СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа разработана для обучающихся коррекционных школ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 7 классе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»




Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО заместитель директора директор школы

учителей трудового обучения по УВР ___________ Гизатуллин С.А

Протокол № ____ __________ Ахметова М.В.

от «____» ____________2018 г Приказ №________

«____» ____________2018 г от «__» _______2018г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Биология»

7 класс




Составила: Туктакеева Л. Г. учитель 1 категории



г. Чернушка

2018 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 2001 года издания, утвержденной Министерством образования РФ под редакцией В.В. Воронковой.

Программа направлена на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с разнообразием растений, грибов и бактерий необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимозависимость различных растительных организмов их сходства и различия.Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Цель: ознакомление учащихся с многообразием растений, грибов и бактерий, формирование понятий о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях.

Задачи:

- дать учащимся элементарные сведенья об основных признаках сходства и различия однодольных и двудольных растений;

- познакомить учащихся с выращиванием и использованием наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений;

-корректировать недостатки психофизического развития обучающихся, ихпознавательных интересов и возможностей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Программа 7 класса состоит из следующих разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», «Семя растения», «Корень», «Лист», «Стебель», «Растение-целостный организм», «Многообразие растений, бактерий и грибов». «Покрытосеменные растения», «Цветковые растения», «Злаки», «Лилейные», «Двудольные растения», «Выращивание комнатных растений».

Раздел « Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны. В этом разделе предусматривается проведение 2 лабораторных работ. Проводится экскурсия и практическое занятие.

Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, па основании знаний полученных при изучении раздела « Общее знакомство с цветковыми растениями».

При изучении раздела «Многообразие растительного мира»обучающиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. При характеристике мхов, папоротников необходимо конкретизировать их значение в образование торфа, каменного угля, связав эти сведения со знаниями, полученными по разделу «Неживая природа».

Раздел «Бактерии и грибы» включает в себя сведения о строении грибов и бактерий, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Формы обучения: кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий как беседа, рассказ, индивидуальная и групповые работы, наблюдения, экскурсии, лабораторные работы, используется наглядный материал, практические работы на пришкольном участке.

Формы контроля: тестирование, опрос, решение кроссвордов, работа с индивидуальными карточками. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы.


















Основные требования к знаниям и умениямобучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений основных групп:
    мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие
    биологические особенности цветковых растений, разницу цветов и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания
    наиболее распространенных с/х растений, особенно местных;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы
    предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп;

  • приводит примеры растений некоторых групп;

  • различать органы цветковых растений;

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корня, листа,
    плодов и семян;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

  • различать грибы и растения.
































Содержание учебного материала

Всего – 68 часов.

Растения вокруг нас (2 ч)

Разнообразие растений. Экскурсия. Значение и охрана растений. Общее знакомство с цветковыми растениями (5ч)

Лабораторная работа «Орган цветкового растения». Лабораторная работа «Строения цветка». Виды соцветий. Опыление цветков. Плоды. Распространение плодов и семян. Практическая работа «Осенние работы на пришкольном участке». Практическая работа «Вскапывание приствольных кругов кустарников».

Семя растения (5 ч)

Лабораторная работа «Строение семени фасоли». Лабораторная работа «Строение семени пшеницы». Практическая работа «Условия прорастания семени». Практическая работа «Определение всхожести семян». Правило заделки семян в почву.

Корень (З ч)

Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней.

Лист (5 ч)

Внешнее строение листа. Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение

Стебель (З ч)

Строение стебли па примере липы. Практическая работа «Значение стебля в жизни растений». Разнообразие стеблей.

Растение - целостный организм (2 ч) Взаимосвязь частей растения. Связь растений со средой.

Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч)

Бактерии, Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы, строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые их распознавание. Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Голосеменные растения -сосна и ель. Отличие их от лиственных деревьев. Особенности их размножения.

Покрытосеменные растения (1ч)

Особенности строения цветковых растений. Экскурсии в лес, для ознакомления с особенностями растений и грибов осенью. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные».

Цветковые растения (1 ч)

Деление цветковых растений па однодольные и двудольные

Злаки (6 ч)

Злаковые. Основные признаки злаковых растений. Пшеница. Рожь. Овес. Ячмень. Кукуруза. Особенности внешнего строения, выращивания. Использование в с/х.

Лилейные (5 ч)

Лилейные. Общая характеристика. Лук. Чеснок. Цветочно-декоративные лилейные. Тестирование.

Двудольные растения (11 ч)

Лабораторная работа «Пасленовые. Картофель». Томат, перец. Цветочно-декоративные растения. Бобовые. Горох. Фасоль. Кормовые травы. Сложноцветные. Подсолнечник. Цветочно-декоративные растения. Разноцветные. Яблоня. Груша. Вишня, Слива. Вишня. Слива. Тестирование. - Выращивание комнатных растений (8 ч)

Практическая работа «Перевалка. Пересадка комнатных растений». Практическая работа «Уход за комнатными растениями». Весенние работы на пришкольном участке. 1 фактическая работа «Весенние работы в саду». Экскурсия «Весенние работы в саду». Обобщение по разделу.















































Календарно- тематическое планирование

I четверть

2 часа в неделю всего 16 часов


№ урока

Темы уроков

Кол-во

часов на

разделы

Кол-во часов на тему

2018-2019 учебный год

По плану


Фактически



Растения вокруг нас

2




1

Многообразие живой природы


1

3.09


2

Значение и охрана растений


1

5.09



Общее Знакомство с цветковыми растениями

9




3

Лабораторная работа «Орган цветкового растения»


1

10.09


4

Лабораторная работа «Строения цветка»


1

12.09


5

Виды соцветий


1

17.09


6

Опыление цветков


1

19.09


7

Плоды


1

24.09


8

Экскурсия. Распространение плодов и семян.


