СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка программы по факультативному курсу "Читательская грамотность" на 2024-2025 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
РАССМОТРЕНО: Педагогическим советом
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.
|
| УТВЕРЖДЕНО: Директор ________________________ . Приказ № 86/1 от 26.08.2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся 1-4 классов
2024
Рабочая программа факультатива «Читательская грамотность» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020.
Основной образовательной программой начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «Гляденская СОШ»
Рабочая программа факультативного курса «Читательская грамотность» адресована ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программы Л.А. Ефросининой
Место курса в учебном плане:
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Читательская грамотность» является частью предметной области «Литературного чтения» и изучается со 1-го по 4-й класс.
Общий объем учебного времени составляет 135 часов. Из них в 1-м классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4-м классе – 34 часа (1 час в неделю)
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Факультативная программа как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребёнка.
Цель программы факультатива «Читательская грамотность» - обучение смысловому чтению, формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Задачи:
– овладение учащимися технологии продуктивного чтения
– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к
чтению книг;
– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы
с текстом;
– развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и
др.;
– воспитание любви к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Формы работы: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, экскурсии, беседы, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, конкурсы чтецов.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Учащиеся практически знакомятся с библиотеками, их видами и функциями, с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Методы и приёмы, используемые на занятиях: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Широко применяются игровые приёмы, различные формы устной речи.
Виды речевой и читательской деятельностиСлушание. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений.
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтенияПроизведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтикаОриентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Межпредметные связи:с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками технологии: изготовление книг-малышек, групповые творческие работы («Малые жанры фольклора»)
Личностные результаты освоения программы предмета «Грамотный читатель» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Грамотный читатель» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1) освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
2) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
3) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
1) проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
2) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
3) понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
1) бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
1) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Читательская грамотность» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
1) сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
2) объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
3) определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
4) находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
6) устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
1) определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
2) формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3) сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбиратьнаиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
4) проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
6) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации;
2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
4) соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
6) самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
7) готовить небольшие публичные выступления;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной(типовой) ситуации на основе предложенного форматапланирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Читательская грамотность» отражают специфику содержания учебного курса, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста пo плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Получат возможность научиться:
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев(портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контексти с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, моральбасни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьеголица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№ п/п | Тема раздела, занятия | Всего часов | ЭОР |
| |
| |||||
1 | Здравствуй, книга | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
|
2 | Народная мудрость. Книги-сборники | 3 | http://school-collection.edu.ru/
|
|
|
3 | Писатели детям | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
|
|
4 | По страницам книг В. Сутеева
| 3 | http://www.edu.ru/
|
|
|
5 |
Народная мудрость. Русские народные сказки | 5 | https://stranamasterov.ru/
|
|
|
6 | Книги русских писателей-сказочников
| 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
|
7 | Сказки зарубежных писателей
| 3 | https://stranamasterov.ru/
|
|
|
8 | Книги о животных
| 4 | https://stranamasterov.ru/
|
|
|
9 |
Дети - герои книг | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
|
|
ИТОГО | 33 |
|
|
|
|
|
|
класс
№ п/п | Тема раздела, занятия | Всего часов |
ЭОР |
1 | Здравствуй, книга | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
2 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | http://school-collection.edu.ru/
|
3 | Книги о детях | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
4 | Книги о животных | 3 | http://www.edu.ru/
|
5 | Старые добрые сказки | 4 | https://stranamasterov.ru/
|
6 | Писатели-сказочники | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
7 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 4 | https://stranamasterov.ru/
|
8 | Защитникам Отечества посвящается | 3 | https://stranamasterov.ru/
|
9 | По страницам любимых книг | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
Итого | 34 |
|
№ п/п | Тема раздела, занятия | Всего часов |
|
|
ЭОР |
| |||
1 | История книги. Библиотеки | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | http://school-collection.edu.ru/
|
|
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
|
4 | Книги о родной природе | 3 | http://www.edu.ru/
|
|
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | https://stranamasterov.ru/
|
|
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
7 | Дети — герои книг | 3 | https://stranamasterov.ru/
|
|
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | https://stranamasterov.ru/
|
|
9 | Книги о детях войны | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
|
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
|
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
|
| Итого | 34 |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
класс
№ п/п | Тема раздела, занятия | Всего часов |
|
1 | Страницы старины седой | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
2 | Крупицы народной мудрости | 4 | http://school-collection.edu.ru/
|
3 | Мифы народов мира | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
4 | Русские писатели-сказочники | 3 | http://www.edu.ru/
|
5 | «Книги, книги, книги…» | 4 | https://stranamasterov.ru/
|
6 | Книги о детях и для детей | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
7 | Словари, справочники, энциклопедии | 3 | https://stranamasterov.ru/
|
8 | Родные поэты | 3 | https://stranamasterov.ru/
|
9 | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
10 | Мир книг | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
|
Итого | 34 |
|
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Писатели детям (6 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким) Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
По страницам книг В. Сутеева(3 ч)Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Народная мудрость. Русские народные сказки(5 ч)Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Творческая работа «Сочини сказку».
