СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5 классе (В.И. Сивоглазов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования,  Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментальным ядром содержания общего образования, Примерной программой по биологии на основе Основной образовательной  программы основного общего образования МОУ СОШ №4 г. Ростова и методического пособия «Сивоглазов В.И.  Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы.  5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017. – 162 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5 классе (В.И. Сивоглазов)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Ростова Ярославской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по МР

___________


«____»____________2019 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №4

____________


Приказ № ___ от «__»____2019 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Биология»

основное общее образование, базовый уровень


(УМК по биологии предметной линии В.И. Сивоглазова)


Программа реализуется в 5 «А», «Б», «В», «Г» и «Д» классах (2019-20 уч. г.)



Учителя: Топуновой Елены Николаевны



г. Ростов

2019

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментальным ядром содержания общего образования, Примерной программой по биологии на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №4 г. Ростова и методического пособия «Сивоглазов В.И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017. – 162 с.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:

  • Систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах;

  • Углубление знаний о живой природе;

  • Расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;

  • Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Содержание курса включает три раздела: «Введение», «Строение организма» и «Многообразие живых организмов».

Раздел «Введение» содержит сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, лабораторных инструментах и приборах. Также даются элементарные сведения об основных царствах живой природы и их представителях, экологических факторах и среде обитания живых организмов, показано значение биологических знаний для современного человека.

Содержание раздела «Строение организма» даёт представления об особенностях строения растительного и животного организма, способствует формированию целостного взгляда на мир.

Содержание раздела «Многообразие живых организмов» даёт учащимся представления о возникновении и развитии жизни на Земле, её многообразии. Изучаются царства Бактерии, Грибы и Растения. Учащиеся получают системные знания об особенностях строения и жизнедеятельности типичных представителей этих царств, их среде обитания, значении в природе, жизни человека. Усвоение материала раздела способствует формированию целостного взгляда на мир, ответственного отношения к окружающей среде и её обитателям.

Данная рабочая программа реализуется в учебнике: Сивоглазов В.И. Биология. 5 класс: . Учебник для общеобразовательных организаций. / В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.: ил.

Изучение предмета по данному учебнику на базовом уровне рассчитано на преподавание 1 часа в неделю.

В основе данного курса лежит деятельностный подход. В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приемов учебной деятельности учеников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала предусмотрены лабораторные и практические работы. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

С целью достижения высоких результатов образования для реализации своей программы учитель использует:

• формы образования — урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т. д.;

• технологии образования — индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы) деятельность, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т. д.;

• методы мониторинга знаний и умений учащихся — тестовые работы, устный опрос, творческие работы и т. д.

В рабочей программе указаны формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Планируемые результаты

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: личностные, метапредметные и предметные результаты.

1. Основные личностные результаты обучения биологии:

  • Формирование познавательной мотивации – готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;

  • Развитие способности к самостоятельности, саморазвитию (постановке целей и их достижению) и самоопределению (построению жизненных планов, ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений);

  • Воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе.

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).

2. Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

  • Формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности (анализом, сравнением, обобщением, установлением взаимосвязей, прогнозированием);

  • Овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;

  • Формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.



Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



3. Основными предметными результатами освоения данной программы являются:

  • Формирование практических учебных действий: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;

  • Развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);

  • Понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества; раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов их жизнедеятельности;

  • Формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.

В результате изучения раздела биологии «Живые организмы» в 5 классе

обучающийся научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



Календарно-тематическое планирование

Примерная дата

Тема

Количество часов

3.09 - 18.10

Введение

7 ч.

21.10 – 27.12

Строение организма

10 ч.

13.01 – 22.05

Многообразие живых организмов

17 ч.


ИТОГО:

34 ч.







Тематическое планирование


Тема

Всего часов

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

Контроль

1

Введение

7

Л.р.№1 «Влияние света на рост и развитие растения»


П.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Входной контроль

2

Строение организма

10

Л.р.№2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Л.р.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Л.р.№4 «Химический состав клетки»

Л.р.№5 «Движение цитоплазмы»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Л.р.№7 «Животные ткани»

Л.р.№8 «Органы цветкового растения»




Полугодовой контроль



Тестовая работа по теме «Строение организма»

3

Многообразие живых организмов

17

Л.р.№9 «Плесневые грибы»

Л.р.№10 «Дрожжи».

