СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по бурятскому языку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному.  УМК - Алтаргана

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по бурятскому языку»

Пояснительная записка


Рабочая программа по бурятскому языку для 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Примерная программа по предмету (бурятский язык).


УМК:

Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения бурятского языка в 6 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется 2 часа в объеме 68 часов.














Календарно-тематическое планирование


Темы Разделы

Кол-во

часов

Виды и формы деятельности

Контроль

Дата


1 четверть

18




1.

Повторение изученного

6




1.1

Лето. Амар сайн, буряад хэлэн! Звуки h,оо,Y

1ч.

Развитие аутентичных текстов, рассказать применяя знакомую лексику

Умение применять лексику в речи


1.2

Повторение тем 5 класса.

Дифтонги. «Минии гэр булэ». Зунай амаралта


1ч.

Умение составлять рассказ о лете, уметь задавать вопросы.

Рассказ о своей семье, о лете


1.3

«Хубсаhан» Совместный падеж.

1ч.

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Умение применять синонимы в речи


1.4

Порядковые числительные. Дугаарлаhан тоогой нэрэ.

Уметь считать порядковые и количественные числительные

Счёт чисел различая порядковые от количественных


1.5

Контрольный тест

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Заполнение анкеты


1.6

Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы


2

Моя дружная семья.

12




2.1

Семья Баяра. Звук h. Личное притяжание

1

Уметь определять, выделять составить монолог, диалог. Правильно применять звук h в речи. Знать личные местоимения.

Проекты о своей семье. Пересказ.


2.2

Родительный падеж. Хамтын падеж. Профессия родителей

1

Уметь определять слова в родительном падеже, составлять предложения, составить монолог, диалог.

Составить рассказ о любимой профессии


2.3

Золотая осень. Приблизительное количество чисел

1

Воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность и языковую догадку речь собеседника в процессе общения

Ответы на вопросы


2.4

Множественное число. Олоной тоо.

1

Уметь определять слова во множ.числе, знать окончания. Составлять устную речь используя слова во мн.числе.

Проект (рисунки, наклейки в сравнении)


2.5

Многократное причастие. Звук Y.

1

Воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность и языковую догадку речь собеседника в процессе общения

Краткий пересказ текста


2.6

Разделительный союз –гY, али; альтернативный вопрос –гу, али

1

Понимать основное содержание несложных текстов

Составление предложений, небольших рассказов


2.7

Будущее время глагола

1

Уметь работать с электронным учебником, определять глаголы в буд. Времени в тексте

Краткий пересказ текста.


2.8

Отрицательная частица – гуй, буруушаhан зуйр угэ.

1

Понимать основное содержание несложных текстов

Сочинение-описание.


2.9

Рассказ «Томо болохоб»

1

Понимать содержание текста

Составление предложений, небольших рассказов


2.2.1

Рассказ «Одхон хубуун»

1

Понимать содержание текста

Составление предложений, небольших рассказов


2.2.2

Контрольный тест

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Заполнение анкеты


2.2.3

Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы



2 четверть

14




3.

Минии нухэд болон би. Я и мои друзья.

8




3.1

Общий вопрос. Юрэнхы асуудал.

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Заполнение таблицы-анкеты


3.2

Безличное (возвратное) притяжание

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Реферат


3.3

Стихотворение «Книги» («Номууд»). Звук ээ.

1

Уметь правильно выразительно читать слова с долгими гласными.

Реферат


3.4

Орудный падеж. Зэбсэгэй падеж.

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Заполнение таблицы-анкеты


3.5

Уменьшительно-ласкательный суффикс хан,-хон, -хэн.

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Письмо другу (мини-сочинение)


3.6

Буряад хубсаhан, малгай А.Ж.Жабалон «Эдир залуу уетэндэ»

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Выборочный перевод, ответы на вопросы


3.7

Контрольный тест

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Заполнение анкеты


3.8

Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы


4

Здоровье человека.


6




4.1

Сочинительные союзы

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Владеть лексическим минимумом в объеме программы


4.2

Безличное (возвратное) притяжание

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Пользоваться разными видами словарей


4.3

Зимние каникулы

2

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Устный опрос по тексту


4.4

Дательно-местный падеж. Зугэй падеж. Игра в шахматы.


Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Владеть лексическим минимумом в объеме программы


4.5

Форма обращения. Э.Ч.Дугаров «Шудэм убдоо» ( «Зубная боль») стихотворение.

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть


4.6

Контрольный тест

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Словарный диктант


4.7

Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы



3 четверть

20




5

Обычаи и традиции





5.1


Сагаалган - праздник Белого месяца. История и традиции празднования праздника Сагаалган

2

Карточки с текстами, благопожелания наизусть

Устный опрос лексических единиц по теме: Новый год по лунному календарю Сагаалгана


5.2

Белая и мясная пища. Винительный падеж. Шэнэ жэл

1

Словарь белой и мясной пищи

Составление диалога, ритуала преподношения хадаг с белой пищей


5.3

Пригласительная форма обращения. Стихотворение «Сагаалган»

1

Умение составлять пригласительные в форме обращения

Составление открыток


5.4

Стихи, пословицы, загадки песни, благопожелания о Сагаалгане. Наставительная форма обращения. Заан хандаhан тухэл.

1

Знать, уметь и выразительно прочитать стихи, пословицы, благопожелания.

Составление открыток с благопожеланиями.


5.6

Утвердительная частица юм, hэн.

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Диктант


5.7

Эрын гурбан наадан


1

Познакомиться с играми трёх мужей, традиции и обычаи

Проект-рисунок


5.8

Дондок Аюшеевич Улзытуев «Хабар»

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть


5.9

Проверочная работа

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Словарный диктант


5.9.1

Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы


5.9.2

hургуули, hуралсал

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Владеть лексическим минимумом в объеме программы


5.9.3

Обращение с приказом

1

Умение составлять пригласительные в форме обращения

Составление открыток


5.9.4

Намерительное обращение

1

Умение составлять пригласительные в форме обращения

Составление открыток


5.9.5

Стихотворение «Лагерьта»

1

Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту

Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть


5.9.6

Длительный вид глагола в настоящем времени

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Заполнить таблицу


5.9.7

Рассказ «Эрхуу голой эрьедэ»

1

Карточки с текстами, благопожелания наизусть

Устный опрос лексических единиц


5.9.8

Д.Н.Сампилов «Yшоо туроодуй байгаат», («Вы ещё не родились»)

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Выразительное чтение стихотворения


5.9.9

Бурятские игры

1

Повторение бурятских игр

Заполнить таблицу



Проверочная работа

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Словарный диктант



Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы



4 четверть.

16




6

Мэргэжэл. Профессия.

10




6.1

Словообразовательный суффикс –шан, -шон,-шэн

1

Научиться применять словообразовательные суффиксы

Составление предложений


6.2

Настоящее время глагола

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Заполнить таблицу


6.3

Рассказ «Шэмэдэй Согтын намтар»

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Заполнить таблицу


6.4

Г.Ц.Дашабылов «Миний хээтэй» шулэг

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Выучить наизусть


6.5.

Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. СМИ

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Заполнить таблицу


6.6

Буряад ороной газетэ, журналнууд

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Краткий пересказ текста.


6.7

Рассказ «hонюуша Тумэн»

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Сочинение-описание.


6.8

Ц.Ж.Дамдинжапов рассказ «Арюухан хубуун»

1

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Сочинение-описание.


6.9

Контрольный работа

1

Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод

Словарный диктант



Работа над ошибками

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы


7.

Бурятия

6




7.1


Знакомство с государственной символикой РБ (герб, флаг, гимн)

1

Умение писать синквейны

Заполнение таблицы-анкеты


7.2


Междометия:Оо! Аа!,Татай!Пэй!

1

Перевод небольшого фрагмента текста

Краткий пересказ текста.


7.3

М.Р.Чойбонов «Нютагаа бусалга» шулэг. Модальна слова аргатай, ёhотой

1

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Прочитать выразительно


7.4

«Турэл буряад нютагууднай» стихотворение. Повторение

1

Прочитать текст с полным его содержанием

Выборочный перевод, ответы на вопросы


7.5

Контрольная работа

1

Составление предложений

Выборочный перевод предложений, нахождение орфограммы


7.6

Работа над ошибками

1

Повторение правил правописаний

Повторение лексики



Итого:

68

К.р. - 4











Содержание тем учебного курса


урока, кол-во

часов

Название

Тема раздела

Цели

Речевой материал

(коммуникативные умения)

Языковой материал

Социо-куль-

турный материал (культурологический)

Форма контроля

Аудирование

Чтение

Говорение

Письмо

перевод

Лексика

Грамматика

уметь

знать

1.

6.

Повторение изученного


1.1

Лето. Амар сайн, буряад хэлэн!

Познакомиться с приветствиями других народов.

Прослушать тексты и понять основное из текста

Прочитать тексты с выбороч-ным понима-нием

Делать краткое содержание текста с опорой на текст

Выписать из текста основное с извлече-нием полной инфор-мации

Новые слова

Бурятский алфавит.

Краткие и долгие гласные

Особен-ности приветствий разных народов

Устный опрос по тексту стр.170упр.В

1.2

«Минии гэр булэ»

Рассказать о себе, своей семье

Прослушать информацию о семье

Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния

Делать краткое содержание текста с опорой на текст

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Долгота гласных, особенности произношения

Родители, бабушки, дедушки

Рассказ о себе

1.3

Хубсаhан. Хамтын падеж

Познакомится с обычаями и традициями бурятского народа

Прослушать текст об обращении друг к другу

Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о себе, взаимоотношения с друзьями.

