СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Финансовой грамотности для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности»









Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.

Рабочая программа предусматривает использование УМК,:

1.Липсиц И.В., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

Цель - формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 9 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Задачи -

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.


Курс «Финансовая грамотность» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

Место предмета в учебном плане Базисный учебный (образовательный) план МБОУ «Цнинская СОШ №2» на изучение «Финансовой грамотности» в 9 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю в течение года обучения 34 недели, всего 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

• владение знанием:

  • об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

  • об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

  • о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

  • о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

  • о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

  • об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

  • об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

  • об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

  • о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.



Содержание курса



МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ

Базовые понятия и знания:

  • личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор, кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, банковская карта, драгоценные металлы;

  • расчётные операции; финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов;

  • банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада;

  • драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета;

  • кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель;

  • потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история

  • банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная систе-ма, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная кар-та, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код;



МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Базовые понятия и знания:

• инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация;

• рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, вексель, доходность ценной бумаги;

• стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель;

• паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, управляющая компания, доверительное управление;


МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Базовые понятия и знания:

налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвен-ные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификацион-ный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам;

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;

• налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вы-чет, профессиональный налоговый вычет;

МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ

Базовые понятия и знания:

• страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выго-доприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;

• страхование имущества, автострахование, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза;

• личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма;

• ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений;

• критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компании, обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате;

МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ

Базовые понятия и знания:

• бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности;

• бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности;

• доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг;

• налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН);

• предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск;

МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ

Базовые понятия и знания:

• финансовое мошенничество, финансовая пирамида;

• фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP);

• финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски;

МОДУЛЬ 7. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ

Базовые понятия и знания:

  • пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия;

  • накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений;

  • надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда;

МОДУЛЬ 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ

Тематический план.

Наименование темы

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

Всего часов

Из них

Теория

Практика

Конт работы, зачеты

МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ

Управление личными финансами и выбор банка.

Проценты по вкладу. Как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Как сберечь накопления с помощью депозитов.

Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.

Практическая работа

Знать механизм взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением, видов депозитов, сущности кредита, виды кредитов и условий их предоставления

Уметь отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников,

находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком, откладывать деньги на определённые цели, оценивать надёжность банка, производить расчёты с использованием формул простых и сложных процентов

7

4

3

1

МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Финансовые риски и стратегии инвестирования. Что такое ценные бумаги и какими они бывают. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды.

Итоговое тестирование

Знать виды ценных бумаг и их отличий друг от друга, способы коллективных инвестиций в России,

Уметь проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги, искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку, искать необходимую информацию о ПИФах

4

2

2

1

МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Что такое налоги. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России. Как вернуть налоги в семейный бюджет.

Знать устройство налоговой системы России, виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России,

Уметь получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы, рассчитывать размер личных налогов, рассчитывать размер налогового вычета

3

2

1

1

МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ

Страховой рынок России. Страхование имущества. Личное страхование. Если нанесён ущерб третьим лицам. Выбор страховщика.

Понимать основную идею страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий, правила страхования имущества, личного страхования

Уметь искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования, читать договор страхования, различать виды страхования имущества, использовать правильную последовательность действий при возникновении страхового случая.

5

3

2

1

МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ

Создание собственного бизнеса. Пишем бизнес-план. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Итоговое тестирование

Знать правила создания нового бизнеса, основные элементы бизнес-плана, последовательность его составления

Уметь ориентироваться в процедуре регистрации собственного бизнеса, осуществлять выбор необходимой организационно-правовой формы для ведения собственного дела. составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчеты: считать издержки, доход, прибыль.

5

2

3

1

МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ

Как не попасть в сети мошенников. Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

Знать признаки финансовой пирамиды, понимать сущности виртуальных мошенничеств и механизмов их функционирования.

Уметь распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, распознавать мошенническую схему в сети Интернет, защищать свой личный бюджет от мошеннических атак в Интернете

3

2

1

1

МОДУЛЬ 7. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ:

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ

Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

Знать основы функционирования пенсионной системы в Рос-сии, понимание факторов, влияющих на размер будущей пенсии индивидуума, понимать личную ответственность в пенсионном обеспечении.

Уметь осуществлять условный расчёт будущей пенсии, находить способы увеличения своей будущей пенсии, осуществлять выбор негосударственного пенсионного фонда.

4

2

2

1

МОДУЛЬ 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ

Презентация учебных достижений

Уметь создавать проекты по тематике финансовой грамотности, проводить мини-исследования по тематике финансовой грамотности.

3

1

2

1



34








Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение

УМК

1. Липсиц И.В., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ 6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент» 1

2. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

Материально-технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор; экран, принтер




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!