Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
3. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).
4. Учебный план МБОУ СОШ с.Новые Татышлы на 2020-2021 учебный год.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.
Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
Количество часов – 34 ч., 1 раз в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций );
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса «Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых рреальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
•формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
•понимание цели своих действий;
•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
•проявление познавательной и творческой инициативы;
•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
•готовность слушать собеседника и вести диалог;
•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
•умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
•определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
•понимание и правильное использование экономических терминов;
•освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни обществ и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности
Первая тема «Банковская и налоговая системы» погружает учащихся в мир взаимодействия финансовых организаций. Все дальнейшие темы раскрывают суть финансовых организаций и услуг, предоставляемых ими. Изучение темы позволит учащимся получить полное представление об особенностях функционирования банков в качестве финансовых посредников, раскрывает сущность финансовых организаций, а также даст знания о ключевых характеристиках для выбора депозита с наибольшей финансовой выгодой.
Тема 2 («Риски и финансовая безопасность») направлена на формирование знаний обучающихся о видах риска, а главное, о способах их снижения и предотвращения. Изучение темы направлено на один из наиболее опасных видов рисков — финансовые риски, связанные с возможностью потери денежных средств из-за наступления каких- либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств. Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений: финансы, инвестор, инвестиция, инвестирование, финансовый риск, финансовое планирование.
Тема 3 «Кредитование» расскажет о возможностях получения кредита, научатся выбирать подходящий вид кредита, сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях. Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений и сделать акцент на том, что кредиты бывают нескольких видов: потребительский, автокредит, ипотека, овердрафт и т. д.
Тема 4 «Страхование». Защита своих финансовых и имущественных интересов, страхование различных рисков позволяет увереннее смотреть в будущее и частично обезопасить себя и близких от последствий наступления неблагоприятных ситуаций. Учащиеся будут иметь полное представление о том, что такое страхование, какими видами и формами страхования можно воспользоваться в различных жизненных ситуациях, будут уметь принимать осознанное решение касательно выбора страховой компании, научатся выбирать страховой продукт, рассчитывать и контролировать расчёт страховых выплат, будут понимать принципы личного страхования, будут знать о договорных моделях системы страхования, о предпринимательском и иных видах риска и формах их страхования.
Тема 5 «Фондовый рынок» нацелена на изучение возможностей фондового рынка для повышения благосостояния семьи и является расширением и углублением темы «Стратегии инвестирования как возможность предупреждения финансовых рисков». На вопросы, связанные с выбором инвестиционных активов, механизмами их покупки и продажи, вычислением дохода от различных инвестиционных активов, как раз позволит получить ответы изучение темы «Фондовый рынок». Приступая к изучению, необходимо ввести такие определения, как рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Банковская и налоговая системы | 10 |
2 | Риски и финансовая безопасность | 6 |
3 | Кредитование | 7 |
4 | Страхование | 4 |
5 | Фондовый рынок | 7 |
| Итого | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.)
Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Матвеев Э.В. Пособие для учителей по финансовой грамотности. 2017 г.
Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в ос-новной школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.Ю. Ерёмина, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017.
www.dni-fg.ru
www.finstart.ru
вашифинансыюрф
компьютер, проектор
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание раздела с указанием количества часов | Количество часов | Дата факт | Дата план | Примечание |
| 1. Банковская и налоговая системы |
1 | Введение. Финансы в жизни человека. Зачем быть финансово грамотным | 1 | 5.09 | | Интерактивная беседа |
2 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 12.09 | | Познавательная беседа с элементами викторины. |
3 | Банковская система. Мобильный банк | 1 | 19.09 | | Практикум. |
4 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | 1 | 26.09 | | |
5 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 1 | 3.10 | | Практикум. Решение задач. |
6 | Польза и риски банковских карт. Интернет-банкинг. Мобильные приложения | 1 | 10.10 | | Решение практических и проблемных ситуаций |
7 | Что такое налоги, и почему их нужно платить | 1 | 17.10 | 7.11 | |
8 | Основы налогообложения граждан. Какие налоги мы платим | 1 | 24.10 | 7.11 | Решение задач |
9 | Налоговая декларация: определение и структура | 1 | 7.11 | 21.11 | |
10 | Социальные пособия | 1 | 14.11 | 21.11 | |
| 2. Риски и финансовая безопасность |
11 | Что такое финансовые риски, и какими они бывают | 1 | 21.11 | 28.11 | |
12 | Диверсификация как главное правило успешных инвестиций | 1 | 28.11 | 28.11 | |
13 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид | 1 | 5.12 | | |
14 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги в сети Интернет | 1 | 12.12 | | |
15 | Как защититься от кибермошенников | 1 | 19.12 | | |
16 | Безопасные покупки в интернете | | 26.12 | | |
| 3. Кредитование |
17 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1 | 16.01 | | Решение экономических задач |
18 | Типы кредитов. Что нужно, чтобы взять кредит | 1 | 23.01 | | |
19 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть. Ставка по кредиту | 1 | 30.01 | | Решение экономических задач |
20 | Кредитные карты. Кредитная история | 1 | 6.02 | | Просмотр видеофильмов. |
21 | Особенности микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми учреждениями | 1 | 13.02 | | |
22 | К чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств | 1 | 20.02 | | |
23 | 5 правил, чтобы не иметь проблем с долгами | 1 | 27.02 | | |
| 4. Страхование |
24 | Что такое страхование и для чего оно нужно | 1 | 6.03 | | |
25 | Виды страхования. Личное страхование | 1 | 13.03 | | |
26 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | 1 | 20.03 | | Тестирование. |
27 | Путешествие в историю страхования | 1 | 17.03 | | |
| 5. Фондовый рынок |
28 | Что такое ценные бумаги, и какими они бывают | 1 | 10.04 | | |
29 | Доходность ценных бумаг | 1 | 17.04 | | |
30 | Фондовый рынок как возможность увеличения капитала | 1 | 24.04 | | |
31 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 8.05 | | |
32 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | 1 | 15.05 | | |
33 | Вклады. Акции Биржа и инвестирование | 1 | 22.05 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 29.05 | | Урок-игра |