Рабочая программа по бурятскому языку для 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения бурятского языка в 6 классе из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется 2 часа в объеме 68 часов.
№ | Темы Разделы | Кол-во часов | Виды и формы деятельности | Контроль | Дата |
| 1 четверть | 18 | | | |
1. | Повторение изученного | 6 | | | |
1.1 | Лето. Амар сайн, буряад хэлэн! Звуки h,оо,Y | 1ч. | Развитие аутентичных текстов, рассказать применяя знакомую лексику | Умение применять лексику в речи | |
1.2 | Повторение тем 5 класса. Дифтонги. «Минии гэр булэ». Зунай амаралта | 1ч. | Умение составлять рассказ о лете, уметь задавать вопросы. | Рассказ о своей семье, о лете | |
1.3 | «Хубсаhан» Совместный падеж. | 1ч. | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Умение применять синонимы в речи | |
1.4 | Порядковые числительные. Дугаарлаhан тоогой нэрэ. | 1ч | Уметь считать порядковые и количественные числительные | Счёт чисел различая порядковые от количественных | |
1.5 | Контрольный тест | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Заполнение анкеты | |
1.6 | Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
2 | Моя дружная семья. | 12 | | | |
2.1 | Семья Баяра. Звук h. Личное притяжание | 1 | Уметь определять, выделять составить монолог, диалог. Правильно применять звук h в речи. Знать личные местоимения. | Проекты о своей семье. Пересказ. | |
2.2 | Родительный падеж. Хамтын падеж. Профессия родителей | 1 | Уметь определять слова в родительном падеже, составлять предложения, составить монолог, диалог. | Составить рассказ о любимой профессии | |
2.3 | Золотая осень. Приблизительное количество чисел | 1 | Воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность и языковую догадку речь собеседника в процессе общения | Ответы на вопросы | |
2.4 | Множественное число. Олоной тоо. | 1 | Уметь определять слова во множ.числе, знать окончания. Составлять устную речь используя слова во мн.числе. | Проект (рисунки, наклейки в сравнении) | |
2.5 | Многократное причастие. Звук Y. | 1 | Воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность и языковую догадку речь собеседника в процессе общения | Краткий пересказ текста | |
2.6 | Разделительный союз –гY, али; альтернативный вопрос –гу, али | 1 | Понимать основное содержание несложных текстов | Составление предложений, небольших рассказов | |
2.7 | Будущее время глагола | 1 | Уметь работать с электронным учебником, определять глаголы в буд. Времени в тексте | Краткий пересказ текста. | |
2.8 | Отрицательная частица – гуй, буруушаhан зуйр угэ. | 1 | Понимать основное содержание несложных текстов | Сочинение-описание. | |
2.9 | Рассказ «Томо болохоб» | 1 | Понимать содержание текста | Составление предложений, небольших рассказов | |
2.2.1 | Рассказ «Одхон хубуун» | 1 | Понимать содержание текста | Составление предложений, небольших рассказов | |
2.2.2 | Контрольный тест | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Заполнение анкеты | |
2.2.3 | Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
| 2 четверть | 14 | | | |
3. | Минии нухэд болон би. Я и мои друзья. | 8 | | | |
3.1 | Общий вопрос. Юрэнхы асуудал. | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Заполнение таблицы-анкеты | |
3.2 | Безличное (возвратное) притяжание | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Реферат | |
3.3 | Стихотворение «Книги» («Номууд»). Звук ээ. | 1 | Уметь правильно выразительно читать слова с долгими гласными. | Реферат | |
3.4 | Орудный падеж. Зэбсэгэй падеж. | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Заполнение таблицы-анкеты | |
3.5 | Уменьшительно-ласкательный суффикс хан,-хон, -хэн. | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Письмо другу (мини-сочинение) | |
3.6 | Буряад хубсаhан, малгай А.Ж.Жабалон «Эдир залуу уетэндэ» | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
3.7 | Контрольный тест | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Заполнение анкеты | |
3.8 | Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
4 | Здоровье человека. | 6 | | | |
4.1 | Сочинительные союзы | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Владеть лексическим минимумом в объеме программы | |
