Государственное казённое профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»
Согласовано Зам.директора по УР А.В.Румянцев « » 20 г. | Утверждаю Директора И.Н.Гусаченко « » 20 г. |
Рабочая программа по дисциплине
ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики адаптированная для лиц с ОВЗ инвалидов по специальности
среднего профессионального образования
09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»
базовой подготовки
Форма обучения
очная
Рассмотрена на заседании ЦМК
Протокол № от « » 20 г.
Председатель ЦМК Воинова Н.А.
г. Сергиев Посад
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Дискретная математика с элементами математической логики» предназначена для изучения в организациях начального и среднего профессионального образования по специальности СПО 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование», реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;
Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2;
Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование», утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 N 1548;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.18.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
Дискретная математика изучается в организациях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования. С учетом рекомендаций:
Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Науки России от 20 апреля 2015г. №06-830;
Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором ГКПОУ СПО МО «Сергиево - Посадского социально-экономического техникума»;
Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по очной форме обучения утвержденного директором техникума от 29.06.2015г;
Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306);
Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки приказ от 16 ноября 2013г №06-2412вн.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (профессии) среднего профессионального образования 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование» и примерной программы по дисциплине.
Автор программы: Тимонина Т.Е., преподаватель первой категории
Содержание
1. Паспорт рабочей программы дисциплины 5
1.1. Область применения программы 5
1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы 5
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины 5
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины 6
2. Структура и содержание дисциплины 7
2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий 7
2.2. Тематический план и содержание дисциплины 8
3. Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Образовательные технологии 10
3.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению 12
Информационное обеспечение обучения 13
Общие требования к организации образовательного процесса 13
Кадровое обеспечение образовательного процесса 14
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 14
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины ЕН 02. «Дискретная математика с элементами математической логики» является частью основной профессиональной образовательной программы ГКПОУ МО «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум» по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»
1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы
Учебная дисциплина ЕН 02 «Дискретная математика с элементами математической логики» относится к математическому и общему естественнонаучному учебному циклу ППССЗ.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
выполнять операции над множествами.
применять методы криптографической защиты информации.
строить графы по исходным данным.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
Понятия функции алгебры логики, представление функции в совершенных нормальных формах, многочлен Жегалкина
Основные классы функций, полноту множества функций, теорему Поста.
Основные понятия теории множеств.
Логику предикатов, бинарные отношения и их виды.
Элементы теории отображений и алгебры подстановок
Основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам.
Метод математической индукции.
Алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов.
Основные понятия теории графов, характеристики графов, Эйлеровы и Гамильтоновы графы, плоские графы, деревья, ориентированные графы, бинарные деревья.
Элементы теории автоматов.
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной занятий
Вид учебной работы | Объём в часах |
Объем образовательной программы | 45 |
Работа во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий | 36 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 22 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 9 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Тема 1. Основы теории множеств | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
1.Основные понятия и определения теории множеств. Операции над множествами и их свойства | 2 |
2.Декартова произведение и степень множества | 2 |
3.Отношения в множествах | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ Операции над множествами | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по теме | |
Тема 2.Основы математической логики | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
1.Логические операции. Формулы логики. Законы логики. Равносильные преобразования | 2 |
2.Булевы функции. Методы упрощения булевых функций | 2 |
3.Основные классы функций. Полнота множества. Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина | 2 |
4.Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста. Предикат. Операции над предикатами | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ Логические операции, формулы логики, законы алгебры логики | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 3. Основы теории графов | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
1.Основные положения теории графов | 2 |
2.Маршруты и пути в неориентированных и ориентированных графах | 2 |
3.Связность графов. Эйлеровы графы | 2 |
4.Деревья и взвешенные графы | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ Построение графов по исходным данным | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Промежуточная аттестация | | |
Всего: | 36 | |
3. Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Образовательные технологии
3.1.1. При реализации различных видов учебных занятий в учебном процессе используются следующие образовательные технологии: ИКТ-технология, тестовая технология, метод проектов, технология уровневой дифференциации, которые дают наиболее эффективные результаты освоения дисциплины.
Метод - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы.
