Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к учебнику «Физическая культура» 10-11 классы/ В.И. Лях.- 5-е изд- М. Просвещение, 2018г. на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. /авт -сост.А. Н. Каинов, Г.И. Курьерова.-изд. 3 испр– Волгоград: Учитель, 2016
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Метапредметные результаты
Характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» , в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться) , так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры
Понимание физической культуры как явления культуры, способствующей развитию целостной личности человека.
Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека
Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,профилактики вредных привычек и девиантного поведения
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих
уважитеьное отношение к окружающим
ответственное отношение к порученному делу
Добросовестное выполнение учебных заданий
Рациональное планирование учебной деятельности
Восприятие красоты телосложения и осанки человека
Восприятие спортивного соревнования как культурно-массового мероприятия
владение культурой речи , ведение диалога в доброжелательной и открытой форме
владение умением вести дискуссию
способность отбирать физические упражнения по их функцианальной направленности, составлять изних индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подотовки.
Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой
Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры
Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физичексой подготовленности, использование этих показателей организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты
Характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности , который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, также как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе , их целей, задач, и форм организации
Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья
Способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой.
Умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий.
Способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований
Способность преодолевать трудности.
Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды
Способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой
Подбирать комплексы физических упражнений в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
грамотно пользоваться понятийным аппаратом
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями
Способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
способность отбирать физические упражнения по их функцианальной направленности, составлять изних индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подотовки
Регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма
Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям физической культурой, накоплении необходимых знаний , а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, и о соответствии их возрастным и половым нормативам
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжением средствами физической культуры
Способность управлять своими эмоциями
Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации
Умение планировать режим дня
Умение проводить туристические пешие походы
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям
Красивая правильная осанка
Хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норми представлений посредством занятий физическими упражнениями
Культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непренужденно
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать , анализировать , творчески применять
Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью, излагать их содержание.
Владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений(ходьба, бег, и т.д.)
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности
Умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать» , что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончанию основной школы обучающийся может сдать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание обучающихся. Оценивание предусмотрено как в процессе освоения умениями и навыками так и по окончанию раздела. По окончанию основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов , приведенных в разделе «Демонстрировать» . что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании средней школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Уметь демонстрировать
Физическая способность | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Скоростные | Бег, 100 м.,с. | 14,3 | 17,5 |
Бег 30 м., с. | 5,0 | 5,4 |
Силовые | Подтягивание в висе на высокой перекладине, количество раз | 10 | - |
Подтягивание из виса на низкой перекладине | - | 14 |
Прыжок в длину с места | 215 | 170 |
К выносливости | 2000 м., мин. | - | 10,00 |
3000 м., мин. | 13,30 | - |
2. Содержание учебного предмета «Физическая культура» .
Содержание программы носит личностный и деятельностный характер. При проведении уроков используются (беседы; работа в группах, парах; подвижные игры и соревнования). Основы знаний о физической культуре , умения и навыки , приемы закаливания , способы саморегуляции и самоконтроля.
Знания о физической культуре
Олимпийские игры древности. Возрождение олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России., СССР. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов.
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Физическая культура человека
Режим дня ,его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток , физкультпауз (подвижных перемен)..
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения. (технических ошибок).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной(лечебной) и коррегирующей физической культуры.
Приемы саморегуляции: аутогенная тренировка . Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки).Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах. Подьемы, спуски, повороты, торможения. Правила закаливания. Техника безопасности при проведении занятий в зимнее время года.
Спортивные игры
Баскетбол
Терминология игры. Правила организации и проведения соревнований по баскетболу.
Техника безопасности при проведении занятий и соревнований по баскетболу.
Волейбол
Терминология игры. Правила организации и проведения соревнований по баскетболу.
Техника безопасности при проведении занятий и соревнований по баскетболу.
Футбол
Терминология игры. Правила организации и проведения соревнований по баскетболу.
Техника безопасности при проведении занятий и соревнований по баскетболу.
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетики. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.Беговые упражнения. Прыжковые. Метание малого мяча.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Упражнения общеразвивающей направленности
Общефизическая подготовка. Упражнения направленные на развитие физических способностей(сила, координационные и кондиционные способности, скорость, гибкость, выносливость)
Прикладно- ориентированная подготовка.
Прикладно- ориентированные упражнениям
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
| | 10 класс | |
| | |
1 | Базовая часть | 75 | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 10 | |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | |
1.4 | Легкая атлетика | 21 | |
1.5 | Лыжная подготовка | 20 | |
1.6 | Резерв | 3 | |
2 | Вариативная часть | 30 | |
2.1 | Баскетбол | 12 | |
2.2 | Кроссовая подготовка | 18 | |
| Итого | 105 | |