4.2 | Безличное (возвратное) притяжание | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Пользоваться разными видами словарей | |
4.3 | Зимние каникулы | 2 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Устный опрос по тексту | |
4.4 | Дательно-местный падеж. Зугэй падеж. Игра в шахматы. | | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Владеть лексическим минимумом в объеме программы | |
4.5 | Форма обращения. Э.Ч.Дугаров «Шудэм убдоо» ( «Зубная боль») стихотворение. | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть | |
4.6 | Контрольный тест | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Словарный диктант | |
4.7 | Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
| 3 четверть | 20 | | | |
5 | Обычаи и традиции | | | | |
5.1 | Сагаалган - праздник Белого месяца. История и традиции празднования праздника Сагаалган | 2 | Карточки с текстами, благопожелания наизусть | Устный опрос лексических единиц по теме: Новый год по лунному календарю Сагаалгана | |
5.2 | Белая и мясная пища. Винительный падеж. Шэнэ жэл | 1 | Словарь белой и мясной пищи | Составление диалога, ритуала преподношения хадаг с белой пищей | |
5.3 | Пригласительная форма обращения. Стихотворение «Сагаалган» | 1 | Умение составлять пригласительные в форме обращения | Составление открыток | |
5.4 | Стихи, пословицы, загадки песни, благопожелания о Сагаалгане. Наставительная форма обращения. Заан хандаhан тухэл. | 1 | Знать, уметь и выразительно прочитать стихи, пословицы, благопожелания. | Составление открыток с благопожеланиями. | |
5.6 | Утвердительная частица юм, hэн. | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Диктант | |
5.7 | Эрын гурбан наадан | 1 | Познакомиться с играми трёх мужей, традиции и обычаи | Проект-рисунок | |
5.8 | Дондок Аюшеевич Улзытуев «Хабар» | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть | |
5.9 | Проверочная работа | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Словарный диктант | |
5.9.1 | Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
5.9.2 | hургуули, hуралсал | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Владеть лексическим минимумом в объеме программы | |
5.9.3 | Обращение с приказом | 1 | Умение составлять пригласительные в форме обращения | Составление открыток | |
5.9.4 | Намерительное обращение | 1 | Умение составлять пригласительные в форме обращения | Составление открыток | |
5.9.5 | Стихотворение «Лагерьта» | 1 | Краткий пересказ текста, составление вопросов к тексту | Владеть лексическим минимумом в объеме программы, выучить наизусть | |
5.9.6 | Длительный вид глагола в настоящем времени | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Заполнить таблицу | |
5.9.7 | Рассказ «Эрхуу голой эрьедэ» | 1 | Карточки с текстами, благопожелания наизусть | Устный опрос лексических единиц | |
5.9.8 | Д.Н.Сампилов «Yшоо туроодуй байгаат», («Вы ещё не родились») | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Выразительное чтение стихотворения | |
5.9.9 | Бурятские игры | 1 | Повторение бурятских игр | Заполнить таблицу | |
| Проверочная работа | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Словарный диктант | |
| Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
| 4 четверть. | 16 | | | |
6 | Мэргэжэл. Профессия. | 10 | | | |
6.1 | Словообразовательный суффикс –шан, -шон,-шэн | 1 | Научиться применять словообразовательные суффиксы | Составление предложений | |
6.2 | Настоящее время глагола | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Заполнить таблицу | |
6.3 | Рассказ «Шэмэдэй Согтын намтар» | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Заполнить таблицу | |
6.4 | Г.Ц.Дашабылов «Миний хээтэй» шулэг | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Выучить наизусть | |
6.5. | Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. СМИ | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Заполнить таблицу | |
6.6 | Буряад ороной газетэ, журналнууд | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Краткий пересказ текста. | |
6.7 | Рассказ «hонюуша Тумэн» | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Сочинение-описание. | |
6.8 | Ц.Ж.Дамдинжапов рассказ «Арюухан хубуун» | 1 | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Сочинение-описание. | |
6.9 | Контрольный работа | 1 | Читать несложные тексты, используя языковую догадку, выборочный перевод | Словарный диктант | |
