КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
____________________________________________________________________________
143403, Московская область, Красногорск, ул. Кирова, 23
Эл.почта: [email protected]
Рабочая программа
по дефектологии
Составители: Чепурнова Екатерина Олеговна
учитель начальных классов
Хантемирова Аида Ранилевна
учитель - дефектолог
2019 г.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и их социальную адаптацию.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, многократно описанные в литературе, существенно затрудняют достижение ими планируемых результатов НОО. Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей. Занятия полезны для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях. Участие ребенка в коррекционных занятиях способствует уменьшению эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на мотивацию учения. У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительно пространственных представлений, фонематических процессов и проч.)., которые мешают овладению содержанием учебных предметов.
Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся.
Цель программы: коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1.Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2.Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3.Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
В результате освоения коррекционно-развивающего курса обучающиеся к концу учебного года (2 класса) должны уметь:
дифференцировать информацию разной модальности;
работать по алгоритму в соответствии с установленными правилами;
находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.)
запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
свободно ориентироваться в рабочем пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
адекватно принимать оценку взрослого и сверстника;
владеть навыками партнерского и группового сотрудничества.
Перечисленные результаты освоения психокоррекционных курсов предполагают сформированность следующих универсальных учебных действий:
Личностными результатами являются следующие знания и умения:
оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
знание моральных норм;
развитие познавательных интересов;
Метапредметными результатами являются следующие умения:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога-психолога;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
высказывать свое предположение (версию);
работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы группы с педагогом-психологом.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
договариваться со сверстниками о правилах поведения и общения и следовать им;
работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Результаты освоения программы коррекционно-развивающего курса отражают и сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к педагогу при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит, само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления. Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Методы работы
- методика психолого – педагогического обследования по Е. А. Стребелевой;
- игровой метод (развивающее, обучающее, воспитательные игровые занятия);
-метод контроля достижений (метод включает в себя задания и последующий контроль их выполнения );
- метод развития ручной моторики;
- методы работы на развитие зрительного восприятия;
- методы работы на развитие слухового внимания;
- методы работы на развитие моторно – двигательного внимания;
- с целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры: Артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- кинезеологические упражнения.
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие личностно-мотивационной сферы Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Содержание коррекционно- воспитательного процесса | Приблизительные сроки прохождения |
Диагностическое обследование (4 часа) |
1 | «Зрительный диктант» Числовой ряд от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | Определение порядка при счете, количества предметов. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математически х представлений | |
2 | «Что ты видишь?» Предложение. | Закрепление знание правила написания предложения. | Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка | |
3 | «Что это?» Рисование прямых линий. Прямоугольник | Вертикальные и горизонтальные прямые линии | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | |
4 | «Волшебный мешочек» Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Обобщающее занятие | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма. | |
5 | «Запоминание предметов» Числа от 10 до 20. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
6 | «За одну минуту» Предлоги | Формирование знаний о предлогах, умении правильно их употреблять. Развитие познавательных процессов. | Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно- образного мышления. | |
7 | «Шнуровки» Большая буква в именах и фамилиях людей | Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма. | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописания. | |
8 | «Письмо инопланетянина» | Развитие познавательных процессов. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно- образного мышления. | |
9 | «Порядок предметов». Числовой ряд. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
10 | «Объедини по смыслу» | Развитие познавательных процессов. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности средних движений. | |
11 | «Поверни квадрат» | Развитие познавательных процессов | Развитие мышления, вербальной памяти. | |
12 | «Лица людей». Правописание парных согласных. | Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов. | Эмоциональное воспитание | |
13 | «Добавь слово» | Развитие познавательных процессов | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти, тонко координированных движений | |
14 | «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш | Различать и выделять на письме ж-ш | Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления | |
15 | «Раскрась фигуру» | Развитие познавательных процессов | Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления | |
16 | «Что больше (меньше)?» Нахождение суммы и остатка. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математически х представлений, развитие мыслительных операций | |
17 | Обобщающее занятие | Повторение ранее изученного. Дидактические игры. | Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления | |
18 | «Продолжи числовой ряд» Переместительное свойство сложения. Нахождение разности | Сложение удобным способом. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти | |
19 | Скобки. Сочетательное свойство сложения | Порядок выполнения действий в выражениях. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти | |
| | | | |
21 | «Графический диктант» Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. | Знать, что - ь обозначать мягкость согласного звука на письме | Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов. | |
22 | «Что здесь изображено» | Развитие познавательных процессов | Развитие произвольного внимания, осязательных ощущений | |
23 | «Исключи лишнее». Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Кто? | Правильная постановка вопроса Что? | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления | |
24 | Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат | Построение прямоугольника. Периметр прямоугольника | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
25 | «Отыщи числа» | Развитие познавательных процессов | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля | |
26 | Временные представления | Формирования умения ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток. | Развитие мышления и временных представлений. | |
27 | «Точки». Действия с числами в пределах 20. | Состав числа, порядок числа,, действия с числами. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
28 | Временная последовательность | Формирования умения ориентироваться в месяцах, днях недели, времени суток | Развитие мышления и временной последовательности. | |
29 | Запретное движение | Развитие познавательных процессов | Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности. | |
30 | Понятие о главных и неглавных членах предложения. | Выделение главных и неглавных членов предложений. | Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения | |
31 | «Продолжи числовой ряд». Решение задач в одно действие. | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. | Формирование математически х представлений, развитие мыслительных операций | |
32 | «Что перепутал художник?» Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий. | |
33 | «Подбери слова» | Развитие познавательных процессов | Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. | |
34 | «Волшебный мешочек» Решение примеров. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
35 | «Продолжи логический ряд». Геометрические фигуры. Обобщающее занятие | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | |
36 | «Запутанные дорожки». Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математически х представлений, развитие мыслительных операций | |
37 | Пространственные представления. Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости | Развитие умение ориентироваться в пространстве, развитие мышления. Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости. | - формирования умения ориентироваться в пространстве; - развивать мыслительные операции; - развивать речь детей и обогащать словарный запас. | |
38 | «Фигурный рисунок» Действие и его название. | Правильная постановка вопроса что делает? | Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-ноторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления | |
39 | «Волшебный мешочек». Разложение двузначного числа на десятки и единицы | Состав числа, порядок числа, операции с числами. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
40 | «Руки вместе». Предлог как отдельное слово | Предлоги – в, на ,в, с, из, у | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма | |
41 | «Качественны е признаки предметов». Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. | Закрепление навыков выполнения действия вычитания. | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мыслительной деятельности. | |
42 | Решение задач в 1-2 действия | Вычислительные умения. Моделирование . Решение задач разными способами | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
43 | Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин | Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр) | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
44 | «Точки». Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математически х представлений | |
45 | «Запомни слова» | Развитие познавательных процессов | Развитие психомоторики, аналитико-синтетических способностей. | |
46 47 | Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | |
48 | Упражнения с песком | Развитие математических представлений, развитие мелкой моторики и развитию речи ребенка | Песочные игры. Развитие моторики, стимулирует творческое пространственное мышление и воображение. | |
49 | Тренируем зрительную память. | Познавательная деятельность. Упражнения для устранения ошибок на зеркальное написание букв. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия Развитие фонетического слуха. | |
50 51 | Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | Познавательная деятельность. | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
52 | Формирование умения определять и раскрывать тему текста, основную мысль и опорные слова; формирование понятия «заголовок». | Учить определять тему текста, основную мысль, озаглавливать текст. | Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия и саморегуляции. | |
53 | Формирование понятия о структуре текста | Учит составлять текст по заданному заголовку и началу (окончанию) | Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия и саморегуляции и коммуникации | |
54 | Формирование понятия о фразеологизмах | Учит понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи. Знакомство со словарем. | Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия и саморегуляции и коммуникации | |
55 | Парные согласные | Формировать умения подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом слове. | Развитие мыслительных операций, развитие зрительного внимания и восприятия. Способность развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся. | |
56 | Удвоенные согласные | Формировать умение о правилах деления слов с удвоенными согласными, навык в нахождении слов с удвоенной согласной и умении запоминать написание слов на это правило. | Развитие мыслительных операций, развитие зрительного внимания и восприятия. Способность развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся. | |
57 | «Зрительный диктант» Числовой ряд от 21 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Определение порядка при счете, количества предметов. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | |
58 | Математический диктант | Формирование умения выполнять графические изображения, умения слушать и выполнять инструкцию. | Развитие мыслительных операций, фонетического внимания и восприятия. | |
59 | Закрепление изученного. Решение задач. | Закрепление умения решать задачи, умения пользоваться изученными приемами сложения и вычитания. Повторение чисел от 1 до 100. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
60 | Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Повторение пройденного. Обобщающее занятие. | Формирование умения ориентироваться по сюжетным опорным картинкам Формирование умения составлять рассказ, по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта | Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия | |
Диагностическое обследование (4 часа) |
Список литературы
Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения:пособие для педагогов,дефектологов,психологов С.Д.Забрамная,Ю.А. Костенкова ВЛАДОС,2018г.
Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет.О.А.Романович Е.П.Кольцова ВЛАДОС,2018г.
Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития И.К.Боровская, И.В.Ковалец ВЛАДОС,2004
Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога. Е.А. Стребелева.ВЛАДОС,2016 г.
Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с обучающимися 6-7 лет с ЗПР.-М. Мозаика – синтез: 2010
Морозова И. А., Пушкарева М. А.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с обучающимися 6-7 лет с ЗПР. — М.: Мозаика – синтез 2006
Н.А. Арапова-Пискарева, Формирование элементарных математических представлений в детском саду М. Мозаика – синтез: 2019
Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Авт.- сост. Е.В. Рындина. – СПб. «Детство- пресс»,2014г.
Познаем математику в игре - ЦДК проф. Л.Б. Баряевой С-Пб 2011
Психолого-педагогическая диагностика развития обучающихся раннего и дошкольного возраста. Е.А. Стребелева - Просвещение М. 2014
Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича..Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ООО «Метода»,2013г.
Познаем математику в игре - ЦДК проф. Л.Б. Баряевой С-Пб 2011