СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Практическое обществознание» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Практическое обществознание» 11 класс»





Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель руководителя по УР Директор МБОУ «Мичуринская СОШ»

МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района

Брянского района Мельникова Ю.Ю. ___________

Привалова Г.А. _________ Приказ №____ от « ___»_________ 2021г

«___» _______________ 2021г.

















Рабочая программа

по элективному курсу

«Практическое обществознание»

11 класс

Амплеевой Евгении Викторовны

на 2021-2022учебный год


















Рассмотрено на заседании ШМО учителей

Общественно- эстетического цикла

Протокол № от « » 2021г.

Амплеева Е.В.______________________











Рабочая программа по элективному курсу обществознания «Практическое обществознание» характерно для подготовке к ЕГЭ обществознанию для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мичуринская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане элективный курс по обществознанию «Практическое обществознание» в 11 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). Из них: 6 тестов и пробный тематический ЕГЭ.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2021г) изучить содержание программы планируется за 35 часов.


Элективный курс по обществознанию «Практическое обществознание» для 11 класса является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание».

В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Задачи элективного курса: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;

- анализировать и классифицировать социальную информацию;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - характеризовать с научных позиций социальные объекты;

- применять знания в процессе решения познавательных задач;

- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;

- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;

- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.

   Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

– владение навыками конспектирования, реферирования;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются

– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;

– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.

В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

2. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:


характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;


реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



4. Содержание тем учебного курса:

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 2. Блоки "Человек и общество" (9 ч.)

Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.


3.Блок "Познание" (3 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

4.Духовная жизнь общества (3 ч.)

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

5. Блок "Экономическая сфера " (6 ч.)

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 6. Блок "Социальные отношения" (6 ч). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.

Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий по

данному блоку.

7. Блок "Политика и право" (5 ч.) Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

8. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (4 ч.) Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.



Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во контрольных

1

Раздел 1. Введение. Общество


5ч.

1

2

Раздел 2. Человек

4ч.

1

3

Раздел 3. Познание

3ч.

1

4

Раздел 4. Духовная жизнь общества

3ч.

1

5

Раздел 5. Экономическая сфера общества


5ч.

1

6

Раздел 6. Социальные отношения

6ч.

1

7

Раздел 7. Политика и право


5ч.


8

Итоговая предэкзаменационная работа

4ч.

1

Итого:35 часов














Календарно – тематическое планирование



п/п

Наименование раздела, курса, темы урока

Кол-во

часов

Примечание (Д/З)

Дата проведения

План.

Факт.



1

Раздел 1.Общество (5 часов)

Общество как система. Общество и природа.




1



Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий; разбор типичных ошибок при выполнении заданий к тексту, на раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте, на конкретизацию и иллюстрирование примерами, при решении обществоведческих задач, при выполнении заданий, требующих написания обществоведческого эссе



2

Подсистемы общества, их взаимосвязь.

1




3

Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества



1





4

Проблема общественного прогресса.


1




5

Практикум


1

Тест




6

Раздел 2. Человек (4 часа)

Человек: единство природного и социального


1




7

Индивид и личность






8

Потребности человека.


1




9

Деятельность человека.


1




10

Сознание, самопознание и самооценка


1




11

Практикум


1

Тест




12

Раздел 3. Познание (3 часа)

Познание как деятельность.

Абсолютная и относительная истина.



1




13


Чувственное и рациональное познание.

Научное познание. Социальное познание.

1




14

Практикум

1


Тест





15

Раздел 4. Духовная жизнь общества (3часа)

Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры

СМИ

1







16


Искусство, наука, образование, религия




1







17


Практикум





1


Тест



18

Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества (5 часов)

Факторы производства. Типы экономических систем



1




19

Отношения собственности


1




20

Рыночный механизм. Типы рынков


1




21

Государство в рыночной экономике


1




22

Практикум


1

Тест



23

Раздел 6. Социальные отношения(5 часов)

Социальный статус и социальная роль

1




24

Социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция


1




25

Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи


1




26

Социальное неравенство


1




27

Практикум


1

Тест





28

Раздел 7. Политика и право(5 часов)

Политическая система, институты политической системы


1




29

Гражданское общество и правовое


1




30

Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права


1




31

Правовые отношения и их структура


1





32

Практикум


1

Тест



33-35

Итоговая предэкзаменационная работа


3

Пробный тематический ЕГЭ

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено Утверждаю

на заседании методического директор МБОУ «Мичуринская СОШ »

объединения учителей Ю.Ю. Мельникова ______

_______________________ Приказ №_____от «__» ______2021 г.

_______________________

протокол №___ от «_» __2021 г.


Согласовано

на заседании методического совета

протокол №______________

от «____»________________2021г.

____________ Г.А.Привалова






Фонд оценочных средств

по обществознанию










2021/2022 учебный год



ПАСПОРТ

фонда оценочных средств по Элективному курсу

обществознание в 11 классе


п/п

Контролируемые разделы (темы)

Наименование оценочного средства

1

Раздел 1.Общество


1. Тестирование



2

Раздел 2. Человек


1. Тестирование


3

Раздел 3. Познание



1. Тестирование


4

Раздел 4. Духовная жизнь общества


1. Тестирование


5

Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества





1. Тестирование






6

Раздел 6. Социальные отношения

1. Тестирование


7

Раздел 7. Политика и право


1. Тестирование

2. Пробный тематический ЕГЭ






















Примерный перечень оценочных средств


п/п

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Контрольная

работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Портфолио

Целевая подборка работ учащегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах, во внеурочной деятельности.

Структура портфолио

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно­следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Комплект разноуровневых задач и заданий

6.

Доклад,

сообщение, реферат

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно­- практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

7.

Творческое

задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

8.

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Комплект тестовых заданий

9.

Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных учащимися навыков и умений.

Комплект заданий для работы на тренажере

10.

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тематика эссе































Лист корректировки рабочей программы

п/п

Дата урока

Причина переноса

Дата перенесённого урока






















































Формы контроля:

индивидуальный устный, фронтальный опрос;

самостоятельные работы;

выполнение творческих заданий по темам; взаимопроверка;

самоконтроль;

различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа,

раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте;

задание на конкретизацию теоретических положений);

виды работ, связанные с анализом текста;

тестирование;

составление презентаций.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным

годовым календарным учебным графиком, осуществляется в форме

тестирования

Критерии оценивания

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью

дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные

связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3":

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость

незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на

видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной

речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил

культуры устной речи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!