СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Литература" для 5 класса основного общего образования *(по обновленным ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Литература" для 5 класса основного общего образования *(по обновленным ФГОС)»

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района

МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Литература»

для 5 класса основного общего образования

(по обновленным ФГОС)

на  2022-2023  учебный год






Составитель: 

Акимова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ






Нижнекамск, 2022


Содержание учебного предмета

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки.

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки).

Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева,  А.  А.  Фета,  И.  А.  Бунина,  А.  А.  Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов 
(два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.    
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля  и  Минька»,  «Ёлка»,  «Золотые  слова»,  «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с  Васильевского  острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей  (одно

по  выбору).  Например,  К.  Булычёв.  «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).  

Например,   М.   Твен.   «Приключения   Тома   Сойера»(главы по выбору);

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.  «Белый  клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
 

Планируемые образовательные результаты

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты.

   Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

    Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:


Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 

  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

  •  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  •  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  •  представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

  •  представление о способах противодействия коррупции;

  •  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

  •  активное участие в школьном самоуправлении;

  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; 

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; 

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; 

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде; 

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; 

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; 

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; 

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; 

  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 

  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 

  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 

  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 

  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; 

  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 

  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; 

  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; 

  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; 

  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 

  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:


1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.


Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); 

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

  • регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

  • проявлять открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;   

3)владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

  • определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

  • понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

  • сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

  • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

Тематическое планирование


Согласно учебному плану в 5-х классах по 3 ч. в неделю, всего 102 часа.


п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Введение (2 часа)



1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому

1


2

Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним

1



1.Мифы народов России и мира ( 2 часа)



3

Миф.

Мифы

Древней

Греции.

Мифы

Урок

чтения и

изучения

произведен

ия.

Знать: понятие

«миф»,

разнообразие

тематики

мифов, их связь

Составлять

рассказ по

крылатым

Принимает и

сохраняет

учебную зада-

чу; планирует

необходимые

Проявляет

интерес и

уважение к

другим

народам;

Миф.

Мифы

Древней

Греции.

Мифы

Урок

чтения и

изучения

произведен

ия.

Знать: понятие

«миф»,

разнообразие

тематики

мифов, их связь

Составлять

рассказ по

крылатым

Принимает и

сохраняет

учебную зада-

чу; планирует

необходимые

Проявляет

интерес и

уважение к

другим

народам;

Миф.

Мифы

Древней

Греции.

Мифы

Урок

чтения и

изучения

произведен

ия.

Знать: понятие

«миф»,

разнообразие

тематики

мифов, их связь

Составлять

рассказ по

крылатым

Принимает и

сохраняет

учебную зада-

чу; планирует

необходимые

Проявляет

интерес и

уважение к

другим

народам;

Мифы и мифология. Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов: «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Орфей в подземном царстве»

1

4

Славянская мифология. Мифы: «Алатырь», «Дажьбог», «Перун и Девана»

1



2. Фольклор (8 часов)



5

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

1


6

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки)

1

http://feb-web.ru

7

Сказки народов России и народов мира. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

1


8

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1


9

«Царевна-лягушка»

1

http://www.skazka.com.ru.

10

Особенности сказок о животных и бытовых сказок. Русские народные сказки: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1


11

«Бедный ткач» (индийская сказка)

1


12

Контрольная работа № 1 по темам «Мифы. Фольклор»

1


3.Литература первой половины ХIХ века (18 часов)

13

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык

1


14

И. А. Крылов: биография, творчество писателя

1


15

И. А. Крылов «Свинья под дубом»

1


16

«Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

1


17

И. А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

1


18

А.С.Пушкин. Детство писателя. Годы учения. Начало творческого пути

1


19

Детство А.С.Пушкина.Стихотворение «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро»

1


20

Стихи и проза. Рифма и ритм

1


21

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…». Сюжеты и образы народных сказок в Прологе

1


22

Литературная сказка. Основные образы сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

ttp://www.skazka.com.ru.