Л.р.№11«Строение хламидомонады»

Л.р.№12 «Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна»

Л.р.№13 «Изучение внешнего строения папоротниковидных»

Л.р.№14 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений»

Л.р.№15 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


Эк. №2 «Весенние явления в жизни растений»

Промежуточный контроль


Итоговый контроль

Тестовая работа по теме «Многообразие живых организмов»


Итого

34

15

2

2

2






Поурочное планирование курса биологии в 5 классе

п/п

Дата


Тема урока.

Основное содержание (для записи в журнале)


Элементы содержания

Демонстрация.

Лабораторные и практические работы.


Виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)


Форма контроля

Формы работы с детьми с ОВЗ

Домашнее задание


Введение (7 часов)

1



04.09

Биология – наука о живой природе. Значение биологических знаний.

Биология – наука о живой природе. Из истории биологии. Развитие биологических знаний. Система биологических наук. Значение биологических знаний. Способы организации личной учебной деятельности


  • Выявляют взаимосвязь человека и живой природы;

  • Оценивают роль биологических наук в наши дни;

  • Оценивают значение биологических знаний для каждого человека

работа с таблицей на с.9

с.3-5;

п.1 (пересказ); вопр.1,2,3 «Выполни задания» на с.9-(письменно).

2





11.09

Методы исследования в биологии. Правила работы в биологической лаборатории.

Методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение). Использование метода моделирования в лабораторных условиях. Биологические приборы и инструменты, их использование. Этапы научного исследования. Правила работы в лаборатории и правила работы с биологическими приборами и инструментами



  • Различают методы биологических исследований;

  • Соотносят примеры методов с их названиями;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

Домашнее задание (вопр.1,2,3 «Выполни задания» на с.9)

беседа по вопросам на с.12 - №1,2,3. «Проверь свои знания»)

п.2 (пересказ);

письменно рассказ «Один день древнего человека».

3


18.09

Разнообразие живой природы. Классификация живых организмов. Царства живой природы. Вид – единица классификации.

Классификация живых организмов. Систематика – раздел биологии. Роль К.Линнея в создании систематики живых организмов. Вид – единица классификации. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Вирусы – неклеточная форма жизни


  • Объясняют сущность понятия «классификация»;

  • Осознают предмет и задачи науки систематики;

  • Различают основные таксоны классификации: вид, царство;

  • Характеризуют вид как наименьшую единицу классификации

Домашнее задание (рассказ «Один день древнего человека»)

Работа со схемой «Система царств живых организмов»

п.3 (пересказ);

составить план п.3 (письменно).

4



25.09

Среда обитания. Экологические факторы и их виды. Лаб.р. №1 «Влияние света на рост и развитие растения»


ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.. Экологические факторы – условия, влияющие на жизнь организмов в природе. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Антропогенный фактор.

Лаб.р. №1 «Влияние света на рост и развитие растения»

  • Объясняют сущность понятия «окружающая среда»;

  • Различают и характеризуют действие факторов среды, приводят конкретные примеры;

  • Анализируют примеры хозяйственной деятельности человека и их влияние на живую природу;

  • Выполняют лабораторную работу «Влияние света на рост и развитие растения»;

  • Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Входной контроль


(Тестовая работа)

Беседа по вопросам на с.22 - №1-4 «Проверь свои знания»

п.4 (пересказ); вопр.на с.22-24-устно.

5



02.10

Среда обитания (водная, наземно-воздушная). Приспособления живых организмов к среде обитания.

Основные среды обитания организмов. Места обитания. Особенности водной и наземно-воздушной сред обитания. Приспособления живых организмов к водной и наземно-воздушной среде обитания.


  • Различают понятия «среда обитания» и «место обитания»;

  • Характеризуют особенности водной и наземно-воздушной сред обитания;

  • Приводят примеры обитателей сред;

  • Выявляют особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания

Устный ответ

Работа с текстом «Наземно-воздушная среда», составление плана статьи

п.5 (пересказ); вопр. на с.30-устно;

составить план статьи «Наземно-воздушная среда»

6


09.10

Среда обитания (почвенная, организменная). Приспособления живых организмов к среде обитания.

Особенности почвенной и организменной сред обитания. Приспособления живых организмов к обитанию в почвенной и организменной среде обитания.


  • Характеризуют особенности почвенной и организменной сред обитания;

  • Приводят примеры обитателей сред;

  • Выявляют особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания

Тест

Работа с таблицей «Среды обитания организмов»

п.6 (пересказ); вопр. на с.34-35-устно;

таблица «Среды обитания организмов»

7





16.10

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Правила поведения в природе.

П.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Правила поведения в природе. Бережное отношение к природе. Разнообразие растений и животных родного Ярославского края. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания.

П.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» (Дом. работа)

  • Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом);

  • Самостоятельно выделяют и формулируют цель экскурсии, проводят наблюдения под руководством учителя, сравнивают различные биологические объекты между собой;

  • Соблюдают правила поведения в природе;

  • Объясняют изменения, происходящие с растениями и животными в осенний период;

  • Приобретают навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада;

  • Наблюдают и описывают объекты и явления во время экскурсии;

  • Готовят отчет по экскурсии;

  • Ведут дневник фенологических наблюдений.

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Беседа о растениях и животных нашего края

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Раздел 1. Строение организма (11 часов)

8 (1)


23.10

Что такое живой организм? Основные признаки живых организмов.

Основные признаки живых организмов: обмен веществ и энергии, рост, развитие, раздражимость, движение, размножение, постоянство внутренней среды


  • Сравнивают отличительные признаки живого и неживого;

  • Дают характеристику основным свойствам живых организмов;

  • Выявляют роль обмена веществ в жизни организма;

  • Сравнивают два процесса жизнедеятельности: питание и выделение, объясняют, почему они неразрывно связаны друг с другом;

  • Составляют схему «Обмен веществ и энергии»;

  • Составляют план п.7 «Что такое живой организм»

составление схемы «Обмен веществ и энергии» и

плана п.7 «Что такое живой организм»

п.7 (пересказ); «Работа с текстом» - №1 на с.41 - письменно.

9 (2)



06.11

Открытие клетки. Строение клетки. Лаб.р.№2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Открытие клетки. Строение клетки. Основные органоиды клетки, их значение.

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Устройство увеличительных приборов: лупа и микроскоп.

Лаб.р.№2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

  • Выявляют на рисунках и таблицах основные органоиды клетки;

  • Сравнивают строение растительной и животной клеток, находят черты сходства и различия;

  • Умеют работать с лупой и микроскопом, знают устройство микроскопа;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.8 (пересказ), знать устройство микроскопа и правила работы (с.45)

10 (3)



13.11

Строение клетки. Основные органоиды клетки, их значение. Лаб.р.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Строение клетки. Основные органоиды клетки, их значение.

Лаб.р.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

  • Находят основные клеточные органоиды в таблицах, на рисунках и в микропрепаратах;

  • Соблюдают правила работы с микроскопом;

  • Самостоятельно готовят микропрепараты (при необходимости – при помощи учителя);

  • Наблюдают основные органоиды клетки под микроскопом;

  • Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.8;

вопр. на с.44-устно;

сделать модель растительной и животной клетки (из пластилина)

11 (4)


20.11

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Лаб.р.№4 «Химический состав клетки»

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, их роль

в жизнедеятельности клетки.

Лаб.р.№4 «Химический состав клетки»

  • Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы;

  • Различают неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки, объясняют их роль;

  • Выполняют лабораторную работу;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами;

  • Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.9 (пересказ);

вопр. на с.51-устно

12 (5)




27.11

Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ, транспорт веществ, раздражимость, размножение. Лаб.р.№5 «Движение цитоплазмы»

Процессы жизнедеятельности клетки. Обмен веществ (питание, дыхание),

транспорт веществ, раздражимость, размножение. Клетка — живая система.

Лаб.р.№5 «Движение цитоплазмы»

  • Выявляют основные признаки процессов жизнедеятельности клетки;

  • Характеризуют биологическое значение основных процессов жизнедеятельности;

  • Объясняют суть процесса деления клетки;

  • Аргументируют вывод: клетка — живая система;

  • Выполняют лабораторную работу;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами;

  • Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.10 (пересказ);

вопр. на с.54-55-устно;

таблица «Жизнедеятельность клетки» - письменно

13 (6)




04.12

Ткани растений. Особенности строения растительных тканей и их функции. Лаб.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Что такое ткань. Особенности строения растительных тканей (образовательной, покровной, основной, механической, проводящей, выделительной). Особенности строения и выполняемые функции

Лаб.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

  • Дают понятие «ткань»;

  • Называют и различают основные ткани растительного организма;

  • Выявляют особенности строения растительных тканей, связанные с выполняемыми функциями;

  • Определяют основные ткани растений по рисункам и таблицам;

  • Выполняют лабораторную работу;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии;

  • Рассматривают под микроскопом готовые микропрепараты и определяют растительные ткани.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.11 (пересказ); таблица «Виды растительных тканей»

14 (7)





11.12

Ткани животных. Особенности строения и выполняемые функции. Лаб.р.№7 «Животные ткани»


ПОЛУГОДО-ВОЙ КОНТРОЛЬ

Особенности строения животных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). Особенности строения и выполняемые функции.

Лаб.р.№7 «Животные ткани»

  • Различают основные ткани животного организма;

  • Выявляют особенности их строения, связанные с выполняемыми функциями;

  • Сравнивают ткани животного организма между собой и с тканями растительного организма;

  • Выполняют лабораторную работу;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии;

  • Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Полугодовой контроль


(тестовая работа)

выполнение тестовой работы (базовый уровень)

п.12 (пересказ); таблица «Виды животных тканей»

15 (8)



18.12

Органы растений. Вегетативные и генеративные органы, их основные функции. Лаб.р.№8 «Органы цветкового растения»

Что такое орган. Органы цветкового растения. Вегетативные органы (корень,

побег). Генеративные органы (цветок, плод, семя). Основные функции органов цветкового растения.

Лаб.р.№8 «Органы цветкового растения»

  • Объясняют сущность понятия «орган»;

  • Характеризуют органы цветкового растения, распознают их на живых объектах, гербарном материале, рисунках и таблицах;

  • Различают и называют органы цветкового растения;

  • Сравнивают вегетативные и генеративные органы цветкового растения;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Формулируют общий вывод о строении цветкового растения.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.13 (пересказ); таблица «Функции органов цветкового растения»

16 (9)



25.12

Системы органов животных и их роль в организме.

Системы органов животных: покровная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, регуляторная, опорно-двигательная, система органов размножения. Их роль в организме.


  • Объясняют сущность понятия «система органов»;

  • Различают на рисунках и таблицах и описывают основные системы органов животных;

  • Объясняют их роль в организме;

  • Заполняют таблицу «Особенности строения и функции систем органов животного.

Тест

работа с таблицей «Системы органов животного»

п.14 (пересказ); таблица «Системы органов животного»

17 (10)


15.01

Организм — биологическая система.

Что такое система. Биологические системы (клетка, организм)


  • Объясняют сущность понятий «система», «биологическая система»;

  • Приводят примеры систем;

  • Аргументируют вывод: клетка, организм — живые системы (биосистемы)

Устный ответ

Беседа по вопросам на с.75 - №1,2,3 «Проверь свои знания»

п.15 (пересказ); вопр. на с.75-устно

18 (11)



22.01

Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение организма»



  • Выполняют тестовые задания на выбор 1 из 4-х, установление соответствия, работают с текстом.

Тестовая работа

выполнение тестовой работы (базовый уровень)

текст на с.76

Раздел 2. «Многообразие живых организмов» (16 часов)






19 (1)


29.01

Как развивалась жизнь

на Земле. Гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле

Развитие представлений о возникновении Солнечной системы, Земли и жизни на Земле. Гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле


  • Анализируют и сравнивают представления о возникновении Солнечной системы и происхождении жизни на Земле в разные исторические периоды;

  • Описывают современные взгляды учёных на возникновение Солнечной системы;

  • Участвуют в обсуждении гипотезы А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле.

беседа по вопросам на с.81 - №1,2,3 «Выполни задания»

п.16 (пересказ); вопр. на с.81-устно; письменно на выбор: рассказ «Жизнь первых организмов на Земле» или рисунок «Зарождение жизни на Земле»

20 (2)



05.02

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии, общая характеристика. Строение бактерий. Многообразие форм

бактерий. Распространение бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Образование спор


  • Характеризуют особенности строения бактерий;

  • Определяют значение основных внутриклеточных структур;

  • Описывают разнообразие форм бактериальных клеток;

  • Различают типы питания бактерий;

  • Раскрывают особенности дыхания и размножения бактерий;

  • Оценивать роль споры в жизни бактерии;

  • Объясняют, почему спорообразование у бактерий нельзя считать размножением.

самост. работа

работа с рисунком «Схема строения бактериальной клетки», составление словесного портрета бактерии

п.17 (пересказ); вопр. на с.86-87 устно;

модель бактериальной клетки из пластилина.

21 (3)



12.02

Бактерии в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека. Болезнетворные

Бактерии. Профилактика бактериальных заболеваний человека.


  • Устанавливают и объясняют роль бактерий в природе;

  • Раскрывают положительное и отрицательное значение бактерий в жизни человека;

  • Называют некоторые бактериальные заболевания растений, животных и человека;

  • Объясняют важность соблюдения правил личной гигиены для профилактики бактериальных заболеваний.

тест

ответы на вопр. на с.91 - №1,2,3 «Проверь свои знания»

п.18 (пересказ); вопр. на с.91 устно


22 (4)




19.02

Грибы. Общая характеристика: особенности строения и жизнедеятельности. Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Грибы, общая характеристика. Особенности строения грибов (грибница, гифы). Особенности жизнедеятельности грибов: питание, размножение, расселение. Шляпочные грибы.

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».


  • Характеризуют особенности строения грибов;

  • Выявляют черты сходства грибов с растениями и животными;

  • Определяют особенности питания и размножения грибов;

  • Изучают и описывают строение шляпочных грибов.

Пр.р.

консультация по Пр.р №2

п.19 (пересказ); вопр. на с.96-97 устно


23 (5)


26.02

Многообразие и значение грибов в природе и жизни человека. Лаб.р.№ 9 «Плесневые грибы». Лаб.р.№10 «Дрожжи».

Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека».

Лаб.р.№ 9 «Плесневые грибы». Лаб.р.№10 «Дрожжи».

  • Характеризуют основные группы грибов;

  • Распознают их в природе, на рисунках и в таблицах;

  • Описывают и сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов;

  • Различают съедобные и ядовитые грибы;

  • Объясняют роль грибов в природе и жизни человека;

  • Участвуют в совместном обсуждении правил сбора грибов;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

  • Формулируют выводы;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.20 (пересказ); вопр. на с.102-103 устно


24 (6)




04.03

Царство растений. Основные признаки растений. Фотосинтез. Особенности строения растительной клетки.

Характеристика царства растения. Основные признаки растений. Фотосинтез. Особенности строения растительной клетки. Среда обитания растений. Ботаника — наука о растениях. Теофраст — основатель ботаники. Классификация растений. Низшие и высшие растения.


  • Выделяют существенные признаки растений;

  • Сравнивают строение растительной клетки со строением бактериальной и грибной клеток;

  • Характеризуют процесс фотосинтеза;

  • Различают основные таксоны классификации царства Растения;

  • Сравнивают представителей низших и высших растений и делают выводы на основе сравнения;

  • Наблюдают природные явления, фиксируют результаты наблюдений, делают выводы;

  • Определяют состояние растений зимой;

  • Соблюдают правила поведения в природе.

самост. работа

мини-сочинение «Значение растений в моей жизни»

п.21 (пересказ); вопр. на с.109-110 устно


25 (7)




11.03

Водоросли. Общая характеристика. Лаб.р.№ 10 «Строение хламидомонады»

ПРОМЕЖУ-ТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Водоросли, общая характеристика. Среда обитания. Строение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Особенности жизнедеятельности водорослей: питание, дыхание, размножение.

Лаб.р.№ 11 «Строение хламидомонады»

  • Выделяют и описывают существенные признаки водорослей;

  • Распознают на рисунках и таблицах основные органоиды клетки водоросли;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Наблюдают органоиды клетки хламидомонады на готовых микропрепаратах;

  • Формулируют выводы;

  • Знают устройство микроскопа, развивают умения работы с ним;

  • Соблюдают правила работы с микроскопом.

Промежуточный контроль


(тестовая работа)

выполнение тестовой работы

п.22 (пересказ); вопр. на с.113-114 устно


26 (8)



18.03

Многообразие водорослей: зелёные, красные и бурые водоросли.

Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли, или багрянки. Значение водорослей в природе и жизни человека.


  • Распознают на рисунках, таблицах, гербарных материалах представителей разных групп водорослей;

  • Определят принадлежность водорослей к систематическим группам;

  • Сравнивают водоросли с наземными растениями, делают выводы на основе сравнения;

  • Объясняют значение водорослей в природе и жизни человека.

устный ответ

ответы на вопр. на с.119 - №1,2,3 «Проверь свои знания»

п.23 (пересказ); вопр. на с.119 устно


27 (9)


01.04

Лишайники - симбиотические организмы. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники - симбиотические организмы. Среда обитания лишайников. Многообразие лишайников. Внутреннее строение лишайников. Питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.


  • Выделяют существенные признаки лишайников;

  • Распознают лишайники на рисунках, таблицах, гербарных материалах;

  • Анализируют особенности внутреннего строения лишайников;

  • Объясняют значение лишайников в природе и жизни человека.

устный ответ

ответы на вопр. на с.123 - №1,2,3,4 «Проверь свои знания»

п.24 (пересказ); вопр. на с.123-124 устно


28 (10)



08.04

Мхи, общая характеристика. Значение мхов в природе и жизни человека. Лаб.р.№ 11 «Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна»

Мхи, общая характеристика. Среда обитания мхов. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека.

Лаб.р.№ 12 «Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна»

  • Выделяют существенные признаки мхов;

  • Сравнивают представителей разных групп мхов, делают выводы на основе сравнения;

  • Распознают на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей мхов;

  • Объясняют значение мхов в природе и жизни человека;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Сравнивают внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, выявляют черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения;

  • Знают устройство микроскопа, развивают умения работы с ним;

  • Соблюдают правила работы с микроскопом

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.25 (пересказ); вопр. на с.128-129 устно


29 (11)



15.04

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лаб.р.№ 12 «Изучение внешнего строения папоротниковидных»

Общая характеристика папоротникообразных. Местообитание, особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников.

Лаб.р.№ 13 «Изучение внешнего строения папоротниковидных»

  • Сравнивают представителей плаунов, хвощей и папоротников, находят черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения;

  • Распознают на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей папоротникообразных;

  • Объясняют значение папоротникообразных в природе и жизни человека;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Сравнивают строение хвоща и папоротника, выявляют черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.26 (пересказ); вопр. на с.134-135 устно


30 (12)



22.04

Голосеменные растения, общая характеристика. Лаб.р.№13 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений»

Голосеменные растения, общая характеристика. Многообразие голосеменных растений. Хвойные растения, особенности строения и жизнедеятельности. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Лаб.р.№ 14 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений»

  • Выделяют существенные признаки голосеменных растений;

  • Сравнивают семя и спору, делают выводы на основе сравнения;

  • Распознают на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей голосеменных;

  • Объясняют значение голосеменных растений в природе и жизни человека;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Изучают особенности строения хвои, шишек и семян голосеменных растений, делают выводы;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.27 (пересказ); вопр. на с.140-141 устно


31 (13)




29.04

Покрытосеменные (Цветковые) растения, общая характеристика. Лаб.р.№14 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

Покрытосеменные (Цветковые) растения, общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений, разнообразие их жизненных форм. Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Лаб.р.№15 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

  • Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений;

  • Определяют жизненные формы покрытосеменных растений;

  • Распознают на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных;

  • Объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;

  • Проводят биологические исследования и объясняют их результаты;

  • Выявляют особенности внешнего строения покрытосеменного растения, делают выводы;

  • Соблюдают правила работы в кабинете биологии.

Лаб.р.

консультация по лаб.работе

п.28 (пересказ); вопр. на с.145-146 устно


32 (14)




06.05

Основные этапы развития растений на Земле. Чарлз Дарвин — основатель эволюционного учения.

Понятие об эволюции живых организмов. Чарлз Дарвин — основатель эволюционного учения. Палеонтология. Появление первых растительных организмов. Выход растений на сушу. История развития растительного мира.


  • Объясняют сущность понятия «эволюция»;

  • Описывают основные этапы эволюции растений;

  • Выясняют причины выхода растений на сушу;

  • Объясняют причины господства покрытосеменных растений на Земле.

устный ответ

беседа по вопросам на с. 152 - №1,2,3, 4. «Проверь свои знания»

п.29 (пересказ); вопр. на с.152-153 устно


33 (15)


13.05

Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Значений растений в природе и жизни человека. Охрана растений.

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»

  • Характеризуют роль растений в природе и жизни человека;

  • Приводят доказательства (аргументацию) необходимости охраны растений;

  • Наблюдают природные явления, фиксируют результаты наблюдений, делают выводы;

  • Определяют состояние растений весной;

  • Соблюдают правила поведения в природе.

отчет по экскурсии

консультация по составлению отчёта по экскурсии

п.30 (пересказ); вопр. на с.156-157 устно


34 (16)


20.05

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов»

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ



  • Выполняют тестовые задания на выбор 1 из 4-х, установление соответствия, работают с текстом.

Итоговый контроль (тестовая работа)

выполнение тестовой работы (базовый уровень)

текст на с.159













Система оценивания

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);

  • взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;

  • публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.


Оценка устного  ответа учащихся:

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ:

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета. 

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью. 

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (10-15 вопросов):

«5» - 91-100%

«4» - 71-90%

«3» - 50-70%

«2» - менее 50%

Формы контроля: устный ответ, контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.












Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Сивоглазов В. И. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020. — 95 с. : ил.

2. Сивоглазов В.И. Биология. 5 класс: . Учебник для общеобразовательных организаций. / В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.: ил.

3. Приложение на электронном носителе к учебнику Сухоруковой Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2015.

4. MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

6. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

7. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

8. Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

9. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

10. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

Печатные пособия

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц

  2. Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.

  3. Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц

  4. Растение - живой организм 4 таблицы

  5. Растения и окружающая среда 7 таблиц

  6. «Ботаника 1» (12 таблиц)

  7. Портреты ученых биологов

  8. Строение, размножение и разнообразие растений

  9. Схема строения клеток живых организмов

  10. Уровни организации живой природы

  11. Растения. Грибы. Лишайники

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»

  2. Комплект микропрепаратов «Ботаника 2»

  3. Лупа ручная – 5 шт.

  4. Микроскопы школьные – 15 шт.

  5. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)

  6. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

  7. Комплект оборудования для комнатных растений

Муляжи

  1. Плодовые тела шляпочных грибов

Натуральные объекты

  1. Коллекция «Палеонтологическая (форма сохранности ископаемых растений и животных)

  2. Коллекция «Голосеменные растения

  3. Гербарий «Основные группы растений»

  4. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

  5. Набор микропрепаратов по ботанике

  6. Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

  7. Ископаемые растения и животные


Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

  1. Тропические влажные леса

  2. Влажные субтропики

  3. Сухие субтропики

  4. Пустыни и полупустыни

  5. Водные растения



Примечание: даты проведения уроков указаны для 5в, 5г, 5д классов (по средам). 5а – четверг, 5б – пятница.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!