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах)
Сказки зарубежных писателей (3 ч)Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Рамуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги о животных (4 ч) Книги-сборники о животных.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.
Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Дети — герои книг (4 ч)
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева
«Совесть», Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»).
Конкурс юмористических стихов.
Книга, здравствуй (4 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Книги о детях (6 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.)
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд
«Имена героев детских книг».
Книги о животных(3 ч)
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Составление отзыва о прочитанной книге
Старые добрые сказки (4 ч)Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка
«Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Писатели-сказочники (4 ч)Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанры произведении о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы.
Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
«Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.
Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»,
«Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета»,
«Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература.
Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава
«Русская земля».Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф
«Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова
«Конёк-Горбунок».Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина«Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о
писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».Проект
«Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс- кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч) Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон- Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова«В гостях у Сетон-Томпсона».Час читателя: знакомство с книгой В.Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
№ | Дата занятия | Тема занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Коррк ти ровка |
Здравствуй, книга | |||||
1 |
| Где живут книги? Знакомство со школьной библиотекой. | экскур с ия | 1 |
|
2 |
| В гости к алфавиту | путешес твие | 1 |
|
Народная мудрость. Книги-сборники | |||||
3 |
| Устное народное творчество. Песенки, потешки. | слушан ие и чтение | 1 |
|
4 |
| Устное народное творчество. Считалки. Скороговорки | соревно вание | 1 |
|
5 |
| Устное народное творчество. Загадки | творчес кая работа | 1 |
|
Писатели детям | |||||
6 |
| Стихи о детях.А.Л. Барто | инсцени ровка | 1 |
|
7 |
| Произведения К. Чуковского «Телефон», «Путаница» | слуша н ие и чтение | 1 |
|
8 |
| Весёлый день с С.Я. Маршаком. Сказки, стихи, загадки | конкурс | 2 |
|
9 |
| Герои книг Е. Чарушина | слуша н ие и чтение | 1 |
|
10 |
| Произведения детских писателей на страницах журналов "Мурзилка" и "Зёрнышко" | слушан ие и чтение | 1 |
|
11 |
| Посвящение в читатели | празд ни к | 1 |
|
По страницам книг В. Сутеева | |||||
12 |
| В.Сутеев - автор и художник-оформитель. В.Сутеев "Кто сказал "мяу"? | поиско в ая работа | 1 |
|
13 |
| В.Сутеев "Мешок яблок" | слуша н ие и чтение | 1 |
|
14 |
| По страницам сказок В. Сутеева | игра | 1 |
|
Народная мудрость. Русские народные сказки | |||||
15 |
| Волшебные сказки | слуша н ие и чтение | 1 |
|
16 |
| Бытовые сказки | работа над проек то м | 1 |
|
17 |
| Сказки о животных. Настольный театр. | инсцени рование | 1 |
|
18 |
| "Расскажу тебе я сказку..." | творчес кая работа | 1 |
|
19 |
| "В мире сказок" | виктори на | 1 |
|
Книги русских писателей-сказочников |
20 |
| Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | слушан ие и чтение | 1 |
|
21 |
| Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | инсцени рование | 1 |
|
22 |
| Творческая работа «Встреча с Буратино» | творчес кая работа | 1 |
|
Сказки зарубежных писателей | |||||
23 |
| Книги сказок Ш. Перро. Ш. Перро "Красная шапочка" | инсцени рование | 1 |
|
24 |
| Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | слушан ие и чтение | 1 |
|
25 |
| «Герои сказок в рисунках» | творчес кая работа | 1 |
