Чтение в 8 класс (обучение на дому)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012 г. за № 273.
Рабочая программа курса «Чтение» составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014 г.) и учебником «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. З.Ф. Малышева. – М.:Просвещение, 2006.
Данная программа имеет коммуникативную направленность, предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания учащегося на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет ученику понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.
Обучение чтению направлено на решение следующих задач:
формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися.
Программа по русскому языку включает следующие разделы:
Устное народное творчество. Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные, бытовые, сказки про животных. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья- учись уму-разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, Концовка.
Русская литература XIX века
Примерный список авторов: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Никитин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.
Русская литература ХХ века. Примерный список авторов: А. М. Горький, С. А. Есенин, А. Н. Толстой, К. М. Симонов, К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, Н. А. Рыленков, Ю. Коваль, Р. П. Погодин, Р. М. Рождественский, В. П. Астафьев, Ю. М. Нагибин, К. Булычев, Д. Самойлов и др.
Зарубежная литература. Рассказы и отрывки из повестей о жизни детей за рубежом, об отношении к животным, легенды и сказки о чудесах.
Навыки чтения. Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Чтение целым словом и по слогам (для школьников с трудностями в овладении навыком чтения).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий. Выделение частей текста. Определение основной мысли каждой части текста. Составление плана.
Умение различать сказку, рассказ, басню, стихотворение.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в общеобразовательных курсах содержит предмет чтение. На изучение данного предмета в учебном плане для 8 класса отводится 2 часа в неделю.
В учебном году на курс чтения отводится 68 часов.
I чет. – ч IIIчет. – ч IIчет. – ч IV чет. – ч
4.Планируемые результаты освоения программы.
Основные требования к умениям учащегося
2-й уровень
• Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;
• читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;
• выражать свое отношение к поступкам героев;
• учить стихотворения наизусть
5. Тематический план по чтению в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа |
I | Устное народное творчество | | | | |
1 | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка). | 1 | | Библиотечные книги | быль батрак адъютант |
2 | Пословицы и поговорки, баллады. | 1 | | | баллада |
3 | И.З.Суриков «Нашла коса на камень». | 1 | | | тароватый целковый |
4 | Былины. «Садко». | 1 | | Иллюстрации, библиотечные книги | былина гусли всколыбалася закинули тоньку барыши |
II | Произведения русских писателей XIX века | | | | |
5 | М.Я. Басина «Публичное испытание». | 1 | | Иллюстрации | конторки почили сень вотще |
6 | И.И. Пущин «Записки о Пушкине». | 1 | | Иллюстрации | ямщик |
7 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | | Портрет поэта | вечор негой Аврора |
8 | А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 2 | | Иллюстрации | полба |
9 | М.Ю. Лермонтов «Родина», «Парус». | 1 | | Иллюстрации | чета лазурь |
10-11 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 2 | | Иллюстрации | трапеза стольники опричники |
12 | И.А.Крылов. Биография. «Волк на псарне». | 1 | | Портрет писателя | сатира обычай хлев |
13 | И.А. Крылов «Осел и Соловей». | 1 | | Иллюстрации | изрядно |
14 | И.А. Крылов «В полном разгаре страда деревенская…». | 1 | | | страда косуля |
15 | Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос». | 1 | | Картины природы, иллюстрации | утеха |
16 | И.С. Никитин «Русь». | 1 | | Портрет поэта, библиотечные книги | нужда |
17 | И.С. Никитин «Утро на берегу озера». | 1 | | Иллюстрации | наперегонки |
18-22 | И.С. Тургенев «Муму». | 5 | | Иллюстрации | армяк половой охотный ряд |
23 | Л.Н.Толстой «После бала». | 1 | | Портрет писателя | лакей ломовые шпицрутены |
III | Произведения русских писателей 1-й половины XX века | | | | |
24 | А.П. Чехов. Биография. «Лошадиная фамилия». | 2 | | Иллюстрации | бакалейная лавка опий, хина приказчик |
25 | В.Г.Короленко «Слепой музыкант». | 1 | | Иллюстрации | нервный спазм |
26-27 | М. Горький «Макар Чудра». | 2 | | Портрет писателя | табор пистоль |
28 | С. Есенин «Пороша», «Отговорила роща золотая…». | 1 | | Картины природы | клюкацветь |
29 | А.П.Платонов «Разноцветная бабочка». | 1 | | Портрет писателя | мелиоратор |
30-31 | А.Н. Толстой «Русский характер». | 2 | | Портрет писателя | броня комбинезон |
32 | Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка». | 1 | | Портрет поэта | ликует грация |
IV | Произведения русских писателей 2-й половины XX века | | | | |
33 | К.Г.Паустовский «Телеграмма». | 1 | | Портрет писателя | телеграмма |
34-37 | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». | 4 | | Портрет писателя | каюр |
38 | Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». | 1 | | Портрет поэта | |
39-42 | А.Т. Твардовский «Василий Теркин». | 4 | | Портрет поэта | мастак вир трехрядка |
43-45 | В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». | 3 | | Портрет писателя, библиотечные книги | штурвал ажур |
46-47 | В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка». | 2 | | | |
48-50 | Р.П. Погодин «Алфред». | 3 | | Портрет писателя | гамак |
51 | А.А. Сурков «Родина». | 1 | | Иллюстрации | бетон горн нетленная |
6. Учебно – методическое обеспечение
- Программы И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014 г.)
-учебник «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.–сост. З.Ф. Малышева. – М.: Просвещение, 2006
- «Словарь русского языка», С.И.Ожегов
7. Материально-технические средства.
1.ЭОР.
2. Наглядно дидактический материал по теме «Устное народное творчество».
3. Портреты писателей и поэтов.
4. Памятка «Алфавит».