| Работа над ошибками | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
7. | Бурятия | 6 | | | |
7.1 | Знакомство с государственной символикой РБ (герб, флаг, гимн) | 1 | Умение писать синквейны | Заполнение таблицы-анкеты | |
7.2 | Междометия:Оо! Аа!,Татай!Пэй! | 1 | Перевод небольшого фрагмента текста | Краткий пересказ текста. | |
7.3 | М.Р.Чойбонов «Нютагаа бусалга» шулэг. Модальна слова аргатай, ёhотой | 1 | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Прочитать выразительно | |
7.4 | «Турэл буряад нютагууднай» стихотворение. Повторение | 1 | Прочитать текст с полным его содержанием | Выборочный перевод, ответы на вопросы | |
7.5 | Контрольная работа | 1 | Составление предложений | Выборочный перевод предложений, нахождение орфограммы | |
7.6 | Работа над ошибками | 1 | Повторение правил правописаний | Повторение лексики | |
| Итого: | 68 | К.р. - 4 | | |
№ урока, кол-во часов | Название Тема раздела | Цели | Речевой материал (коммуникативные умения) | Языковой материал | Социо-куль- турный материал (культурологический) | Форма контроля |
Аудирование | Чтение | Говорение | Письмо перевод | Лексика | Грамматика |
уметь | знать |
1. 6. | Повторение изученного | |
1.1 1ч | Лето. Амар сайн, буряад хэлэн! | Познакомиться с приветствиями других народов. | Прослушать тексты и понять основное из текста | Прочитать тексты с выбороч-ным понима-нием | Делать краткое содержание текста с опорой на текст | Выписать из текста основное с извлече-нием полной инфор-мации | Новые слова | Бурятский алфавит. Краткие и долгие гласные | Особен-ности приветствий разных народов | Устный опрос по тексту стр.170упр.В |
1.2 1ч | «Минии гэр булэ» | Рассказать о себе, своей семье | Прослушать информацию о семье | Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния | Делать краткое содержание текста с опорой на текст | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Долгота гласных, особенности произношения | Родители, бабушки, дедушки | Рассказ о себе |
1.3 1ч | Хубсаhан. Хамтын падеж | Познакомится с обычаями и традициями бурятского народа | Прослушать текст об обращении друг к другу | Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о себе, взаимоотношения с друзьями. | Написать вежливое письмо | Речевые образцы | Структура предложения. Вопросительное предложение | Знание традиционной культуры бурят: | Устный опрос лексических единиц |
1.4 1ч | Порядковые числительные. Дугаарлаhан тоогой нэрэ | Познакомится с обычаями и традициями бурятского народа | Прослушать текст об обращении друг к другу | Прочитать текст о вежливом отношениис полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о себе, взаимоотношения с друзьями. | Написать вежливое письмо | Речевые образцы | Структура предложения. Вопросительное предложение | Знание традиционной культуры бурят: | Устный опрос лексических единиц |
1.5 | Контрольный тест | | | | | | | | | |
1.6 | Работа над ошибками | | | | | | | | | |
2 | Моя дружная семья. |
2.1 | Семья Баяра. Звук h. Личное притяжание | Познакомить детей с частями тела (названия частей тела) | Прослушать текст «Здоровье». отказ от вредных привычек. | Прочитать тексты | Рассказать о правильном питании | Заполнить таблицу (части тела) | Знакомство с новыми словами | Вопросительное предложение | Спорт. правильное питание. | Составление диалога |
2.2 | Родительный падеж. Хамтын падеж. Профессия родителей | Профессия врач. Посещение врача. | Прослушать текст «Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ» | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о врачах. Здоровый образ жизни. | Письменно ответить на вопросы. | Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ | Глагол. | Пропаганда здорового образа жизни. | Ответить на вопросы после текста. |
2.3 | Золотая осень. Приблизительное количество чисел | Познакомить с поэтами | Стихи на тему «Осень» | Выразительное чтение стихов | Краткое содержание текста | Составить предложения со словами | Природа осенью | Время и спряжение глаголов | Будущее нашего региона | Ответить на вопросы |
2.4 | Множественное число. Олоной тоо. | Познакомить детей с традиционной бурятской семьей | Прослушать текст | Вырази-тельно прочитать | Передать основное содержание текста и подобрать пословицы | Выписать из текста основное | | Глагол. | Гостеприимство бурят. | Составление родословного древа |