Написать вежливое письмо

Речевые образцы

Структура предложения.

Вопросительное предложение

Знание традиционной культуры бурят:

Устный опрос лексических единиц

1.4

Порядковые числительные. Дугаарлаhан тоогой нэрэ

Познакомится с обычаями и традициями бурятского народа

Прослушать текст об обращении друг к другу

Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о себе, взаимоотношения с друзьями.

Написать вежливое письмо

Речевые образцы

Структура предложения.

Вопросительное предложение

Знание традиционной культуры бурят:

Устный опрос лексических единиц

1.5

Контрольный тест










1.6

Работа над ошибками










2

Моя дружная семья.

2.1

Семья Баяра. Звук h. Личное притяжание

Познакомить детей с частями тела (названия частей тела)

Прослушать текст «Здоровье». отказ от вредных привычек.

Прочитать тексты

Рассказать о правильном питании

Заполнить таблицу (части тела)

Знакомство с новыми словами

Вопросительное предложение

Спорт. правильное питание.

Составление диалога

2.2

Родительный падеж. Хамтын падеж. Профессия родителей

Профессия врач. Посещение врача.

Прослушать текст «Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ»

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о врачах. Здоровый образ жизни.

Письменно ответить на вопросы.

Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ

Глагол.

Пропаганда здорового образа жизни.

Ответить на вопросы после текста.

2.3

Золотая осень. Приблизительное количество чисел

Познакомить с поэтами

Стихи на тему «Осень»

Выразительное чтение стихов

Краткое содержание текста

Составить предложения со словами

Природа осенью

Время и спряжение глаголов

Будущее нашего региона

Ответить на вопросы

2.4

Множественное число. Олоной тоо.

Познакомить детей с традиционной бурятской семьей

Прослушать текст

Вырази-тельно прочитать

Передать основное содержание текста и подобрать пословицы

Выписать из текста основное


Глагол.

Гостеприимство бурят.

Составление родословного древа

2.5

Многократное причастие. Звук Y.

Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей.

Прослушать текст с полным его содержанием

Прочитать тектс «Семейные праздники»

Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения;

Время и спряжение глаголов

Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы

2.6

Разделительный союз –гY, али; альтернативный вопрос –гу, али

Познакомить с членами своей семьи

Прослушать диалог «Помощь по дому»

Прочитать текст

Выучить и рассказать как ухаживаем за домашними питомцами

Перевод. Знание нескольких поколений.

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Сравнения семей. Семья моего друга.

Комментирование, чтение

2.7

Будущее время глагола

Ягода. Овощи. Осенняя пора.

Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста Г.Дашабылов «Времена года» с опорой на текст

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Природа родного края

Выборочный перевод, ответы на вопросы

2.8

Отрицательная частица – гуй, буруушаhан зуйр угэ.

Познакомить детей с традиционной бурятской семьей

Прослушать текст

Вырази-тельно прочитать

Передать основное содержание текста и подобрать пословицы

Выписать из текста основное


Глагол.

Гостеприимство бурят.

Составление родословного древа

2.9

Рассказ «Томо болохоб»

Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей.

Прослушать текст с полным его содержанием

Прочитать тектс «Семейные праздники»

Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения;

Время и спряжение глаголов

Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы

2.2.1

Рассказ «Одхон хубуун»

Познакомить детей с традиционной бурятской семьей

Прослушать текст

Вырази-тельно прочитать

Передать основное содержание текста и подобрать пословицы

Выписать из текста основное


Глагол.

Гостеприимство бурят.

Составление родословного древа

2.2.2

Контрольный тест









Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы

2.2.3

Работа над ошибками











2 четверть


3.

Минии нухэд болон би. Я и мои друзья.

3.1

Общий вопрос. Юрэнхы асуудал.

Познакомить детей с частями тела (названия частей тела)

Прослушать текст «Здоровье». отказ от вредных привычек.

Прочитать тексты

Рассказать о правильном питании

Заполнить таблицу (части тела)

Знакомство с новыми словами

Вопросительное предложение

Спорт. правильное питание.

Составление диалога

3.2

Безличное (возвратное) притяжание

Профессия врач. Посещение врача.

Прослушать текст «Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ»

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о врачах. Здоровый образ жизни.

Письменно ответить на вопросы.

Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ

Глагол.

Пропаганда здорового образа жизни.

Ответить на вопросы после текста.

3.3

Стихотворение «Книги» («Номууд»). Звук ээ.

Познакомить детей С.Б.Цыбиктаровой

Прослушать текст «С.Б.Цыбиктаров – I из бурят врач.»

