СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению. 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант1.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  чтению для обучающихся с ОВЗ 5 класс. Учебник  Чтение 5 клас З.Ф. Малышевой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению. 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант1.»

Пояснительная записка

1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598.

  3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023:

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.

  5. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026).

  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5-9 класс).

  7. Учебный план ОГКОУ «Школа № 11» на 2023-2024 учебный год.

  8. Годовой календарный учебный график школы на 2023-2024 учебный год.


  1. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету.

А. Д. не участвует в беседе, стараясь отвернуться от собеседника. Словарный запас обучающихся бедный. Речь состоит из отдельных слов, часто не понятных для взрослых и детей. Обучающаяся редко строит предложения из трех, четырех слов, использует только те слова, которые она часто применяет. Чтение слоговое. Не всегда понимает прочитанное. Допускает большое количество ошибок: замены, перестановки, недочитывание букв и слогов. Устно никогда не работает. Редко обращается за помощью.

К. М. любит работать устно. Буквы знает не все. При чтении их часто путает. Читает по буквам и слогами. Смысл самостоятельно прочитанного текста не понимает.

У С. М. и Б. Р. навыки чтения сформированы недостаточно. Чтение монотонное, часто не соблюдают логические и пунктуационные паузы. Бакиров Р. любит работать устно. Неплохо пересказывает знакомые тексты. Марсель отвечает на вопросы односложно.


3. Цель. Задачи программы


Рабочая программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:

  • Помочь обучающимися овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально- художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).

  • формировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать базовые учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

  • развивать творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка.

  • формировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

  • использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

  • через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.

Кроме этого, системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

3.1. Содержание учебного предмета


Содержание чтения. Произведения устного народного творчества (считалки, пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички, песни, сказки, былины). Небольшие рассказы и стихотворения, русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения, статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие:

сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения. Осознанное, правильное чтение вслух целыми словами. Чтение глазами.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Работа с текстом. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

 Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских  газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

 

3.2. Учебный план


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки


Устное народное творчество

2

Знать:

жанры УНТ и их признаки;

считалки, поговорки и пословицы;

Уметь:

объяснять смысл пословиц и поговорок;

отгадывать загадки;

читать правильно, выразительно;

1

2

Считалки, потешки, пословицы, поговорки, загадки.

2



Сказки

16

Знать:

жанры УНТ и их признаки;

чему учат народные сказки.

Уметь: пересказывать сказки;

отвечать на вопросы учителя;

соотносить иллюстрации с текстом;

читать по ролям.

3

Никита Кожемяка (Русская сказка).

1

4

Как наказали Медведя (Тофаларская сказка).

1

5

Золотые руки (Башкирская сказка).

1

6

Морозко (Русская сказка).

1

7

Два Мороза (Русская сказка).

1

8

Три дочери (Татарская сказка).

1

9

-

12

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4

13 - 17

Д.Н. Мамии-Сибиряк «Серая Шейка».

5

18

Внеклассное чтение. Сказки о природе, о животных.

1


Картины родной природы. Лето

8

Знать:

наизусть стихотворения, предусмотренные программой;

приметы лета.

Уметь:

объяснять смысл выражений, читать бегло, осознанно;

составлять рассказ из личного опыта;

соотносить иллюстрации с текстом;

делить текст на части и озаглавливать их;

пересказывать эпизод, используя иллюстрации;

пересказывать текст по данному плану;

отвечать на вопросы учителя;

оценивать поступки героев.


19

Г. Скребицкий «Июнь».

1

20

И. Суриков «Ярко солнце светит...»

1

21 - 24

А. Платонов «Июльская гроза».

4

25

А. Прокофьев «Березка».

1

26

Ю. Гордиенко. «Вот и клонится лето к закату...»

1


Картины родной природы. Осень

8

27

Г. Скребицкий «Сентябрь».

1

28

29

И. Соколов-Микитов «Золотая осень».

2

30

К. Бальмонт «Осень».

1

31

Г. Скребицкий «Добро пожаловать!»

1

32

В. Астафьев «Осенние грусти».

1

33

И. Бунин «Первый снег».

1

34

Внеклассное чтение. Рассказы о природе, о животных.

1


О друзьях товарищах

15

Знать:

наизусть стихотворения, предусмотренные программой;

приметы осени.

Уметь:

характеризовать героев произведения;

отвечать на вопросы учителя;

соотносить иллюстрации с текстом;

составлять план рассказа;

оценивать поступки героев;

составлять вопросы к тексту;

объяснять смысл пословиц.


35

36

Ю.Яковлев «Колючка».

2

37

38

Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».

2

39

40

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

2

41

Внеклассное чтение. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

42

-

44

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

3


45

-

47

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

3

48

Я. Аким «Твой друг».

1

49

Внеклассное чтение. «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться».

1


Басни И. Крылова

3

Знать:

признаки басни; что высмеивают басни.

Уметь:

читать по ролям; читать правильно, выразительно; отвечать на вопросы учителя

50

И. Крылов «Ворона и лисица».

1

51

И. Крылов «Щука и кот».

1

52

И. Крылов «Квартет».

1


Спешите делать добро

13

Уметь:

читать «про себя», выполняя задания учителя;

соотносить иллюстрации с текстом;

объяснять смысл выражений;

пересказывать понравившийся эпизод;

делить текст на части, озаглавливать их и пересказывать по плану;

читать стихотворения правильно,

выразительно;

отвечать на вопросы учителя


53

54

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2

55

О.Бондарчук «Слепой домик».

1

56

-

59

В.Осеева «Бабка».

4

60

61

А. Платонов «Сухой хлеб».

2

62

В.Р аспутин «Люся».

1

63

В. Брюсов «Труд».

1

64

Р. Рождественский «Огромное небо».

1

65

Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого.

1


Картины родной природы. Зима

8

Знать:

наизусть стихотворения о зиме;

какие изменения происходят в природе

с наступлением зимы; как проводят зиму животные; народные приметы.

Уметь:

читать выразительно, целыми словами вслух;

пересказывать по данному плану;

отвечать на вопросы учителя;

соотносить иллюстрации с текстом.

66

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою. . .»

1

67

Г. Скребицкий «Декабрь».

1

68

К.Бальмонт «К зиме».

1

69

70

Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

2

71

С.Есенин «Поёт зима - аукает».

1

72

С.Есенин «Берёза».

1

73

А.Пушкин. Зимняя дорога.

1


О животных

15

Знать:

почему нельзя ловить диких животных.

Уметь:

описывать героев произведения;

делить текст на части и озаглавливать их;

пересказывать текст по составленному плану;

высказывать своё отношение к поступку героя; соотносить иллюстрации с текстом;

читать правильно, бегло, выполняя задания учителя;

выделять главную мысль произведения;

оценивать поступки героев.

74

75

Н.Гарин - Михайловский «Тема и Жучка».

2

76

-

78

Л.Толстой «Желтухин»

3

79

80

К.Паустовский «Кот Ворюга»

2

81

-

83

Б.Житков Про обезьянку».

3

84

Внеклассное чтение. Рассказы Б.Житкова

1

85

86

Э.Асадов «Дачники».

2

87

Ф.Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны».

1

88

С.Михалков «Будь человеком».

1


Картины родной природы. Весна

20

Знать:

приметы весны;

какие изменения происходят в природе с наступлением весны;

наизусть стихотворения о весне;



Уметь:

пересказывать несложные по содержанию тексты;

читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

анализировать, сравнивать описываемые явления, предметы;

читать выразительно, передавая чувства автора;

описывать состояние природы;

объяснять смысл выражений.


89

Г.Скребицкий «Март».

1

90

А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

1

91

92

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

2

93

Г. Скребицкий «Весна - красна».

1

94

95

Г.Скребицкий «Грачи прилетели».

2

96

Г. Скребицкий «Заветный кораблик».

1

97

98

Г.Скребицкий «В весеннем лесу».

2

99

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

1

100

101

А.Толстой «Весенние ручьи».

2

102

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»

1

103

А.Блок «Ворона».

1

104

Е.Серова. «Подснежник».

1

105

И.Соколов-Микитов. «Весна».

1

106

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

1

107

С. Есенин «Черёмуха».

1

108

Я. Аким «Весна, весною, о весне…»

1


Из прошлого нашего народа

14

Знать:

о прошлом нашего народа; о подвигах

нашего народа;

Уметь:

читать осознанно, правильно;

отвечать на вопросы учителя;

читать «про себя», выполняя задания учителя;

пересказывать несложные по содержанию тексты;

соотносить иллюстрации с текстом;

делить текст на части и озаглавливать их;

пересказывать текст по составленному плану;

109

110

111

По О.Тихомирову «На поле Куликовом».

3

112

113

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года».

2

114

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»

1

115

-

118

А. Куприн. Белый пудель.

4

119

Внеклассное чтение. А. Куприн. Белый пудель.

1

120

121

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

2

122

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

1


Из произведений зарубежных писателей

14

Уметь:

объяснять смысл выражений; читать осознанно, правильно, целыми словами;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя;

оценивать поступки героев;

озаглавливать отрывок и пересказывать его содержание

соотносить иллюстрации с текстом

123

124

В.Гюго «Гаврош»

2

125

-

128

М. Твен.

«Приключение Тома Сойера»

4

129

-

132

С. Лагерлёф.

«Чудесное приключение

Нильса с дикими гусями».

4

133

-

135

X. Андерсен. «Русалочка»

3

136

Внеклассное чтение. Андерсен. Русалочка

1




3.3. Распределение учебной нагрузки по разделам


I

Устное народное творчество

2

II

Сказки

16

III

Картины родной природы. Лето

8

IV

Картины родной природы. Осень

8

V

О друзьях товарищах

15

VI

Басни И. Крылова

3

VII

Спешите делать добро

13

VIII

Картины родной природы. Зима

8

IX

О животных

15

X

Картины родной природы. Весна

20

XI

Из прошлого нашего народа

14

XII

Из произведений зарубежных писателей

14

XIII

Итого

136




3.4. Требования к предметному уровню достижений обучающихся

Предметные результаты

Минимальный уровень:

• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• использовать знако-символические средства с помощью учителя;

• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

Достаточный уровень:

• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

• пересказ текста полностью и выборочно;

• выразительное чтение наизусть 9-8 стихотворений.



Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.


3.5. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть


Регулятивные УД:

• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место самостоятельно.

• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.

Познавательные УД:

• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно.

• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски самостоятельно.

• Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные УД:

1.  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2.  Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3.  Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.  Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УД:

1.  Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2.  Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

3.  Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.



3.6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;

2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;

3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

1) читает, в основном, правильно, бегло;

2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;

2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.










3.7. Перспективное календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Раздел и тема урока

К-во час

Словарная работа.

Формирование основного понятийного аппарата.

Развитие речи.

Внутри предметные связи.

Метопредметные связи

Нагляд ность.

Виды коррекции на уроке.

Планируемые результаты обучения

по плану

по факту

Предметные

Базовые учебные действия

Устное народное творчество (2 часа) Цели: Познакомить учащихся с жанрами УНТ; учить правильному, выразительному чтению;

учить находить главную мысль прочитанного;

Развивать память, речь, внимание; обогащать словарный запас;

Воспитывать трудолюбие, интерес к чтению.



1

2

Считалки, потешки, пословицы, поговорки, загадки.

2

Заклички

Потешки

Приговорки


Считалка, потешка, пословица, поговорка, загадка.

