МБОУ "Спасская средняя школа"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
______________ Шентерова И.А. Протокол № от " " г. | _____________Чавкина В.Н. Приказ № от " " г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
для 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ерусланова А.Б.
учитель начальных классов
с. Спасское, 2023 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание программы для 3 класса
.
Тема 1. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 2. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 4. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Учебно-тематическое планирование
Номер раздела | Название разделов | Количество часов |
1 | Откуда в семье деньги. | 10 |
2 | На что тратятся деньги | 6 |
3 | Как умно управлять своими деньгами | 9 |
4 | Как делать сбережения. | 9 |
Итого | 34 |
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Промежуточная аттестация
• тест.
Поурочное планирование
№ урока | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Учет программ воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Вводный урок | 1 | | Приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах | https://bobrenok.oc3.ru/ |
2 | Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. | 2 | | применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; | https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/ |
3 | Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | | 2 | формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; | https://bobrenok.oc3.ru/ |
4 | Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье» | | 2 | формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами | https://fingram-history.oc3.ru/ |
5 | Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» | | 2 | сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; | https://fz.oc3com.com/ |
6 | Тест за 1триместр | 1 | | | |
7 | Откуда в семье деньги. | | 1 | сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; | https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ |
8 | На что тратятся деньги. Необходимые расходы. | 2 | | формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
9 | На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» | | 2 | осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. | https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535 |
10 | На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. | | 2 | осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. | https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC/ |
11 | Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. | 2 | | выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; | https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/ |
12 | Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 2 | | формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; | https://bobrenok.oc3.ru/ |
13 | Как умно управлять своими деньгами. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. | | 1 | выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; | https://fingram-history.oc3.ru/ |
14 | Тест за 2 триместр | 1 | | | |
15 | Как умно управлять своими деньгами. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. | | 1 | выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; | https://fingram-history.oc3.ru/ |
16 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» | | 3 | выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; | https://fz.oc3com.com/ |
17 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? | 2 | | мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; | https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ |
18 | Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия» | | 2 | мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
19 | Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель» | | 2 | мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; | https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535 |
20 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | | формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; | https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC/ |
| Итого часов: 34 | 14 | 20 | | https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/ |
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Интернет-источники
1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).
5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/
Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике
6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4
Актуальная информация, статистика
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58
3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php
6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata
8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102
10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/
11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp
13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm
14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.html