СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.













Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

7 класс


Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год


















Составитель:

учитель биологии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ

  • Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

  • Положения о порядке разработки рабочих программ.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК


Программа

Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

Учебник

Биология. 7 класс: в 2 ч. учебник/ А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова. – М.: Академкнига/Учебник, 2017. – 240 с.

Книга для учителя

Лапшина В.И. Биология. 7 класс: методическое пособие.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На изучение биологии в 7 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.


Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

7

1



1


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро- воззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само- управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

    • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причин-но-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

    • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

    • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

    • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством при-знавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

    • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

    • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами освоения являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений

Учащиеся должны знать:

  • принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений; различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов; общие при-знаки жизнедеятельности клеток; значение деления клеток.

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека; методы профилактики инфекционных заболеваний.

  • особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников; принципиальные отличия спор грибов от спор растений; разнообразие и распространение грибов и лишайников; значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений; роль растений в биосфере и жизни человека.

  • строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений; обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза; условия, необходимые для прорастания семян; способы распространения плодов и семян.

  • принципиальную разницу между бесполым и половым размножением; особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;

  • основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения. характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельско-хозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.

  • три группы экологических факторов; основные экологические группы растений; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов; характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке; приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.

  • отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

  • отличать грибы от других живых организмов; различать съедобные и ядовитые грибы; характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

  • давать общую характеристику растительного царства; давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных); сравнивать представителей разных систематических групп; объяснять значение растений в биосфере.

  • давать общую характеристику органов покрытосеменных растений; сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений; объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений.

  • давать характеристику периодов развития семенных растений; сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп. осуществлять морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.

  • приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы; определять принадлежность растений к той или иной экологической группе; объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; характеризовать распространение растений в различных природных зонах земли; объяснять причины различий в со-ставе фитоценозов разных природных зон; объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. Клеточное строение организмов (4 часа)

Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.

Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.

Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань.

Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация

Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.

Лабораторные работы

№1 «Химический состав семян»

№2 «Строение растительной клетки»

Тема 2. Многообразие живых организмов. (19 часов)

Царство Бактерии (3 часа)

Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.

Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.

Демонстрация Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

№3 «Бактерия сенной палочки»

Тема 3. Многообразие живых организмов.

Царство Грибы (4 часа)

Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов.

Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза.

Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Выращивание грибов.

Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.

Демонстрация

Схемы строения различных представителей царства Грибы.

Строение плодового тела шляпочного гриба. Наглядные пособия «Съедобные грибы», «ядовитые грибы». Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников.

Лабораторные работы

№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

№5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Царство Растения (12 часов)

Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.

Лабораторные работы

№6 «Одноклеточные зеленые водоросли»

№7 «Строение зеленого мха»

№8 «Строение папоротника»

Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (19 часов)

Корень. Общая характеристика, особенности строения.

Корневые системы: стержневая и мочковатая. зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое (минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.

Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка — зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Стебель — осевая часть побега: строение и функции. значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа.

Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.

Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и минеральных веществ.

Транспорт органических веществ.

Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление.

Семя — генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.

Плод — генеративный орган покрытосеменных растений.

Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односемянные и многосемянные. Сочные плоды: односемянные и многосемянные. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Корневые системы: стержневая и мочковатая. зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов.

Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.

Лабораторные и практические работы

№9 «Корневой чехлик и корневые волоски»

№10 «Строение почек»

№11 «Клеточное строение листа»

№12 «Строение цветка»

№13 «Строение семени двудольных и однодольных»

Тема 6. Размножение растений (4 часа)

Размножение как одно из основных свойств живой материи.

Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. чередование полового и бесполого поколений.

Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.

Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение.

Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.

Демонстрация

Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.

Лабораторные работы

№14 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели)».

Тема 7. Многообразие цветковых растений (4 часа)

Классы покрытосеменных растений.

Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства злаки, Лилейные, Луковые.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.

Лабораторные работы

№15 «Строение шиповника»

№16 «Строение пшеницы»

Тема 8. Экология и развитие растительного мира (5 часов)

Организм и среда.

Среда обитания. Экологические факторы.

Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.

Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.

Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ.

Растительный покров и природные зоны. Типы растительности:

тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.

Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений.

Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.

Экскурсии

Природное сообщество и человек.

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Темы проектных и исследовательских работ для 7 класса

  1. Шляпочные грибы (летняя исследовательская работа).

  2. Трутовые грибы (летняя исследовательская работа).

  3. Движение растений (экспериментальная работа).

4. Моховидные (летняя исследовательская работа).

5. Составление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием (осенний проект).

6. Изучение формы пыльцы цветков разных растений.

7. Определение всхожести семян.

8. Изучение условий, необходимых для прорастания семян.

9. Создание коллекции семян дикорастущих и культурных растений (осенний проект).

10. Изучение роста корней растений.

11. Изучение роста побега.

12. Изучение влияния прореживания на развитие и урожай моркови (летняя исследовательская работа).

13. Цветочные часы (летний проект).

14. Выращивание папоротника из спор (групповой проект).

15. Размножение растений листьями (листовыми черенками).

16. Черенкование комнатных растений.

17. Влияние запаса питательных веществ в посадочном материале на развитие и урожай картофеля (летняя исследовательская работа).

18. Выращивание сосны и ели из семян и использование выращенных проростков для озеленения (групповой проект).