Объяснение смысла пословиц Зарисовка отгадок к загадкам

Чтение диалогов

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации к потешкам, загадкам.

Развивать внимание, навыки выразительного чтения

Знать: жанры УНТ и их признаки;

считалки, поговорки и пословицы;

Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок; отгадывать загадки;

РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формировать умение высказывать своё предположение на основе учебного материала


Сказки 16 часов.

Цели: познакомить учащихся с жанрами УНТ, сказками; учить правильному, выразительному чтению;

учить находить главную мысль сказки;

Развивать память, речь, внимание; обогащать словарный запас;

Воспитывать трудолюбие, интерес к чтению.



3

Никита Кожемяка (Русская сказка).

1

Промысел, неволя, убыток, борозда.

Бытовая сказка, добро побеждает зло, трудолюбивый, добрый, умный, смелый, сильный, бескорыстный.

Подбор эпизода сказки к иллюстрации.

Виды сказок

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Иллюстрации к сказке

Развитие умения и навыка самостоя­тельного пересказа

Знать:

чему учат народные сказки.







Уметь:

читать правильно, выразительно;





пересказывать сказки;

отвечать на вопросы учителя;





соотносить иллюстрации с текстом;













читать по ролям.























Подбирать тексты на заданную тему

ЛУД: формирование установки на здоровый образ жизни;

формировать умение оценивать правила работы в группах

РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формировать умение высказывать своё предположение на основе учебного материала

ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт

КУД: формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение строить высказывание





РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.































РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.







ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».







РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



4

«Как наказали

Медведя» (Тофаларская сказка).

1

Заточение Характеристика медведя, пересказ

Сказка о животных, правда, вымысел.

Определение правды и вымысла в сказке.

Особенности сказок о животных

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Презентация

Формирование адекватных эмоций



5

«Золотые руки» (Башкирская сказка).

1

Золотые руки, бай, убор.

Бытовая сказка, истинное богатство человека.

Подбор пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве.

Особенности бытовых сказок Чтение по ролям, пересказ сказки.

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Презентация

Развивать речемысли-тельную деятель­ность



6


«Морозко» (Русская сказка).

1

Кудель, голубила, неткаха-непряха, озирается.

Волшебная сказка, добро побеждает зло, терпеливая, трудолюбивая, грубая, ленивая.

Подбор слов, характеризующих девочек.

Особенности бытовых сказок Сопоставление с другими сказками о добре и зле

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);


Пополнять активный словарь учащихся.



7

«Два Мороза» (Русская сказка).

1

Бубенчик, купец.

Народная сказка.

Признаки сказки:

-наличие законченного сюжета, -занимательность,

необычность, наличие вымысла.

Объяснение смысла последнего предложения. Сравнение одежды купца и крестьянина

Особенности бытовых сказок

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Иллюстрации одежды купца и крестьянина.

Развивать умение

самостоятельно

пересказывать сказку.



8

«Три дочери» (Татарская сказка).

1


Народная сказка, правда и вымысел в сказке, доброе сердце.

Подбор пословиц к произведению Определение правды и вымысла

чтение по ролям

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Презентация

Развивать внимание, уме­ние выразительно читать



9

-

12

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4

Сочельник, сенная девушка, рогатка.

Авторская, волшебная сказка. Природа выступает участницей событий жизни человека.

Доказательство борьбы добра и зла. Работа над портретами героев. Заучивание отрывка наизусть.

Факты биографии А.С. Пушкина

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Иллюстрации к сказке.

Развивать память, речь.



13

-

17

Д.Н. Мамии-Сибиряк. «Серая Шейка».

5

Полынья, одиночество, беззащитный.

Авторская сказка о животных. Фальшивая ласковость, сочувствие.

Описание изменений природы, составление рассказа о Серой Шейке по плану. Работа над планом, пересказ, чтение по ролям.

Виды сказок

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к сказке.

Развивать речемыслительную деятельность



18

Внеклассное чтение. Сказки о природе, о животных.

1


Народные и авторские сказки. Волшебные, бытовые и сказки о животных.

Составление рассказа «Почему я люблю сказки».

Виды сказок

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Книжная выставка. Презентация

Расширять кругозор, развивать речь учащихся.

Картины родной природы. Лето. (8 часов).

Цели: познакомить с приметами лета, с изменениями в природе летом;

Учить читать целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

Развивать память, наблюдательность, активизировать пассивный словарь;

Прививать любовь к природе.



19

Г. Скребицкий. «Июнь».

1

Палисадник

Рассказ, в июне заря с зарёю сходится, приметы лета.

Составление рассказа «Лес летом».

Рассказ по личным наблюдениям (главные приметы лета).

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

Иллюстрации (кустарники, грибы)

Развивать внимание, самостоятельность.

Знать:

приметы лета

наизусть стихотворение;







Уметь:

объяснять смысл выражений



читать бегло, осознанно;





составлять рассказ из личного опыта;













соотносить иллюстрации с текстом;

КУД: формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение строить высказывание



20

И. Суриков. «Ярко солнце светит...»

1

«Золотом облиты тёмные листы». Дремлет лес.

Стихотворение, «ритм», «рифма», время года, жаркий летний день.

Сравнение описания лета у Скребицкого и Сурикова. Заучивание наизусть.

Отличие стихотворения от прозы. Особенности чтения стихотворения

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрация «Сосны, освещённые солнцем».

Развивать внимание, память

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.




21

22

23

24

А. Платонов. «Июльская гроза».

4


Рассказ, состояние природы, страх, отчаяние, помощь друг другу.

Описание природы, составление рассказа о грозе. Оглавление

и пересказ каждой части, описание поступка старика, характеристика Наташи.

Чтениетекста-описания

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Иллюстрации к произведению

Формирование

адекватных

реакций

ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».



25

А. Прокофьев. «Березка».

1


Стихотворение, «ритм», «рифма», «олицетворение»-наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека (приём поэтической речи).

Описание берёзки. Заучивание наизусть.

рифма, её нахождение в тексте

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрация берёзки. Презентация

Развивать внимание, память

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.




26

Ю. Гордиенко. «Вот и клонится лето к закату...»

1

Мгла, чужбина.


Приметы ранней осени. Причины влечения птиц из тёплых стран на Родину. Работа над техникой чтения.

рифма, её нахождение в тексте

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Запись «Звуки леса» - пение соловья.

Развивать умение выразительно

читать

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.


Картины родной природы. Осень. (8 часов).

Цели: Познакомить с приметами осени, с изменениями в природе осенью;

Учить читать целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

Развивать память, наблюдательность, активизировать пассивный словарь;

Прививать любовь к природе.



27

Г. Скребицкий. «Сентябрь».

1

Соня, равноденствие

Рассказ, время года, приметы осени.

День осеннего равноденствия.

Приметы осени, изменения в природе.

Чтение научно-популярных текстов

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации о жизни зверей, птиц и насекомых.

Развивать наблюдательность, активизировать пассивный словарь

Знать:

приметы осени.

наизусть стихотворения;

Уметь:

объяснять смысл выражений

читать бегло, осознанно;

составлять рассказ из личного опыта;

соотносить иллюстрации с текстом;



делить текст на части и озаглавливать их;



пересказывать эпизод, используя иллюстрации;

пересказывать текст по данному плану;

отвечать на вопросы учителя;





оценивать поступки героев.


ЛУД:

формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

формировать умение оценивать усваиваемое содержание;

формировать способность к эмпатии

РУД: формировать умение осуществлять самоконтроль;

формировать умение адекватно воспринимать

предложения и оценку учителей, одноклассников

ПУД:

формировать умение проводить анализ учебного материала;

формировать умение уметь сравнивать,

объясняя критерии для сравнения;

формировать умение обобщать

КУД:

формировать умение уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

формировать умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.







РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.




28

29

И. Соколов-Микитов. «Золотая осень».

2

Летки

Рассказ, время года, приметы осени.


Приметы золотой осени. Словесное рисование картины золотой осени.

Работа с планом

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации: хоря, куницы, крота, ящерицы.

Развивать навыки и умение самостоятельно пересказывать



30

К .Бальмонт. «Осень».

1

Разноцветный убор

Стихотворение, «ритм», «рифма».

Приметы осени Заучивание наизусть.

рифма

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации

«Золотая осень»

Развивать внимание, память, наблюдательность



31


Г. Скребицкий «Добро пожаловать!»

1

Манок, красный будет денёк.

Персонаж рассказа, действующее лицо. Образ жизни медведя.

Повествовательно-описательная композиция, осенняя пора.

Чтение рассказов о природе, о животных. Рассказ по иллюстрации Деление текста на части, их озаглавливание.

Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ););

Иллюстрации к произведению

Развивать речемыслительную деятельность



32

В. Астафьев. «Осенние грусти».

1

Пегие, калач, завалинка, истлела.

Описание осенней поры. Сравнение гусиной стаи с ниточкой прошившей небо Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Предложения-описания

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации к произведению Презентация

Развивать навык

выразительного

чтения



33

И.Бунин. «Первый снег».

1

Пурпур

Стихотворение, «метафора»-перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства

Рассказ по личным наблюдениям. Заучивание наизусть.

рифма

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации к произведению

Развивать внимание, память, наблюдательность, память



34

Внеклассное чтение. Рассказы о природе, о животных.

1


«фрагмент»-отрывок, часть произведения.

Характеристика главных героев. Пересказ сюжетов.

Чтение произведений разных жанров


Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Книжная выставка Презентация

Расширять кругозор, развивать речь учащихся.

О друзьях товарищах (15 часов)

Цели: Учить читать осознанно, находить главную мысль в произведении, слова, несущие основное содержание и смысл произведения;

Развивать внимание, память, речемыслительную деятельность;

Формировать умение сопереживать, заботиться об окружающих.



35

36

Ю.Яковлев. «Колючка».

2

Сновал, неприятность, похититель, нетерпение

Композиционные особенности текста, персонаж рассказа, действующее лицо, прозвище, поступок.

Описание характера героев. Составление плана рассказа.

План текста

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Иллюстрации к произведению

Формирование адекватных эмоций





Уметь:



характеризовать героев произведения;





отвечать на вопросы учителя;





соотносить иллюстрации с текстом;





составлять план рассказа;





оценивать поступки героев;





составлять вопросы к тексту;







объяснять смысл пословиц.


ЛУД:

формировать умение определять общие для всех правила поведения;

формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного

ПУД:

формировать умение строить сообщения в устной форме

КУД:

Формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве











РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.

















РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.













ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.




37

38


Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».

2

Тюфяк, полынья,

щиколотка,

паркет

«Тема» - круг проблем, жизненных явлений на которых сосредоточил своё внимание автор.

Составление портрета Васи. Оценка поступков героев

Описание внешности

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Развивать

речемыслительную

деятельность.



39

40


Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

2

Акробат, ябеда

«фрагмент»-отрывок, часть произведения.

Как вы понимаете дружбу? Составление плана рассказа, соотнесение иллюстрации с текстом

Чтение диалогов

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Учить объяснять причины тех или иных поступков героев.



41


Внеклассное чтение. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

1


Рассказ, персонаж рассказа, поступки героев.


Чтение диалогов

умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Книжная выставка Презентация

Развитие умения пересказывать кратко.



42

-

44


В. Медведев. «Фосфорический мальчик».

3


Пешка, фосфор

Идейная направленность произведения - выяснение основной мысли.

Краткий пересказ содержания. Определение качеств характера мальчиков.

