МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Тюменская область, г.Тобольск 7А микрорайон, дом 6а, тел./факс 8(3456) 39-48-66, E-mail: schkola17@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей физической культуры « 25 »___08___ 2020г. № 1 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета « 28 »___08___ 2020г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 17 ___________И.И. Перевалова Приказ от «31» 08 2020г. №136 - О | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
10 класс (на дому)
на 2020/2021 учебный год
Составитель:
Бальчугова В.Г., учитель физической культуры
Тобольск
Планируемые результаты освоения предмета
«Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Физическая культура" (базовый уровень):
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
для слепых и слабовидящих обучающихся:
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
способность к построению индивидуальной образовательной траектории,
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, плавание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» адресуется создателям рабочих программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между уровнями образования.
Примерная программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания примерная программа не сковывает творческой инициативы авторов учебных программ, сохраняет для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, в выборе собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Освоение учебного предмета направлено на приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Учебный предмет «Физическая культура» должен изучаться на межпредметной основе практически со всеми предметными областями среднего общего образования.
Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег.
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта.
Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки.
Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание.
Тематическое планирование
10 КЛАСС
№ урока | Раздел, тема | Количество часов |
I четверть | 8 уроков |
Основы знаний | 4 урока |
1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи. | 0,25 |
2 | Основы содержания и формы организации, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранения долголетия и укрепления здоровья. | 0,25 |
3 | Основы здорового образа жизни и его составляющие. | 0,25 |
4 | Основы законодательства РФ в области ФК и спорта, туризма, охраны здоровья. | 0,25 |
Легкая атлетика | 2 урока |
5 | Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. | 0,25 |
6 | Комплексы упражнений адаптивной физкультуры, оздоровительная ходьба и бег. | 0,25 |
Спортивные игры: волейбол | 2 урока |
7 | Терминология волейбола. | 0,25 |
8 | Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы. | 0,25 |
II четверть | 8 уроков |
Спортивные игры: волейбол | 3 урока |
9 | История развития волейбола. | 0,25 |
10 | Волейбол - вид спорта, включённый в программу летних Олимпийских игр. | 0,25 |
11 | Знаменитые спортсмены-волейболисты. | 0,25 |
Основы знаний | 3 урока |
12 | Медико-биологические основы. Предупреждение профессиональных заболеваний, поддержание репродуктивной функции. | 0,25 |
13 | Особенности техники безопасности и профилактики травматизма во время занятий физическими упражнениями. | 0,25 |
14 | Профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. | 0,25 |
Гимнастика с элементами акробатики | 2 урока |
15 | Гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью. Гимнастика для глаз. | 0,25 |
16 | Влияние на телосложение гимнастических упражнений. | 0,25 |
III четверть | 10 уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 3 урока |
17 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Оказание первой помощи при травмах (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). | 0,25 |
18 | Индивидуально-подобранные композиции из дыхательных, силовых упражнений. | 0,25 |
19 | Комплексы упражнений на растяжение и произвольное напряжение мышц. | 0,25 |
Основы знаний | 4 урока |
20 | Олимпийские игры древности. | 0,25 |
21 | Олимпийские игры современности. Олимпийские игры в Сочи 2014. | 0,25 |
22 | Современное олимпийское движение в нашей стране и странах мира. | 0,25 |
23 | Выдающиеся олимпийские чемпионы 20-21 века. | 0,25 |
Лыжная подготовка | 3 урока |
24 | Зимние виды спорта. | 0,25 |
25 | Терминология лыжных гонок. История развития лыжного спорта. | 0,25 |
26 | Лыжный спорт в программе зимних Олимпийских игр. | 0,25 |
IV четверть | 8 уроков |
Основы знаний | 4 урока |
27 | Физическая культура в современном обществе. | 0,25 |
28 | Основные направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры. | 0,25 |
29 | Всемирная универсиада. | 0,25 |
30 | Всемирные юношеские игры. | 0,25 |
Спортивные игры: баскетбол | 4 урока |
31 | Терминология баскетбола. | 0,25 |
32 | История развития баскетбола. | 0,25 |
33 | Баскетбол - вид спорта, включённый в программу летних Олимпийских игр. Знаменитые спортсмены-баскетболисты. | 0,25 |
34 | Влияние баскетбола на развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. | 0,25 |