Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.11 Дискретная математика
для специальности 09.02.02
Компьютерные сети
2015 г.
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
Цикловой методической комиссией Директор ГБПОУ КК « КИТТ»
___________________________________ _________________ Т.В.Токарева
___________________________________ «____»________________2015 г.
___________________________________
«____» _______________ 2015 г.
Председатель
______________/_________________/
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.02 Компьютерные Сети, утвержден приказом № 803 от 28 июля 2014,зарегистрирован в Минюсте № 33713 20 августа 2014 г Укрупненная группа 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Организация разработчик: ГБПОУ КК «КИТТ»
Разработчик: Христич О.Ю. преподаватель
ГБПОУ КК «КИТТ»
__________________
подпись
Рецензенты:
Креймер А.С. ктн, доцент кафедры КТС,
ФГОУ ВПО Кубанский ГАУ
(наименование учебного заведения)
Квалификация по диплому:
инженер
_______________
подпись
Пасниченко Т.П. генеральный
директор ООО «Техноком-Инвест»
(наименование организации)
Квалификация по диплому:
инженер АСУ
_______________
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дискретная математика
название учебной дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочего: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дискретная математика – дисциплина, входящая в профессиональный цикл – раздел прикладной математики, являющийся базой для математической кибернетики. При изучении данного предмета необходимо широко использовать современные методы и средства обучения, обеспечить реализацию внутрипредметных и межпредметных связей.
Текущий контроль проводится при выполнении практических заданий по каждому разделу в виде самостоятельных работ.
Самостоятельная работа студентов планируется в виде домашней работы по темам программы, а также в виде выполнения докладов по разделам
Дисциплина «Дискретная математика» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла:
Основы теории информации;
Архитектура аппаратных средств;
Участие в проектирование сетевой инфраструктуры;
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление:
о предметах и задачах дисциплины «Дискретная математика»;
об основных направлениях развития дискретной математики;
о роли дискретной математики в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
производить операции над множествами;
определять свойства отношения и причислять его к одному из известных классов;
задавать графы различными способами;
строить двоичные коды с заданными свойствами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и приемы дискретной математики;
основные понятия теории множеств;
понятия соответствий и отношений и их свойства;
понятия теории графов и алгоритмы решения основных задач;
основные методы двоичного кодирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 54 часов;
самостоятельной работы студентов 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
подготовка к практическим и контрольным работам | 7 |
подготовка конспекта | 10 |
подготовка к практическим и контрольным работам | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Дискретная математика Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание предмета «Дискретная математика», его значение для подготовки специалиста среднего звена, взаимосвязь с другими предметами учебного плана. Базовые понятия математики, на которые опирается дискретная математика, история развития математики, истоки развития дискретной математики | 2 | 1 |
Раздел 1. Теория множеств и комбинаторный анализ | 41 | |
Тема 1.1. Множества и операции над ними | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные понятия теории множеств: множество, подмножество, элемент множества, равные множества, пустое множество. Способы представления множеств. Теоретико-множественные операции. Диаграммы Эйлера-Вьенна. Прямые произведения множеств. Свойства операций над множествами. Функция принадлежности. Определение значений функции принадлежности для заданных операций. | 2 | 1 |
Практические работы | 2 | |
1 | Множества и операции над ними | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе 3. Подготовить доклад Темы Множества и основные операции над ними. Конечные, счетные, континуальные множества Натуральные числа. Аксиомы теории множеств | 3 |
Тема 1.2. Векторы, проекция вектора на ось | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Векторы. Прямые произведения множеств. Проекции векторов на оси | 2 | 2 |
Практические работы | 2 | |
2 | Прямые произведения множеств. | 2 |
| Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3. Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основные правила комбинаторики. Размещения, перестановки и сочетания | 2 | 2 |
2 | Метод математической индукции | 2 | 2 |
Практические работы | 2 | |
3 | Вычисление числа размещений, перестановок и сочетаний | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе. | 2 |
Тема 1.4. Соответствия и функции | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие соответствия, свойства соответствий, взаимно однозначные соответствия. | 2 | 2 |
2 | Элементы теории отображений. Функции, композиции функций | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. | 2 | |
Тема 1.5. Бинарные отношения и их виды | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие отношения, способы задания отношения, свойства, отношение эквивалентности и разбиения множества на классы эквивалентности/ Отношение порядка, полностью и частично упорядоченные множества. | 2 | 2 |