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о профессии врачей.

Заполнить таблицу «Профессия врач»

Речевые образцы

Склонение местоимений

Пропаганда здорового образа жизни.

Составление диалога

3.4

Орудный падеж. Зэбсэгэй падеж.


3.5

Уменьшительно-ласкательный суффикс хан,-хон, -хэн.

Познакомить детей с традиционной бурятской семьей

Прослушать текст

Вырази-тельно прочитать

Передать основное содержание текста и подобрать пословицы

Выписать из текста основное


Глагол.

Гостеприимство бурят.

Составление родословного древа

3.6

Буряад хубсаhан, малгай А.Ж.Жабалон «Эдир залуу уетэндэ»

Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей.

Прослушать текст с полным его содержанием

Прочитать тектс «Семейные праздники»

Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения;

Время и спряжение глаголов

Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы

3.7

Контрольный тест

Познакомить с членами своей семьи

Прослушать диалог «Помощь по дому»

Прочитать текст

Выучить и рассказать как ухаживаем за домашними питомцами

Перевод. Знание нескольких поколений.

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Сравнения семей. Семья моего друга.

Комментирование, чтение

3.8

Работа над ошибками


4

Здоровье человека.


Познакомить с поэтами

Стихи на тему «Осень»

Выразительное чтение стихов

Краткое содержание текста

Составить предложения со словами

Природа осенью

Время и спряжение глаголов

Будущее нашего региона

Ответить на вопросы

4.1

Сочинительные союзы

Ягода. Овощи. Осенняя пора.

Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста Г.Дашабылов «Времена года» с опорой на текст

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Природа родного края

Выборочный перевод, ответы на вопросы

4.2

Безличное (возвратное) притяжание

Познакомить детей с учебными принадлежностями


Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

У меня в сумке. В сумке моего друга.

Заполнить таблицу

4.3

Зимние каникулы


4.4

Дательно-местный падеж. Зугэй падеж. Игра в шахматы.

Познакомить детей с молодежной модой. Покупка одежды.


Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Размер одежды.

Мой гардероб.

4.5

Форма обращения. Э.Ч.Дугаров «Шудэм убдоо» ( «Зубная боль») стихотворение.

Познакомить детей национальной одеждой бурят.

Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения

Время и спряжение глаголов

Западные и восточные буряты, их одежда и отличия

Выборочный перевод, ответы на вопросы

4.6

Контрольный тест

Познакомить детей с головными уборами


Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст с полным его содержанием

Делать краткое содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Время и спряжение глаголов

Внешний вид.

ответы на вопросы

4.7

Работа над ошибками



3 четверть


5

Обычаи и традиции

5.1


Сагаалган - праздник Белого месяца. История и традиции празднования праздника Сагаалган

Квартира. Дом. Деревянные и панельные дома.

Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст

Передать основное содержание текста

Составить предложения со словами

Знакомство с новыми словами

Имя существительное.

Соседи нашего двора

Выборочный перевод, ответы на вопросы

5.2

Белая и мясная пища. Винительный падеж. Шэнэ жэл

Мой адрес – с чего начинается

Прослушать текст и понять основное

Перевести предложения

Делать краткое содержание текста

Перевод текста

Знакомство с новыми словами

Имя существительное.

Мой адрес.

ответы на вопросы

5.3

Пригласительная форма обращения. Стихотворение «Сагаалган»

Юрта – вчера и сегодня.

Прослушать текст и понять основное

Прочитать текст

Делать краткое содержание текста

Составить предложения со словами

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Имя существительное.

Юрта. Дом.

Выборочный перевод, ответы на вопросы

5.4

Стихи, пословицы, загадки песни, благопожелания о Сагаалгане. Наставительная форма обращения. Заан хандаhан тухэл.

Различия между ними

Прослушать текст и понять основное

Перевести предложения

Передать основное содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Именительный падеж

Юрта. Различия.

ответы на вопросы

5.6

Утвердительная частица юм, hэн.

Различия между ними

Прослушать текст и понять основное

Перевести предложения

Передать основное содержание текста

Перевод текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Именительный падеж

Юрта. Различия.

ответы на вопросы

5.7

Эрын гурбан наадан


Зимний пейзаж. Зимние этюды. Стихи о зиме.

Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе

Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией

Описывать природу

Перевод небольших текстов

Пользоваться разными видами словарей

Именительный падеж

Природа.

Владеть лексическим минимумом в объеме программы

5.8

Дондок Аюшеевич Улзытуев «Хабар»

Зимний пейзаж. Зимние месяцы.

Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе

Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией

Описывать природу

Перевод небольших текстов

Пользоваться разными видами словарей

Родительный падеж. Кого? Чего?

Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Пользоваться разными видами словарей

5.9

Проверочная работа

Зимний пейзаж. Зимние каникулы.

Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе

Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией

Описывать природу

Перевод небольших текстов

Пользоваться разными видами словарей

Родительный падеж. Кого? Чего?

Сравнения семей. Семья моего друга.

ответы на вопросы

5.9.1

Работа над ошибками


5.9.2

hургуули, hуралсал

Познакомиться с обычаями и традициями бурятского народа и национальном праздником Сагаалган, воспитывать уважение к культуре и истории бурятского народа.

Прослушать текст о ритуале проведения праздника Сагаалган, с обычаями и традициями, связанными с этим праздником

Прочитать текст о Сагаалгане с полным понима-нием содержа-ния; выучить благопожелания, поздрав-

ления, стихотворения о празднике Сагаалган

Рассказать о проведении праздника Сагаалган (Нового года) в разных странах; рассказать, как провели праздник в школе

Написать поздрав-ления и благопо-желания родствен-никам; перевод текста

Речевые образцы: Сагаан hараар! Сагаалага-наар! Буруутнай булшантай, Даагантнай далантай гу? Сагаалагты! Сагаан эдеэнhээ хуртэгты

Дательно-местный падеж. Кому? Чему?

Знание традиционной культуры бурят: общие представления о бурятской семье, особенности бурятского костюма, блюда нац. кухни, бурятские праздники и игры

Устный опрос лексических единиц по теме: Новый год по лунному кален-дарю Сагаал-гана

5.9.3

Обращение с приказом

Познакомить детей с белой пищей и мясными блюдами. Со способом приготовле-ния белой и мясной пищей

Прослушать текст о ритуале проведения праздника Сагаалган, с обычаями и традициями, связанными с этим праздником

Прочитать тексты о белой и мясной пище с полным его содержанием

Рассказывать способ приготовления белой и мясной пищи

Написать таблицу

Знакомство с новыми словами

Дательно-местный падеж. Кому? Чему?

Знание традицион-ной культуры бурят: общие представления о бурятской семье, блюда нац. кухни.

Составление диалога ритуала препод-ношения хадаг с белой пищей

5.9.4

Намерительное обращение

Познакомить детей с монгольским лунным календарем

Прослушать информацию о монгольском лунном календаре

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о двенадцати-летнем цикле

Нарисовать

поочеред-ность 12 цикла

Знакомство с двенадцатилетним циклом

Винительный падеж. Кого? Чего? Что?

Новый год по лунному календарю

Состав-ление монгольского лунногокален-даря

5.9.5

Стихотворение «Лагерьта»

Познакомить детей с монгольским лунным календарем

Прослушать информацию о монгольском лунном календаре

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о двенадцати-летнем цикле

Нарисовать

поочеред-ность 12 цикла

Знакомство с двенадцатилетним циклом

Винительный падеж. Кого? Чего? Что?

Новый год по лунному календарю

Состав-ление монгольского лунногокален-даря

5.9.6

Длительный вид глагола в настоящем времени

Познакомить детей с монгольским лунным календарем

Прослушать информацию о монгольском лунном календаре

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о двенадцати-летнем цикле

Нарисовать

поочеред-ность 12 цикла

Знакомство с двенадцатилетним циклом

Винительный падеж. Кого? Чего? Что?

Новый год по лунному календарю

Состав-ление монгольского лунногокален-даря

5.9.7

Рассказ «Эрхуу голой эрьедэ»

Познакомить с названиями пищи.

Прослушать информацию о национальных кухнях народов

Прочитать текст

Рассказывать способ приготовления белой и мясной пищи

Заполнить таблицу

Знакомство с восточной кухней

Орудный падеж.

Знание бурятской и русской кухни

Составление меню

5.9.8

Д.Н.Сампилов «Yшоо туроодуй байгаат», («Вы ещё не родились»)

Познакомить детей с распорядком столовой

Прослушать текст

Перевести предложения

Передать основное содержание текста

Выписать из текста названия пищи.

Кафе, бар, закусочная, ресторан

Наречие.

Знание бурятской и русской кухни

Составление меню

5.9.9

Бурятские игры

Познакомить детей с монгольским лунным календарем

Прослушать информацию о монгольском лунном календаре

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о двенадцати-летнем цикле

Нарисовать

поочеред-ность 12 цикла

Знакомство с двенадцатилетним циклом

Винительный падеж. Кого? Чего? Что?

Новый год по лунному календарю

Состав-ление монгольского лунногокален-даря


Проверочная работа

Познакомить детей с монгольским лунным календарем

Прослушать информацию о монгольском лунном календаре

Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния

Рассказать о двенадцати-летнем цикле

Нарисовать

поочеред-ность 12 цикла

Знакомство с двенадцатилетним циклом

Винительный падеж. Кого? Чего? Что?