Чтение диалогов

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Иллюстрации

Развивать внимание, память.


45

-

47

Л. Воронкова. «Дорогой подарок».

3

Полдюжины

Композиционная особенность произведения – диалоговая композиция.


Выделение главной мысли рассказа. Озаглавливание частей, составление вопросов к главе.

Составление плана текста

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Иллюстрации к произведению

Развивать навык выразительного чтения.



48

Я.Аким. «Твой друг».

1


«Логическое ударение»

Подтверждение ответов строчками из стихотворения. Определение главной мысли стихотворения.

Рифма

Развивать умение владением разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

Презентация

Развивать память, речь, мышление.



49

Внеклассное чтение. «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться».

1

пословица-краткое, меткое, точное по мысли изречение в форме законченного суждения.



Рассказы о прочитанных книгах. Проведение викторины.



Устное народное творчество

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Книжная выставка

Развивать память, речь, мышление.

Басни И. Крылова (3 часа)

Цели: Учить определять басню как жанр по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность),

Находить мораль в произведении;

Развивать навыки выборочного, беглого чтения;

Расширять кругозор;

Формировать нравственные качества.



50

И. Крылов. «Ворона и лисица».

1

Гнусна, вещунья

Басня, искренность, лесть, высмеивает, поучает.

Работа над лексикой.

Работа над признаками басни.

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Иллюстрации к басне.

Повышать интерес к получению новых знаний на основе личного опыта.

Знать:

признаки басни;



что высме-ивают басни.



Уметь:

читать по ролям;



читать пра-вильно, вы-разительно;



отвечать на вопросы учителя

ЛУД:

формировать способность к эмпатии

РУД: формировать умение контролировать себя

ПУД:

формировать умение обобщать

КУД:

формировать умение выражать свои мысли





ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.




51

И. Крылов. «Щука и кот».

1


«Аллегория» -иносказание, изображение отвлечённой идеи в конкретном образе.

Нахождение выражений, похожих на пословицы. Словесное рисование; определение смысла басни.

Басня

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Развивать навык построения оценочных суждений.



52

И. Крылов. «Квартет».

1

Квартет, бас, альт, скрипка

«Аллегория»-иносказание.

Описание повадок животных. Работа над признаками басни, чтение по ролям.

УНТ

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к басне.

Развивать навык построения самостоятельного высказывания.

Спешите делать добро (13 часов)

Цели: Познакомить с поучительными рассказами;

Учить делить текст на части, выделять главную мысль, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

Развивать навыки построения оценочных суждений; активизировать пассивный словарь;

Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.



53

54


Н. Хмелик. «Будущий олимпиец».

2

бутсы

«Диалог» - разговор двух или более лиц.

Работа над пословицами.

Описание отношения к бабушке. Особенности чтения диалогов

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета

;

Развиватьречемыслительную деятельность.

Уметь:



читать «про себя», выполняя задания учителя;





соотносить иллюстрации с текстом;





объяснять смысл выражений;





пересказы-вать понравив-шийся эпизод;





делить текст на части, озаглавливать их и пересказывать по плану;





читать стихотворения правильно, выразительно;



отвечать на вопросы учителя

ЛУД: формировать умение определять правила работы в группах;

формировать умение оценивать усваиваемое содержание РУД:

формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала;

формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного

ПУД:

формировать умение уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения

формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУД:

формировать умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности





ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».





















ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.













ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.








55

О. Бондарчук. «Слепой домик».

1

ставни

Диалоговая композиция: автор поясняет действия и характеры, подсказывает особенности реплик.

Рассказ по личным наблюдениям.

Деление текста на части, озаглавливание

Прямое, переносное значение рассказа, доказательство.

Презентация

Формировать

эмоциональное

восприятие.



56

-

59

В. Осеева. «Бабка».

4

Тучная, заполо­нила, лишний человек, горькая старость

Последовательное повествование – включает все компоненты сюжета:

-пролог, -завязка,

-развитие действий,

-кульминация,

-развязка.

Составление рассказа о взаимоотношениях в семье.

Пересказ, изменения черт характера Борьки. Сюжет

Чтение диалогов

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Иллюстрации к произведению Презентация

Формировать адекватные эмоции.



60

61


А. Платонов. «Сухой хлеб».

2

Междурядье, мотыжка

«Поговорка»-краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения.

Описание природы во время засухи. Пересказ понравившегося эпизода. Чтение диалогов

Особенности текста

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Иллюстрации к произведению

Развивать навыки построения оценочных суждений.



62

В. Распутин. «Люся».

1

Масть, межа, боронить.

Текст. Деление текста на частит

Описание Игреньки, отношение матери к лошади. Творческий пересказ (пересказ с продолжением, добавлением).

Деление текста на части, их озаглавливание, пересказ по плану.

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Пополнять словарный запас, активизировать пассивный словарь.



63

В. Брюсов. «Труд».

1

разнообразный

Пословица, поговорка. их особенности

Работа над пословицами. Определение главной мысли.

УНТ. Пословицы поговорки

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Таблички с пословицами

Развивать навык выразительного чтения.



64

Р. Рождественский.

«Огромное небо».

1

Эскадрилья, кварталы

Стихотворение, признаки стихотворения.

Беседа о героическом поступке. Определение черт характера друзей.

Рифма

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Иллюстрации Презентация

Развивать навык

построения oценочных суждений.



65

Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого.

1





овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Книжная выставка

Развивать память, речь, внимание

Картины родной природы: зима (8 часов).

Цели: Познакомить с приметами зимы, с изменениями в природе;

Учить читать выразительно; связно рассказывать о своих впечатлениях;

Развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления;

Прививать любовь к природе.



66

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. . .»

1

Чародейка, бахрома

Лирическое стихотворение

Словесное рисование зимних пейзажей. Подбор фотографий, иллюстраций подходящих к стихотворению.

