СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по доноведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данном планированиб представлена  радочая программа по доноведению с учётом регионального компанента

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по доноведению»

Название темы

Дата

1

С чего начинается Родина…

5

2

С днём рождения родное село!

12

3

Школа- светлая гавань детства

19

4

Дорога от дома до школы

26

5

Экскурсия в природу

3.10

6

Конкурс рисунков о природе

10.10

7

Растительность Ростовской области. Что за дерево такое?

17.10

8

Кустарники.

24.10

9

Травушка-муравушка

7.11

10

Экскурсия в природу

14.11

11

Растения и мы

21.11

12

Краски Тихого дона

28.11

13

Имя, фамилия, отчество.

5.12

14

Что ты знаешь о роде своём

12.12

15

Чудесный праздник- Новый год .

19.12

16

Зимние обряды на Дону. Коляда

26.12

17

Зимние обряды на Дону. Масленица

9.1

18

Животный мир Ростовской области

16.1

19

Домашняя мохнатая азбука

23.1

20

Мой домашний милый друг.

301

21

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

6.2

22

Родные просторы

13.2

23

Чем богаты наши недра

20.2

24

Что такое почва?

27.2

25

Почва нам и стол и дом

5.3

25

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

12.3

26

Экскурсия в природу

19.3

27

Человек - хозяин природы

2.4

28

С днём Победы, родное село!

9.4

29

Вместе дружная семья

16.4

30

Международный день защиты детей

23.4

32

Последний звонок

30.4

33-34

Обобщающий урок

14.5

21.5















Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа



Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № ___от ____________2019год.

________________Т.Н.Буряченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по_внеурочной деятельности «Доноведение»________

Уровень общего образования (класс):___начальное общее,

1- 4 класс________________



Количество часов: ___________34 часа_____________-

Учитель : Ефименко Любовь Григорьевкавна

Программа разработана на основе:


Программа разработана на основе

авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А. Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г. Степанова, А.Г. Ткаченко, УМК «Гармония», издательство « Баро пресс» 2010 год)






2019 год

Планируемые результаты освоения предмета

учащиеся могут научиться:

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы род­ного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуа­циях. Оценивать характер своего поведения в при­роде, поступки по отношению к природе других лю­дей. Моделировать ситуации по сохранению приро­ды родного края и ее защите;


2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учеб­ной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и ус­воено учащимся, и того, что еще неизвестно);

  • составлять план исследований и проектов по задан­ной теме и определять последовательность собствен­ных действий;

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с пред­лагаемым эталоном;

  • оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца;


3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия по­становки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной ли­тературой для подготовки устных сообщений, вы­полнения самостоятельных исследований и проек­тов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской об­ласти как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюде­ния во время экскурсий; исследовать (на основе не­посредственных наблюдений) связи жизнедеятель­ности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятель­но создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4.Коммуникативным универсальным учебным действи­ям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллек­тивном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаи­модействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказы­вание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) .


Предметные результаты освоения доноведения в начальной школе проявятся в следующем:

учащиеся дол­жны иметь представление:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и со­стоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающе­го на донской земле;

  • об истории родного края;

учащиеся дол­жны знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской об­ласти;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и живот­ного мира своей местности;

  • водоемы Ростовской области и их значение в хозяй­стве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторожде­ния и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры ее охраны в Рос­товской области;

  • государственную символику Ростовской области, сво­его района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице.

учащиеся дол­жны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы род­ного края, приводить примеры (3-4 названия каждо­го вида);

  • различать растения родного края — деревья, кустар­ники, травы, приводить примеры (3-4 названия каж­дого вида);

  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родно­го края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достоприме­чательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу об­ласти, крупные города и свое местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяй­ства и промышленности Ростовской области;

  • использовать географическую карту Ростовской обла­сти как источник информации;

Содержание программы (34 часа)

Я и окружающий мир (4ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (6ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые – каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Жизнь на Дону (13ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды).

С днём рождения, родной город.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения Милютинского района Вместе дружная семья.

Человек и природа (11ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.


Из них проводятся экскурсии по темам:

«Родной хутор»,

«Дорога от дома до школы»,

«Многообразие природы родного края»,

«Растения и животные родного края»,

«Кустарники»,

«Родные просторы» ,

«День освобождения» (экскурсия к памятнику погибшим воинам )


Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное – …».


Тематическое планирование.


п/п

Тема

Количество часов.

1

Я и окружающий мир

4

2

Природа Донского края

6

3

Жизнь на Дону

13

4

Человек и природа

11


итого

34

Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение»

4 класс


п/п

Тема

Кол-во

часов

Образовательные задачи

Содержание деятельности

Дата проведения

Я и окружающий мир


1

Край, в котором я живу

1

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны

Работа с картой

Ростовской области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

5.09

2

О городах и станицах родного края

1

Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

12.09

3-4

С днём рождения, родное село

2

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

19.09

26.09

Природа Донского края

5-7

У природы нет плохой погоды

3

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

3.10

10.10

17.10

8

Живая вода.

