СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению 1 класс (для детей с умственной отсталостью)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЧТЕНИЕ  (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)»

                                                1 КЛАСС

Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

 в соответствии с примерной Адаптированной основной образовательной программой общего образования  обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) (надомное обучение)

на 2017 -2018 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению 1 класс (для детей с умственной отсталостью)»

МБОУ «Павлоградский лицей им. Б.М. Катышева» Павлоградского муниципального района Омской области



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____от

«___» ____________

2017-2018 уч.год


Согласовано:

Зам. директора по УВР:

__________ И.Р. Пятак

«_____» ______________

2017-2018 уч.год


Утверждаю:

Директор МБОУ:

__________ Н.А. Жильцова

«_____» ______________

2017-2018 уч.год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЧТЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)»

1 КЛАСС

Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

в соответствии с примерной Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)

на 2017 -2018 учебный год










Составитель программы:

Редько Ирина Вячеславовна

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «Павлоградский лицей

им. Б.М. Катышева»

Павлоградского муниципального района

Омской области





Павлоградка, 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение (обучение грамоте)» разработана на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012

N 273-ФЗ ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ № 1599 от 19.12.2014г.;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).


Учебный предмет «Чтение (Обучение грамоте)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с индивидуальным учебным планом образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс чтения в первом классе рассчитан на 49,5 ч. по 1,5 часа в неделю (33 учебные недели).

Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с овладением навыками письма и чтения.





























  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты:


Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы по чтению:


Минимальный уровень:

- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам.

- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам и опорным картинкам;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев т событий;

- выразительное чтение наизусть 1-2 коротких стихотворений;

Достаточный уровень:

- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительное чтение наизусть 2-5 коротких стихотворений;



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Добукварный период(6ч)


Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.


Букварный период (чтение и письмо) (43,5 ч)

1-й этап

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

2-й этап

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.

Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.




  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока


Колич. часов

Дата

Добукварный период (6 часов)

1

Беседа о летнем отдыхе детей. Беседа на тему «Здравствуй школа».

1


2

Семья. Понятие «Слово» Условно-графическая запись отдельных слов

1


3

Игрушки. Школьные вещи. Предложение. Составление и анализ предложений.

1


4

Беседа на тему «Утро школьника». Составление и анализ предложений.

1


5

Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги.

1


6

Понятие «звук». Выделение из слова первого звука.


1


Букварный период ( 43,5 часов)

7

Звук и буква А.

1


8

Звук и буква У.

1


9

Слова ау, уа.

1


10

Звук и буква М.

1


11

Обратные слоги ам, ум.

1


12

Составление и чтение прямых открытых слогов ма, му.

1


13

Звук и буква О.

1


14

Составление и чтение слогов ом – мо. Составление и чтение слогов ам-ма, ум-му, ом-мо. Составление и чтение слова ма-ма.

1


15

Звук и буква С.

1


16

Слоги со звуком и буквой С.

1


17

Составление и чтение слов из усвоенных слогов (са-ма, ма-ма, о-са).

1


18

Звук и буква Х.

1


19

Составление и чтение слов со звуком и буквой «х».

1


20

Звук и буква Ш. Дифференциация звуков [с-ш].

1


21

Звук и буква Л. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сам, сом, лом, мал).

1


22

Звук и буква ы. Слоги и слова со звуком и буквой ы.

1


23

Звук и буква Н.

1


24

Звук и буква Р.

1


25

Звук и буква К.

1


26

Звук и буква П.

1


27

Звук и буква Т.

1


28

Звук и буква И.

1


29

Звук и буква З. Дифференциация [з – с].

1


30

Звук и буква В.

1


31

Звук и буква Ж. Дифференциация [ж – ш].

1


32

Звук и буква Б. Дифференциация [б-п].

1


33

Звук и буква Г.

1


34

Звук и буква Д.

1


35

Звук и буква Й.


1


36

Мягкий знак как показатель мягкости согласных.

1


37

Слова со стечением двух согласных на конце слова, их составление и чтение.

1


38

Звук и буква Е. Буква «е» как показатель мягкости согласных.

1


39

Звук и буква Ё. Буква «ё» как показатель мягкости согласной.

1


40

Звук и буква Я. Буква «я» как показатель мягкости согласных.

1


41

Звук и буква Ю. Буква «ю» как показатель мягкости согласных. Дифференциация [у - ю].

1


42

Звук и буква Ц.

1


43

Звук и буква Ч.

1


44

Звук и буква Щ.

1


45

Различение на слух, в произношении и чтении слогов ча-ща, чу-щу.

1


46

Звук и буква Ф. Дифференциация [в-ф].

1


47

Звук и буква Э.

1


48

Твердый знак.

1


49

Закрепление пройденного материала

1



Повторение пройденных звуков и букв.

0,5








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!