1

26.09


9

Практическая работа «Осенние работы на пришкольномучастке»


1

1.10


10

Практическая работа «Вскапывание приствольных кругов кустарников»


1

3.10


11

Тестирование «Цветковые растения»









Тестирование по теме








1

8.10



Семя растения

5




12

Лабораторная работа «Строение семени фасоли»


1

10.10


13

Лабораторная работа «Строение семени пшеницы»


1

15.10


14

Практическая работа «Условия прорастания семени»


1

17.10


15

Практическая работа «Определение всхожести семян»


1

22.10


16

Правило заделки семян в почву


1

24.10









IIчетверть

2 часа в неделю - всего 16 часов


№ урока

Темы уроков

Кол-во часов на

разделы

Кол-во часов на тему


2018-2019 учебный год

По плану


Фактически



Корень

2




17

Виды корней Корневые системы


1

7.11


18

Видоизменение корней


1

12.11



Лист

5




19

Внешнее строение листа


1

14.11


20


Образование органических веществ в растении


1

19.11



21

Испарение воды листьями


1

21.11


22

Дыхание растений


1

26.11


23

Листопад и его значение


1

28.11



Стебель

3




24

Строение стебля на примере

липы


1

3.12


25

Практическая работа «Значение стебля в жизни растений»


1

5.12


26

Разнообразие стеблей


1

10.12



Растение - целостный организм

3




27

Взаимосвязь частей растения


1

12.12


28

Связь растений со средой


1

17.12


29

Тестирование по теме «Растение – целостный организм»


1

19.12



Многообразие растений, бактерий и грибов

6




30

Бактерии


1

24.12


31

Грибы, строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые Мхи.


1

26.12


32

резерв


1








IIIчетверть

2 часа в неделю - всего 20часов


№ урока

Темы уроков

Кол-во

часов на

разделы

Кол-во часов на

тему

2018-2019 учебный год

По плану

Фактически

33

Папоротники


1



34

Голосеменные - сосна и ель


1



35

Покрытосеменные особенности строения


1




Покрытосеменные растения

1




36


Экскурсия. Особенности

строения цветковых растений


1




Цветковые растения

1




37

Деление цветковых на однодольные и двудольные


1




Злаки

5




38

Основные признаки злаковых растений


1



39

Пшеница, рожь


1



40

Овес. Ячмень. Кукуруза


1



41


Особенности внешнего строения, выращивания.


1



42

Использование злаков в н/х


1




Лилейные

5




43

Лилейные


1



44

Общая характеристика


1



45

Лук. Чеснок


1



46

Цветочно-декоративные Лилейные


1



47

Тестирование по теме «Однодольные растения»


1




Двудольные растения

11




48

Лабораторная работа «Пасленовые. Картофель»


1



49

Томат, перец


1



50

Цветочно-декоративные растения


1



51

Бобовые. Горох. Фасоль


1



52

Повторение по теме «Покрытосеменные растения»


1




IV четверть

2 часа и неделю - всего 16 часов


№ урока

Темы уроков

Кол-во

часов на разделы

Кол-во часов на тему

20118.-2019 учебный год

По плану

Фактически




53

Кормовые травы


1



54

Сложноцветные. Подсолнечник


1



55

Цветочно-декоративные растения


1



56

Розоцветные. Яблоня. Груша


1



57

Вишня. Слива


1



58

Малина, земляника


1



59

Тестирование по теме «Двудольные растения»


1




Выращивание комнатных растений

8




60

Выращивание комнатных растений


1



61

Практическая работа «Перевалка. Пересадка комнатных растений»


1



62

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»


1



63

Весенние работы на пришкольном участке


1



64

Весенние работы на пришкольном участке


1



65

Практическая работа «Весенние работы в саду»


2



66

Практическая работа

« Перекопка приствольных кругов»


1



67

Повторение по теме "Двудольные растения"


1



68

Тестирование по теме "Двудольные растения"


1





Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

Основная литература

1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова.
-М:Владос2001.57-62с.

2. Воскресенский Г. II. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида./ Г.И, Воскресенский,- М:
Просвещение.

  1. Клепинина З. А.. Биология. Растения. Грибы. Бактерии,. 7 класс/Клепинина З. А.,-М: Просвещение 2006.

Дополнительная

  1. Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006.
    Литература для учащихся:

2. Королева П.В . Биология. Растения. Грибы. Бактерии,. 7 класс/ Н.B. Королева,- М: ВЛАДОС 2006.

Для обучающихся:

Основная

  1. Клепинина З. А.. Биология. Растения. Грибы. Бактерии,. 7 класс/Клепинина З. А.,-М: Просвещение 2006.

Дополнительная

1.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006.