СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.

3. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).

4. Учебный план МБОУ СОШ с.Новые Татышлы на 2020-2021 учебный год.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система. 

Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

 формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;  

развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; 

Количество часов – 34 ч., 1 раз в неделю.

                       Формы организации внеурочной деятельности:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.

Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; 
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций  ); 
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. 

Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса «Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.



Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.


Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых рреальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

•формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

•понимание цели своих действий;

•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

•проявление познавательной и творческой инициативы;

•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

•готовность слушать собеседника и вести диалог;

•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

•умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

•определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:

•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и

  • умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни обществ и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Содержание курса внеурочной деятельности


Первая тема «Банковская и налоговая системы» погружает учащихся в мир взаимодействия финансовых организаций. Все дальнейшие темы раскрывают суть финансовых организаций и услуг, предоставляемых ими. Изучение темы позволит учащимся получить полное представление об особенностях функционирования банков в качестве финансовых посредников, раскрывает сущность финансовых организаций, а также даст знания о ключевых характеристиках для выбора депозита с наибольшей финансовой выгодой.

Тема 2 («Риски и финансовая безопасность») направлена на формирование знаний обучающихся о видах риска, а главное, о способах их снижения и предотвращения. Изучение темы направлено на один из наиболее опасных видов рисков — финансовые риски, связанные с возможностью потери денежных средств из-за наступления каких- либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств. Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений: финансы, инвестор, инвестиция, инвестирование, финансовый риск, финансовое планирование.

Тема 3 «Кредитование» расскажет о возможностях получения кредита, научатся выбирать подходящий вид кредита, сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях. Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений и сделать акцент на том, что кредиты бывают нескольких видов: потребительский, автокредит, ипотека, овердрафт и т. д.

Тема 4 «Страхование». Защита своих финансовых и имущественных интересов, страхование различных рисков позволяет увереннее смотреть в будущее и частично обезопасить себя и близких от последствий наступления неблагоприятных ситуаций. Учащиеся будут иметь полное представление о том, что такое страхование, какими видами и формами страхования можно воспользоваться в различных жизненных ситуациях, будут уметь принимать осознанное решение касательно выбора страховой компании, научатся выбирать страховой продукт, рассчитывать и контролировать расчёт страховых выплат, будут понимать принципы личного страхования, будут знать о договорных моделях системы страхования, о предпринимательском и иных видах риска и формах их страхования.

Тема 5 «Фондовый рынок» нацелена на изучение возможностей фондового рынка для повышения благосостояния семьи и является расширением и углублением темы «Стратегии инвестирования как возможность предупреждения финансовых рисков». На вопросы, связанные с выбором инвестиционных активов, механизмами их покупки и продажи, вычислением дохода от различных инвестиционных активов, как раз позволит получить ответы изучение темы «Фондовый рынок». Приступая к изучению, необходимо ввести такие определения, как рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.


Тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

1

Банковская и налоговая системы

10

2

Риски и финансовая безопасность

6

3

Кредитование

7

4

Страхование

4

5

Фондовый рынок

7


Итого

34


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.)

  2. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).

  3. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 57 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  4. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  5. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018.

  6. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  7. Матвеев Э.В. Пособие для учителей по финансовой грамотности. 2017 г.

  8. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в ос-новной школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.Ю. Ерёмина, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017.

  1. www.dni-fg.ru

  2. www.finstart.ru

  3. вашифинансыюрф

  1. компьютер, проектор



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Содержание раздела с указанием количества часов

Количество часов

Дата факт

Дата план

Примечание


1. Банковская и налоговая системы

1

Введение. Финансы в жизни человека. Зачем быть финансово грамотным

1

5.09


Интерактивная беседа

2

Для чего нужны финансовые организации


1

12.09


Познавательная беседа с элементами викторины.

3

Банковская система. Мобильный банк

1

19.09



Практикум.

4

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

26.09



5

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

3.10


Практикум. Решение задач.

6

Польза и риски банковских карт. Интернет-банкинг. Мобильные приложения


1

10.10


Решение практических и проблемных ситуаций

7

Что такое налоги, и почему их нужно платить

1

17.10

7.11


8

Основы налогообложения граждан. Какие налоги мы платим

1

24.10

7.11

Решение задач

9

Налоговая декларация: определение и структура

1

7.11

21.11


10

Социальные пособия

1

14.11

21.11



2. Риски и финансовая безопасность

11

Что такое финансовые риски, и какими они бывают

1

21.11

28.11


12

Диверсификация как главное правило успешных

инвестиций

1

28.11

28.11


13

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид

1

5.12



14

Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги в сети Интернет

1

12.12



15

Как защититься от кибермошенников

1

19.12



16

Безопасные покупки в интернете


26.12




3. Кредитование

17

Кредит: зачем он нужен и где его получить.


1

16.01


Решение экономических задач

18

Типы кредитов. Что нужно, чтобы взять кредит



1

23.01



19

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть. Ставка по кредиту

1

30.01


Решение экономических задач

20

Кредитные карты. Кредитная история

1

6.02


Просмотр видеофильмов.

21

Особенности микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми учреждениями

1

13.02



22

К чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств

1

20.02




23

5 правил, чтобы не иметь проблем с долгами

1

27.02




4. Страхование

24

Что такое страхование и для чего оно нужно

1

6.03



25

Виды страхования. Личное страхование


1

13.03




26

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

20.03


Тестирование.

27

Путешествие в историю страхования


1

17.03





5. Фондовый рынок

28

Что такое ценные бумаги, и какими они бывают

1

10.04



29

Доходность ценных бумаг

1

17.04



30

Фондовый рынок как возможность увеличения капитала

1

24.04



31

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

8.05



32

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1

15.05



33

Вклады. Акции Биржа и инвестирование

1

22.05



34

Итоговое занятие

1

29.05


Урок-игра