СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»

(МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»)


РАССМОТРЕНО

Зав.кафедрой_____________Витряк Т.Н.

 Протокол № от « » августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________ Матвеева Л.Н.



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

№ от « » августа 2022г.




Рабочая программа
по предмету «Биология»

(8 класс)





Составитель: Витряк Татьяна Надиловна

учитель биологии




2022 г.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


2. Содержание учебного предмета


Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани организма человека. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека».

Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода».

Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом».

Практическая работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможения»


Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч)

Строение, состав и типы соединения костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Строение, основные типы и группы мышц. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система».

Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани».

Лабораторная работа № 4 «Состав костей».

Практические работы «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». «Изучение расположения мышц головы». «Проверка правильности осанки». «Выявление плоскостопия». «Оценка гибкости позвоночника»


Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)

Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы органов кровеносной системы. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Практические работы «Изучение явления кислородного голодания». «Определение ЧСС, скорости кровотока». «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». «Доказательство вреда табакокурения». «Функциональная сердечно-сосудистая проба»


Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения».

Практические работы «Измерение обхвата грудной клетки». «Определение запыленности воздуха».

Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система»


Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)

Строение пищеварительной системы. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав. Заболевания органов пищеварения.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система».

Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез».

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»


Обобщение и систематизация знаний по темам 1—5 (1 ч)


Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»


Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим


Тема 8. Кожа (3 ч)

Значение кожи и ее строение. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов


Обобщение и систематизация знаний по темам 6—8 (1 ч)

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

Железы и роль гормонов в организме. Значение, строение и функция нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг.

Практические работы «Изучение действия прямых и обратных связей». «Штриховое раздражение кожи». «Изучение функций отделов головного мозга»


Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

Принцип работы органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения органов зрения. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы».

Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещенность» «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна». «Оценка состояния вестибулярного аппарата». «Исследование тактильных рецепторов»


Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч)

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Психологические особенности личности. Регуляция поведения. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Вред наркогенных веществ.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность».

Практические работы «Перестройка динамического стереотипа». «Изучение внимания»


Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)

Половая система человека. Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем. Развитие организма человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»


Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» (1 ч)



3. Тематическое планирование учебного предмета, в том числе с учётом рабочей программы воспитания

с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема урока

Количество часов

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)


1

Введение. Биосоциальная природа. Науки об организме человека. Место человека в живой природе

1

2

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

1

3

Ткани, органы и их регуляция. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

4

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения»

1

5

Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека» (Эрудит-марафон)

1

Тема 2. Опорно – двигательная система (9 часов)


6

Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани».

1

7

Скелет головы и скелет туловища.

1

8

Скелет конечностей. Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. (Урок-практикум "Оказание доврачебной помощи)

1

10

Мышцы человека. Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы»

1

11

Работа мышц.

1

12

Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. Практическая работа № 4 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия

1

13

Развитие опорно-двигательной системы

1

14

Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 часов)


15

Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

16

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

1

17

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

18

Движение лимфы. Практическая работа № 5 «Изучение явления кислородного голодания»

1

19

Движение крови по сосудам. Практическая работа № 6 «Пульс и движение крови»

1

20

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа № 7 «Доказательство вреда табакокурения»

1

21

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа № 8«Функциональная сердечно-сосудистая проба».

1

Тема 4. Дыхательная система (7 часов)


22

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

23

Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

24

Дыхательные движения. Лабораторная работа № 6 «Дыхательные движения»

1

25

Регуляция дыхания

1

26

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Практическая работа № 9«Определение запыленности воздуха в зимний период».

1

27

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

28

Контроль знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» (Интеллектуальная игра "Слабое звено")

1

Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)


29

Строение пищеварительной системы. Практическая работа № 10 «Определение местоположения слюнных желёз»

1

30

Строение и значение зубов.

1

31

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

1

32

Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ

1

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав

1

34

Заболевания органов пищеварения (Урок-конференция "Профилактика заболеваний органов пищеварения")

1

35

Контроль знаний по теме «Пищеварительная система» (Интеллектуальная игра "Своя игра")

1

Тема 6. Обмен веществ и энергии (4 часа)


36

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма.

1

37

Нормы питания. Практическая работа № 11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

1

38

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждение.(Игра "Биологическое домино")

1

39

Что мы едим? Основы правильного питания.

1

Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)


40

Строение и работа почек.

1

41

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. (Проекты "Питьевой режим")

1

Тема 8. Кожа (3 часа)


42

Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи.

1

43

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

1

44

Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа» (Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?")

1

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 часов)


45

Железы и роль гормонов в организме (Урок -конференция "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее...)

1

46

Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа № 12 «Действие прямых и обратных связей».

1

47

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Практическая работа № 13 «Штриховое раздражение кожи»

1

48

Спинной мозг.

1

49

Головной мозг: строение и функции. Практическая работа № 14 «Изучение функций отделов головного мозга»

1

Тема10. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)


50

Принцип работы органов чувств и анализаторов

1

51

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа № 15 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,

1

52

Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика.

1

53

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. Практическая работа № 16 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

1

54

Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа № 17 «Исследование тактильных рецепторов»

1

55

Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы».

1

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 часов)


56

Врожденные формы поведения.

1

57

Приобретенные формы поведения. Практическая работа № 18 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

1

58

Закономерности работы головного мозга.

1

59

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

1

60

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

1

61

Регуляция поведения. Практическая работа № 18 «Изучение внимания при разных условиях».

1

62

Психологические особенности личности

1

63

Вред наркогенных веществ (Ролевая игра "Суд над вредными привычками")

1

64

Обобщение и контроль знаний по теме «Поведение человека и ВНД»

1

Раздел 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 часа)


65

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём

1

66

Развитие организма человека (Урок конференция "Взгляд науки и медицина на здоровье человека")

1

67

Контроль знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1

68

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»

1

Итого

68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!