Рифма

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Иллюстрации «Зимний лес»

Развивать речемыслительную деятельность.

Знать:

наизусть стихотворения о зиме;





изменения происходят в природе с наступлением зимы;



как проводят зиму животные;



народные приметы.



Уметь:



читать выразительно, целыми словами вслух;



пересказывать по данному плану;



отвечать на вопросы учителя;



соотносить иллюстрации с текстом.

ЛУД:

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование установки на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении

РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формировать умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции

ПУД:

формировать умение устанавливать аналогии;

формировать умение проводить анализ учебного материала

КУД:

формировать умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию

ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».







ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



67

Г. Скребицкий «Декабрь».

1

День зимнего солнцестояния

Рассказ, отличительные признаки рассказа.

Описание внешнего вида животных по фотографиям. Особенности творчества Г. Скребицкого

Подбор словаря к данному плану.

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Зимние пейзажи Презентация

Развивать память, речь, внимание.



68

К. Бальмонт.

«К зиме».

1

сквозистый

Лирика, стихотворение

Определение времени года, описанного в стихотворении. Заучивание наизусть.

Рифма

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Иллюстрации

Развивать память, речь, мышление.



69

70

Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

2


Творческий пересказ (от лица одного из персонажей в жанре сказки).

Описание перемен, происходящих с зайцем. Постановка вопросов к содержанию текста, сопоставление со сказкой.

Особенности сказок о животных

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Предметные картинки животных.

Развивать навык и умение

самостоятельно переска­зывать.



71

С .Есенин. «Поёт зима - аукает».

1

Ставни

Стихотворение, олицетворение

Описание метели, вьюги, воробьёв.

Работа над техникой чтения.

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Сюжетные картинки.

Формирование адекватных эмоций.



72

С. Есенин. «Берёза».

1


Стихотворение, метафора, рифма.

Описание берёзы Заучивание стихотворения наизусть.

Рифма. Сравнения, олицетворения

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Предметные картинки: берёза

Развивать память, речь,

внимание.



73

А. Пушкин.

«Зимняя дорога».

1

Борзая, вёрсты полосаты

Стихотворение, эпитеты, рифма.

Работа над лексикой стихотворения. Сравнение со стихотворением С. Есенина; заучивание наизусть

Анализ языка стихотворного текста

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Развивать речемыс-

лительную деятельность.

О животных (15 часов)

Цели: Учить читать осознанно; делить текст на смысловые части и озаглавливать их; выделять главную мысль произведения;

Развивать связную речь, умение анализировать поступки героев;

Прививать любовь и бережное отношение к животным.



74

75

Н. Гарин - Михайловский. «Тема и Жучка».

2

Ирод, каретник,

жерди, тщетно

Рассказ, отличительные признаки рассказа, сюжет, последовательность и связь описанных событий.

Деление текста на части, пересказ эпизодов. Оценка поступков Тёмы

Деление текста на части, озаглавливание каждой части

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Развивать навык построения оценочных суждений.

Знать:



почему нельзя ловить диких животных.



Уметь:



описывать героев произведения;



делить текст на части и озаглавливать их;



пересказы-вать текст по состав-ленному плану;



высказы-вать своё отношение к поступку героя;



соотносить иллюстрации с текстом;



читать

правильно,

бегло, выполняя задания учителя;



выделять главную мысль произведения;



оценивать поступки героев.

ЛУД:

формировать умение оценивать усваиваемое содержание;

формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала

ПУД:

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт

КУД:

формировать умение владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формировать умение строить монологическое высказывание









ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».







ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».


РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.

ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



76

-

78

Л. Толстой «Желтухин»

3


Фрагмент, диалоговая композиция: автор поясняет действия и характеры, подсказывает особенности реплик.

Описание Желтухина, рассказы из личного опыта. Озаглавливание частей и пересказ по плану, соотношение иллюстраций к эпизодам. Словесное рисование

План. Особенности его составления

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Иллюстрации к произведению Презентация

Развивать умение пересказывать кратко



79

80

К. Паустовский.

«Кот Ворюга»

2

кукан

Последовательное повествование – включает все компоненты сюжета

Описание внешнего вида кота Пересказ эпизодов по иллюстрациям.

План. Особенности его составления

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Повышать интерес к

получению новых знаний

на основе личного опыта.



81

82

83

Б. Житков. «Про обезьянку».

3


Диалоговая композиция

Озаглавливание частей и пересказ. Соотнесение иллюстрации с текстом.

Диалог

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Иллюстрации к произведению

Учить высказывать своё мнение.



84

Внеклассное чтение. Рассказы Б. Житкова

1



Пересказ отрывков из рассказов. Иллюстрации к произведениям


овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Книжная выставка Презентация

Развивать память, умение читать осознанно.



85

86

Э. Асадов «Дачники».

2

Разбойничьи. Нахохлившись

Непостижимейшее искусство

Стихотворение, олицетворение

Описание погоды, рассказ из личного опыта. Определение главной мысли, работа над выразительностью чтения.

Тон чтения в зависимости от содержания

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Иллюстрации

Формирование адекватных эмоций.



87

Ф. Абрамов. «Из рассказов Олёны Даниловны».

1

Индивидуалист, колдовство, пернатая мелочь

«Тема» - круг проблем, жизненных явлений на которых сосредоточил своё внимание автор.

Описание внешности бабушки, повадки животных

Особенности научно-популярных текстов

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Презентация

Развивать речемыслительную деятельность.



88

С. Михалков «Будь человеком».

1

Эгоист

Стихотворение, олицетворение

Отгадывание загадки, объяснение отгадки. Оценка поступка мальчика, определение главной мысли

Рифма

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Презентация

Учить давать оценку поступку героя произведения.

Картины родной природы. Весна (20 часов).

Цели: Познакомить с приметами весны, с изменениями в природе;

Учить читать правильно и выразительно, анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста;

Развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному;

Прививать любовь и бережное отношение к природе.



89

Г. Скребицкий

«Март».

1

Весеннее равноденствие

Рассказ, отличительные признаки рассказа.

Рассказ о своих наблюдениях ранней весной.

Работа над техникой чтения.

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Сюжетные картинки: приметы весны

Повышать интерес к

получению новых знаний

на основе личных

наблюдений.

Знать:



приметы весны;



какие изменения происходят в природе с наступлением весны;





наизусть стихотворения о весне;









Уметь:





пересказывать несложные по содержанию тексты;















читать «про себя», выполняя задания учителя;







отвечать на вопросы учителя;







анализировать, сравнивать описываемые явления, предметы;





читать выразительно, передавая чувства автора;













описывать состояние природы;











объяснять смысл выражений.


ЛУД:

формирование установки на здоровый образ жизни; формировать умение определять правила работы в группах;

формировать умение оценивать усваиваемое содержание

РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формировать умение осуществлять самоконтроль

формировать умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

ПУД:

формировать умение проводить классификацию, указывая на основание классификации;

формировать умение проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

формировать умение овладевать умением поиска и выделения необходимой информации

КУД:

формировать умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;

формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

ПУД: формировать умение устанавливать аналогии;

формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт



ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.





РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.







ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».









ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.





ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».





ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.



РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.


ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

ЛУД: Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».



90

А.Толстой. «Вот уж снег последний в

поле тает»

1


Лирическое стихотворение

Словесное рисование

Заучивание стихотворения наизусть

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Развивать память, речь,

внимание.



91

92

Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

2


Фрагмент, повествовательное описание прихода весны.

Словесное рисование, сравнение выражений

Заучивание отрывка наизусть, постановка вопросов к тексту

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Презентация

Формировать адекватные

эмоции.



93

Г. Скребицкий «Весна - красна».

1


Повествовательно-описательная композиция: весенняя пора.

Сравнение описания зимнего и весеннего неба

Пересказ маминой сказки; Творчество Г. Скребицкого


способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Развивать речемыслительную деятельность.



94

95

Г. Скребицкий. «Грачи прилетели».

2

понапихано

Монологический рассказ

Описание внешнего вида грачей. Работа с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Пейзаж

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Развивать речь,

активизировать пассивный словарь.



96

Г. Скребицкий. «Заветный кораблик».

1

Судёнышк о напихана

Монологический рассказ

Рассказ о весенних забавах. Пересказ текста от первого лица

Творчество Г.Скребицкого

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Сюжетные картинки

Развивать навык постро­ения самостоятельного высказывания.



97

98

Г. Скребицкий.

В весеннем лесу.

2


Повествовательно-описательная композиция

Описание весны из рассказа. Рисование картинок к рассказу

План. Особенности его составления

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Сюжетные картинки: приметы весны

Развивать речемыслительную деятельность.



99

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

1



Пересказ понравившихся эпизодов Сравнение описаний разных времён года

План. Особенности его составления

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Книжная выставка

Развивать память, речь, умение читать осознанно.



100

101

А. Толстой. «Весенние ручьи».

2


Фрагмент, повествовательное описание ранней весны

Признаки ранней весны, описание весеннего половодья

Работа над техникой чтения

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Развивать умение выразительно читать



102

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»

1


Стихотворение, метафора, рифма.

Работа над лексикой стихотворения

Словесное рисование картин к стихотворению

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Презентация

Развивать внимание, навыки выразительного чтения



103

А. Блок. «Ворона».

1

Вешние,

Лирическое стихотворение

Словесное рисование

Рисование картины к стихотворению

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации

Развивать речь, образное мышление.



104

Е. Серова. «Подснежник».

1

Полутьма

Стихотворение, олицетворение

Описание состояния природы ранней весной Заучивание наизусть

Рифма


Иллюстрации

Развивать навык выразительного чтения, речь



105

И. Соколов-Микитов. «Весна».

1

Коряги, косяками

Повествовательно-описательная композиция

Словесное рисование Сравнение двух рассказов о весне

Сравнение, олицетворение

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Весенние пейзажи

Развивать умение анализировать, сравнивать



106

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

1

Беззаботный

Лирическое стихотворение, повтор – повторение фразы, использованное для ритмичности, для выделения чувств и образов.

Слова, передающие настроение автора

Рифма Работа над выразительностью

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Иллюстрации

Развивать речь, образное мышление.



107

С. Есенин. «Черёмуха».

1


Стихотворение, олицетворение

Словесное рисование

Заучивание понравившегося отрывка наизусть

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Предметные картинки: черёмуха

Развивать память, речь, образное мышление.



108

Я. Аким. «Весна, весною, о весне».

1

Болельщик, разноголосица, заслоняется

Стихотворение, монолог

Ответы на вопросы, используя строки стихотворения и личный опыт учащихся

Работа над выразительностью


способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Иллюстрации

Развивать навык выразительного чтения.

Из прошлого нашего народа (14 часов)

Цели: Познакомить с историческим прошлым нашего народа; учить читать бегло, целыми словами, выполняя задания учителя; подтверждать свои высказывания цитатами из текста, Развивать умение высказывать своё отношение к произведению, к поступкам героев; Воспитывать уважение к чужому мнению.



109

110

111

По О. Тихомирову. «На поле Куликовом».

3

Ратник, дань, ремесленники, окрест сеча, княжество, молвил

Исторический рассказ, сюжет, тема

Пересказ части с умением отмечать значение Куликовской битвы

Деление на части и озаглавливание их.

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Иллюстрации к произведению

Активизировать пассивный словарь.