|
Книги о животных | |||||
26 |
| Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» | слушан ие и чтение | 1 |
|
27 |
| Составление текста-повествования по сюжетным картинкам | творчес кая работа | 1 |
|
28 |
| Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» | самосто ятельна я работа | 1 |
|
29 |
| "Мой маленький друг". Составление текста- описания | творчес кая работа | 1 |
|
Дети - герои книг | |||||
30 |
| Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть» | слушан ие и чтение | 1 |
|
31 |
| Я. Аким «Жадина» , Е. Благинина «Тюлюлюй», С. Михалков «Фома» | слушан ие и чтение | 1 |
|
32 |
| Конкурс детских юмористических стихов | конкурс | 1 |
|
33 |
| Итоговое занятие в библиотеке. Чему нас научил «Книгочей?» | виктори на | 1
|
|
|
Итого |
| |
33 |
|
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Дата заня тия | Тема занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Кор рект и ров ка | |
Здравствуй, книга | ||||||
1 |
| Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс "Пословицы о книге и учении". | беседа | 1 |
| |
2 |
| Художественные книги. Иллюстрации в книге и их роль. | беседа | 1 |
| |
3 |
| Книгочей - любитель чтения. Экскурсия в библиотеку . | экскурсия | 1 |
| |
4 |
| Игра библиотеку "Книжкина больница" | игра | 1 |
| |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники |
| |||||
5 |
| Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы | путешествие | 1 |
| |
6 |
| Загадки. Темы и виды загадок. Игра «Отгадай загадку». | игра | 1 |
| |
7 |
| Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». | конкурс | 1 |
| |
8 |
| Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). | проект | 1 |
| |
Книги о детях | ||||||
9 |
| Веселый день с С. Михалковым | конкурс стихов | 1 |
| |
10 |
| Книги-сборники в. Осеевой | слушание и чтение | 1 |
| |
11 |
| В. Драгунский "Денискины рассказы" | слушание и чтение | 1 |
| |
12 |
| Читаем книги-сборники. Н.Носов "Затейники" | слушание и чтение | 1 |
| |
13 |
| Живой журнал «Парад героев-сверстников» | инсцениров ка | 1 |
| |
14 |
| Викторина по произведениям Н. Носова | викторина | 1 |
| |
Книги о животных | ||||||
15 |
| Сказки о животных Э. Шима и Н. Сладкова | слушание и чтение | 1 |
| |
16 |
| Рассказы о животных В. Бианки и Г.Скребицкого. | слушание и чтение | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
| Составление отзыва о прочитанной книге | творческая работа | 1 |
|
Старые добрые сказки | |||||
18 |
| Библиотечный урок. Книги сказок народов мира. Выставка книг. | слушание и чтение | 1 |
|
19 |
| Русская народная сказка «Снегурочка» | инсцениров ка | 1 |
|
20 |
| Японская народная сказка «Журушка». Рассказ- описание героев сказки. | творческая работа | 1 |
|
21 |
| Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | слушание и чтение | 1 |
|
Писатели-сказочники | |||||
22 |
| Ш. Перро "Кот в сапогах", "Золушка" | слушание и чтение | 1 |
|
23 |
| Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок", "Дюймовочка" | слушание и чтение | 1 |
|
24 |
| Рассказ-описание любимого героя сказки. | творческая работа | 1 |
|
25 |
| Викторина по сказкам зарубежных писателей | викторина | 1 |
|
Книги о тех, кто подарил нам жизнь | |||||
26 |
| Жанры произведений о семье: стихотворения.пословицы, сказки | слушание и чтение | 1 |
|
27 |
| Конкурс стихов о маме | конкурс | 1 |
|
28 |
| Литературная игра «По страницам учебника и художественных книг» | игра | 1 |
|
29 |
| Мини-проект. Рукописная книга "Семья". | работа над проектом | 1 |
|
Защитникам Отечества посвящается | |||||
30 |
| Былины и сказы о защитниках Отечества. | слушание и чтение | 1 |
|
31 |
| Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» | инсцениров ание | 1 |
|
32 |
| Мини-проект. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье» | работа над проектом | 1 |
|
По страницам любимых книг | |||||
33 |
| Презентация любимых книг | презентация | 1 |
|
34 |
| Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | творческая работа | 1 |
|
№ | Дата заня тия | Тема занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Кор рект и ров ка | |
История книги. Библиотеки | ||||||
1 |
| Книги-сборники о былинных героях. | чтение и слушание | 1 |
| |
2 |
| Библия. Детская библия (разные издания). | путешествие | 1 |
| |
3 |
| Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров | беседа | 1 |
| |
4 |
| Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожнаякарточка. Игра «Обслужи одноклассников». | экскурсия, игра | 1 |
| |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные |
| |||||
5 |
| Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». | чтение и слушание | 1 |
| |
6 |
| Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». | беседа | 1 |
| |
7 |
| Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» | конкурс- кроссворд | 1 |
| |
Книги-сборники. Басни и баснописцы | ||||||
8 |
| Книги-сборники басен И. Крылова. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И.Дмитриев | чтение и слушание | 1 |
| |
9 |
| Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. | конкурс | 1 |
| |
10 |
| Инсценирование басен (работа в группах). | инсцениров ание | 1 |
| |
Книги о родной природе | ||||||
11 |
| Стихи о родной природе А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, А.С. Есенина | чтение и слушание | 1 |
| |
12 |
| Составление словаря литературных терминов | творческая работа | 1 |
| |
13 |
| Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | работа над проектом | 1 |
| |
Книги Л.Н. Толстого для детей | ||||||
14 |
| Книга «Азбука Л.Н. Толстого» | чтение и слушание | 1 |
| |
15 |
| Л.Н. Толстой. Сборник «Для детей». Пересказ от первого лица. | чтение, творческая | 1 |
|
|
|
| работа |
|
|
16 |
| Проект «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». | работа над проектом | 1 |
|
Животные — герои детской литературы | |||||
17 |
| Работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон- дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. | чтение, творческая работа | 1 |
|
18 |
| Библиотечный урок: знакомство с книгой- легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных» | чтение и слушание | 1 |
|
19 |
| Художники-оформители книг о животных | поисковая работа | 1 |
|
20 |
| Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). | творческая работа | 1 |
|
Дети — герои книг | |||||
21 |
| Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | чтение и слушание | 1 |
|
22 |
| Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда» | чтение и слушание | 1 |
|
23 |
| Проект «Расскажи о любимом писателе». | работа над проектом | 1 |
|
Книги зарубежных писателей | |||||
24 |
| Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | поисковая работа | 1 |
|
25 |
| Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди) | чтение и слушание | 1 |
|
Книги о детях войны | |||||
26 |
| Л. Воронкова «Девочка из города». | чтение, дискуссия | 1 |
|
27 |
| Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном» | чтение, слушание | 1 |
|
28 |
| Отзыв о прочитанной книге | творческая работа |
|
|
Газеты и журналы для детей | |||||
29 |
| Что такое периодика. Детские газеты и журналы. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; | чтение и слушание | 1 |
|
30 |
| Детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». | чтение, дискуссия | 1 |
|
31 |
| Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Составление отзывов. | творческая работа | 1 |
|
32 |
| Создание классной газеты или журнала (работа | работа над | 1 |
|
|
| в группах). | проектом |
|
|
«Книги, книги, книги…» | |||||
33 |
| Книги, их типы и виды. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. | поисковая работа | 1 |
|
34 |
| Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | игра | 1 |
|
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Дата заня тия | Тема занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Кор рект и ров ка | |
Страницы старины седой | ||||||
1 |
| Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. | чтение и слушание | 1 |
| |
2 |
| Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. НаставленияЯрослава Мудрого. | чтение и слушание | 1 |
| |
3 |
| Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». | чтение, дискуссия | 1 |
| |
4 |
| Экскурсия в типографию | экскурсия | 1 |
| |
Крупицы народной мудрости |
| |||||
5 |
| Героические песни о Родине. | чтение и слушание | 1 |
| |
6 |
| Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. | чтение и слушание | 1 |
| |
7 |
| Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии) Сбор дополнительной информации о героях России, оформление стенда | поисковая работа | 1 |
