МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педагогическим совете № 1 от 2018 | Утверждаю: Директор школы Л.И. Емельянцева Приказ № от 09. 2018 |
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Программу разработал учитель
Антипов М.А
2018 -2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Место курса «Биология» 5 класс в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Павловская СШ
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 часа (1ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1 Клеточное строение организмов (7 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа .№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»
Лабораторная работа .№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Лабораторная работа № 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
Раздел 2 Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа № 6 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»
Раздел 4 Царство Растения (13 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Итоговое тестирование – 1 час
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 7 «Строение мха» (на местных видах).
Лабораторная работа № 8 «Строение спороносящего папоротника»
Лабораторная работа № 9 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов).
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Лабораторные работы | Контрольные работы | Экскурсии |
1 | Тема 1: «Введение» | 6 | 1 | | 1 |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | 7 | 3 | 1 | |
3 | Тема 3: «Царство Бактерии» | 2 | | | |
4 | Тема 4: «Царство Грибы» | 5 | 2 | 1 | |
5 | Тема 5. «Царство Растения» | 13 | 3 | | |
6 | Итоговое тестирование | 1 | | 1 | |
| Итого | 34 | 9 | 3 | 1 |
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)
№ | Тема урока | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Введение | 6 часов | |
1 | Биология — наука о живой природе | | |
2 | Методы исследования в биологии Лабораторная работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | | |
4 | Среды обитания живых организмов. | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | | |
6 | Обобщающий урок . Экскурсия 1. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | | |
2 | Клеточное строение организмов | 7 часов | |
7 | Устройство увеличительных приборов Л.р.№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | | |
8 | Строение клетки Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | | |
9 | Пластиды. Л.р. № 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины» | | |
10 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | | |
11 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. | | |
12 | Понятие «ткань» | | |
13 | Контрольная работа 1 | | |
3 | Царство Бактерии | 2 часа | |
14 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | | |
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | |
4 | Царство Грибы | 5 часов | |
16 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | | |
17 | Шляпочные грибы. Л.р.№ 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | | |
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№ 6 « Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей». | | |
19 | Грибы-паразиты | | |
20 | Контрольная работа 2 | | |
5 | Царство Растения | 13 часов | |
21 | Ботаника — наука о растениях | | |
22 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | | |
23 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | | |
24 | Лишайники | | |
25 | Мхи Л.р.№ 7«Строение мха (на местных видах)» | | |
26 | Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№ 8 «Строение спороносящего папоротника | | |
27 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | | |
28 | Голосеменные растения. Л.р.№ 9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | | |
29 | Многообразие голосеменных. | | |
30 | Покрытосеменные растения | | |
31 | Многообразие покрытосеменных | | |
32 | Итоговое тестирование | 1 час | |
33 | Происхождение растений | | |
34 | Основные этапы развития растительного мира | | |