2.5 | Многократное причастие. Звук Y. | Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей. | Прослушать текст с полным его содержанием | Прочитать тектс «Семейные праздники» | Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения; | Время и спряжение глаголов | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы |
2.6 | Разделительный союз –гY, али; альтернативный вопрос –гу, али | Познакомить с членами своей семьи | Прослушать диалог «Помощь по дому» | Прочитать текст | Выучить и рассказать как ухаживаем за домашними питомцами | Перевод. Знание нескольких поколений. | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Сравнения семей. Семья моего друга. | Комментирование, чтение |
2.7 | Будущее время глагола | Ягода. Овощи. Осенняя пора. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста Г.Дашабылов «Времена года» с опорой на текст | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Природа родного края | Выборочный перевод, ответы на вопросы |
2.8 | Отрицательная частица – гуй, буруушаhан зуйр угэ. | Познакомить детей с традиционной бурятской семьей | Прослушать текст | Вырази-тельно прочитать | Передать основное содержание текста и подобрать пословицы | Выписать из текста основное | | Глагол. | Гостеприимство бурят. | Составление родословного древа |
2.9 | Рассказ «Томо болохоб» | Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей. | Прослушать текст с полным его содержанием | Прочитать тектс «Семейные праздники» | Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения; | Время и спряжение глаголов | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы |
2.2.1 | Рассказ «Одхон хубуун» | Познакомить детей с традиционной бурятской семьей | Прослушать текст | Вырази-тельно прочитать | Передать основное содержание текста и подобрать пословицы | Выписать из текста основное | | Глагол. | Гостеприимство бурят. | Составление родословного древа |
2.2.2 | Контрольный тест | | | | | | | | | Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы |
2.2.3 | Работа над ошибками | | | | | | | | | |
| 2 четверть | |
3. | Минии нухэд болон би. Я и мои друзья. |
3.1 | Общий вопрос. Юрэнхы асуудал. | Познакомить детей с частями тела (названия частей тела) | Прослушать текст «Здоровье». отказ от вредных привычек. | Прочитать тексты | Рассказать о правильном питании | Заполнить таблицу (части тела) | Знакомство с новыми словами | Вопросительное предложение | Спорт. правильное питание. | Составление диалога |
3.2 | Безличное (возвратное) притяжание | Профессия врач. Посещение врача. | Прослушать текст «Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ» | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о врачах. Здоровый образ жизни. | Письменно ответить на вопросы. | Б.Ширапова. Заслуженный врач РБ | Глагол. | Пропаганда здорового образа жизни. | Ответить на вопросы после текста. |
3.3 | Стихотворение «Книги» («Номууд»). Звук ээ. | Познакомить детей С.Б.Цыбиктаровой | Прослушать текст «С.Б.Цыбиктаров – I из бурят врач.» | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о профессии врачей. | Заполнить таблицу «Профессия врач» | Речевые образцы | Склонение местоимений | Пропаганда здорового образа жизни. | Составление диалога |
3.4 | Орудный падеж. Зэбсэгэй падеж. | |
3.5 | Уменьшительно-ласкательный суффикс хан,-хон, -хэн. | Познакомить детей с традиционной бурятской семьей | Прослушать текст | Вырази-тельно прочитать | Передать основное содержание текста и подобрать пословицы | Выписать из текста основное | | Глагол. | Гостеприимство бурят. | Составление родословного древа |
3.6 | Буряад хубсаhан, малгай А.Ж.Жабалон «Эдир залуу уетэндэ» | Познакомить детей с различными профессиями. Профессия родителей. | Прослушать текст с полным его содержанием | Прочитать тектс «Семейные праздники» | Передать основное содержание текста. Выразить эмоциональ-ную оценку | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения; | Время и спряжение глаголов | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Чтение отрывка вслух, выборочный перевод, ответы на вопросы |
