Программа составлена на основе Сборника нормативных документов Министерства образования Российской Федерации /Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений.
Независимо от изучаемых технологий содержанием программы направления «Технология» предусматривается изучение основ черчения.
Черчение относится к общетехническим дисциплинам и входит в образовательную область «Технология». Основными задачами черчения является:
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения и учебно-практические работы.
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Примерная программа разработана для обучения школьников 9 класса на 34 часа в год в каждом классе из расчёта 1час в неделю.
№ урока | Название темы урока | Кол – во часов на тему | Календарные сроки | Основные понятия, термины, вводимые на уроке | Виды контроля |
1 четверть |
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 часа) |
1.1 | Тема 1. Введение. Чертежные принадлежности. Организация рабочего места. | 1 | | История развития чертежа, графическое изображение, сборочный чертеж, эскиз, развертка, наглядное изображение, готовальня, циркуль, рейсшина. | Домашнее задание: Упр. 1 на стр. 15 |
1.2 | Тема 2. Правила оформления чертежей. Форматы. Линии чертежей. | 1 | | Стандарты ЕКДС, ГОСТ, форматы чертежа, основная надпись, линии чертежа. | Домашнее задание: упр. 2 на стр. 20, вычертить рамку формата А4 (стр.16-17) |
1.3 | Тема 3. Шрифты. Нанесение размеров. Масштаб. | 1 | | Чертежный шрифт, выносная линия, размерная линия, масштаб. | Домашнее задание: упр.3-4 стр. 25 |
1.4 | Тема 4. Практическая работа № 1 «Чертеж плоской детали» | 1 | | | Контрольная работа «Чертеж плоской детали» |
Раздел 2. Геометрические построения. Чертёж в системе прямоугольных проекций (6 часов) |
2.1 | Тема 1. Проецирование. | 1 | | Проецирование, плоскость проекции, проецирующий луч, проекция точки, центральное проецирование, параллельное проецирование, перспектива. Знать: правила проецирования; уметь: приводить примеры проекций, строить на плоскости проекции точек, фигур. | Домашнее задание: теория стр. 32- 35 |
2.2 | Тема 2. Прямоугольное проецирование. | 1 | | Прямоугольное проецирование, плоскости: фронтальная, горизонтальная, профильная. Знать: плоскости проецирования; уметь проецировать предметы на плоскости. | Домашнее задание: 35-36, перечертить рис. 43 на стр. 35. |
2.3 | Тема 3. Проецирование на несколько плоскостей. | 1 | | Ось проекции, чертеж в системе прямоугольных проекций. Знать: плоскости проекции, их обозначения, правила расположения плоскостей. Уметь: располагать виды проекций на плоскостях. | Домашнее задание: упр. 7 на стр. 40 |
2.4 | Тема 4. Графическая работа «Три проекции деревянной детали». | 1 | | Научиться проецировать детали. Знать правила чертежа; уметь правильно расположить проекции. | Домашнее задание: упр. на стр. 43 (рис. 55 и рис. 56) |
2.5 | Тема 5. Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | | Виды чертежей, местные виды. Знать виды чертежей, их расположение; уметь: располагать виды на чертеже, использовать местный вид. | Домашнее задание: стр. 40-45, подготовить формат А4 для практической работы |
2 четверть |
2.6 | Тема 6. Практическая работа № 2 | 1 | | | Контрольная работа «Чертеж деревянной детали с отверстием. 3 вида» |
Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (7 часов) |
3.1 | Тема 1. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. | 1 | | Фронтальная диметрическая проекция, изометрическая проекция, Аксонометрическая проекция. Знать: направлении проецирующих лучей диметрии и изометрии; уметь: строить оси для аксонометрических проекций. | Домашнее задание: стр.46-49 |
3.2 | Тема 2. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | | Знать и уметь: способы построения аксонометрических проекций плоских фигур и плоскогранных предметов. | Домашнее задание: стр. 50-51, дочертить фигуры и детали |
3.3 | Тема 3. Графическая работа «Чертёж плоскогранной детали в изометрической проекции». | 1 | | Упр. 11 стр. 52 рис. 63 в тетради | Домашнее задание: упр. 10 на стр. 52 |
3.4 | Тема 4. Аксонометрические проекции окружности. | 1 | | Эллипс, овал; Знать и уметь выполнять: способы построения овалов в разных плоскостях. | Домашнее задание: упр. 15 на стр. 57 |
3.5 | Тема 5. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые отверстия. | 1 | | Знать и уметь выполнять: аксонометрические проекции деталей. | Домашнее задание: стр. 56-57, в тетради чертеж детали рис. 68, стр. 55 |
3.6 | Тема 6. Практическая работа № 3 | 1 | | | Контрольная работа «Чертёж детали в изометрической проекции, имеющей круглое отверстие» |
3 четверть |
3.7 | Тема 7. Технический рисунок. | 1 | | Технический рисунок. Знать: что называется техническим рисунком, как он изображается; уметь: выполнять технический рисунок по правилам. | Домашнее задание: стр. 57-58 упр. 17 стр. 58 |
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. Эскизы. (12 часов) |
4.1 | Тема 1. Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | | Цилиндры, призмы, пирамиды, конусы, усеченные конусы и призмы, оси, втулки, прокладки, валики, ролики, вилки., анализ. Знать: геометрические тела, их названия; уметь мысленно расчленять предметы на геометрические тела. | Домашнее задание: упр. 19 стр. 62; упр. 20 стр. 68-69 |
4.2 | Тема 2. Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | | Знать: порядок построения изображений на чертеже; уметь: выполнять построения изображений на чертеже. | Домашнее задание: упр. 30 стр. 82 |
4.3 | Тема 3. Построение третьего вида по двум данным. | 1 | | Знать: способы построения третьей проекции предмета и отличия их др. от др. Уметь: выполнять построение третьего вида разными способами. | Домашнее задание: упр. 33 стр. 88-89 Подготовить формат А4 |
4.4 | Тема 4. Практическая работа № 4 | 1 | | | Контрольная работа «Построение третьего вида по двум данным». |
4.5 | Тема 5. Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | 1 | | Габаритные размеры. Знать: нанесение размеров с учетом формы предметов; уметь: наносить размеры с учетом формы предметов. | Домашнее задание: упр. 36 стр. 96 |
4.6 | Тема 6. Деление окружности на равные части. | 1 | | Знать: способы деления окружности на равные части; уметь: выполнять деление окружности на равные части разными способами. | Домашнее задание: упр. 40 стр. 103 |
4.7 | Тема 7. Сопряжения. Применение геометрических построений на практике. | 1 | | Сопряжение, центральное сопряжение, точки сопряжения, радиус сопряжения. Знать: правила построения сопряжения; уметь: выполнять сопряжения по правилам. | Домашнее задание: упр. 41 стр. 106-107 |
4.8 | Тема 8. Практическая работа № 5 | 1 | | | Контрольная работа «Чертеж детали с сопряжением». |
4.9 | Тема 9. Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | | Знать: порядок чтения чертежей; уметь: читать чертежи по правилам. | Домашнее задание: выучить правила чтения чертежей, подготовиться к контрольной работе по чтению чертежей. |
4 четверть |
4.10 | Тема 10. Практическая работа № 6 | 1 | | | Контрольная работа «Чтение чертежей». |
4.11 | Тема 11. Эскизы. Порядок выполнения эскизов. | 1 | | Эскиз, правила выполнения эскиза. Знать: что такое эскиз, правила выполнения эскиза; уметь выполнять эскизы. | Домашнее задание: упр 43 стр. 122 |
4.12 | Тема 12. Графическая работа «Эскиз и технический рисунок детали». | 1 | | Закрепление пройденного материала | |
Раздел 5. Сечение и разрезы (5 часов) |
5.1 | Тема 1. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. | 1 | | Сечения и разрезы. Знать, что такое сечения и разрезы, их отличие; уметь: выполнять сечение и разрезы на чертежах. | Домашнее задание: стр. 128-132 |
5.2 | Тема 2. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Виды разрезов. Обозначение разрезов. Местный разрез. | 1 | | Виды разрезов: вынесенное, наложенное. Знать виды разрезов и правила их нанесения; уметь наносить разрезы на чертеже. | Домашнее задание: упр. 46 стр. 135 |
5.3 | Тема 3. Соединение вида и разреза. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. | 1 | | Знать и уметь: как правильно соединить вид и разрез на чертеже. | Домашнее задание: упр. 55 и 56 стр. 149 |
5.4 | Тема 4. Графическая работа «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». | 1 | | Закрепление пройденного материала | Домашнее задание: подготовить формат А4. |
5.6 | Тема 5. Практическая работа № 7 | 1 | | | Контрольная работа «Чертеж детали с применением разреза» |
ИТОГО: | 34 | ИТОГО: | 7 |
По плану: ВСЕГО: 34 часа.
Контрольных работ – 6 часов.