Знать:

о прошлом нашего народа;

о подвигах

нашего народа;



Уметь:



читать осознанно, правильно;



отвечать на вопрсы учителя;



читать «про себя», выполняя задания учителя;



пересказывать несложные по содержанию тексты;



соотносить иллюстрации с текстом;

делить текст на части и озаглавливать их; пересказывать текст по состав-ленному плану;

ЛУД:

формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

формировать способность к эмпатии

РУД: формировать умение овладевать умением прогнозировать;

формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного

ПУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

формировать умение обобщать КУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формировать умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности







ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.









ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.





РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.







ПУД: уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.






112

113

По С.Алексееву. «Рассказы о войне 1812 года».

2

Колокольня, захватчики, стальная стена, послы, ничейный

Исторический рассказ, тема рассказа, компоненты сюжета


Краткий пересказ по данному плану

Работа над пословицей, заучивание отрывка наизусть

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Формировать умение правильно отвечать на вопросы к тексту.



114

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»

1

Сжата, резвушка, проворный, пострелёнок

Фрагмент поэмы, стихотворное повествование, герои произведения

Ответы на вопросы, используя строки стихотворения и личный опыт учащихся

Работа над выразительностью


способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Иллюстрации к произведению

Развивать речевую культуру.



115

-

118

А. Куприн. «Белый пудель».

4

Труппа, шарманка

Фрагмент, сюжет, последовательное повествование – включает все компо-ненты сюжета:

Ответы на вопросы, используя описание из текста;

Озаглавливание отрывков и их пересказ

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Развивать умение характеризовать героев произведения.



119

Внеклассное чтение. А. Куприн. «Белый пудель».

1


Рассказ, тема, персонажи рассказа

Пересказ понравившихся эпизодов


способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Иллюстрации к произведению

Развивать умение высказывать своё мнение



120

121

По Л. Жарикову. «Снега, поднимитесь метелью!»

2

Противотанковые рвы, зажигательные снаряды, позиции

Исторический рассказ, завязка, идея рассказа, развитие действия, развязка

Ответы на вопросы, используя описание из текста;

Установить соответствие песни-гимна о Москве с рассказом

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

Презентация

Расширять кругозор, развивать речевую культуру.



122

Ю. Коринец.

«У могилы неизвестного

Солдата».

1

Гранитная плита, сирота, негасим

Лирическое стихотворение


Работа над выразительностью

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению.


Развивать навык выразительного чтения.

Из произведений зарубежных писателей (14 часов)

Цели: Познакомить учащихся с некоторыми произведениями зарубежных писателей; учить читать осознанно, пересказывать текст по данному плану;

Развивать речемыслительную деятельность, обогащать словарный запас;

Воспитывать культуру общения, внимательное отношение к окружающим.



123

124

В.Гюго. «Гаврош».

2

Гамен, мелюзга, пичуги

Тема рассказа, герои рассказа и их поступки

Рассказ о Гавроше по данному плану

Оценка разговора Гавроша с прохо-жими, с нищенкой; работа с иллюстрацией

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Иллюстрации к произведению

Развивать умение оценивать поступки героев.

Уметь:

объяснять смысл выражений

читать осознанно, правильно, целыми словами;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя;



оценивать поступки героев;





озаглавливать отрывок и пересказывать его содержание





соотносить иллюстрации с текстом

ЛУД:

формирование установки на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении;

РУД: формировать умение осуществлять самоконтроль

ПУД:

формировать умение строить сообщение в устной и письменной форме

КУД:

формировать умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром





ПУД:

формировать умение строить сообщение в устной и письменной форме







ПУД:

формировать умение строить сообщение в устной и письменной форме















РУД: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.



125

-

128

М. Твен.

«Приключение Тома

Сойера»

4

Пикник, галерея, изнурительная, ощупью, обнадёжить

Рассказ, сюжет, герои рассказа, качества характера, главная мысль рассказа.

Пересказ глав используя выражения текста

Озаглавливание частей; описание детей, используя иллюстрацию

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Развивать речемыслительную деятельность.



129

-

132

С. Лагерлёф. «Чудесное приключение

Нильса с дикими гусями».

4

Широкополая, сафьяновые сапожки, сородичи

Фрагмент, правда, вымысел, поступок, композиционные особенности текста, персонаж рассказа,

Рассказ о гноме, используя описание в тексте и иллюстрацию Озаглавливание частей; работа с иллюстрациями

Особенности приключенческой литературы

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;


Иллюстрации к произведению

Расширять кругозор, развивать речевую культуру.



133

-

135

Г. X. Андерсен. «Русалочка».

3

Преследуемая, развевающимися, пурпурная занавесь;

Бытовая сказка, идейная направленность произведения


Пересказ сказки Озаглавливание частей; работа с иллюстрациями

Сказка, её особенности

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Иллюстрации к произведению

Развивать умение выделять главную мысль произведения.



136

Внеклассное чтение. Г.Х. Андерсен. Русалочка

1



Пересказ понравившихся эпизодов

Сказка, её особенности

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Иллюстрации к произведению

Формировать читательскую самостоятельность.





3.8. Ресурсное обеспечение рабочей программы. (Интернет ресурсы и литература)

Информационно-методическое обеспечение

Для учителя

Для обучающихся

Аксёнова Л.К.

«Методика обучения русскому языку в коррекционной школе».

М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

Генинг М.Г.

«Воспитание у дошкольников правильной речи».

Чувашское книжное издательство, 1976

Корнев А.Н.

«Нарушения чтения и письма у детей»

Учебно-методическое пособие.

СПб: МиМ, 1997

Лалаева Р.И.

«Нарушение процесса овладения чтением у школьников»

Учебное пособие для студентов дефектол. фак-та пед. ин-тов

М. Просвещение, 1983

Сухин И.Г.

«Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков»

Академия Холдинг, 2002

З.Ф. Малышева

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП 5 класс.

М. Просвещение, 2020.














67



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!