Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Новокузнецкий ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГБПОУ НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ)
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ Т.В. Киселева «___»____________2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж _______________ А.П. Полуэктов «___»____________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по фитнесу
на 2020 – 2021 учебный год
Количество часов в неделю: 6 часов (понедельник, четверг)
Место проведения: борцовский зал 2-202
Количество часов в год: 180 часов
Кол-во занимающихся в группе: не менее 20 человек
Преподаватель: Хвощевская Елена Николаевна
г. Новокузнецк, 2020г.
Пояснительная записка.
В основу содержания программного материала лег многолетний опыт ведущих преподавателей, передовых тренеров, методистов, инструкторов и специалистов в области физического воспитания, широко использованы методические рекомендации по содержанию и методике обучения элементам фитнес-аэробики на уроках физической культуры Федерации фитнес - аэробики России. При разработке и составлении содержания программы учитывались потребности современного российского общества в физически развитом, дееспособном и здоровом подрастающем поколении.
Целью учебной программы для обучающихся колледжа по физической культуре на основе элементов фитнес-аэробики является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств фитнес-аэробики для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации обучающихся к современным требованиям и условиям жизни российского общества.
Задачи программы:
образовательные
-обучение основным «базовым» шагам и прыжкам;
-разучивание комбинаций из освоенных элементов аэробики;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования эмоционального и физического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
-развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
-повышение работоспособности и двигательной активности;
- воспитание правильной осанки;
- развитие музыкальности, чувства ритма;
- нормализации массы тела;
- улучшение психического состояния, снятие стрессов;
- повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
Ориентируясь на решение задач образования студентов, данная программа в своем содержании направлена:
- на реализацию принципа вариативности, который заложен в планировании учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал или помещение приспособленное для занятий фитнес - аэробикой, тренажерный зал, инвентарь, оборудование, стадион, спортивно - игровые площадки), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности сообразности, определяющего распределение содержания материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений фитнес - аэробики в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортивно - оздоровительной деятельности.
Оптимальная наполняемость учебной группы — 15 человек.
Планируемы результаты
По окончании курса, обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно организовывать и проводить занятия по видам фитнес-аэробики с разной целевой направленностью и выполнять комплексы упражнений с заданной дозированной нагрузкой;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр, эстафет; спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований по видам фитнес-аэробики;
- объяснять в доступной форме технику выполнения упражнений входящих в комплексы фитнес-аэробики, акробатических упражнений, а также упражнений из других видов спорта;
- находить, анализировать типичные и не типичные ошибки в технике выполнения упражнений и уметь исправлять их;
- соблюдать, чувствовать музыкальный такт и ритм при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать музыкальные композиции с учетом интенсивности (низкой, высокой);
- самостоятельно составлять и выполнять различные аэробические комплексы изученных видов фитнес-аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения на высоком техническом уровне;
В результате изучение физической культуры на основе фитнеса на базовом уровне обучающиеся должны знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на крепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;
-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования занятий физическими упражнениями различной направленности с учетом индивидуальных особенностей своего организма;
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, составлять и выполнять композиции из различных видов фитнес-аэробики (классической, степ, функциональной);
-выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-выполнять приемы страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- организации и проведении индивидуального, коллективного отдыха, участия в спортивно-массовых соревнованиях;
- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Базовые шаги (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатеральные)
Лидирующая нога – нога, которая выполняет первое движение в элементе.
Марш на месте и с перемещениями вперед, назад | March |
Марш на месте, ноги врозь | Out |
Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе) без перемещения | Out-in |
Два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе) | V-Step |
Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) | A-Step |
Одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая – на месте | Mambo |
Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе) | Basic-step |
Базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг в сторону, приставить вторую ногу | Step Touch |
Два приставных шага в сторону | Double Step Touch |
Шаг в сторону, подъем колена | Knee Up |
Шаг в сторону, два подъема колена | Double Knee Up |
Шаг в сторону, подъём прямой ноги вперёд | Kick |
Шаг в сторону, два подъёма прямой ноги вперёд | Double Kick |
Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону | Lift side |
Шаг в сторону, два подъема прямой ноги в сторону | Double Lift side |
Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице) | Curl |
Шаг в сторону, два захлёста голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице) | Double Curl |
Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание на месте | Open Step |
Шаг в сторону, приставить вторую ногу (касание вперёд носком или пяткой) | Toe Touch (Heel Touch) |
Шаг в сторону, скрестный шаг назад, шаг в сторону, приставить. | Grapevine |
Шаг вперёд, подъём колена (подъём прямой ноги вперёд, в сторону, захлёст голени), два шага назад | Knee Up (Kick, Curl, Lift side, Open Step) попеременные |
Шаг вперёд, 3 подъема колена (подъём прямой ноги вперёд, в сторону, захлёст голени), два шага назад | Repeat Knee Up (Kick, Curl, Lift side) |
Три быстрых шага на месте на «раз и два» | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением | Shasse |
Степ-аэробика
Базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные).