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой Ростовской области .

Исследовательские работы.

24.10

9

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

1

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

7.11

10

Растения и животные водоёмов.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы учащихся

14.11

Жизнь на Дону – 13 часов


11

Тайны Донской земли


1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

2111

12

Танаис – древний город

1

Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

28.11

13

Дикое поле

1

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Рисование картин прошлого Дона.

5.12

14

Донской край – казачий край

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.


Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

12.12

15

Первые казачьи городки

1

19.12

16

Казачья семья

1

Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.

26.12

17

Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)


9.1

18

История вещей. Одежда.

1

16.01

19

История вещей. Посуда.

1

23.01

20

Славен Дон!

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Праздничное мероприятие

30.1

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону



21

Сретение. Сороки.

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

62

22

Встреча птиц

1

Дать общее представление о международном дне птиц.

Изготовление скворечника

13.02

23

Пасха, Вербное воскресенье

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

20.02

Человек и природа – 11 часов


24

Природная поверхность нашего края

1

Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

27.2

25

Из недр Донской земли

1

Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.


Работа

с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

5.03

26

Почвы родного края

1

Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.

Практическая работа

«Почвы родного края»

12.03

27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

.19.03

28

Природные экосистемы луга

1

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

2.04

29

Природные экосистемы леса

1

Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.

9.04

30

Донская земля – житница России

1

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»


16.04

31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

23.04

32

Казачьи посиделки

1

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Праздничное мероприятие.

7.5

33-34


Сельское хозяйство на Дону: животноводство

Славься наш край!

1


Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).

14.05

21.5










3 класс

Тема занятия

Дата

1

История создания района

Сентябрь5

2

Точка на карте

12

3

Вехи истории. Проект.

19

4

Символика Милютинского района

26

5

Климат

Октябрь3

6

Экскурсия в природу

10

7

Экскурсия в природу

17

8

Растительный мир района

24

9

Животный мир района

Ноябрь7

10

Рыбное богатство

14

11

Охрана водных ресурсов

21

12

Животные, Красной книги района

28

13

Заповедные места района

Декабрь5

14

Национальное разнообразие

12

15

Коренные народы района

19

16

Лес –наше богатство

26

17

Профессии района

Январь9

18

Предприятия района

16

19

Предприятия района

23

20

Что даёт наш район области?

30

21

Богатство талантов

Февраль6

22

Они создали историю

20

23

Они создали историю

27

24

Эхо войны

Март 5

25

Памятники Милютинского района

12

26

Начало пути

19

27

Святые места

Апрель 2

28

Святые места

9

29

Памятные места Милютинского района

16

30

Мой дом в Милютинском районе

23

31

Конкурс рисунков «Мой край родной!

30

32

Конкурс стихов о родном крае

Май 7

33

Конкурс песен о родном крае1 класс

14

34

Обобщающий урок

21

































1 класс



Тема занятий

Дата

1

Край, где я живу

Сентябрь5

2

Что такое семья?

12

3

Дружная семья

19

4

«Дорожи именем своим» Проект

26

5

Моя фамилия

Октябрь 3

6

Заключительное занятие 2Я и моя семья»

10

7

Растительный мир ростовской оюласти

17

8

Животный мир Ростовской области

24

9

Сезонные изменения в природе

Ноябрь 7

10

Красная книга

14

11

Травы Ростовской области

21

12

Зелёная аптека

28

13

Посещение краеведческого музея

Декаьрь 5

14

Начало пути..

12

15

Мои земляки- участники боевых действий в Чечне

19

16

Мои земляки- участники боевых действий в Афганистане

26

17

Герб и флаг Милютинского района

Январь 9

18

Сказки Тихого Дона

16

19

Загадки

23

20

Пословицы

30

21

Быт казаков

Февраль 6

22

Одежда казаков

13

23

Экскурсия в лес

20

24

Экскурсия на водоём

27

25

Конкурс рисунков о родном крае

Март 5

26

Зимующие животные

12

27

Конкурс рисунков лекарственных растений

19

28

День птиц

Апрель 2

29

Конкурс рисунков животных

9

30

Первоцветы Ростовской области

16

31

Комнатные растения

23

32

Наш лес весной

30

33

Конкурс на лучший проект о родном крае

Май7

34

Обобщающий урок

16





Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной

МБОУ Степано-Савченской ООШ работе

от___________2019 г №______ ----------------Коношко О.В.

______________Ефименко Л.Г. ----------------2019г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!