2 | Матрица бинарного отношения. Специальные бинарные отношения. Фактор-множества | 2 | 2 |
Практические работы | | |
4 | Бинарные отношения и их свойства | |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе. 3. Подготовка докладов Темы: Отношения эквивалентности и разбиения. Отношения порядка. | 2 |
Тема 1.6. Операции и алгебры | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Бинарные операции, основные свойства; булевы алгебры, изоморфизм булевых алгебр. | 2 | 1 |
2 | Основы алгебры вычетов. Таблица Кэли. Алгебры подстановок. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Написание конспекта | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. Теория графов | 28 | |
Тема 2.1. Основные понятия теории графов | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Основные понятия теории графов; способы задания, локальные степени вершин, плоские графы, ориентированные графы. | 2 | 1 |
2 | Части графа: подграф, суграф, звездный граф. Операции над частями графа: сумма, пересечение, дополнение, прямая сумма. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка докладов Темы: Задача о кенигсбергских мостах.. Виды и способы задания графов. Подграфы и части графа. Операции над графами. | 4 | |
Тема 2.2. Маршруты, связность, расстояния. Задачи об обходах | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Маршруты, циклы, связность, расстояния, диаметр и центр графа; эйлеровы и гамильтоновы графы. Условие эйлеровости графа. Задачи об обходах. | 2 | 2 |
Практические работы | 4 | |
5 | Способы задания графов, локальные степени вершин, части графа и операции над ними. | 2 |
6 | Маршруты и расстояния. | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе | 2 |
Тема 2.3. Деревья. Характеристики графов. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Деревья и их свойства. Характеристические числа графов | 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка докладов Темы: Нахождение кратчайших маршрутов. Обходы графов. Остовы графов. Обходы графов по ширине и глубине. Задача коммивояжера. Применение графов в программировании | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.4. Сети, поток в сети | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Сети, поток в сети, теорема о максимальном потоке. | 2 | 1 |
Практические работы | 2 | |
7 | Сети, определение максимального потока в сети. | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе | 2 |
Раздел 3. Элементы теории кодирования | 8 |
Тема 3.1. Алфавитное кодирование | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Основные понятия теории кодирования, алфавитное кодирование. Кодирование натуральных чисел двоичным кодом с минимальным числом символов, с фиксированным числом символов. | 2 | 2 |
2 | Равномерный код. Разделимость и префиксность. | 2 | 2 |
Практические работы | 2 | |
8 | Кодирование натуральных чисел двоичным кодом | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка к устному опросу, проработка материалов по лекциям. 2. Подготовка к практической работе | 2 |
Раздел 4. Обобщение и контроль знаний | 2 |
| Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов,
рабочее место преподавателя,
дидактическое обеспечение дисциплины:
сборник практических работ
сборник заданий для самостоятельной работы студентов
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кузнецов, Олег Петрович. Дискретная математика для инженера/ О.П.Кузнецов. – 6-е изд., стер. – М.: Лань, 2009.
Дискретная математика: учеб.-метод. пособие / Кемеровский гос. ун-т, Кафедра алгебры и геометрии; [сост. О. А. Чуешева]. – Кемерово, 2010.
Дополнительные источники:
Новиков, Федор Александрович. Дискретная математика для программистов: учеб. пособие / Ф. А. Новиков. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
Новиков, Федор Александрович. Дискретная математика для программистов: учебник для вузов / Ф. А. Новиков. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
Мельников О.И. Незнайка в стране графов. – Минск: Беларус.навука, 2000.;
Мельников О.И. Занимательные задачи по теории графов. – Минск: ТетраСистемс, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://www.intuit.ru образовательный портал
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
производить операции над множествами | экспертное наблюдение при выполнении работ на практических и лабораторных занятиях |
определять свойства отношения и причислять его к одному из известных классов | экспертное наблюдение при выполнении работ на практических и лабораторных занятиях |
задавать графы различными способами | экспертное наблюдение при выполнении работ на практических и лабораторных занятиях |
строить двоичные коды с заданными свойствами | экспертное наблюдение при выполнении работ на практических и лабораторных занятиях |
Знания: | |
основные понятия и приемы дискретной математики | интерактивный опрос |
основные понятия теории множеств | интерактивный опрос защита практических работ тестирование |
понятия соответствий и отношений и их свойства | интерактивный опрос защита практических работ тестирование |
понятия теории графов и алгоритмы решения основных задач | интерактивный опрос защита практических работ тестирование |
основные методы двоичного кодирования | интерактивный опрос защита практических работ тестирование |
Разработчик:
ГБПОУ КК «КИТТ» преподаватель О.Ю.Христич
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)