В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
3.1.2. Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе
Семестр | Вид занятия | Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий | Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятий |
1 | Л | Вводные лекции, подготовительные лекции, лекции-диалоги, лекции с элементами практического занятия, программная лекция-презентация. В лекциях используется следующие интерактивные формы: ориентация обучающихся к первоисточникам, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала | Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной, внеаудиторной работы |
| ПЗ | | Планы занятий, справочный материал, инструкционные карты, методические рекомендации по выполнению практических работ |
2 | Л | Вводные лекции, подготовительные лекции, лекции-диалоги, лекции с элементами практического занятия, программная лекция-презентация. В лекциях используется следующие интерактивные формы: ориентация обучающихся к первоисточникам, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала; Лекция-презентация с элементами диалога, где используется текстовая и видеоинформация | |
| ПЗ | Практические работы | Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной, внеаудиторной работы |
| СР | Самостоятельная работа | Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной, внеаудиторной работы |
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ЕН 02. «Дискретная математика» требует наличия учебного кабинета «Математики и физики»
Оборудование учебного кабинета:
Стол 2-х местный аудиторный – 9шт
Стол демонстрационный из 2-х частей – 1 шт
Стул СМ-1 (мяг.) – 1 шт
Стул ученич. РТ6 – 18 шт
Шкаф 4-х дверный – 1 шт
Комплект «Дидактика» 1/8 – 1 шт
Жалюзи - 4 шт
технические средства обучения:
Ноутбук НР ProBook 4545s A4 -1 шт
Телевизор 42” Philips 42PFL3008T/60 чёрный FUL HD 100Hz PMR USB -1 шт.
Для реализации программы:
1. Организована без барьерная среда в техникуме.
2. Учебный кабинет «Математика Физика», должен быть оснащен местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничения здоровья и посадочные места по количеству обучающихся с учетом количества мест для ОВЗ.
В кабинете должно быть предусмотрено:
для лица с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор), документ-камеры.
для слабовидящих обучающихся наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор), визуальный проектор виртуальной клавиатуры
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1.Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. –М.: ОИЦ «Академия», 2015.
2. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. Сборник задач с алгоритмами решений –М.: ОИЦ «Академия», 2016
Дополнительные источники
1. Григорьев В.П. Сборник задач по высшей математике: учеб. пособие для студентов учрежд. СПО / В.П .Григорьев, Т.Н. Сабурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
2. Пехлецкий И.Д. Математика: учеб. для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования / И. Д. Пехлецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
3.4. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы дисциплины «Дискретная математика», проводится в учебном кабинете. При проведении учебных занятий используются учебники и учебные пособия, адаптированные к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.
Текущий контроль освоения содержания дисциплины «Дискретная математика», осуществляется в форме тестовых заданий, опроса, практических занятий.
3.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине:
-высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе е инклюзивными группами обучающихся. Необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии. При необходимости работа совместно с педагогом-психологом.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения: практических занятий, самостоятельных работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | |
Понятия функции алгебры логики, представление функции в совершенных нормальных формах, многочлен Жегалкина Основные классы функций, полноту множества функций, теорему Поста. Основные понятия теории множеств. Логику предикатов, бинарные отношения и их виды. Элементы теории отображений и алгебры подстановок Основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам. Метод математической индукции. Алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов. Основные понятия теории графов, характеристики графов, Эйлеровы и Гамильтоновы графы, плоские графы, деревья, ориентированные графы, бинарные деревья. Элементы теории автоматов. | устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий различной сложности |
оценка ответов в ходе эвристической беседы, тестирование |
оценка ответов в ходе эвристической беседы, подготовка презентаций |
устный опрос, выполнение индивидуальных заданий различной сложности |
устный опрос, выполнение индивидуальных заданий различной сложности |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | |
Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики. Выполнять операции над множествами. Применять методы криптографической защиты информации. Строить графы по исходным данным. | устный опрос, тестирование, демонстрация умения формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения |
Методический комплект обеспечения внеаудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине включает:
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
2. Контрольно-оценочные средства: упражнения, задания расчетного характера, задания разного уровня трудности, тестов.
3. Перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения обучающимися.
4. Опорные конспекты.
5. Справочные материалы.
6. Тематика рефератов, творческих работ, сообщений и методические рекомендации по их выполнению.
7. Список литературы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.