3.7 | Контрольный тест | Познакомить с членами своей семьи | Прослушать диалог «Помощь по дому» | Прочитать текст | Выучить и рассказать как ухаживаем за домашними питомцами | Перевод. Знание нескольких поколений. | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Сравнения семей. Семья моего друга. | Комментирование, чтение |
3.8 | Работа над ошибками | |
4 | Здоровье человека. | Познакомить с поэтами | Стихи на тему «Осень» | Выразительное чтение стихов | Краткое содержание текста | Составить предложения со словами | Природа осенью | Время и спряжение глаголов | Будущее нашего региона | Ответить на вопросы |
4.1 | Сочинительные союзы | Ягода. Овощи. Осенняя пора. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста Г.Дашабылов «Времена года» с опорой на текст | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Природа родного края | Выборочный перевод, ответы на вопросы |
4.2 | Безличное (возвратное) притяжание | Познакомить детей с учебными принадлежностями | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | У меня в сумке. В сумке моего друга. | Заполнить таблицу |
4.3 | Зимние каникулы | |
4.4 | Дательно-местный падеж. Зугэй падеж. Игра в шахматы. | Познакомить детей с молодежной модой. Покупка одежды. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Размер одежды. | Мой гардероб. |
4.5 | Форма обращения. Э.Ч.Дугаров «Шудэм убдоо» ( «Зубная боль») стихотворение. | Познакомить детей национальной одеждой бурят. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой и формиро-вать у них лексичес-кие навыки говорения | Время и спряжение глаголов | Западные и восточные буряты, их одежда и отличия | Выборочный перевод, ответы на вопросы |
4.6 | Контрольный тест | Познакомить детей с головными уборами | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст с полным его содержанием | Делать краткое содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Время и спряжение глаголов | Внешний вид. | ответы на вопросы |
4.7 | Работа над ошибками | |
| 3 четверть | |
5 | Обычаи и традиции |
5.1 | Сагаалган - праздник Белого месяца. История и традиции празднования праздника Сагаалган | Квартира. Дом. Деревянные и панельные дома. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст | Передать основное содержание текста | Составить предложения со словами | Знакомство с новыми словами | Имя существительное. | Соседи нашего двора | Выборочный перевод, ответы на вопросы |
5.2 | Белая и мясная пища. Винительный падеж. Шэнэ жэл | Мой адрес – с чего начинается | Прослушать текст и понять основное | Перевести предложения | Делать краткое содержание текста | Перевод текста | Знакомство с новыми словами | Имя существительное. | Мой адрес. | ответы на вопросы |
5.3 | Пригласительная форма обращения. Стихотворение «Сагаалган» | Юрта – вчера и сегодня. | Прослушать текст и понять основное | Прочитать текст | Делать краткое содержание текста | Составить предложения со словами | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Имя существительное. | Юрта. Дом. | Выборочный перевод, ответы на вопросы |
5.4 | Стихи, пословицы, загадки песни, благопожелания о Сагаалгане. Наставительная форма обращения. Заан хандаhан тухэл. | Различия между ними | Прослушать текст и понять основное | Перевести предложения | Передать основное содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Именительный падеж | Юрта. Различия. | ответы на вопросы |
5.6 | Утвердительная частица юм, hэн. | Различия между ними | Прослушать текст и понять основное | Перевести предложения | Передать основное содержание текста | Перевод текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Именительный падеж | Юрта. Различия. | ответы на вопросы |
5.7 | Эрын гурбан наадан | Зимний пейзаж. Зимние этюды. Стихи о зиме. | Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе | Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией | Описывать природу | Перевод небольших текстов | Пользоваться разными видами словарей | Именительный падеж | Природа. | Владеть лексическим минимумом в объеме программы |
5.8 | Дондок Аюшеевич Улзытуев «Хабар» | Зимний пейзаж. Зимние месяцы. | Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе | Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией | Описывать природу | Перевод небольших текстов | Пользоваться разными видами словарей | Родительный падеж. Кого? Чего? | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Пользоваться разными видами словарей |
