«Попереченская средняя общеобразовательная школа»,
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Новоярковская средняя школа»
«Рассмотрена» на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла протокол № ________ | «Согласована» Заместитель директора по УВР Анциферова С.В. __________ «__»______2017г. | «Утверждена» Директор школы О.А.Павлова _______ Приказ№ от«__» ____2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности (11 класс) Рабочая программа составлена на основе программы среднего общего образования: финансовая грамотность 10-11 классы общеобразовательных организаций, Ю.В.Брехова-Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Составитель:
Георгина И.С., учитель математики
с.Поперечное
2017
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей,
каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится
как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят
ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Собственный бизнес: как создать и не потерять.
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Риски в мире денег: как защититься от разорения.
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,
размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Календарно-тематическое планирование
Собственный бизнес: как создать и не потерять |
№ | Тема | Кол-во часов | Из них: к/р, п/р, л/р, соч., излож., тесты, проекты и др. | Дата проведения |
1 -2 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | 2 | | 4.09 11.09 |
3-5 | Пишем бизнес-план | 3 | 3 | 18.09 25.09 2.10 |
6-7 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 2 | | 9.10 16.10 |
8-9 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 2 | | 23.10 13.11 |
10-12 | С какими финансовыми рисками может встре- титься бизнесмен | 2 | | 20.11 27.11 |
Риски в мире денег: как защититься от разорения |
13-14 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 2 | | 4.12 11.12 |
15-16 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников | 2 | | 18.12 25.12 |
17-18 | Виды финансовых пирамид | 2 | | 15.01 22.01 |
19-20 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 2 | | 29.01 5.02 |
21-22 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 2 | | 12.02 19.02 |
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления |
23-24 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия | 2 | | 26.02 5.03 |
25-26 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 2 | | 12.03 19.03 |
27-29 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 3 | | 2.04 9.04 16.04 |
30-32 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 3 | | 23.04 30.04 7.05 |
33-34 | Итоговый контроль по курсу | 2 | 2 | 14.05 21.05 |
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Дата изменения | Содержание | Причина внесения изменений | Способ внесения изменений |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |