СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5 классе.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с ФГОС, учебное время составляет 35 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5 классе.»


Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Челутаевская средняя общеобразовательная школа №1»







Программа рассмотрена и одобрена на заседании МО естественно-математического цикла МБОУ «Челутаевская СОШ №1»

Протокол № 1 от 30.08 2019г


Программа принята на педагогическом совете

МБОУ «Челутаевская СОШ №1»

Протокол №1 от30.08.2019



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Челутаевская СОШ №1»

_______________ Т.В.Алексеева

Приказ №42 от 30.08. 2019г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: биология

Для класса: 5

Количество часов по учебному плану: 35часов

2019-2020 учебный год




Ф.И.О. учителя:

Кузьменкова Наталья Сергеевна







С. Челутай 24 км

2019-2020 учебный го



Пояснительная записка



  1. Программа по биологии разработана для обучающихся 5 класса на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 29 декабря 2014 г.№1644;

3. Положения о рабочей программе МБОУ «Челутаевская СОШ №1» приказ №29 от 23 июня 2016 г.;

4. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

5. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

6. Примерной программы основного общего образования по биологии,2004.

7. Примерной программы по биологии (базовыйуровнь):

авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. :Вентана-Граф, 2012. — 304 с

8. Основной образовательной программы МБОУ «Челутаевская СОШ №1» на 2016-2017 г.

Цели общего образования с учетом специфики предмета

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.



Задачами курса «Биология 5 класс» являются:

  • Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС; понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).

  • Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

  • Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.




;


Место учебного предмета "Биология" в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов в год. Общее число учебных часов в 5 классе-35 (1 час в неделю). Резервное время составляет 1 час и предусматривает возможность некоторого расширения объёма и глубины изучения, отдельных тем, использование различных форм организации учебного процесса, лабораторных работ.

УМК по биологии:

  • учебник И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология: 5 класс — М.:Вентана-Граф, 2016. — 128 с.

  • рабочая тетрадь: И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова(ФГОС)– М.:"Вентана - Граф", 2016г.


Формы контроля

Формы текущего контроля: биологический диктант, тест, проверочная работа, работа с перфокартой, работа по карточкам, выполнение заданий в рабочей тетради, практическая работа, творческие задания, реферат, презентация.

Формы итогового контроля: творческая работа, контрольный срез, тест, проверочная работа


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли жизни;

  • рассмотрение биологических процессов в развитии;

  • использование биологических знаний в быту;

  • объяснение мира с точки зрения биологии.



Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.





Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  • рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  • использование биологических знаний в быту:

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,вощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.




Раздел 2. Содержание учебного предмета «Биология » в 5 классе


I. Биология — наука о живом мире (8 ч).

1.Наука о живой природе. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.

2. Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

3. Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

4. Строение клетки. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки.

Ткани. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

5. Химические состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.


6-7. Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной системы. Великие естествоиспытатели.

8. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Биология- наука о живом мире». Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах

или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Многообразие живых организмов (11 ч)

1. Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

2. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

3. Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

4. Строение растений. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

5. Растения. Отделы растений. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

6. Животные. Строение. Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных.

7. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

8. Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

9. Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употребление в пищу животными и человеком.

10. Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

11. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сор-

ные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

1. Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, воздушной среды. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

2. Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

3. Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

4. Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

5. Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы.

6. Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

7. Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

8. Обобщение и систематизация знаний по теме 3. Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. Построение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка достижений.



Человек на планете Земля (7 ч)

1. Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

2. Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля

и пастбища, охота, уничтожение диких животных и растений. Земледелие, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

3. Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и не живой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

4. Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

5. Обобщение и систематизация знаний по теме 4. Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, за данных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.

6. Итоговый контроль. Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

7. Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». Обсуждение заданий на лето



Резерв 1час

Раздел 3. Тематическое планирование

Приложение 1.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Практические

Теоретические

1.

Биология – наука о живом мире

8

2

6

2.

Многообразие живых организмов

11

2,5

8,5

3.

Жизнь организмов на планете Земля


8

1,6

6,4

4.

Человек на планете Земля

7

1,8

5,2

5

Резервное время

1



6

Итого

35

7,9

26,1























Приложение 2.

Календарно - тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Исполь

зуемые

техно

логии

Виды и фор

мы контроля

Формируе

мые УУД

Планируемые

результаты

Обору

дование

Домашнее задание

По плану

Факти

ческая

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

1/1

Наука о живой природе

Урок открытия нового знания

1

1неделя

сентября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Игра, составление схемы

Коммуникативные(к):слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные (Р)-самостоятельно обнаруживать учебную проблему; выдвигать версии ее решения. Познавательные-выделять, анализировать, сравнивать факты, вычитывать все уровни текстовой информации

Личностные(Л)-формирование основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные наизучение живой природы

Понимать значение природы в жизни человека; знать определение науки биология; биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед учеными биологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе

Учебник, полоска бумаги с написанными разным цветом частями слова «биология», магнитная доска

П.1, изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; По рисувнкам параграфа составить рассказ на тему «Природа и человек»

2/2

Свойства живого

(урок общеметодологической направленности)

1

2неделя сентября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Проводится в формате игры «Радиопередача»

К. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.-анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления;

Л.-формировать понимание ценности здоровья и безопасного образа жизни, фомировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.

Научиться сравнивать проявление свойств живого и неживого; рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы и функции

Учебник, плакат с ячейками, магниты

п.2 изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

3/3

Методы изучения природы.

Увеличительные приборы

Лабораторная

работа № 1.

«Изучение

строения

увеличительных

приборов»

1

3неделя сентября


Здоровьесбережение, развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

Фронтальный опрос (с применением мяча)

(к):слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П. – осуществлять исследовательскую деятельность

Л.-формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

Знать основные методы изучения природы; научиться работать по плану (постановка цели, выбор метода, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов); научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рассматривать и обсуждать рис. Учебника, иллюстрирующие методы изучения природы

Учебник, мяч, лаб. Оборудование, две монеты разного размера(по кол-ву уч-ся), лист бумаги (по числу учеников), лупы, микроскопы.

П.3,4 изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; нарисовать в тетради микроскоп, не подписывая его части; принести клей.

4/4

Строение клетки. .

Лабораторная работа № 2. «Знакомст-во с клетками растений»

(урок открытия новых знаний)

1

4 неделя сентября


Здоровьесбережение, проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

Работа в парах, лабораторная работа

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Р.-самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; П.- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Л.-формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности

Научиться называть части клетки по рис. Учебника; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Учебник, плакат «Клетка животных и растений», микроскопы, готовые микропрепараты, кусочки томата, луковица,листы бумаги формата А4 голубого или желтого цвета, вырезанные органоиды клетки для аппликации(кол-во комплектов по числу групп)

П.5 до «Ткани» изучить, принести клей

5/5

Ткани. (урок общеметодологической направленности)


1

1 неделя октября


Здоровьесбережение; группового обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

Опрос, рассказ ученика о частях клетки, начиная словами «Если бы в клетке не было…, от…», работа с учебником

(к):слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

; П.- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Л.- формировать познавательный интерес к предмету исследования.

Научиться определять отличия растительной и животной клеток; иметь начальное понятие о ткани, о тканях животных и растений, их функциях.

Учебник, готовые микропрепараты тканей растений и животных, лаб.оборудование, аппликации, изготовленные уч-ся на прошлом уроке, магнитная доска, листы бумаги, с написанными названиями тканей(красным цветом животные ткани,зеленым цветом – растительные ткани.

П.5 до конца изучить, ответить на вопросы

6/6

Химический состав клетки(урок открытия новых знаний)

1

2 неделя октября


Здоровьесбережение, проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

тест

К. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

П. – осуществлять исследовательскую деятельность

Л.-формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности

Знать химические вещества клетки (неорганические и органические), роль органических веществ в клетке, значение минеральных солей для организма.

Учебник, стеклянная пробирка, спиртовка, растительная ткань (сухая чешуя лука), кусочки теста, стаканы с водой, кусочки марли размером 20х20, иод, пипетка, кусочки картофеля, кусочки бумаги3х3, пестики(по кол-ву групп), семена подсолнечника, клей.

П6

изучить, ответить на вопросы

7/7

Процессы жизнедеятельности клетки


1

3неделя октября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Опрос в форме игры

К.-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; П.- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу); Л.-формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Научиться называть основные процессы жизнедеятельности клетки, показывать взаимосвязь частей клетки.

Учебник, таблицы для заполнения (по кол-ву учеников)

П.7; инд. Задания. Подготовить мини- доклады по теме «Великие естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В. Вернадский, Н. Вавилов, Луи Пастер)

8/8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»

(урок развивающего контроля)

1

4 неделя октября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Доклады учеников, КВН

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; П.- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Л.-формировать научное мировоззрение к дальнейшему изучению биологии.

