообщества, типичные для родного края;

- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты:

- соблюдение правил поведения в природе;

-осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического восприятия живой природы;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование познавательного интереса к изучению предмета;

- развитие навыков обучения;

-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.






Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока

Количество часов

1,2

Введение.

Повторение.

2


Глава 1. Общая характеристика живых организмов.

9

3

Чем живое отличается от неживого.

1

4

Химический состав живого организма – органические вещества.

1

5

Химический состав живого организма – неорганические вещества.

1

6

Увеличительные приборы.

1

7

Строение клетки.

1

8

Ткани растений.

1

9

Ткани животных.

1

10

Органы. Системы органов.

1

11

Контрольная работа № 1 «Общая характеристика живых организмов».

1


Глава 2. Многообразие живых организмов.

15

12

Систематика живых организмов.

1

13

Основные царства живой природы. Бактерии. Растения.

1

14

Основные царства живой природы. Животные. Грибы.

1

15

Бактерии – строение и размножение, распространение.

1

16

Бактерии - питание, роль в природе и жизни человека.

1

17

Растения: споровые и семенные. Распространение растений.

1

18

Органы растений.

1

19

Цветок.

1

20

Значение растений в природе и жизни человека.

1

21

Животные: простейшие и беспозвоночные.

1

22

Животные: позвоночные.

1

23

Грибы. Строение шляпочных грибов.

1

24

Паразитические грибы. Значение грибов.

1

25

Биология – наука о живых организмах.

1

26

Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов».

1


Глава 3. Основные жизненные функции организмов.

24

27

Автотрофное питание.

1

28

Гетеротрофное питание.

1

29

Сущность процесса дыхания. Клеточное дыхание и дыхание у растений.

1

30

Органы дыхания у животных.

1

31

Транспорт веществ у растений.

1

32

Транспорт веществ у многоклеточных животных

1

33

Выделение у одноклеточных организмов и у многоклеточных животных.

1

34

Выделение у растений и грибов.

1

35

Обмен веществ и преобразование энергии у растений.

1

36

Обмен веществ и энергии у грибов и животных.

1

37

Опорные системы растений.

1

38

Опорные системы животных.

1

39

Движение у одноклеточных организмов и у растений.

1

40

Движение у многоклеточных животных.

1

41

Бесполое размножение: деление, почкование, спорообразование.

1

42

Бесполое размножение: вегетативное.

1

43

Понятие о половом размножении.

1

44

Половое размножение животных.

1

45

Половое размножение покрытосеменных растений.

1

46

Рост и развитие растений.

1

47

Рост и развитие животных.

1

48

Растение – целостный организм.

1

49

Животное – целостный организм.

1

50

Контрольная работа № 3 «Основные жизненные функции организмов».

1


Глава 3. Организмы и окружающая среда.

18

51

Экологические факторы.

1

52

Среды обитания.

1

53

Исследование «Кто живет в почве?»

1

54

Природные сообщества и их типы.

1

55

Практикоориентированный проект по охране окружающей среды: «Природное сообщество родного края». Экскурсия.

1

56

Экосистема и её структура.

1

57

Смена природных сообществ.

1

58

Значение живых организмов в природе.

1

59

Человек и живые организмы: растения.

1

60

Человек и живые организмы: животные, грибы, бактерии.

1

61

Экскурсия. Значение живых организмов для природы и человека.

1

62

Охрана живых организмов.

1

63

Охраняемые природные сообщества.

1

64

Контрольная работа № 4 «Организмы и окружающая среда».

1

65,66

Повторение пройденного материала.

2

67

Подведение итогов исследования «Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений» и

« Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений».

1

68

Итоговая контрольная работа.

1

69

Итого

68







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей