СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Финансовой грамотности", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначено для учителя начальных классов. Рабочая программа по финансовой грамотности 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Финансовой грамотности", 3 класс»

МБОУ "Спасская средняя школа"

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

______________ Шентерова И.А.

Протокол №
от " " г.

_____________Чавкина В.Н.
Приказ №
от " " г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Финансовая грамотность»

для 3 класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год









Составитель: Ерусланова А.Б.

учитель начальных классов



с. Спасское, 2023 год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования,  на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой  грамотности  населения  и  развитию  финансового  образования  в Российской Федерации».

  Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.


  Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи.


Основные содержательные линии курса:

        • деньги, их история, виды, функции;

        • семейный бюджет.

Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.


Содержание  программы для  3 класса


.

Тема 1. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

•  Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.


Тема 2. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

•  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

•  Сравнивать покупки по степени необходимости.

•  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

•  Объяснять, как появляются сбережения и долги.


Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.

 Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

•  Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.


Тема 4. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

•  Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

•  Сравнивать разные виды сбережений.


Учебно-тематическое планирование




Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Откуда в семье деньги.

10

2

На что тратятся деньги

6

3

Как умно управлять своими деньгами

9

4

Как делать сбережения.

9

Итого

34


Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметными результатами  изучения  курса  «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов



         Формы оценивания

        Текущая аттестация:

        • устный опрос;

        • тестовые задания;

        • решение задач;

        • решение кроссвордов и анаграмм;

        • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Промежуточная аттестация

        • тест.

      














Поурочное планирование


урока

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая

часть

Учет программ воспитания




Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Вводный урок

1


Приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах

https://bobrenok.oc3.ru/




2

Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.

2


применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/

3

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»


2

формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;

https://bobrenok.oc3.ru/

4

Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»


2

формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами

https://fingram-history.oc3.ru/

5

Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер  «Доходы бывают разные»


2

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

https://fz.oc3com.com/

6

Тест за 1триместр

1








7

Откуда в семье деньги.


1





сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;




https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/

8

На что тратятся деньги. Необходимые расходы.

2


формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

9

На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»


2

осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535

10

На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.


2

осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC/

11

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Считаем  деньги.

2


выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/

12

Как умно управлять своими деньгами.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

2


формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;

https://bobrenok.oc3.ru/

13

Как умно управлять своими деньгами.

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.






1

выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

https://fingram-history.oc3.ru/

14

Тест за 2 триместр


1




15

Как умно управлять своими деньгами.

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.




1

выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

https://fingram-history.oc3.ru/

16

Как умно управлять своими деньгами.

Игра «Распредели семейный бюджет»


3

выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

https://fz.oc3com.com/

17

Как делать сбережения.  Куда и как откладывать деньги?

2


мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/

18

Как делать сбережения.

«Путешествие в страну Капиталия»


2

мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

19

Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель»


2

мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535

20

Промежуточная аттестация. Тест.

1


формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;

https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC/


Итого часов: 34

14

20


https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/


        Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

 8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под   ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

         Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

                                            Интернет-источники

        

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3..  Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4

                                  Актуальная информация, статистика

1.  Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4.  Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

5.  Сайт  Общества  защиты  прав  потребителей  —  http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6.  «Достаток.ру»  —  сайт  по  основам  финансовой  грамотности http://www.dostatok.ru

7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

8.  Портал  «Профориентир»  «Мир  профессий»  —  http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102

10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

11.  Сайт  «Всё  о  страховании»  —  http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

12.  Сайт  страховой  компании  «Уралсиб»  (о  ДМС)  —  http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

13.  Сайт  «Методическая  копилка  учителя,  воспитателя,  родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.html