5.9 | Проверочная работа | Зимний пейзаж. Зимние каникулы. | Уметь понимать информацию (90-100 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе | Читать текст с выборочным пониманием нужной информацией | Описывать природу | Перевод небольших текстов | Пользоваться разными видами словарей | Родительный падеж. Кого? Чего? | Сравнения семей. Семья моего друга. | ответы на вопросы |
5.9.1 | Работа над ошибками | |
5.9.2 | hургуули, hуралсал | Познакомиться с обычаями и традициями бурятского народа и национальном праздником Сагаалган, воспитывать уважение к культуре и истории бурятского народа. | Прослушать текст о ритуале проведения праздника Сагаалган, с обычаями и традициями, связанными с этим праздником | Прочитать текст о Сагаалгане с полным понима-нием содержа-ния; выучить благопожелания, поздрав- ления, стихотворения о празднике Сагаалган | Рассказать о проведении праздника Сагаалган (Нового года) в разных странах; рассказать, как провели праздник в школе | Написать поздрав-ления и благопо-желания родствен-никам; перевод текста | Речевые образцы: Сагаан hараар! Сагаалага-наар! Буруутнай булшантай, Даагантнай далантай гу? Сагаалагты! Сагаан эдеэнhээ хуртэгты | Дательно-местный падеж. Кому? Чему? | Знание традиционной культуры бурят: общие представления о бурятской семье, особенности бурятского костюма, блюда нац. кухни, бурятские праздники и игры | Устный опрос лексических единиц по теме: Новый год по лунному кален-дарю Сагаал-гана |
5.9.3 | Обращение с приказом | Познакомить детей с белой пищей и мясными блюдами. Со способом приготовле-ния белой и мясной пищей | Прослушать текст о ритуале проведения праздника Сагаалган, с обычаями и традициями, связанными с этим праздником | Прочитать тексты о белой и мясной пище с полным его содержанием | Рассказывать способ приготовления белой и мясной пищи | Написать таблицу | Знакомство с новыми словами | Дательно-местный падеж. Кому? Чему? | Знание традицион-ной культуры бурят: общие представления о бурятской семье, блюда нац. кухни. | Составление диалога ритуала препод-ношения хадаг с белой пищей |
5.9.4 | Намерительное обращение | Познакомить детей с монгольским лунным календарем | Прослушать информацию о монгольском лунном календаре | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о двенадцати-летнем цикле | Нарисовать поочеред-ность 12 цикла | Знакомство с двенадцатилетним циклом | Винительный падеж. Кого? Чего? Что? | Новый год по лунному календарю | Состав-ление монгольского лунногокален-даря |
5.9.5 | Стихотворение «Лагерьта» | Познакомить детей с монгольским лунным календарем | Прослушать информацию о монгольском лунном календаре | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о двенадцати-летнем цикле | Нарисовать поочеред-ность 12 цикла | Знакомство с двенадцатилетним циклом | Винительный падеж. Кого? Чего? Что? | Новый год по лунному календарю | Состав-ление монгольского лунногокален-даря |
5.9.6 | Длительный вид глагола в настоящем времени | Познакомить детей с монгольским лунным календарем | Прослушать информацию о монгольском лунном календаре | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о двенадцати-летнем цикле | Нарисовать поочеред-ность 12 цикла | Знакомство с двенадцатилетним циклом | Винительный падеж. Кого? Чего? Что? | Новый год по лунному календарю | Состав-ление монгольского лунногокален-даря |
5.9.7 | Рассказ «Эрхуу голой эрьедэ» | Познакомить с названиями пищи. | Прослушать информацию о национальных кухнях народов | Прочитать текст | Рассказывать способ приготовления белой и мясной пищи | Заполнить таблицу | Знакомство с восточной кухней | Орудный падеж. | Знание бурятской и русской кухни | Составление меню |
5.9.8 | Д.Н.Сампилов «Yшоо туроодуй байгаат», («Вы ещё не родились») | Познакомить детей с распорядком столовой | Прослушать текст | Перевести предложения | Передать основное содержание текста | Выписать из текста названия пищи. | Кафе, бар, закусочная, ресторан | Наречие. | Знание бурятской и русской кухни | Составление меню |