Новый год по лунному календарю

Состав-ление монгольского лунногокален-даря


Работа над ошибками



4 четверть.


6

Мэргэжэл. Профессия.

6.1

Словообразовательный суффикс –шан, -шон,-шэн

Познакомить с суффиксами

Понимание основного содержания несложных аудио и видео текстов диалогического характера

Выразительное чтение

Умение делать сообщение, информацию по теме

Умение писать синквейны, куплеты

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Совместный падеж.


Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Заполнить таблицу

6.2

Настоящее время глагола

Зимний пейзаж. Зимние этюды. Стихи о зиме.

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос

Перевод небольшого фрагмента текста

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Совместный падеж.


Сравнения семей. Семья моего друга.

Заполнить таблицу

6.3

Рассказ «Шэмэдэй Согтын намтар»

Стихи о доброте

Понимание основного содержания несложных аудио и видео текстов диалогического характера

Выразительное чтение песенного текста

Умение делать сообщение, информацию по теме

Умение писать синквейны, куплеты

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Совместный падеж.


Почитание старших – символ мудрости и доброты.

Заполнить таблицу

6.4

Г.Ц.Дашабылов «Миний хээтэй» шулэг

Стихи о сестре, тете

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос

Перевод небольшого фрагмента текста

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Утвердительная частица юм

Сравнения семей. Семья моего друга.

Заполнить таблицу

6.5.

Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. СМИ

Улан-Удэ – мой город.

Прослушать текст

Прочитать текст

Дилогические единства и реплики в диалоге.

Словарный диктант

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Исходный падеж. О ком? О чём?

Столица нашей республики. Столица РФ.

Краткий пересказ текста.

6.6

Буряад ороной газетэ, журналнууд

Достопримечательности моего города, села, района

Понимать основное содержание несложных текстов

Перевести предложения

Умение делать сообщение, информацию по теме

Перевод небольшого фрагмента текста

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Исходный падеж. О ком? О чём?

Достопримечательности моего родного края, района, села

Сочинение-описание.

6.7

Рассказ «hонюуша Тумэн»

Улан-Удэ – мой город.

Прослушать текст

Прочитать текст

Дилогические единства и реплики в диалоге.

Словарный диктант

Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог

Исходный падеж. О ком? О чём?

Столица нашей республики. Столица РФ.

Краткий пересказ текста.

6.8

Ц.Ж.Дамдинжапов рассказ «Арюухан хубуун»

Стихи о сестре, тете

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос

Перевод небольшого фрагмента текста

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Утвердительная частица юм

Сравнения семей. Семья моего друга.

Заполнить таблицу

6.9

Контрольный работа

Улан-Удэ – мой город.

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос

Перевод небольшого фрагмента текста

Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы

Утвердительная частица юм

Сравнения семей. Семья моего друга.

Заполнить таблицу


Работа над ошибками


7.

Бурятия

Климат и география моей Бурятии

Прослушать текст

Прочитать текст

Умение делать сообщение, информацию по теме

Перевод небольшого фрагмента текста

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Личное притяжение


Краткий пересказ текста.

7.1


Знакомство с государственной символикой РБ (герб, флаг, гимн)

Символика моего края

Понимать основное содержание несложных текстов

Выразительное чтение

Передать основное содержание текста

Умение писать синквейны

Новые слова

Личное притяжение

Символика Бурятии и Иволгинского района.

Заполнение таблицы-анкеты

7.2


Междометия:Оо! Аа!,Татай!Пэй!

Уникальное творение природы - Байкал

Понимать основное содержание несложных текстов

Выразительное чтение

Умение делать сообщение, информацию по теме

Умение писать синквейны

Новые слова

Безличное притяжение

Озеро Байкал

Краткий пересказ текста.

7.3

М.Р.Чойбонов «Нютагаа бусалга» шулэг. Модальна слова аргатай, ёhотой


Уникальное творение природы - Байкал

Понимать основное содержание несложных текстов

Выразительное чтение

Умение делать сообщение, информацию по теме

Умение писать синквейны

Новые слова

Безличное притяжение

Озеро Байкал

Краткий пересказ текста.

7.4

«Турэл буряад нютагууднай» стихотворение. Повторение

Ольхон- Ойхон.

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Делать краткое содержание текста

Словарный диктант

Ознако-мить учащихся с новой лексикой

Безличное притяжение

Ольхон- самый большой остров

Сочинение-описание.

7.5

Контрольная работа

Легенды о Байкале «как Байкал появился»

Прослушать текст

Перевести предложения

Передать основное содержание текста

Перевод небольшого фрагмента текста

Речевые образцы

Безличное притяжение

Легенда о Байкале

Краткий пересказ текста

7.6

Работа над ошибками

Загадка байкальских глубин.

Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Делать краткое содержание текста

Умение писать синквейны

Речевые образцы

Безличное притяжение

Уникальные животные Байкала

Заполнение таблицы-анкеты

14.5

1ч.

Контрольная работа









Тест

15.

4ч.

Весна


15.1

Весна -прекрасная пора.

Весенняя природа. Птицы.

Уметь понимать информацию (100-110 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе

Связный текст

Дилогические единства и реплики в диалоге.

Словарный диктант

Правильное употребление в письме личное притяжение

Множественное число

Природа моего края.

Опрос.

15.2

Начало весны. Почта

Весенняя природа. Птицы.

Уметь понимать информацию (100-110 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе

Связный текст

Дилогические единства и реплики в диалоге.

Перевод небольшого фрагмента текста

Правильное употребление в письме личное притяжение

Множественное число

Природа Бурятии

Описание природы (с использованием опорных слов и словосочетаний)

15.3

Контроль-ная работа










16.

Обобщающий урок


Понимать основное содержание несложных текстов

Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод

Передать основное содержание текста

Умение писать синквейны

Речевые образцы

Падежи им. сущ.

Обобщение по темам

Опрос

Итого:

68 часов


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе



Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий в результате изучения бурятского языка как государственного:

знать / понимать:

-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

-особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;

-признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существи­тельных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);

-основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке;

-роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.

уметь:

в области говорения:

-начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике;

-делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

-использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

в области аудирования:

-понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;

-понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

-использовать переспрос, просьбу повторить;

в области чтения:

-ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;

-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

—читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

в области письма:

-заполнять анкеты и формуляры;

-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Улан-удэ.- 2003;

  2. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Бэлиг.- 2010;

  3. Дареева Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка.- Улан – Удэ.- 2009;

  4. Дондупов У.-Ж. Ш., Пахутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык.- Улан-Удэ.- 1962;

  5. Доржиев Д.Д., Санжимитыпова Р.Ц. Буряад хэлэн. 8-9 кл.- Улан-Удэ.- 1993;

  6. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)».- Улан-Удэ.- 2004;

  7. Макарова О.Г. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2009;

  8. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

  9. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009.

  10. Нанзатова Э.П. Мунгэн туяа.- Улан – Удэ.- 2009;

  11. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному.- БГУ.- Улан-Удэ.- 2008;

  12. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Сост. С.Ц.Содномов, Б.Д.Жамбалов, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Содномова. – Улан-Удэ, 2010;

  13. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. - Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010.

  14. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. - Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010;






















Список литературы (основной и дополнительной).


Литература для учителя:

  1. Бабушкин С.М. «Буряад – ород. Ород - буряад толи».- ОАО «Республиканская типография».- Улан-Удэ.- 2007;

  2. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ.- 2003;

  3. Гомбоев Б.Б. Наадангаа hурая.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

  4. Дареева Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка.- Улан – Удэ.- 2009;

  5. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Бэлиг.- 2010;

  6. Дондупов У.-Ж. Ш., Пахутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык.- Улан-Удэ.- 1962;

  7. Доржиев Д.Д., Санжимитыпова Р.Ц. Буряад хэлэн. 8-9 кл.- Улан-Удэ.- 1993;

  8. Макарова О. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи.- Бэлиг.- Улан-Удэ.- 2005;

  9. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)».- Улан-Удэ.- 2004;

  10. Макарова О.Г. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2009;

  11. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

  12. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

  13. Нанзатова Э.П. Ажалай дэбтэр/ Рабочая тетрадь к учебнику «Эрдэни».- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2006

  14. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному.- БГУ.- Улан-Удэ.- 2008;

  15. Нанзатова Э.П. Мунгэн туяа.- Улан – Удэ.- 2009;

  16. Нанзатова Э.П. Эрдэни/ Драгоценность. 2 класс Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2005

  17. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку для начальных классов с русским языком обучения.- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2003

  18. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. - Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010;

  19. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов образовательных школ с русским языком обучения.- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2010.


Литература для учащихся:

  1. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)».- Улан-Удэ.- 2004;

  2. Бабушкин С.М. «Буряад – ород. Ород - буряад толи».- ОАО «Республиканская типография». - Улан-Удэ.- 2007;

  3. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

  4. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009.








Тест №1.


1. Составьте слова из этих букв. Буквы могут повторяться

Н А Б Э Г Y МРУТ О Л Х

1 4

2 5

3 6

2... Распределите правильно слова

Yбгэн, ямаан, эм, ахай, нγхэр, миисгэй, хγн, ой, шаазгай, хγршэ

Кто? Что?

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

3. Переведите слова

  1. Хаяг

  2. Yйлсэ

  3. Таhалга

  4. Сонхо

  5. Yhэн

4. Ответить на вопросы

  1. Та хаана ажаhуунабта?

