Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании педсовета | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СОШ №2 |
Протокол №1 | __________Молчанова Г.В. | ___________Гафнер Е.И. |
от «27» августа 2021г. | «27» августа 2021г. | Приказ от 01.09.2021г. №1/68 01-05 |
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Александровское»
Рабочая программа Наименование учебного предмета: Физика Класс: 11 Учитель: Баротов Н. М. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; 2 часов в неделю: Программа разработана на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2016). Учебник: Физика 11 Г. Я. Мякишев, рекомендован Министерством Образования и наук РФ Москва, Дрофа 2010г. Рабочую программу составил (а): _________________________________ подпись расшифровка подписи |
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются: результатов:
В ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками полной школы программы по физике являются:
Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты обучения физике в средней (полной) школе на базовом уровне являются:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; к - классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2.В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
3.В трудовой сфере: самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
4.В сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Содержание учебного предмета.
Основы электродинамики (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции.
Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность.
Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита».
Колебания и волны
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Оптика
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №3 «Определение фокусного расстояния собирающей линзы»
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света.
Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.
Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.
Итоговая аттестация
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Ближе к концу учебного года планируется проведение итоговой аттестации в виде контрольной работы. Контрольная работа будет включать в себе задачи из этих разделов физики.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Магнитное поле ( 5 часов) | Магнитное поле и его свойства | 1 |
| Магнитное поле постоянного электрического тока | 1 |
| Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 1 « Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 |
| Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | 1 |
| Решение задач по теме « Магнитное поле» | 1 |
Электромагнитная индукция ( 6 часов) | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | 1 |
| Направление индукционного тока. Правило Ленца | 1 |
| Самоиндукция. Индуктивность. | 1 |
| Лабораторная работа № 2 « Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
| Электромагнитное поле | 1 |
| Контрольная работа № 1 « Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 |
Электромагнитные колебания ( 3 часа) | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | 1 |
| Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | 1 |
| Переменный электрический ток | 1 |
Производство, передача и использование электрической энергии ( 4 часа) | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | 1 |
| Решение задач по теме « Трансформаторы» | 1 |
| Производство и использование электрической энергии | 1 |
| Передача электроэнергии | 1 |
Электромагнитные волны ( 4 часа) | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | 1 |
| Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | 1 |
| Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи | 1 |
| Контрольная работа № 2 « Электромагнитные колебания и волны» | 1 |
Световые волны ( 10 часов) | Скорость света | 1 |
| Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света | 1 |
| Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света | 1 |
| Лабораторная работа № 3 « Измерение показателя преломления стекла» | 1 |
| Линза. Построение изображения в линзе | 1 |
| Дисперсия света | 1 |
| Интерференция света. Дифракция света | 1 |
| Поляризация света | 1 |
| Решение задач по теме «Оптика. Световые волны» | 1 |
| Контрольная работа № 3 « Оптика. Световые волны» | 1 |
Элементы теории относительности ( 3 часа) | Постулаты теории относительности | 1 |
| Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика | 1 |
| Связь между массой и энергией | 1 |
Излучение и спектры ( 4 часа) | Виды излучений. Шкала электромагнитных волн | 1 |
| Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ | 1 |
| Лабораторная работа № 4 « Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 |
| Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения | 1 |
Световые кванты ( 2 часа) | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна | 1 |
| Фотоны. Применение фотоэффекта | 1 |
Атомная физика ( 2 часа) | Строение атома. Опыты Резерфорда | 1 |
| Квантовые постулаты Бора. Лазеры | 1 |
Физика атомного ядра | Строение атомного ядра. Ядерные силы | 1 |
| Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада | 1 |
| Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 |
| Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 |
| Контрольная работа № 5 «Физика атома и атомного ядра» | 1 |
Элементарные частицы | Физика элементарных частиц | 1 |
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | Единая физическая картина мира Физика и научно – техническая революция | 1 |
Строение Вселенной | Самостоятельная работа « физика и методы научного познания» Строение солнечной системы | 1 |
| Система Земля - Луна | 1 |
| Общие сведения о Солнце | 1 |
| Источники энергии и внутреннее строение Солнца | 1 |
| Физическая природа звезд | 1 |
| Наша галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | 1 |
| Происхождение и эволюция галактик и звезд. Самостоятельная работа « Строение Вселенной» | 1 |
Повторение | Повторение. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Законы Ньютона. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Силы в природе. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Законы сохранения в механике. | 1 |
| Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Основы МКТ. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Взаимное превращение жидкостей, газов. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Повторение . Электростатика. Законы постоянного тока. Решение задач ЕГЭ | 1 |
| Итоговая контрольная работа. Решение задач ЕГЭ | 1 |
Итог | 68 |