23

Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка омертвой царевне и семи богатырях»

1


24

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. Стихотворение «Бородино». Патриотизм произведения

1


25

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1


26

Н. В. Гоголь: детство и начало творческого пути. Повесть «Ночь перед Рождеством»

1


27

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы

1


28

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Анализ главных героев

1


29

Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством»

1


30

Контрольная работа № 2 по теме «Литература первой половины ХIХ века»

1


4.Литература второй половины ХIX века (18 часов)

31

И.С.Тургенев. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа

1

http://hallenna.narod.ru/russky-byt-19-veka-enciklopedia.html

32

И.С.Тургенев. «Муму». Портрет Герасима. Сравнение, гипербола. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие

1


33

И.С.Тургенев. «Муму». История отношений Герасима и Татьяны.Герасим и Муму

1


34

И.С.Тургенев. «Муму». «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

1


35

И.С.Тургенев «Муму».Превосходство Герасима над челядью. Протест героя против рабских отношений

1


36

Обучающее сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму»

1


37

Н.А.Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

http://hallenna.narod.ru/russky-byt-19-veka-enciklopedia.html

38

Н.А.Некрасов.«Крестьянские дети». Анализ стихотворения

1


39

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Школьник»

1


40

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» («Мороз, Красный нос»)

1


41

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ-быль Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

1

http://www.tolstoy.ru/main/index.html

42

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».Жилин и татары.

1


43

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Мысли писателя о жизни разных народов. Картины природы в рассказе

1


44

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1


45

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Обучение сравнительной характеристики героев.

1


46

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе

1


47

Обучающее сочинение по рассказу «Кавказский пленник»

1


48

Контрольная работа № 3 по теме «Литература второй половины ХIХ века»

1


5.Литература ХIXXX веков (17 часов)

49

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Образ русской природы в поэзии. Рифма. Ритм.

1


50

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (1830). Пейзаж как средство создания настроения

1


51

Лирика А.А. Фета. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь»

1


52

Образ разных времён года в стихотворениях русских поэтов. Ф.И. Тютчев.«Есть в осени первоначальной…» (1857), «Зима недаром злится…». С.А.Есенин. «Белая береза»

1


53

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев

1

http://hallenna.narod.ru/russky-byt-19-veka-enciklopedia.html

54

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». Особенности чеховского юмора

1


55

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».

Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа

1


56

М М Зощенко рассказ «Ёлка»

1


57

Произведения отечественной литературы о природе и животных. К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»

1


58

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1


59

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа

1


60

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой

1


61

А.И. Куприн. Особенности творчества писателя. Рассказ «Белый пудель»

1


62

А.И. Куприн. Рассказ «Белый пудель». Тема истинной дружбы в рассказе

1


63

А.П.Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»

1

https://uchi.ru/

64

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»

1


65

Контрольная работа № 4 по теме «Русская литература ХIХ-ХХ вв.»

1


6. Литература ХХ-ХХI веков ( 19 часов )

66

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» . А. П. Платонов «Маленький солдат»

1

http://lib.prosv.ru/

67

ВЧ В.С.Высоцкий. Стихи о ВОВ

1


68-69

В.П. Катаев «Сын полка»

2


70

Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»

1


71

Выступления на тему «Война и дети».

1


72

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства.В.Г.Короленко. Слово о писателе. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1


73

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Путь Васи к правде и добру

1


74

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций

1


75

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1


76

Анализ эпизода из повести «В дурном обществе»

1


77

В.П.Астафьев. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

1


78

Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет рассказа. Герои

1


79

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя

1


80

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки

1


81

Анализ эпизода из рассказа «Васюткино озеро»

1


82

Контрольная работа № 5. Сочинение на тему «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?" (По произведениям В.Г.Короленко В.П.Астафьева)

1


83

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей.К. Булычев «Девочка, с которой ничего не случится». Слово о писателе. Сюжет и композиция рассказа

1


84

К. Булычев «Девочка, с которой ничего не случится». Фантастические события в рассказе

1


7. Литература народов Российской Федерации ( 1час )

85

Р. Г. Гамзатов «Песня соловья». Анализ стихотворения.

1


8. Зарубежная литература (17 часов)

86

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1


87

Два мира сказки «Снежная королева»

1


88

Зарубежная сказочная проза.Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы на выбор)

1


89

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы на выбор)

1


90

Итоговая контрольная работа № 6.

1


91

Зарубежная проза о детях и подростках.М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1


92

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя

1


93

Р. Брэдбери. Рассказ «Каникулы»

1


94-95

Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»

2


96-97

Р. Л. Стивенсон. «Черная стрела»

2


98-99

Зарубежная проза о животных. Джек Лондон. «Белый клык»

2


100-101

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»

2


102

Обобщение изученного материала за курс 5 класса. Рекомендации по летнему чтению

1