СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативу "география 10 класс"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу "география 10 класс"»

Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»

«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

Ф.И.О___________ Погуляева А.И.________ Ковалев А.М.______ Протокол №_____ «____»_________2020г Приказ №____

от«_____»____2020г от __________2020г



Рабочая программа факультативному по курсу « География» для 10 классов на 2020 - 2021 учебный год Количество часов -18

















Программу составила учитель географии: Сербина Н.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по факультативному курсу составлена на основании:

Основной образовательной программы среднего общего образования ГКУ Брянской области «Вечерняя (сменная) образовательная школа при ФКУ «ИК №6» УФСИН России по Брянской области», утвержденной директором школы. Приказ № 795 от 29.03.2018г.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Учебного плана ГКУ Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ «ИК №6» УФСИН России по Брянской области».

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014г. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


1. Цели по курсу географии.

Изучение факультативного курса по географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.


2. Общая характеристика курса географии.

Структура программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения учащихся, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

3.Описание места курса географии.

Часовая нагрузка на изучение курса по географии определяется учебным планом ГКУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ «ИК-№ 6» УФСИН России по Брянской области». ,0,5 часа в неделю, 18 часов в год.



4 Личностные, метапредметные, предметные результаты

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС, данная рабочая программ для 10 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения географии.

Личностные:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии в 10 классе

- гуманистические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.    

Метапредметные:

Регулятивные: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Учащийся должен уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений,

- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные:

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные: Осознание роли географии в познании окружающего мира.

Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации. Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира

. Учащийся должен уметь:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;


5 Содержание учебного курса географии.

Раздел. Современная политическая карта мира.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы. Классификация стран современного мира Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов .Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурс обеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел. География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.


6 Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.


Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2018 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2017 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2016 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М7

В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2020 г.

Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира










6















































Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»

«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

Ф.И.О.___________ Погуляева А.И.________ Ковалев А.М.______

Протокол №_____ «_____»_______2020г Приказ №___от ____2020г

От_______2020г



Тематическое планирование по факультативному курсу

«География» , в 10 классах, 2020-2021 уч. год

Количество часов в неделю – 0,5 . Количество часов в год- 18.

Составитель – Сербина Н.В.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Классы


Дата

По плану

Фактически

1

Многообразие стран современного мира. Этапы формирования политической карты.

1

10а



10б



10в



2

Группировки государств. Практическая работа « Анализ визитной карточки по классификации стран»

1

10а



10б



10в



3

Государственный строй. Административно – территориальное устройство. Практическая работа « Сравнительная характеристика стран»

1

10а



10б



10в



4

Итоговое тестирование по теме « Страны мира»

1

10а



10б



10в



5

Взаимодействие общества и природы. Практическая работа « Анализ состояния природной среды»

1

10а



10б



10в



6

Оценка мировых природных ресурсов. Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1

10а



10б



10в



7

Численность населения мира. Воспроизводство населения. Практическая работа» Сравнительный анализ тзблиц по росту численности населения»

1

10а



10б



10в



8


Демографическая политика .Практическая работа « Сравнительная характеристика продолжительности жизни населения»



1

10а



10б



10в



9

Состав ( структура) населения. Практическая работа « Соотношение населения по половому, возрастному признакам»,

1

10а



10б



10в



10

Урбанизация. Практическая работа « Сравнительная характеристика урбанизованности стран»



1

10а



10б



10в



11

Миграции населения. Практическая работа « Анализ карты миграционных потоков»


1

10а



10б



10в



12

Итоговое тестирование по теме « Население мира»

1

10а



10б



10в



13

Понятие НТР. Черты НТР. Практическая работа « Сравнительная характеристика по внедрению НТР»

1

10а



10б



10в



1

10а



10б



10в



14

Мировое хозяйство. Практическая работа « Характеристика карты по уровню экономического развития государств»

1

10а



10б



10в




Отрасли Мирового хозяйства. Практическая работа « Анализ оценки специализации стран»


1

10а



10б



10в



16

Практическая работа « Анализ таблиц по уровню ВВП стран»

1

10а



10б



10в



17

Международное географическое разделение труда. Практическая работа « Оценка мирового рынка» .

1

10а



10б



10в



18

Итоговое тестирование по изученному материалу за курс.

1

10а



10б



10в























































Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»

« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

Ф.И.О.____________ Погуляева А.И.________ Ковалев А.М.______

__________________ «___»__________2020г Приказ №_____ «___»__»___2020г

от»___»_____2020г





Фонд оценочных средств

По географии в 10 классе

Учитель Сербина Н.В.

Паспорт фонда оценочных средств по географии







п-п

Контролируемые разделы предмета


Наименование оценочного средства


Текущий контроль


1

География – наука о Земле

Тестирование

2

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

ВИКТОРИНА

3

Оболочки Земли « Литосфера»

Тестирование

4

Оболочки Земли « Климат»

Практическая работа

5

Оболочки Земли « Природный Комплекс»

Тестирование


Промежуточный контроль


1

Географическая карта

Путешествие




































































































Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»














Класс 10 Факультатив по географии 31