5.9.9 | Бурятские игры | Познакомить детей с монгольским лунным календарем | Прослушать информацию о монгольском лунном календаре | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о двенадцати-летнем цикле | Нарисовать поочеред-ность 12 цикла | Знакомство с двенадцатилетним циклом | Винительный падеж. Кого? Чего? Что? | Новый год по лунному календарю | Состав-ление монгольского лунногокален-даря |
| Проверочная работа | Познакомить детей с монгольским лунным календарем | Прослушать информацию о монгольском лунном календаре | Прочитать текст с полным понима-нием содержа-ния | Рассказать о двенадцати-летнем цикле | Нарисовать поочеред-ность 12 цикла | Знакомство с двенадцатилетним циклом | Винительный падеж. Кого? Чего? Что? | Новый год по лунному календарю | Состав-ление монгольского лунногокален-даря |
| Работа над ошибками | |
| 4 четверть. | |
6 | Мэргэжэл. Профессия. |
6.1 | Словообразовательный суффикс –шан, -шон,-шэн | Познакомить с суффиксами | Понимание основного содержания несложных аудио и видео текстов диалогического характера | Выразительное чтение | Умение делать сообщение, информацию по теме | Умение писать синквейны, куплеты | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Совместный падеж. | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Заполнить таблицу |
6.2 | Настоящее время глагола | Зимний пейзаж. Зимние этюды. Стихи о зиме. | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос | Перевод небольшого фрагмента текста | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Совместный падеж. | Сравнения семей. Семья моего друга. | Заполнить таблицу |
6.3 | Рассказ «Шэмэдэй Согтын намтар» | Стихи о доброте | Понимание основного содержания несложных аудио и видео текстов диалогического характера | Выразительное чтение песенного текста | Умение делать сообщение, информацию по теме | Умение писать синквейны, куплеты | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Совместный падеж. | Почитание старших – символ мудрости и доброты. | Заполнить таблицу |
6.4 | Г.Ц.Дашабылов «Миний хээтэй» шулэг | Стихи о сестре, тете | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос | Перевод небольшого фрагмента текста | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Утвердительная частица юм | Сравнения семей. Семья моего друга. | Заполнить таблицу |
6.5. | Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. СМИ | Улан-Удэ – мой город. | Прослушать текст | Прочитать текст | Дилогические единства и реплики в диалоге. | Словарный диктант | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Исходный падеж. О ком? О чём? | Столица нашей республики. Столица РФ. | Краткий пересказ текста. |
6.6 | Буряад ороной газетэ, журналнууд | Достопримечательности моего города, села, района | Понимать основное содержание несложных текстов | Перевести предложения | Умение делать сообщение, информацию по теме | Перевод небольшого фрагмента текста | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Исходный падеж. О ком? О чём? | Достопримечательности моего родного края, района, села | Сочинение-описание. |
6.7 | Рассказ «hонюуша Тумэн» | Улан-Удэ – мой город. | Прослушать текст | Прочитать текст | Дилогические единства и реплики в диалоге. | Словарный диктант | Уметь определять, выделять главные факты, опуская второстепенные, составить монолог | Исходный падеж. О ком? О чём? | Столица нашей республики. Столица РФ. | Краткий пересказ текста. |
6.8 | Ц.Ж.Дамдинжапов рассказ «Арюухан хубуун» | Стихи о сестре, тете | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос | Перевод небольшого фрагмента текста | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Утвердительная частица юм | Сравнения семей. Семья моего друга. | Заполнить таблицу |
6.9 | Контрольный работа | Улан-Удэ – мой город. | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Рассказать о любимом, вести диалог-расспрос | Перевод небольшого фрагмента текста | Выделять грамматическую основу предложения, правильно употреблять в речи падежные формы | Утвердительная частица юм | Сравнения семей. Семья моего друга. | Заполнить таблицу |
| Работа над ошибками | |
7. | Бурятия | Климат и география моей Бурятии | Прослушать текст | Прочитать текст | Умение делать сообщение, информацию по теме | Перевод небольшого фрагмента текста | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Личное притяжение | | Краткий пересказ текста. |
