Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 с кадетскими классами»
Утверждена решением методического совета Протокол от 28.08.2019 №1 | Рассмотрено и рекомендовано ШМО учителей __________________ Протокол № 6 от 28. 05.2019 |
Адаптированная рабочая программа
по литературе
для 9 в класса(VIIIв)
2019-2020 уч. г.
Автор: Доценко Е.М
г. Кстово
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой и , федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; чтение для 9 класса 8 вида автора – составителя А.К. Аксёновой и
В классе для детей с особыми возможностями здоровья в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 3 учебных часа в неделю.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Содержание
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Чтение и развитие речи»
количество часов в неделю - 3ч количество часов в год - 102ч
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
| Введение | 1 |
1 | Устное народное творчество | 10 |
5 | Из произведений Русской литературы XIX века | 49 |
6 | Из произведений Русской литературы XX века | 33 |
| Зарубежная литература | 3 |
7 | Повторение | 4 |
Всего: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи (102 часа)
9 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Роль книги в жизни человека | 1 | 4.09 | |
2 | Устное народное творчество. Жанры | 1 | 6.09 | |
3 | Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». Чтение, беседа по вопросам | 1 | 7.09 | |
4 | Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра | 1 | 11.09 | |
5 | Былина «На заставе богатырской». | 1 | 13.09 | |
6 | В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селенинович» | 1 | 14.09 | |
7 | Контрольный урок. Проверка техники чтения | 1 | 18.09 | |
8 | Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую» | 1 | 20.09 | |
9 | « Сказка про Василису Премудрую» | 1 | 21.09 | |
10 | Беседа, обсуждение сказки, вопросы | 1 | 25.09 | |
11 | Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о животных. Язык сказок. Герои | 1 | 27.09 | |
12 | В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». | 1 | 28.09 | |
13 | Сказка «Три пояса». | 1 | 2.10 | |
14 | Беседа по содержанию сказки | 1 | 4.10 | |
15 | И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством | 1 | 5.10 | |
16 | И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям | 1 | 9.10 | |
17 | Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне | 1 | 11.10 | |
18 | А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя | 1 | 12.10 | |
19 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» | 1 | 16.10 | |
20 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | 1 | 18.10 | |
21 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | 1 | 19.10 | |
22 | Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение | 1 | 23.10 | |
23 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» | 1 | 25.10 | |
24 | Беседа о поступках, характерах героев | 1 | 26.10 | |
25 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок | 1 | 30.10 | |
26 | А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям | 1 | 1.11 | |
27 | М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по учебнику | 1 | 2.11 | |
28 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». | 1 | 6.11 | |
29 | М.Ю. Лермонтов «Баллада» | 1 | 8.11 | |
30 | Баллада «Морская царевна» | 1 | 9.11 | |
31 | Чтение, работа по содержанию баллады | 1 | 13.11 | |
32 | Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. | 1 | 15.11 | |
33 | Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам | 1 | 16.11 | |
34 | Чтение стихотворения наизусть (на выбор) | 1 | 20.11 | |
35 | Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством | 1 | 22.11 | |
36 | Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение, пересказ | 1 | 23.11 | |
37 | Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» | 1 | 27.11 | |
38 | Чтение, знакомство с особенностями языка повести | 1 | 29.11 | |
39 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | 1 | 30.11 | |
40 | Н.В. Гоголь «Майская ночь» | 1 | 4.12 | |
41 | Пересказ эпизода (на выбор). Рисование иллюстраций к повести | 1 | 6.12 | |
42 | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | 7.12 | |
43 | Устное рисование портретов героев повести, особенности языка | 1 | 11.12 | |
44 | Контрольный урок. Проверка техники чтения | 1 | 13.12 | |
45 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | 14.12 | |
46 | Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион знаний» | 1 | 18.12 | |
47 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». | 1 | 20.12 | |
48 | Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение | 1 | 21.12 | |
49 | Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы | 1 | 25.12 | |
50 | Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша» | 1 | 27.12 | |
51 | Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова | 1 | 28.12 | |
52 | А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по вопросам | 1 | 15.01 | |
53 | Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение | 1 | 17.01 | |
54 | «Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир лирического героя | 1 | 18.01 | |
55 | Чтение стихотворения наизусть (на выбор) | 1 | 22.01 | |
56 | А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «снежный ком» | 1 | 24.01 | |
57 | А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». | 1 | 25.01 | |
58 | А.П. Чехов «Злоумышленник» | 1 | 29.01 | |
59 | А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях юмора писателя | 1 | 31.01 | |
60 | Внеклассное чтение по рассказам Чехова | 1 | 1.02 | |
61 | М. Горький. Знакомство с биографией | 1 | 5.02 | |
62 | М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни | 1 | 7.02 | |
63 | «Песня о Соколе». Отработка навыков выразительного чтения | 1 | 8.02. | |
64 | М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам | 1 | 12.02 | |
65 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др. Выразительное чтение учителем стихотворений. | 1 | 14.02 | |
66 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». | 1 | 15.02 | |
67 | М. Цветаева Поэзия и жизнь поэтессы | 1 | 19.02 | |
68 | Чтение стихов, беседа по вопросам («Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел») | 1 | 21.02 | |
69 | Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного чтения | 1 | 22.02 | |
70 | К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер» | 1 | 26.02 | |
71 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» | 1 | 28.02 | |
72 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» Чтение наизусть абзаца, в котором автор дает описание природы | 1 | 29.02 | |
73 | Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев, письменный ответ на вопросы | 1 | 4.03 | |
74 | Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели» | 1 | 6.03 | |
75 | С. А. Есенин. Слово о поэте. | 1 | 7.03 | |
76 | Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение наизусть, беседа по вопросам | 1 | 11.03 | |
77 | С.А. Есенин «Собаке Качалова» | 1 | 13.03 | |
78 | «Стихи о природе». Конкурс чтецов | 1 | 14.03 | |
79 | М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану | 1 | 18.03 | |
80 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | 1 | 20.03 | |
81 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | 1 | 21.03 | |
82 | Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного героя | 1 | 1.04 | |
83 | Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы» | 1 | 3.04 | |
84 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». | 1 | 4.04 | |
85 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Первичное восприятие рассказа, беседа по вопросам | 1 | 8.04 | |
86 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». | 1 | 10.04 | |
87 | Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии | 1 | 11.04 | |
88 | Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь» и др. | 1 | 15.04 | |
89 | Устное рисование картин природы в поэзии Рубцова. | 1 | 17.04 | |
90 | Ю.И. Коваль. Слово о писателе | 1 | 18.04 | |
91 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | 1 | 22.04 | |
92 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | 1 | 24.04 | |
93 | . Стивенсон. «Вересковый мед». | 1 | 25.04 | |
94 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». | 1 | 29.04 | |
95 | Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». | 1 | 6.05 | |
96 | . Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» | 1 | 13.05 | |
97 | Повторение | 1 | 15.05 | |
98 | Повторение. | 1 | 16.05 | |
99 | Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | 20.05 | |
100 | Резервные уроки | 3 | 22.05 | |