Два шага на платформу, два шага на пол | Basic Step |
Два шага на платформу | Basic Up |
Два шага на пол | Basic Down |
Два шага на платформу (ноги врозь), два шага на пол (ноги вместе) | V-Step |
Одна нога выполняет шаг вперед на платформу - назад на пол, другой шагаем на полу на месте | Mambo |
Шаг на платформу, шаг на пол | Stomp (Mini-Mambo) |
Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол | 6 Point-Mambo |
исходное положение стоя сбоку от платформы: два шага на платформу, два шага на пол с переходом через платформу | Over |
исходное положение - платформа между ног: два шага на платформу, два шага на пол в исходное положение | Straddle Up |
исходное положение - стоя на платформе: два шага на пол по разные стороны от платформы, два шага на платформу в исходное положение | Straddle Down |
Два шага на платформу, два касания поочерёдно носком пола, два шага на пол | Up Up Lunge |
Базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг на платформу, приставить вторую ногу (касание степа), два шага на пол | Tap Up |
Шаг на платформу, подъем колена, два шага на пол | Knee Up |
Шаг на платформу, подъём прямой ноги вперёд, два шага на пол | Kick |
Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага на пол | Curl |
Шаг на платформу, подъём прямойноги всторону, два шага на пол | Lift side |
Шаг на платформу, подъем прямой ноги назад, два шага на пол | Back Lift |
Шаг на платформу, 3 подьема колена, два шага на пол | Repeat Knee Up (Kick, Curl, Lift side) |
Шаг на платформу, подъем колена, шаг на пол в сторону , подъем колена , шаг на платформу , подъем колена , два шага на пол | L-Step |
Шаг на платформу, два подъема колена, два шага на пол | Double Knee Up (Kick, Curl, Lift side, Open Step) |
Шаг на платформу, 4,5,6,7 подъемов колена, два шага на пол | Repeat 4,5,6,7 Knee Up (Kick, Curl, Side Lift) |
Шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, два шага на пол | Sailor Step (шаг моряка) |
Шаг на платформу, два шага на пол | Mini (Little)- Mambo |
Шаг на платформу, шаг на пол | Stomp |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Double Stomp |
Три шага на платформу (вперёд-назад-вперёд), два шага на пол | Tango Step |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | Spider |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Tripple Stomp |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на пол назад, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | L-Mambo |
Три быстрых шага платформа-пол-платформа (на раз и два), два шага на пол в исходное положение | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага (на раз и два) с интенсивным перемещением через степ и два шага на полу (мамбо назад) | Shasse Mambo |
Касание платформы, шаг на пол | Step Tap |
Техническая подготовленность
Уметь выполнять базовые шаги классической аэробики без музыкального и с музыкальным сопровождением.
Уметь выполнять базовые шаги степ-аэробики.
Критерии оценки технического выполнения:
Сложность хореографии, отсутствие повторений;
Технически правильное положение рук, ног и спот;
Контроль осанки;
Синхронность исполнения (в группах, парах, тройка)*
Быстроту и четкость перемещений;
Уровень интенсивности программы
При оценивании так же необходимо учитывать критерий артистизма:
Оригинальность хореографии;
Использование музыкального сопровождения, отражение его темпа и ритмических характеристик;
Взаимодействие между членами группы (в паре, тройке и т.д.)*;
Эмоциональность, внешний вид, который должен гармонировать с характером движений;
Наличие перестроений в процессе выполнения программы.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Часы | Тема |
| 3 | Собеседование, введение в учебный курс. ТБ. Бег дистанции 200-500 в режиме повторно-интервального метода. Ознакомление с базовыми шагами классической аэробики. |
| 3 | Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений; поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги. |
| 3 | Равномерный 6-ти минутный бег. Согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги. |
| 3 | Правила техники безопасности во время занятий гимнастикой с элементами акробатики. Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Развитие гибкости. Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Развитие гибкости. Согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Разучивание шагов классической аэробики в движении, вперед, назад, на месте, с изменением направления. Стретчинг. |
| 3 | Разучивание шагов классической аэробики в движении, вперед, назад, на месте, с изменением направления. Стретчинг. |
| 3 | Выполнение упражнений и базовых комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. |
| 3 | Выполнение упражнений и базовых комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. |
| 3 | Подбор музыкального сопровождения к «аэробическим» комбинациям с учетом интенсивности и ритма, выполнение комбинаций под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Подбор музыкального сопровождения к «аэробическим» комбинациям с учетом интенсивности и ритма, выполнение комбинаций под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Совершенствование комбинации из разученных элементов. Правила техники безопасности во время занятий функциональным тренингом |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища. |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища. |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища с использованием сопротивления собственного веса |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища с использованием гантелей. |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Разучивание и выполнение с учетом индивидуальных особенностей физического развития: комплексы и комбинации упражнений. |
| 3 | Составление (совместно с учителем) и осваивание комплекса и комбинации из изученных упражнений. |
| 3 | Составление (совместно с учителем) и осваивание комплекса и комбинации из изученных упражнений. ТБ во время занятий на степ – платформе. Ознакомление с базовыми шагами степ- аэробики. |
| 3 | Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги. |
| 3 | Показательное выступление в Новогодней программе |
| 3 | Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Движения руками в различных плоскостях. Согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Выполнение упражнений и базовых комплексов степ- аэробики без музыкального и с музыкальным сопровождением. |
| 3 | Подбор музыкального сопровождения к комбинациям степ – аэробики с учетом интенсивности и ритма, выполнение комбинаций под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Выполнение комбинаций из изученных элементов степ-аэробики под музыкальное сопровождение. |
| 3 | ТБ по л/а. Бег дистанции 200-500 в режиме повторно-интервального метода. Совершенствование комбинаций из изученных элементов степ-аэробики под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений; поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Совершенствование комбинаций из изученных элементов степ-аэробики под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Равномерный 6-ти минутный бег. Совершенствование комбинаций из изученных элементов степ-аэробики под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений; поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги. |
| 3 | Равномерный 6-ти минутный бег. Согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги. |
| 3 | Правила техники безопасности во время занятий гимнастикой с элементами акробатики. Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги. |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Разучивание шагов классической аэробики в движении, вперед, назад, на месте, с изменением направления. Стретчинг. |
| 3 | Разучивание шагов классической аэробики в движении, вперед, назад, на месте, с изменением направления. Стретчинг. |
| 3 | Выполнение упражнений и базовых комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. |
| 3 | Выполнение упражнений и базовых комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. |
| 3 | Подбор музыкального сопровождения к «аэробическим» комбинациям с учетом интенсивности и ритма, выполнение комбинаций под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Подбор музыкального сопровождения к «аэробическим» комбинациям с учетом интенсивности и ритма, выполнение комбинаций под музыкальное сопровождение. |
| 3 | Показательное выступление, приуроченное к празднованию Дня Победы |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища. |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища. |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища с использованием сопротивления собственного веса |
| 3 | Упр. из спортивных игр (волейбол). Развитие силы мышц туловища с использованием гантелей. |
| 3 | Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей, туловища с использованием фитболов. Стретчинг. |
| 3 | Развитие силы мышц нижних и верхних конечностей, туловища с использованием фитболов. Стретчинг. |
| 3 | Разучивание и выполнение с учетом индивидуальных особенностей физического развития: комплексы и комбинации упражнений. |
| 3 | Составление (совместно с учителем) и осваивание комплекса и комбинации из изученных упражнений. |
| 3 | Составление (совместно с учителем) и осваивание комплекса и комбинации из изученных упражнений. ТБ во время занятий на степ – платформе. Ознакомление с базовыми шагами степ- аэробики. |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Сдача норм ВФСК «ГТО» |
| 3 | Подведение итогов. Награждение. |