СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии предназначена для учителей биологии, работающих по автору В.В.Пасечник.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДЕНА

приказом от ____________________











Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 8 класса













Составитель

Конова Антонина Дмитриевна

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории







г. Воскресенск

2018 г




Рабочая программа по учебному предмету биология для 8 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31 декабря 2015г. №1577);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ» (Приказ №97/4 от 30. 08 2016 г.);

  • Авторская программа Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г. «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы», Дрофа, 2015;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского района Московской области, утвержденных решением коллегии МУ «Управления образования Воскресенского муниципального района Московской области», протокол №1 от 08.04.2016г.

Обучение проходит в рамках завершенной линии учебников, включенных в Федеральный перечень учебников на данный учебный год: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: М.:Дрофа, 2016г.

В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Данная рабочая программа направлена на обеспечение усвоения базового уровня курса предмета биологии в 8 классе.




























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познава­тельных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особен­ностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старши­ми и младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безо­пасного образа жизни; усвоение правил индивидуально­го и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отноше­ния к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение ху­дожественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализации установок здорового образа жизни;

  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:


  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умению использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.



Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- определять место и роль человека в системе органического мира;

- сходство человека с животными и отличия от них.

- давать определения понятиям: ткань, орган, системы органов человека;

- распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека;

- характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма;

- рассматривать готовые микропрепараты;

- использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- называть приемы оказания первой помощи;

- находить в тексте учебника биологическую информацию.

- давать определение понятию размножение, оплодотворение;

- называть особенности строения женской и мужской половой системы;

- характеризовать сущность процессов размножения и развития человека;

- называть психологические особенности личности;

- объяснять причины наследственности.


Обучающийся получит возможность научиться:

- определять принадлежность биологического объекта;

- сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы;

- делать выводы на основе сравнения.

- устанавливать взаимосвязь строением и функциями органов и систем органов человека;

- характеризовать сущность обмена веществ;

- использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний;

- использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха;

- объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья;

- характеризовать сущность биологических процессов;

- описывать и объяснять результаты опытов.

- распознавать и описывать на таблицах женскую и мужскую половые системы;

- объяснять причины проявления наследственных заболеваний;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека;

- характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека;

- находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека;

- использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек.


















Содержание учебного предмета


Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Биологическая и социальная природа человека. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.



Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека» Модели остатков древней культуры человека.

Раздел 3. Строение организма (4 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные работы

  1. Изучение микроскопического строения тканей.


Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.


Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Осевой скелет и скелет конечностей. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антогонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторные работы:

  1. Микроскопическое строение кости.

  2. Мышцы человеческого тела (выполняется дома).

  3. Утомление при статической работе.

  4. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).


Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)


Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

  1. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

  1. Изучение особенностей кровообращения..

  2. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

  3. Опыты, выявляющие природу пульса.

  4. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Раздел 7. Дыхание (4 ч).


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, отравлении угарным газом. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации модели гортани; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

  1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.


Раздел 8. Пищеварение (7 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа

  1. Действие ферментов слюны на крахмал.



Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторная работа

  1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрации модели почек, рельефной таблицы «Органы выделения»,

«Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.


Раздел 11. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико – синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

  1. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.


Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)


Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причина тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

  1. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память.

Лабораторные работы

  1. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.


Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа для показа местоположения гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.



Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении полы будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.






Календарно – тематический план

по учебному предмету «биология»

на 2018-2019 учебный год

Номера уроков по порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

1.

1.

Вводный инструктаж по охране труда в кабинете биологии. ИОТ-009.Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

03.09-07.09


2.

2.

Становление наук о человеке


Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

3.

1.

Систематическое положение человека.

10.09-14.09.




4.

2.

Историческое прошлое людей.


5.

3.

Расы человека. Среда обитания.

17.09.-21.09


Раздел 3. Строение организма (4 ч)

6.

1.

Общий обзор организма человека.

17.09.-21.09


7.

2.

Клеточное строение организма.


24.09.-28.09


8.

3.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

Л.р.№ 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

ИОТ-011


9.

4.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

01.10.-05.10



Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

10.

1.

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л.р.№2 «Микроскопическое строение кости». ИОТ-011


01.10.-05.10



11.

2.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

08.10.-10.10.




12.

3.

Соединения костей.


13.

4.

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.№3 «Мышцы человеческого тела». ИОТ-011



15.10.-19.10.



14.

5.

Работа скелетных мышц и ее регуляция. Л.р.№ 4 «Утомление при статической работе». ИОТ-011


15.

6.

Нарушения опорно-двигательной системы. Л.р.№ 5 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». ИОТ-011




22.10.-26.10.



16.

7.

Первая помощь при ушибах, переломах и вывихах суставов.


17.

8.

Обобщение темы «Опорно-двигательная система»

29.10.-02.11


Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

18.

1.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». ИОТ-011

29.10.-02.11


19.

2.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


05.11.-09.11.




20.

3.

Иммунология на службе здоровья.


Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)

21.

1.

Транспортные системы организма.


12.11.-16.11.


22.

2.

Круги кровообращения. Л.р.№ 7 «Изучение особенностей кровообращения». ИОТ-011


23.

3.

Строение и работа сердца.


26.11.-30.11.


24.

4.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.р.№ 8 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л.р.№ 9 «Опыты, выявляющие природу пульса» ИОТ-011


25.

5.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.№ 10 «Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку». ИОТ-011






03.12.-07.12.



26.

6.

Первая помощь при кровотечениях.


27.

7.

Повторение и обобщение темы «Кровеносная и лимфатическая системы организма».


10.12.-14.12


Раздел 7. Дыхание (4 ч).

28.

1.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

10.12.-14.12


29.

2.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.



17.12.-21.12.


30.

3.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.


31.

4.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Л.р.№ 11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

ИОТ-011

24.12.-28.12


Раздел 8. Пищеварение (7 ч)

32.

1.

Питание и пищеварение.

24.12.-28.12


33.

2.

Пищеварение в ротовой полости.



09.01.-15.01


34.

3.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Л.р.№12 «Действие ферментов слюны на крахмал» ИОТ-011


35.

4.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.


16.01.-22.01.


36.

5.

Регуляция пищеварения.


37.

6.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.



23.01.-29.01.



38.

7.

Повторение и обобщение темы «Пищеварение»


Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

39.

1.

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.



30.01.-05.02.


40.

2.

Витамины


41.

3.

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Л.р.№ 13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». ИОТ-011

06.02.-12.02.


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

42.

1.

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган.

06.02.-12.02.


43.

2.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.


13.02.-20.02.


44.

3.

Терморегуляция организма. Закаливание.


45.

4.

Выделение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.


25.02.-01.03.


Раздел 11. Нервная система (5 ч)

46.

1.

Значение нервной системы.

25.02.-01.03.


47.

2.

Строение нервной системы. Спинной мозг.



04.03.-08.03.


48.

3.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р.№ 14 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». ИОТ-011


49.

4.

Функции переднего мозга.

11.03.-15.03.



50.

5.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.


Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

51.

1.

Анализаторы.


18.03.-22.03.


52.

2.

Зрительный анализатор. Л.р.№15 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». ИОТ-011


53.

3.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.


25.03.-29.03.



54.

4.

Слуховой анализатор.


55.

5.

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

01.04.-05.04.


Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)


56.

1.

Вклад отечественных ученых в разработке учения о высшей нервной деятельности.

01.04.-05.04.


57.

2.

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р.№ 16 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

ИОТ-011





15.04.-19.04.



58.

3.

Сон и сновидения.


59.

4.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.


22.04.-26.04


60.

5.

Воля. Эмоции. Внимание.


Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)


61.

1.

Роль эндокринной регуляции.


29.04.-03.05



62.

2.

Функция желез внутренней секреции.


Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)


63.

1.

Жизненные циклы. Размножение. Половая система.


06.05.-10.05.



64.

2.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.


65.

3.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.




13.05.-17.05



20.05.-27.05.



66.

4.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.


67.

5.

Повторение и обобщение курса «Биология 8 класс»


68. резерв.





Итого

часов

В том числе

Уроков повторения


Контрольных работ

Практических (лабораторных) работ

По программе

68

4

-

16

выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ______________/Еремеева Е.А./

«_____»_____________2018 г.




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

Протокол № ___ от «_____» ___________2018 г.

Руководитель ШМО _____________/Конышева Н.С./

17