19. Охраняемые территории своей области (республики, края) (групповой проект).

20. Растения тропинки (летняя исследовательская работа).

21. Составление гербария однолетних растений в разные периоды их роста: всходы, образование побегов, появление бутонов, цветение, плодоношение (летний проект).

22. Изучение состояния растительного покрова (групповой проект).

23. «Вырасти дерево» (групповой проект).























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

По авторской программе 70 ч. (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном (образовательном) плане МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска на изучение биологии в 7 классе отведено 35 часов (1 час в неделю) были внесены изменения: темы были объединены, уменьшено количество лабораторных работ;

п/п

Темы

Кол-во часов

По авторской программе

По

рабочей программе

1.

Клеточное строение организмов.

4

2

2.

Многообразие живых организмов.

19

11

2.1.

Царство Бактерии.

3

2

2.2.

Царство грибы.

4

2

2.3.

Царство Растения.

12

7

3.

Строение и жизнедеятельность цветковых растений.

18

9

4.

Размножение растений.

8

4

5.

Многообразие цветковых растений.

9

3

6.

Экология и развитие растительного мира.

6

5


Резервное время.

6



Итого

70

35


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

в теме

Тема урока

7а класс

7б класс

Примечание

Дата проведения

Дата проведения

Планир

Фактич

Планир

Фактич


ГЛАВА 1. Введение. Клеточное строение организмов - 2 часа


1

1

Вводный инструкта .по ТБ. Химический состав клетки. Строение клетки.

Лабораторная работа №1Строение растительной клетки»

Лабораторная работа №2. «Химический состав семян».






2

2

Жизнедеятельность клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы.






ГЛАВА 2 Многообразие живых организмов - 11 часов

Царство Бактерии - 2 часа

3

1

Общая характеристика бактерий. Бактерии в природе и в жизни человека. Лабораторная работа №3 «Изучение бактерии сенной палочка»






4

2

Бактерии – возбудители опасных заболеваний.






Царство Грибы - 2 часа

5

1

Общая характеристика грибов: строение и значение. Питание грибов.

Лабораторная работа №4 «Строение

плодовых тел шляпочных грибов»






6

2

Грибы съедобные и ядовитые. Выращивание грибов.

Лабораторная работа №5

«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Лишайники.






Царство Растения - 7 часов

7

1

Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Значение растений в природе и в жизни человека. Условия обитания растений.






8

2

Отличительные признаки растений. Систематика растений.






9

3

Ткани растений. Органы высших растений. Растение как целостный организм.






10

4

Общая характеристика водорослей. Многообразие и значение водорослей. Лабораторная работа №6

«Одноклеточные зеленые водоросли»






11

5

Отдел Моховидные.

Лабораторная работа  №7

«Строение зеленого мха»






12

6

Папоротникообразные.

Лабораторная работа  №8

«Строение спороносящего папоротника»






13

7

Отдел Голосеменные.

Отдел Покрытосеменные.






ГЛАВА 3 Строение и жизнедеятельность цветковых растений - 9 часов


14

1

Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Минеральное питание растений. Лабораторная работа  №9

«Корневой чехлик и корневые волоски»






15

2

Побег: строение и ветвление. Почки. Лабораторная работа  №10

«Строение почек»






16

3

Стебель – осевая часть побега: строение и функции.






17

4

Лист: внешнее строение и функции. Внутреннее строение листа. Многообразие листьев.

Лабораторная работа  №11

«Клеточное строение листа»






18

5

Видоизменения листьев. Листорасположение. Листопад.






19

6

Фотосинтез – воздушное питание растений.






20

7

Газообмен и испарение воды у растений. Транспорт минеральных и органических веществ у растений.






21

8

Строение цветка. Многообразие цветков. Соцветия. Цветение. Опыление.

Лабораторная работа  №12

«Строение цветка»






22

9

Семя: строение и многообразие. Прорастание семян.

Лабораторная работа  №13

«Строение семени двудольных и однодольных растений»






23

10

Плоды. Распространение плодов и семян.






ГЛАВА 4 Размножение растений - 4 часа


24

1

Значение размножения. Типы размножения. Размножение водорослей.






25

2

Размножение мхов и папоротников.






26

3

Размножение голосеменных растений. Лабораторная работа  №14

«Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели)»






27

4

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение покрытосеменных растений. Рост и развитие растений.






ГЛАВА 5 Многообразие цветковых растений - 3 часа

28

1

Классы покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные). Семейство Розоцветные (Розовые).

Лабораторная работа  №15

«Строение шиповника»






29

2

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые (Мотыльковые). Семейство Сложноцветные ( Астровые).






30

3

Класс Однодольные. Семейство Злаковые (Злаки). Семейство Лилейные, Луковые. Лабораторная работа  №16

«Строение пшеницы»






ГЛАВА 6 Экология и развитие растительного мира - 5 часов

31

1

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Основные экологические группы растений.






32

2

Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ.

Растительность природных зон.






33

3

Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений и растительных сообществ.






34

4

Итоговая контрольная работа.






35

5

Экскурсия «Природное сообщество и человек»









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

2. Биология. 7 класс: в 2 ч. учебник/ А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова. – М.: Академкнига/Учебник, 2017. – 240 с.

3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 7 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015

4. Л.В.Ёлкина. Биология. Весь школьный курс в таблицах.-Минск:Букмастер,2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!