СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9х классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 1 час для 9х классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9х классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель научно- методического

совета школы

_____________/Курбанова Л.К. /




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8 г. Бирска
______________ /Ахмадиева А.Н. /

Приказ № 156-К
от «30» августа 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 9 А, 9 Б, 9 В, 9 Г классов
на 2019-2020 учебный год
составила учитель биологии

Салиева Надежда Александровна



РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
учителей естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1
от «30» августа 2019 года

Руководитель кафедры

_____________/Тазиева А.И./




Пояснительная записка

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, 2015.

3. Примерная программа по предмету «Биология» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент). 5 – 11 классы. – Уфа: Китап, 2013. – 24 с.


Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Биология: Биология. Общие биологические закономерности 8 кл. учебник для общеобразовательных организаций / Т.М. Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н.Сухорукова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Мнемозина, 2019.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальный умений (доказывать, строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения,органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Раздел I.  Живые организмы: клетка, организм (12 часов)

           Живые системы – объект изучения биологии. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

                  Химические элементы, составляющие живые системы. Неорганические вещества – компоненты живого. Органические вещества. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды. АТФ.

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Структура клетки. Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. Фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Синтез РНК и белка. Митоз. Мейоз.

                    Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные  организмы. Размножение организмов. Бесполое размножение. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организмов. Организм и среда его обитания.

Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (6 часов)

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Законы Менделя. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. Формы изменчивости организмов. Ненаследственная  изменчивость. Наследственная изменчивость.

Генетика и медицина. Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. Многообразие методов селекции.

Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (7 часов)

Основные свойства популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Изменение численности популяций.

Биоценоз, его структура и устойчивость. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Роль конкуренции в сообществе.

Организация экосистем. Развитие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Раздел 4. Эволюция органического мира (9 часов)

Додарвиновская научная картина мира. Ч. Дарвин и его учение. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Понятие вида в биологии. Пути возникновения новых видов – видообразование. Доказательства эволюции.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Биогенез и абиогенез. Развитие жизни на Земле.

Человек и приматы: сходство и различия. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере.


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график лабораторных работ

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Четверть

Количество часов в четверти

Количество лабораторных работ

1 четверть

8

2

2 четверть

8

1

3 четверть

10

1

4 четверть

9

1

Итого в год

34

5


Особенности класса

Среди обучающихся класса есть дети с ЗПР.

При работе с детьми ЗПР учитываются их индивидуальные возможности при восприятии учебного материала. Для детей с задержкой психического развития предлагается учебный материал небольшими дозами, постепенно усложняются задания, задания строятся по принципу от простого к сложному, используя в процессе обучения элементы игры, организуются разнообразные формы работы на уроке. Учитываются особенности развития памяти учащихся данной категории: на каждом уроке присутствуют упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала. Предоставляется возможность постоянного зрительного восприятия через мобильные схемы и таблицы, выполненные с наименьшим употреблением слов и преобладанием рисунков, так как у таких детей лучше развито наглядно-образное мышление.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки учащихся

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;.

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе на примере экологических проблем Российской Федерации, Республики Башкортостан и своей местности;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.





Календарно-тематический план


уро-ка

Дата проведения


Название раздела. Тема урока

Кол-во часов по разделу


Примечание

9 А

9 Б

9 В

9 Г

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт










Раздел 1. Живые системы: клетка, организм

12




1









Введение. Химические элементы, составляющие живые системы



2









Неорганические и органические вещества



3









Белки, нуклеиновые кислоты, липиды

Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»



4









Клеточная теория. Структура клетки. Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»



5









Обмен веществ и превращение энергии



6









Фотосинтез и обеспечение клетки энергией



7









Синтез РНК и белка



8









Клеточный цикл, мейоз



9









Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы



10









Основные признаки организмов



11









Размножение организмов



12









Индивидуальное развитие организмов












Раздел 2: Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов


6




13









Основные понятия генетики



14









Моногибридное скрещивание



15









Дигибридное скрещивание



16









Хромосомная теория наследственности



17









Формы изменчивости организмов

Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов на примере растений и животных Башкортостана»



18









Генетика



19









Селекция












Раздел 3: Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы

7


20









Основные свойства популяций



21









Изменения численности популяций



22









Биоценоз



23









Разнообразие биотических связей в сообществе



24









Структура пищевых цепей



25









Экосистема



26









Биосфера












Раздел 4: Эволюция органического мира

9


27









Чарлз Дарвин и его учение



28









Борьба за существование



29









Приспособленность



30









Вид. Видообразование. Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»



31









Доказательства эволюции. Лабораторная работа №5 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»



32









Биогенез и абиогенез



33









Развитие жизни на Земле



34









Происхождение и эволюция человека