СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии.под редакцией Пасечника В.В 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Павлово_биология_5_класс_2019_05_01_06_40_17_720»


МБОУ Павловская СШ







Рассмотрено на

педагогическим совете № 1

от 2018

Утверждаю:

Директор школы Л.И. Емельянцева


Приказ № от 09. 2018








Рабочая программа

по биологии

5 класс









Программу разработал учитель

Антипов М.А







2018 -2019 учебный год









Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Место курса «Биология» 5 класс в учебном плане.


Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Павловская СШ

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 часа (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.



















Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.

  1. Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

  1. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.


2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.


3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);


5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.


6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.


Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1 Клеточное строение организмов (7 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа .№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Лабораторная работа .№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Лабораторная работа № 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.


Раздел 2 Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа № 6 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»


Раздел 4 Царство Растения (13 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Итоговое тестирование – 1 час

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа № 7 «Строение мха» (на местных видах).

Лабораторная работа № 8 «Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа № 9 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов).








  Учебно-тематический план 5 класс



Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе на:

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1


Тема 1: «Введение»

6

1


1

2

Тема 2: «Клеточное строение организмов»

7

3

1


3

Тема 3: «Царство Бактерии»

2




4

Тема 4: «Царство Грибы»

5

2

1


5

Тема 5. «Царство Растения»

13

3



6

Итоговое тестирование

1


1



Итого

34

9

3

1














Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)

Тема урока

Дата (план)

Дата (факт)

1

Введение

6 часов


1

Биология — наука о живой природе



2

Методы исследования в биологии Лабораторная работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.



3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого



4

Среды обитания живых организмов.



5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы



6

Обобщающий урок . Экскурсия 1. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.



2

Клеточное строение организмов

7 часов


7

Устройство увеличительных приборов Л.р.№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»



8

Строение клетки Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»



9

Пластиды. Л.р. № 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины»



10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества



11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.



12

Понятие «ткань»



13

Контрольная работа 1



3

Царство Бактерии

2 часа


14

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.



15

Роль бактерий в природе и жизни человека



4

Царство Грибы

5 часов


16

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.



17

Шляпочные грибы. Л.р.№ 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.



18

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№ 6 « Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей».



19

Грибы-паразиты



20

Контрольная работа 2



5

Царство Растения

13 часов


21

Ботаника — наука о растениях



22

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.



23

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.



24

Лишайники



25

Мхи Л.р.№ 7«Строение мха (на местных видах)»



26

Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№ 8 «Строение спороносящего папоротника



27

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.



28

Голосеменные растения. Л.р.№ 9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»



29

Многообразие голосеменных.



30

Покрытосеменные растения



31

Многообразие покрытосеменных



32

Итоговое тестирование

1 час


33

Происхождение растений



34

Основные этапы развития растительного мира










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!