7.1 | Знакомство с государственной символикой РБ (герб, флаг, гимн) | Символика моего края | Понимать основное содержание несложных текстов | Выразительное чтение | Передать основное содержание текста | Умение писать синквейны | Новые слова | Личное притяжение | Символика Бурятии и Иволгинского района. | Заполнение таблицы-анкеты |
7.2 | Междометия:Оо! Аа!,Татай!Пэй! | Уникальное творение природы - Байкал | Понимать основное содержание несложных текстов | Выразительное чтение | Умение делать сообщение, информацию по теме | Умение писать синквейны | Новые слова | Безличное притяжение | Озеро Байкал | Краткий пересказ текста. |
7.3 | М.Р.Чойбонов «Нютагаа бусалга» шулэг. Модальна слова аргатай, ёhотой | Уникальное творение природы - Байкал | Понимать основное содержание несложных текстов | Выразительное чтение | Умение делать сообщение, информацию по теме | Умение писать синквейны | Новые слова | Безличное притяжение | Озеро Байкал | Краткий пересказ текста. |
7.4 | «Турэл буряад нютагууднай» стихотворение. Повторение | Ольхон- Ойхон. | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Делать краткое содержание текста | Словарный диктант | Ознако-мить учащихся с новой лексикой | Безличное притяжение | Ольхон- самый большой остров | Сочинение-описание. |
7.5 | Контрольная работа | Легенды о Байкале «как Байкал появился» | Прослушать текст | Перевести предложения | Передать основное содержание текста | Перевод небольшого фрагмента текста | Речевые образцы | Безличное притяжение | Легенда о Байкале | Краткий пересказ текста |
7.6 | Работа над ошибками | Загадка байкальских глубин. | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Делать краткое содержание текста | Умение писать синквейны | Речевые образцы | Безличное притяжение | Уникальные животные Байкала | Заполнение таблицы-анкеты |
14.5 1ч. | Контрольная работа | | | | | | | | | Тест |
15. 4ч. | Весна | |
15.1 2ч | Весна -прекрасная пора. | Весенняя природа. Птицы. | Уметь понимать информацию (100-110 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе | Связный текст | Дилогические единства и реплики в диалоге. | Словарный диктант | Правильное употребление в письме личное притяжение | Множественное число | Природа моего края. | Опрос. |
15.2 2ч | Начало весны. Почта | Весенняя природа. Птицы. | Уметь понимать информацию (100-110 слов), предъявляемую на слух в нормальном темпе | Связный текст | Дилогические единства и реплики в диалоге. | Перевод небольшого фрагмента текста | Правильное употребление в письме личное притяжение | Множественное число | Природа Бурятии | Описание природы (с использованием опорных слов и словосочетаний) |
15.3 1ч | Контроль-ная работа | | | | | | | | | |
16. | Обобщающий урок | | Понимать основное содержание несложных текстов | Читать несложные тексты разных стилей, выборочный перевод | Передать основное содержание текста | Умение писать синквейны | Речевые образцы | Падежи им. сущ. | Обобщение по темам | Опрос |
Итого: | 68 часов | |
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий в результате изучения бурятского языка как государственного:
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
-особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
-признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);
-основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке;
-роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.
-начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике;
-делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
-понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;
-понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
-ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
—читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
I вар. «Минии гэр»
II вар. «Yбэл».
г) эдеэн; з) халуун.
а) бγмбэгэ - …. г) дэбтэр - ….
в) hурагша - …. е) бэлэг - …
Yхибγγн, дэбтэр, оюутан, байра, хэшээл, нγхэр, хγн, хγгшэн эжы, хилээмэн, хутага.
I вариант - ном, саhан, нохой.
II вариант – гэр, шарга нγхэр.
7.Сопоставьте названия музеев.
1 .Музей истории Бурятии им. Хангалова а.Байгаалиин музей
3. Художественный музей им.Сампилова в.Туухын музей
Б: …………….
Б:………………..
Б:………..
Хамаанай, зγгэй, γйлын.
I вариант – хабар, гэр, ном.
II вариант – ургы, горхон, мγшэр.
Миисгэй, эжы, гар, ахай, ном.