№ | Название темы | Дата |
1 | С чего начинается Родина… | 5 |
2 | С днём рождения родное село! | 12 |
3 | Школа- светлая гавань детства | 19 |
4 | Дорога от дома до школы | 26 |
5 | Экскурсия в природу | 3.10 |
6 | Конкурс рисунков о природе | 10.10 |
7 | Растительность Ростовской области. Что за дерево такое? | 17.10 |
8 | Кустарники. | 24.10 |
9 | Травушка-муравушка | 7.11 |
10 | Экскурсия в природу | 14.11 |
11 | Растения и мы | 21.11 |
12 | Краски Тихого дона | 28.11 |
13 | Имя, фамилия, отчество. | 5.12 |
14 | Что ты знаешь о роде своём | 12.12 |
15 | Чудесный праздник- Новый год . | 19.12 |
16 | Зимние обряды на Дону. Коляда | 26.12 |
17 | Зимние обряды на Дону. Масленица | 9.1 |
18 | Животный мир Ростовской области | 16.1 |
19 | Домашняя мохнатая азбука | 23.1 |
20 | Мой домашний милый друг. | 301 |
21 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 6.2 |
22 | Родные просторы | 13.2 |
23 | Чем богаты наши недра | 20.2 |
24 | Что такое почва? | 27.2 |
25 | Почва нам и стол и дом | 5.3 |
25 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка | 12.3 |
26 | Экскурсия в природу | 19.3 |
27 | Человек - хозяин природы | 2.4 |
28 | С днём Победы, родное село! | 9.4 |
29 | Вместе дружная семья | 16.4 |
30 | Международный день защиты детей | 23.4 |
32 | Последний звонок | 30.4 |
33-34 | Обобщающий урок | 14.5 21.5 |
Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2019год.
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_внеурочной деятельности «Доноведение»________
Уровень общего образования (класс):___начальное общее,
1- 4 класс________________
Количество часов: ___________34 часа_____________-
Учитель : Ефименко Любовь Григорьевкавна
Программа разработана на основе:
Программа разработана на основе
авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А. Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г. Степанова, А.Г. Ткаченко, УМК «Гармония», издательство « Баро пресс» 2010 год)
2019 год
Планируемые результаты освоения предмета
учащиеся могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
оценивать собственные знания и умения;
доводить дело до конца;
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4.Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) .
Предметные результаты освоения доноведения в начальной школе проявятся в следующем:
учащиеся должны иметь представление:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
об истории родного края;
учащиеся должны знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице.
учащиеся должны уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
Содержание программы (34 часа)
Я и окружающий мир (4ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (6ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые – каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Жизнь на Дону (13ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды).
С днём рождения, родной город.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения Милютинского района Вместе дружная семья.
Человек и природа (11ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Из них проводятся экскурсии по темам:
«Родной хутор»,
«Дорога от дома до школы»,
«Многообразие природы родного края»,
«Растения и животные родного края»,
«Кустарники»,
«Родные просторы» ,
«День освобождения» (экскурсия к памятнику погибшим воинам )
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное – …».
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов. |
1 | Я и окружающий мир | 4 |
2 | Природа Донского края | 6 |
3 | Жизнь на Дону | 13 |
4 | Человек и природа | 11 |
| итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение»
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Образовательные задачи | Содержание деятельности | Дата проведения |
Я и окружающий мир | |
1 | Край, в котором я живу | 1 | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. | 5.09 |
2 | О городах и станицах родного края | 1 | Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» | 12.09 |
3-4 | С днём рождения, родное село | 2 | Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) | 19.09 26.09 |
Природа Донского края | |
5-7 | У природы нет плохой погоды | 3 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков | 3.10 10.10 17.10 |
8 | Живая вода. | 1 | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы. | 24.10 |
9 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 1 | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. | 7.11 |
10 | Растения и животные водоёмов. | 1 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | Исследовательские работы учащихся | 14.11 |
Жизнь на Дону – 13 часов | |
11 | Тайны Донской земли | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» | 2111 |
12 | Танаис – древний город | 1 | Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. | 28.11 |
13 | Дикое поле | 1 | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён. | Рисование картин прошлого Дона. | 5.12 |
14 | Донской край – казачий край | 1 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьей семьи». | 12.12 |
15 | Первые казачьи городки | 1 | 19.12 |
16 | Казачья семья | 1 | Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. | 26.12 |
17 | Жилище казака | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) | 9.1 |
18 | История вещей. Одежда. | 1 | 16.01 |
19 | История вещей. Посуда. | 1 | 23.01 |
20 | Славен Дон! | 1 | Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. | Праздничное мероприятие | 30.1 |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону | | |
21 | Сретение. Сороки. | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону | Праздничные мероприятия. | 62 |
22 | Встреча птиц | 1 | Дать общее представление о международном дне птиц. | Изготовление скворечника | 13.02 |
23 | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону | Праздничные мероприятия. | 20.02 |
Человек и природа – 11 часов | |
24 | Природная поверхность нашего края | 1 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» | 27.2 |
25 | Из недр Донской земли | 1 | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. | Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых | 5.03 |
26 | Почвы родного края | 1 | Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области. | Практическая работа «Почвы родного края» | 12.03 |
27 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира. | Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды | .19.03 |
28 | Природные экосистемы луга | 1 | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. | 2.04 |
29 | Природные экосистемы леса | 1 | Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. | 9.04 |
30 | Донская земля – житница России | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» | 16.04 |
31 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. | 23.04 |
32 | Казачьи посиделки | 1 | Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. | Праздничное мероприятие. | 7.5 |
33-34 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство Славься наш край! | 1 | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ). | 14.05 21.5 |
3 класс
№ | Тема занятия | Дата |
1 | История создания района | Сентябрь5 |
2 | Точка на карте | 12 |
3 | Вехи истории. Проект. | 19 |
4 | Символика Милютинского района | 26 |
5 | Климат | Октябрь3 |
6 | Экскурсия в природу | 10 |
7 | Экскурсия в природу | 17 |
8 | Растительный мир района | 24 |
9 | Животный мир района | Ноябрь7 |
10 | Рыбное богатство | 14 |
11 | Охрана водных ресурсов | 21 |
12 | Животные, Красной книги района | 28 |
13 | Заповедные места района | Декабрь5 |
14 | Национальное разнообразие | 12 |
15 | Коренные народы района | 19 |
16 | Лес –наше богатство | 26 |
17 | Профессии района | Январь9 |
18 | Предприятия района | 16 |
19 | Предприятия района | 23 |
20 | Что даёт наш район области? | 30 |
21 | Богатство талантов | Февраль6 |
22 | Они создали историю | 20 |
23 | Они создали историю | 27 |
24 | Эхо войны | Март 5 |
25 | Памятники Милютинского района | 12 |
26 | Начало пути | 19 |
27 | Святые места | Апрель 2 |
28 | Святые места | 9 |
29 | Памятные места Милютинского района | 16 |
30 | Мой дом в Милютинском районе | 23 |
31 | Конкурс рисунков «Мой край родной! | 30 |
32 | Конкурс стихов о родном крае | Май 7 |
33 | Конкурс песен о родном крае1 класс | 14 |
34 | Обобщающий урок | 21 |
1 класс
№ | Тема занятий | Дата |
1 | Край, где я живу | Сентябрь5 |
2 | Что такое семья? | 12 |
3 | Дружная семья | 19 |
4 | «Дорожи именем своим» Проект | 26 |
5 | Моя фамилия | Октябрь 3 |
6 | Заключительное занятие 2Я и моя семья» | 10 |
7 | Растительный мир ростовской оюласти | 17 |
8 | Животный мир Ростовской области | 24 |
9 | Сезонные изменения в природе | Ноябрь 7 |
10 | Красная книга | 14 |
11 | Травы Ростовской области | 21 |
12 | Зелёная аптека | 28 |
13 | Посещение краеведческого музея | Декаьрь 5 |
14 | Начало пути.. | 12 |
15 | Мои земляки- участники боевых действий в Чечне | 19 |
16 | Мои земляки- участники боевых действий в Афганистане | 26 |
17 | Герб и флаг Милютинского района | Январь 9 |
18 | Сказки Тихого Дона | 16 |
19 | Загадки | 23 |
20 | Пословицы | 30 |
21 | Быт казаков | Февраль 6 |
22 | Одежда казаков | 13 |
23 | Экскурсия в лес | 20 |
24 | Экскурсия на водоём | 27 |
25 | Конкурс рисунков о родном крае | Март 5 |
26 | Зимующие животные | 12 |
27 | Конкурс рисунков лекарственных растений | 19 |
28 | День птиц | Апрель 2 |
29 | Конкурс рисунков животных | 9 |
30 | Первоцветы Ростовской области | 16 |
31 | Комнатные растения | 23 |
32 | Наш лес весной | 30 |
33 | Конкурс на лучший проект о родном крае | Май7 |
34 | Обобщающий урок | 16 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2019 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г. ----------------2019г.