«Согласовано» Руководитель ШМО ______/Коннова Н.Б../ «__»_________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/Коннова Н.Б./ «__»_________2018 г. | «Утверждаю» Директор школы ______/Барановская Е.Г../ Приказ №____ от «__»_________2018 г. |
Рабочая программа элективного курса «История Саратовского края»
Составитель: Коннова Наталья Борисовна
квалификационнная категория: высшая
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «История Саратовского края» составлена на основе рабочей программы Турманова В.В., учителя истории МОУ «СОШ №50» г.Саратова, как часть цикла краеведения предполагает знакомство школьников с целым рядом исторических дисциплин, что не только углубляет знания учащихся, формирует у них научное мировоззрение, расширяет кругозор, но и создает благоприятные условия для подготовки их к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии. Она предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на одну четверть, 8 часов.
Необходимость данного учебного курса обусловлена тем, что именно в этом возрасте (8-9 кл.) у ребят возникает тяга к постижению своих исторических корней, своего прошлого, своей малой родины, родного края, села.
Курс состоит из теоретической и практической частей. Основной формой изложения материала является лекция. Формы работы: индивидуальная, групповая.
Задачи курса. Сформировать у учащихся:
1) представление о единстве малой родины и истории России, всеобщей истории;
2) умение обобщать и систематизировать полученную информацию;
3) умение анализировать исторические явления, процессы, факты;
4) умение давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
5) умение осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи);
6) умение определять, формулировать и аргументировать личную точку зрения;
7) умение осуществлять оценочные суждения;
8) умение выполнять элементарные исследовательские работы;
9) устойчивый интерес к исторической науке;
10) чувство патриотизма.
Методические рекомендации.
1 часть (7 часов) – целесообразно повышение роли лекции (активизация самостоятельной поисковой деятельности учащихся).
2 часть (1 час) – итоговое занятие, тестирование.
Планируемые результаты: По окончанию изучения курса учащиеся готовят проект «Саратовская губерния» и защищают его.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Часы | Форма контроля |
Теоретический блок |
1. | Саратовское Поволжье в период Средневековья V-ХVв.в. | 1 | Лекция, устный опрос |
2. | Основание Саратова | 1 | Лекция, письменный опрос |
3. | Саратовский край в XVII- XVIII в.в. | 1 | Лекция, устный опрос |
4. | Саратовская губерния в 1-й половине XIX | 1 | Лекция, письменный опрос |
5. | Саратовская губерния во 2-й половине ХIХ в. | 1 | Лекция, устный опрос |
6. | Саратовская область в 1-й половине ХХ в. | 1 | Лекция, устный опрос |
7. | Саратов во 2-й половине ХХ в. | 1 | Лекция, письменный опрос |
Практический блок |
8. | Создание итоговой работы. Тестирование | 1 | письменный опрос |
Итого: 8 часов |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «История Саратовского края» на 2015-2016 учебный год.
№ | Тема занятия | Тип занятия | Структура | Форма деятельности | Дата проведения |
лекция | практика | семинар | план | факт |
1. | Саратовское Поволжье в период Средневековья V-ХVв.в. | Урок сообщения новых знаний | 1 | | | Рассказ учителя. Работа с источниками. | | |
2. | Основание Саратова | Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений | 1 | | | Рассказ учителя. Выполнение практических заданий. | | |
3. | Саратовский край в XVII- XVIII в.в. | Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений | 1 | | | Рассказ учителя. Работа с источниками. | | |
4. | Саратовская губерния в 1-й половине XIX | Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений | 1 | | 1 | Лекция учителя. Работа с учебными текстами. Выполнение учащимися практических заданий. | | |
5. | Саратовская губерния во 2-й половине ХIХ в. | Урок сообщения новых знаний и формирование практических умений | 1 | | 1 | Лекция учителя. Проведение круглого стола | | |
6. | Саратов в 1-й половине ХХ в. | | | | 1 | Лекция учителя. Инд. задания | | |
7. | Саратов во 2-й половине ХХ в. | | 1 | | 1 | Лекция учителя. Инд. задания | | |
8 | Создание итоговой работы/тест | Урок закрепления и проверки знаний | | 1 | 1 | Групповая форма работы по обобщению полученных знаний. | | |
ИТОГО 8 часов | |
Учебно-методические средства обучения
1. Булычёв М.В. История Саратовского края. – С., 1996.
2. География Саратовской области. /Учебное пособие. – С,. 1997.
3. Ильин Б.И. Саратов. – С,. 1952.
4. Кавунов П.А. Города Саратовской области. – С., 1963.
5. Максимов Е.К. Имя твоей улицы. – С., 1986.
6. Максимов Е.К. Саратов на старых открытках. – С., 1990.
7. Малинин Г.А. Саратов: очерк – путеводитель. – С., 1980.
8. Хрестоматия. История Саратовского края 1590-1917 гг.
5