  2. Та ямар гэртэ байдагбта?

  3. Танай байра томо гγ?

  4. Танай байра хэды таhалгатайб?

  5. Танай хаяг ямар бэ?

  6. Ямар γйлсөөp байдагбта?

5. Пространство юрты бурят имеет несколько знаков-символов. Какая сторона юрты считается «почетной», т.е. мужской, а какая женской?

  1. Эрэ тала а) зγγн

  2. Эхэнэр тала б) баруун


6. На этой части юрты буряты размещают божницу и усаживают самых уважаемых гостей.

  1. Хоймор тала

  2. Урда тала

7. Просклонять слова по падежам - нэрын, хамаанай, зγгэй

I вариант - байра, саhан, мульhэн

II вариант - гэр, жабар, шарга



8. Перевести словосочения.

  1. Белый снег

  2. Холодная зима

  3. Сильный мороз

  4. Падает снег

  5. Пасмурный день

  6. Толстый лед

  7. Скользкий каток

  8. Встречать Новый год

  9. Кататься на лыжах, санках

10) Ветреный день

9. Отгадать загадки.

  1. Сагаaн хγнжэл бγхы дайдые хушаба.

  2. Убэл зунгγй нэгэ γнгэтэй.

  3. Зундаа боро, убэлдөө сагаaн.

10. Составить рассказ (25-30 слов).

I вар. «Минии гэр»

II вар. «Yбэл».






























ТЕСТ №2.


  1. Перевести слова

а) hγн ; д) бэлдэхэ;

б) ээзгэй; е) халбага;

в) амhарта; ж) табаг;

г) эдеэн; з) халуун.


2. Напишите правильно слова.

Жэшээ: сана - санаар

а) бγмбэгэ - …. г) дэбтэр - ….

б) ном - …… д) велосипед - …

в) hурагша - …. е) бэлэг - …


3. К национальному празднику «Сагаалган» буряты готовят белую пищу. Назовите их.

1.

2.

3.____________________________________

4.

5.



4. В Улан-Удэ есть четыре ВУЗа. Назовите их и расшифруйте.

1.

2.

3.____________________________________

4.


  1. Рапределите правильно слова:

Yхибγγн, дэбтэр, оюутан, байра, хэшээл, нγхэр, хγн, хγгшэн эжы, хилээмэн, хутага.

Кто? Что?


1._________________ 1.________________

2._________________ 2.________________

3._________________ 3.________________

4._________________ 4.________________


6. Просклонять слова по падежам – γйлын, зэбсэгэй, хамтын.


I вариант - ном, саhан, нохой.

II вариант – гэр, шарга нγхэр.



7.Сопоставьте названия музеев.

1 .Музей истории Бурятии им. Хангалова а.Байгаалиин музей

2.Музей города б.Сампиловай нэрэмжэтэ уран hайханай музей

3. Художественный музей им.Сампилова в.Туухын музей

4.Музей природы г.Улаан-Удэ хотын музей


8. Поддержите разговор.

А: Сайн байна!

Б: ……………

А: Улаан-Yдэ томо хото гγ?

Б: ……………

А: Хотын тγб хаанаб?

Б: …………….

А: Ямар γйлсэ гол γйлсэ болоноб?

Б: …………

А: Улаан –Yдын Арбат дээрэ ошоо hэн гγш?

Б:………………..

А: Тэрэ шамда hайшагдаа гγ?

Б: …………………

А: Баяртай!

Б:………..

Тест №3.


Переведите слова

  1. Аймаг

  2. Хизаар

  3. Хилэ

  4. Можо

  5. Yйлсэ


  1. Ответить на вопросы

  1. Та хаана ажаhуунабта?

  2. Та ямар гэртэ байдагбта?

  3. Танай байра томо гγ?

  4. Ямар γйлсоор байдагбта?


  1. Просклонять слова по падежам.

Хамаанай, зγгэй, γйлын.

I вариант – хабар, гэр, ном.

II вариант – ургы, горхон, мγшэр.


  1. Поставьте слова в личном притяжении и переведите:

Жэшээ: нохой – нохоймни – моя собака


Миисгэй, эжы, гар, ахай, ном.


  1. Напишите слова во множественном числе.

  1. hурагша

  2. γзэг

  3. дэбтэр

  4. γгэ

  5. хγбγγн

  6. ном

  1. Поставьте слова в безличном притяжении и переведите:

Жэшээ: нохой – нохойнгоо – свою собаку


Аба, гахай, гэр, hургуули, багша


  1. Составьте рассказ (25-30 слов)

I вариант – «Хабар»

II вариант – «Байгаали хабартаа»

III вариант – «Хабар манай нютагта»