| |
8 |
| Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» | работа над проектом | 1 |
| |
Мифы народов мира | ||||||
9 |
| Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | чтение, дискуссия | 1 |
| |
10 |
| Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». | конкурс | 1 |
| |
Русские писатели-сказочники | ||||||
11 |
| Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». | творческая работа | 1 |
| |
12 |
| Книги со сказками В. Гаршина. | чтение и слушание | 1 |
| |
13 |
| Проект " Биография писателей-сказочников" | работа над | 1 |
|
|
|
| проектом |
|
|
«Книги, книги, книги…» | |||||
14 |
| Экскурсия в библиотеку. | поисковая работа | 1 |
|
15 |
| Книги-сборники «Легенды и сказы» | чтение и слушание | 1 |
|
16 |
| Экскурсия в детскую библиотеку Книги учебные, художественные, научно-популярные, Справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. | поисковая работа | 1 |
|
17 |
| Проект «Русские баснописцы» | презентация | 1 |
|
Книги о детях и для детей | |||||
18 |
| Дети — герои книг Х.К. Андерсена, А. Гайдара | чтение, дискуссия | 1 |
|
19 |
| Фантастика и приключения. А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва | чтение и слушание | 1 |
|
20 |
| Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты» | конкурс | 1 |
|
21 |
| Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» | творческая работа | 1 |
|
Словари, справочники, энциклопедии | |||||
22 |
| «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | поисковая работа | 1 |
|
23 |
| Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». | поисковая работа | 1 |
|
24 |
| Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах- справочниках | игра | 1 |
|
Родные поэты | |||||
25 |
| Стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. | чтение и слушание | 1 |
|
26 |
| Конкурс-кроссворд "Родные поэты" | конкурс |
|
|
27 |
| Конкурс чтецов «Стихи о Родине». | конкурс | 1 |
|
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | |||||
28 |
| Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. | чтение и слушание | 1 |
|
29 |
| Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов» | чтение и слушание | 1 |
|
30 |
| Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». | чтение и слушание | 1 |
|
31 |
| Очерк о своём городе, о своём классе, о | творческая | 1 |
|
|
| любимой | работа |
|
|
Мир книг | |||||
32 |
| Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. | поисковая работа | 1 |
|
33 |
| Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. | самостоя тельная работа | 1 |
|
34 |
| Итоговый урок. Чему мы научились ? Литературная игра «Тайны учебной книги». Список книг на лето. | игра | 1 |
|
Средства, необходимые для реализации программы:
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия .
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия .
Мультимедийная энциклопедия.
Большая русская биографическая энциклопедия.
Карточки с играми и заданиями.
Тексты для работы на занятиях.
Лингвистические словари.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008» (000 «Кирилл и Мефодий»: 117296, г. Москва, Ломоносовский пр., д.18, тел.: + 7(495)772-7626 Произведено в России на 000 «Уральский электронный завод».Лицензия ВАФ N 77-15.)
Познавательные материалы «Мир природы». Авторы программы: Аствацатуров Г.О., Аствацатурова Т.П., Жилина Т.И., Шевченко JI.Е., Шерихова И.Я. (ЗАО «Новый диск» 2006. Все права защищены. Изготовитель: 000«Юрфорт», 121309, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 25/11, к. 5. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ N 77-121 от 28.03.2003г.);
«Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1-4 классы» из серии «Начальная школа» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 11731З г. Москва, ул. Кравченко, д. 4, корп. 2, тел.: + 7(495)772- 7626 Произведено в России на 000 «Уральский электронный завод»: 620137 Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 9.Лицензия МПТР РФ серия ВАФ N 77-15 от 08.10.2002 г.).
Открытый класс Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,А. Волкова. Конкурс- кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
ПЕДСОВЕТ.ORG http://pedsovet.org-
http://school-collection.edu.ru/
https://stranamasterov.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru