СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена по правилам ФГОС для учебника И.Н.Пономарёвой, И.В. Николаева.и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5 классе»

Аннотация к рабочей программе по биологии

5 класс

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).

- Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Аркинской сош

- Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС" - Авторской программы по биологии (5-9 классы) под редакцией И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. - учебника «Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Под редакцией И.Н. Пономаревой. Учебник входит в федеральный перечень. Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Данная программа реализуется в учебниках «Биология» - 5 класс, авторского коллектива: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Под редакцией И.Н. Пономаревой. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской. Программа включает в себя: - пояснительную записку - планируемые результаты изучения курса - содержание учебного предмета - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).

- Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Аркинской сош

- Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.

- Авторской программы по биологии (5-9 классы) под редакцией И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. - учебника «Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Под редакцией И.Н. Пономаревой. Учебник входит в федеральный перечень. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде четырех глав:

1. Биология – наука о живом мире.

2. Многообразие живых организмов.

3. Жизнь организмов на планете Земля.

4. Человек на планете Земля.

Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, тео­рий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Био­логия» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифферен­циации.

Программа предлагает линейную структуру освоения содержа­ния. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предпо­лагает последовательное формирование и развитие основопо­лагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Цели и задачи курса

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Данная программа реализуется в учебниках «Биология» - 5 класс, авторского коллектива: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Под редакцией И.Н. Пономаревой.

По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю.

По авторской программе 35 ч., 1 ч. в неделю.

Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурирована в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.















Планируемые результаты изучения учебного проедмета


В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.

Личностные результаты

1. Осознание ответственности каждого человека за благополучие других людей, прежде всего живущих рядом. Осознание своей этнической принадлежности. Принятие ценностей своего народа и проявление уважения к ценностям других народов.

2. Моделирование своего образовательного маршрута с опорой на собственные интересы, мнения учителей, близких людей, одноклассников.

3. Умение рассуждать о собственном счастье, счастье семьи, близких, своего народа, всех людей на земле. Сформированная привычка к рефлексии. Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные

1. Способность обнаруживать проблему самостоятельно и планировать действия по еѐ решению.

2. Понимание разницы в планировании проектной, поисковой, экспериментальной и других видов учебной деятельности. Проявление навыков планирования в необходимых ситуациях. Готовность к самостоятельному планированию необходимой деятельности.

3. Умение сверять свои действия с различными источниками информации, знание этих источников и способов работы с ними.

4. Самостоятельное планирование деятельности как по развитию успеха, так и по преодолению ситуации неуспешности.

Познавательные

1. Уверенное владение различными способами извлечения информации (изучающее, ознакомительное, просмотровой чтение); понимание информации, представленной в знаковых, символических системах и т.п.

2. Умение анализировать абстрактные понятия, устанавливать закономерности.

3. Представление информации в форме опорного конспекта, сложного плана, диаграммы.

Коммуникативные

1. Умение оценивать свою позицию в диалоге (дискуссии) с другими, готовность к еѐ изменению при наличии веских доводов.

2. Умение задавать уточняющие вопросы, в т.ч. с переформулированием высказывания.

3. Способность влиять на работу группы, пары через взаимный контроль.

Предметные результаты

Учащийся научиться:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся получит возможность научиться:

- Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с лабораторными приборами и инструментами;

- Использовать приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями видов растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных;

- Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой природы);

- Находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

- Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.































Содержание учебного предмета


Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

- Обнаружение воды в живых организмах;

- Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;

- Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры Метапредметные: Учащиеся должны уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разумные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Предметные: Учащиеся должны знать: - основные признаки живой природы; - устройство светового микроскопа; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; - характеризовать методы биологических исследований; - работать с лупой и световым микроскопом; - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) Царства живой природы Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации. Бактерии: строение и жизнедеятельность . Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Растения. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Лишайники . Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха. Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегом растения». Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Демонстрация: гербарии различных групп растений. Планируемые результаты обучения: Личностные: - формирование ответственного отношения к обучению; - познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - - - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. Метапредметные: Учащиеся должны уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты. Предметные: Учащиеся должны знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и раз­личия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Планируемые результаты обучения: Личностные - формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. Метапредметные: Учащиеся должны уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - строить, выдвигать и форму­лировать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Предметные: Учащиеся должны знать: - основные среды обитания живых организмов; - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - наблюдать за живыми организмами Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) Как появился человек на Земле Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. Как человек изменял природу Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы. Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Планируемые результаты обучения: Личностные: - формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. Метапредметные: Учащиеся должны уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Предметные: Учащиеся должны знать: - предков человека, их характерные черты, образ жизни; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов. Личностные: 1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2.Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию. 3.Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии. 4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. 5.Формирование личностных представлений о целостности природы. 6.Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности 7.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций . 8.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности. 10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 11.формироование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. 12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные: 1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности. 2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи. 3.Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. 4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей. 5. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. 6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности 7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих 8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 9. Умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения. 10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение . 11. Формировать и развивать компетентность в в области использования ИКТ. Предметные 1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития 2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии. 3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов 4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире 5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы. 6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе 7. Овладение методами: наблюдение, описание. 8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем 9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха. Лабораторные работы -4 Контрольные работы -3 Повторение -2 часа.



























Тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

количество часов

дата

примеч

план

факт


Биология – наука о живом мире (8 ч)





1

Инструктаж потехнике безопасности. Наука о живых организмах

1




2

Свойства живого

1




3

Методы изучения живых организмов

1




4

Увеличительные приборы. Инструктаж по ТБ.

Л.р.1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1




5

Строение клетки. Ткани. Инструктаж по ТБ. Л.р. 2 "Знакомство с клетками растений

1




6

Химический состав клетки

1




7

Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели

1




8

Контрольная работа 1 по теме: «Биология как наука»

1





Многообразие живых организмов (11 ч)





9

Царства живой природы

1




10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1




11

Значение бактерий в природе и жизни человека

1




12

Растения. Инструктаж поТБ. Л. р. 3 «Знакомство с внешним строением растений»

1




13

Животные. Одноклеточные животные

1




14

Многоклеточные животные. Инструктаж поТБ.

Л.р. 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1




15

Грибы

1




16

Многообразие и значение грибов

1




17

Лишайники

1




18

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1




19

Контрольная работа 2 по теме: «Многообразие живых организмов»

1





Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)





20

Среды жизни планеты Земля

1




21

Экологические факторы среды

1




22

Приспособления организмов к жизни в природе

1




23

Природные сообщества

1




24

Природные зоны России

1




25

Жизнь организмов на разных материках

1




26

Жизнь организмов в морях и океанах

1




27

Контрольная работа 3 по теме «Обобщение материалов биологии за 5 класс»

1





Человек на планете Земля (6 ч)





28

Как появился человек на Земле

1




29

Как человек изменял природу

1




30

Важность охраны живого мира планеты

1




31

Сохраним богатство живого мира

1




32

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Человек на планете Земля»

1




33

Летние задания

1





Повторение (2 ч)





34

Повторение по теме: «Многообразие живых организмов.

1




35

Повторение по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1






14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!