Научиться оценивать свои достижения

Учебник, три комплекта карточек для конкурса «Потерянные буквы», три конверта с разрезанным изображением микроскопа, рисунки тканеееййй с подписанннными названиями,, листы белой бумаги, цветные карандаш

П.1-7

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

9/1

Царства живой природы

(урок открытия нового знания)

1

1 неделя ноября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Творческая работа

К. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность)

Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п.-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира

Знать определение науки систематики, основные таксоны классификации-царство и вид, отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Учебник, презентация «Вирусы», головные уборы типа корон с названием царств. Карточки с изображением животных, растений, бактерий, грибов, вирусов.(по числу учеников в классе), пластилин, спичечный коробок, проволока (три куска по 10 см.; цветная бумага, клей, ножницы.

П.8

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить доклады «Значение бактерий в природе и в жизни человека ( цианобактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии). Принести цветные карандаши, клей, бумагу, ножницы, восковые мелки.

10/2

Бактерии: строение и жизнеде-ятельность.

Значение бактерий в природеи для человека.


1

2неделя ноября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Опрос, доклады учеников, творческая работа

К.-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль

ной работы.

Р.-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

П.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира

Знать главные особенности строения бактерий; научиться объяснять термины автотрофы, гетеротрофы, прокариоты; научиться различать бактерии по их роли в природе; приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Учебник, компьютерная презен

тация «Бактери», экран, компьютер, цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы, цветная бумага, листы бумаги.

П.9,10

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

11/3

Царства живой природы.

Растения.


1

3 неделя ноября


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Биологический диктант, работа с таблицей.

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные к П.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

критерии оценки;


л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира

Научиться определять по рисунку учебника и по гербарному материалу различия и сходство между растениями разных систематических групп

Учебник, гербарный материал ( Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, цветковые), таблица для заполнения ( по числу учеников)

П.11; нарисовать на листе бумаги формата А4 растение и подготовить о нем рассказ.

12/4

Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегов растения»

(урок общеметодологической направленности)

1

4неделя ноября


Здоровьесбережение, проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

Опрос, лабораторная работа

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

П.- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира

Научится различать и называть составные части побега, зарисовывать в тетради схему побега.

Лупа ручная, ветка тополя, гербарий хвойного растения с шишкой.

Подготовить рассказ о необыкновенных растениях в виде коротких зарисовок. К своему выступлению сделать иллюстрацию.

13/5

Царства живой природы. Животные

(открытие нового знания)

1

1неделя декабря


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Цифровой диктант

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

; Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

П. – осуществлять исследовательскую деятельность

Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Научиться распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; называть части тела простейших; называть основные части клетки; называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника; различать беспозврночных и позвоночных животных; приводить примеры позвоночных животных.

Учебник, микроскоп и микропрепараты одноклеточных животных, лупа, кусочки известника, тонкий шнур, скрепки, проектор, компьютерная презентация «Хивотные»

П.12

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

14/6

Методы изучения живых организмов.Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»


1

2 неделя декабря


Здоровьесбережение, проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения

Биологический диктант, лабораторная работа

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п.- выявдять причины и следствия простых явлений

Л.-формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности

Научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении, соблюдать правила работы в кабинете биология, обращаться с лабораторным оборудованием; обращать внимание на детали, объяснять их.

Учебник, фильм о движении животных, экран, компьютер, проектор..

П.13 Провести наблюдение за животными, обратить внимание на способы движения. Наблюдения записать карандашом в тетрадь. Назвать их «Как движется….»

15/7

Царства живой природы.

Грибы

(Урок открытия нового знания)

1

3неделя декабря


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальный опрос, творческая работа

К.-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Р.-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучение через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; П.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира



Научиться описывать внешнее строение тела грибов, называть его части; называть знакомые виды грибов; знать определение терминов: сапротроф, паразит, хищник, симбиоз, грибокорень, пояснять их примерами.

Компьютер, проектор, экран, презентация «Грибы», таблицы «Строение гриба», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы, дрожжи»

П. 13. Сделать иллюстрацию к сказке, которую составили на уроке. Принести цветные карандаши, ножницы, клей, толстые нитки бледного цвета, бумагу, картон, пластилин, веточку или кору дерева(7-10см.), коробку из-под конфет

16/8

Многообразие и значение грибов

1

4 неделя декабря


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам о грибах,, беседа, работа по учебнику, изготовление мини-коллекций грибов.

К.-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Р.-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучение через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; П.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира


Знать значение терминов антибиотик, пенициллин; научиться различать съедобные и ядовитые грибы.

Учебник, иллюстрации к сказкам о грибах, выполненные учениками дома,

цветные карандаши, ножницы, клей, толстые нитки бледного цвета, бумагу, картон, пластилин, веточку или кору дерева(7-10см.), коробку из-под конфет

П.14

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; составить рассказ об оказании первой медицинской помощи при отравлении грибами.




17/9

Царства живой природы.

Лишайники (Урок открытия нового знания


1

1неделя января


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Проверочная работа

К.-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

сверстниками Р.-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучение через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

П.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

; л- постепенно выстраивать собственную целостную картину мира

Научиться различать типы лишайников.

Учебник, гербарные листы с разными видами лишайников.

П.15

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

18/10

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

(урок рефлексии)

1

2неделя января


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Самостоятельная работа

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.-работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п.-находить биологическую информацию в различных источниках;

Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Научиться определять значение различных живых организмов для человека и природы.

Учебник, листы с вопросами для самостоятельной работы

П.16

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

19/11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» (урок развивающего контроля)


1

3неделя января


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Работа с карточками

К.-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

сверстника Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

п.-применять полученные знания; Л.-формировать научное мировоззрение к дальнейшему изучению биологии.

Научиться оценивать свои достижения

Учебник, короны с название царств живой природы, карточки с изображением представителей царств живой природы или с их характеристиками, поделки с прошлых уроков.

Провести наблюдение «Сутки за моим окном» (что и как меняется за окном утром, днем, вечером, ночью), записать его в тетради.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

20/1

Среды жизни планеты Земля

(Урок открытия нового знания

1

4неделя января


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Работа по карточкам

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; п.-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л.-формировать личностные представления о ценности природы.

Научиться называть и характеризовать условия обитания организмов, изображенные на рисунке учебника; приводить примеры обитателей разных сред обитания.

Учебник, фоновые листы с изображением обитателей различных сред, карточки с характеристиками условий среды и представителями.

П.17

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа

21/2

Экологические факторы среды. (Урок открытия нового знания



1

1неделя февраля


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальный опрос, составление схемы, графический диктант

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);

Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

п.-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Знать значение терминов: экологические факторы, факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенные факторы; научиться оценивать свои достижения

учебник

П.18

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; провести наблюдение «Экологические факторы, которые я увидел у себя за окном» и записать его в тетрадь карандашом.

22/3

Приспособления организмов к жизни в природе (урок общеметодологической направленности)

1

2неделя февраля


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Фронтальный опрос, чтение домашних наблюдений

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность); Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.


Знать, что такое приспособления; научиться приводить примеры сезонных изменений у организмов; определять к каким условиям выработались те или иные приспособления и какое значение они имеют.

Учебник, проектор, экран, компьютерная презентация.

П.19

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; нарисовать любое приспособление живых организмов и уметь объяснить к какому фактору оно появилось.

23/4

Природные сообщества


(Урок открытия нового знания)


1

3неделя февраля


Здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения

Работа по карточкам, ярмарка рисунков(работа в группах)

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность); сверстника Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

п.-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления л.-формировать личностные представления о ценности природы


Знать понятия пищевая цепь, природное сообщество, звенья пищевой цепи; научиться называть элементы круговорота веществ.

Учебник, карточки для индивидуального опроса, выполненные учениками дома; проектор, экран, магнитная доска, магнитные стрелки, картинки (кузнечик, птица,микробы)

Изучить п.20, выучить выделенные слова; составить пищевую цепь и назвать природное сообщество.

24/5

Природные зоны России

(урок общеметодологической направленности)

1

4неделя февраля


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Игра «Природное сообщество»

К.-критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; сверстника Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; ; п.-находить биологическую информацию в различных источниках; л.-формировать мотивацию к изучению природы своего региона.


Знать понятие природная зона; научиться распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведенной в учебнике; называть животных, обитающих в тундре, тайге, широколиственнчых лесах, степи.

Учебник, байджики с названием организмов, компьютер, фильм «При родные зоны России», листы с вопросами к фильму (по одному на папрту)

П.21

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; принести листы белой бумаги, карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, пятирублевую монету.

25/6

Жизнь организмов на разных материках (Урок открытия нового знания)


1

1 неделя марта


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Работа с перфокартой, заполнение таблицы, творческая работа.

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л.-формировать личностные представления о ценности природы


Научиться приводить примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Учебник, листы белой бумаги, карандаши,фломастеры, мелки, ножницы, пятирублевая монета, линейки, простые карандаши.

П.21

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; принести листы белой бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры, мелки.

26/7

Жизнь организмов в морях и океанах(Урок открытия нового знания)


1

2 неделя марта


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Проверка таблицы, творческая работа в группах.

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л.-формировать личностные представления о ценности природы


Научиться описывать разнообразие живого мира морей и океанов по рисункам учебника.

Учебник, листы белой бумаги, карандаши,фломастеры, мелки, ножницы, пятирублевая монета, линейки, простые карандаши

П.21

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; принести лист бумаги формата А3, клей, ножницы, фломастеры или маркеры.

27/8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

(урок развивающего контроля)

1

3неделя марта


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Выставка работ

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л.-формировать личностные представления о ценности природы


Знать понятие природная зона; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот; понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон и выявлять закономерности распределения организмов в них.

Учебник, листы белой бумаги, карандаши,фломастеры, мелки, ножницы,, медальоны с фигурками растений и животных, изготовленные на предыдущих уроках; контуры материков, набор магнитов и магнитная доска.

Устно разобрать вопросы и задания рубрики «Подведем итоги»(учебник с.104-105).

Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)

28/1

Как появился человек на Земле(Урок открытия нового знания)


1

3неделя марта


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Проверочная работа

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность);р.-формировать способности к самоконтролю, самооценке, принятию решений и осознанному выбору в учебной и познавательной деятельности; П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л.-формировать научное мировоззрение.

Научиться описывать внешний вид раннего предка человека, особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника; приводить примеры деятельности человека в природе.

Учебник, таблица «Происхождение человека»

П.24

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; составить рассказ по рисункам учебника

29/2

Как человек изменял природу(урок общеметодологической направленности)


1

4неделя марта


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Проверка домашнего задания в формате игры «Радиопередача»

К.-слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сверстника Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.


Научиться объяснять как влияет человек на окружающую среду.

Учебник.

П.25

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; принести коробку от конфет, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей, тряпочки, кусочки меха, небольшие палочки

30/3

Важность охраны живого мира планеты

(урок общеметодологической направленности)


1

1 неделя апреля


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ,обучение развития критического мышления

Оценка работы групп

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Р.- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; ; П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.


Научиться называть животных, истребленных человеком; приводить примеры животных, нуждающихся в охране.

Учебник коробки от конфет, пластилин, цветная бумагу, ножницы, клей, тряпочки, кусочки меха, небольшие палочки

П.26

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа; индивидуальные задания: подготовить небольшое сообщение об исчезнувших животных и растениях (тур, дикая лошадь-тарпан, нелетающая птица-дронт, странствующий голубь, морская корова, сайгак, сон-трава, венерин башмачок, кувшинка белая тасманский дьявол и др.); принести листы белой бумаги, карандаши, фломастеры, краски.

31/4

Сохраним богатство живого мира (Урок общеметодологической направленности)


1

2 неделя апреля


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ,обучение развития критического мышления

Сообщения учеников, творческая работа, выставка листовок.

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Р.-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

П.- строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; Л.- формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.


Научиться приводить примеры бережного отношения к растениям и животным

Учебник, проектор, экран, листы белой бумаги, карандаши,фломастеры, краски

П.26

изучить, ответить на вопросы в конце параграфа провести дома разъяснительную работу о необходимости беречь живую природу; попросить родителей изготовить свою листовку, пропагандирующую защиту исчезающих видов растений и животных.

32/5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

(урок рефлексии)


1

4 неделя апреля


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Тест, вопросы к фильму, обсуждение сочинения ученика (найти ошибки)

К.-добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность); Р.- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п.- выявлять причины и следствия простых явлений; л.- формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.

Научиться оценивать свои достижения

Учебник, компьютер, экран, фильм «Дом. История путешествия» (реж. Ж.Артюс-Бертранд)

Устно разобрать вопросы и задания рубрики с.120-122 «Подведем итоги»

33/6

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса (урок развивающего контроля)


1

1 неделя мая


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения

Контрольная работа

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.



34/7

Экскурсия. «Многообразие живого мира» (урок рефлексии)


Обсуждение заданий на лето

1

2 неделя мая


Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков

Защита заданий, выставка работ

К.-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ;Р.-работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п.-осуществлять исследовательскую деятельность; л.-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Научиться соблюдать правила поведения в природе

Учебник, план пришкольного участка, изопрпринадлежности, плакат с названием выставки «Они живые и интересные»

Задания на лето

35

Резервное время (1час.)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей