Бюджетное общеобразовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области «Петровская средняя общеобразовательная школа»
«Принята» на заседании МС Протокол №____ «___» ________2021 г. | «Согласована» зам. директора по УР ______Ф.А.Аксентьева «____» __________2021 г. | «Утверждаю» Директор ________Н.В.Хотинович «___» ________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физическая культура» 10 класс
срок реализации 1 год
Составитель программы: Р.Р.Гайнулин.
учитель физической культуры
с. Петрово 2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-наличие чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
-наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
- наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата,
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять общую цель и пути ее достижения;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса. В результате изучения физической культуры в 10 классе учащийся должен знать и понимать:
- правовые основы физической культуры и спорта;
- понятие о физической культуре личности;
- физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья;
- правила поведения, техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями;
- основные формы и виды физических упражнений;
- особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями;
- адаптивная физическая культура;
- способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями;
- формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности;
- организация и проведение спортивно-массовых соревнований;
- понятие телосложения и характеристика его основных типов;
- способы регулирования массы тела человека;
- вредные привычки и их профилактика средствами физической культуры;
- современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений;
- современное олимпийское и физкультурно- массовое движения.
Уметь:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
-организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Знания о физической культуре
Конституция Российской Федерации, в которой установлены права граждан на занятия физической культурой и спортом. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят в 2007 г.). Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят в 1992 г.)
Физическая культура — важная часть культуры общества. Физическая культура личности, её основные составляющие. Условия и факторы, от которых зависит уровень развития физической культуры личности.
Исторические сведения о пользе занятий физической культурой и спортом на примере Древней Греции и Древнего Рима. Состояние здоровья и уровень физического состояния молодёжи и взрослых в современных условиях. Понятие «здоровье» и характеристика факторов, от которых оно зависит. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения как основной фактор расширения функциональных и приспособительных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека и главное профилактическое средство в борьбе со всевозможными заболеваниями. Физи- ческие упражнения, которые приносят наибольшую пользу.
Общие правила поведения на занятиях физической культурой. Правила эксплуатации спортивных и тренажёрных залов, пришкольных площадок и стадионов, нестандартного оборудования. Правила техники безопасности на уроках физической культуры. Основные мероприятия, которые способствуют профилактике травматизма при занятиях физическими упражнениями. Основные санитарно-гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями.
Понятие «физическое упражнение». Внутреннее и внешнее содержание физического упражнения. Классификация физических упражнений по анатомическому признаку, по признаку физиологических зон мощности, по признаку преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств (способностей).
Урочные и неурочные формы занятий и их особенности. Урок — основная форма физического воспитания школьников. Формы организации физического воспитания в семье.
Проблема инвалидности. Её социальное значение. Роль занятий физическими упражнениями и спортом для лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями. Понятие «адаптивная физическая культура», её основные виды. Польза, история и характеристика адаптивного спорта. Классификация и характеристика видов спорта для инвалидов. Адаптивная двигательная реабилитация. Адаптивная физическая рекреация. Понятие «физическая нагрузка»; объём, интенсивность физической нагрузки.
Способы регулирования физической нагрузки. Факторы, определяющие величину нагрузки. Контроль и самоконтроль переносимости физических нагрузок по внешним и внутренним признакам утомления, по ЧСС, частоте дыхания, с помощью функциональных проб. Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных индивидуальных занятий. Объективные и субъективные показатели состояния организма в процессе индивидуальной физкультурной деятельности, индивидуальный контроль занятий на основе простейших проб и контрольных упражнений (тестов).
Режим дня старшеклассников. Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности школьников, не занимающихся регулярно спортом.
Спортивно-массовые соревнования — одна из форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Назначение, программа, организация и проведение. Командные и лично-командные соревнования.
Основные типы телосложения. Системы занятий физическими упражнениями, направленные на изменение телосложения и улучшение осанки. Методы контроля за изменением показателей телосложения.
Основные компоненты массы тела человека. Методика применения упражнений по увеличению массы тела. Методика применения упражнений по снижению массы тела. Вредные привычки и их опасность для здоровья человека. Вред употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, анаболических препаратов.
Характеристика современных спортивно- оздоровительных систем по формированию культуры движений и телосложения: ритмической гимнастики, шейпинга, степ- аэробики, велоаэробики, аквааэробики, бодибилдинга (атлетической гимнастики), тренажёров и тренажёрных устройств.
Понятия: олимпийское движение, Олимпийские игры, Международный олимпийский комитет (МОК). Краткие сведения об истории древних и современных Олимпийских игр.
Тема 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой.
Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Тема 4. Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Освоение и совершенствование висов и упоров: Пройденный в предыдущих классах материал. Подъём в упор силой; вис согнувшись, про- гнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад (юноши). Толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней; упор присев на одной ноге, соскок махом (девушки). Освоение и совершенствование опорных прыжков: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см(юноши). Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см)(девушки). Освоение и со- вершенствование акробатических упражнений: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с чьей-либо помощью; кувырок назад через стойку на руках с чьей- либо помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов(юноши). Сед углом; стоя на коленях наклон на- зад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов(девушки).
К.Р. Сдача контрольных нормативов.
Тема 5. Легкая атлетика. Совершенствование техники спринтерского бега( высокий и низкий старт до 40 м, стартовый разгон, бег на результат на 100 м, эстафетный бег) Совершенствование техники длительного бега (бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин, бег на 3000 м)(юноши) Бег в равномерном и переменном тем- пе 15—20 мин, бег на 2000 м (девушки). Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Совершенствова- ние техники прыжка в высоту с разбега(девушки). Совершенствование техники метания в цель и на дальность: Метание мяча весом 150 г с 4—5 бросковых шагов, с полного разбега, на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты весом 500—700 г с места на дальность, с колена, лёжа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2 2 м) с расстояния 12— 15 м, по движущейся цели (2 2 м) с расстояния 10— 12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырёх шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние (юноши). Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов, с укороченного и полного разбега, на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1 1 м) с расстояния 12—14 м. Метание гранаты весом 300—500 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и за- данного расстояния. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырёх шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние (девушки).
К.Р. Сдача контрольных нормативов.
Тема 6. Спортивные игры
Баскетбол. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Совершенствование ловли и передачи мяча (варианты ловли и передачи мяча без со- противления и с сопротивлением защитника). Совершенствование техники ведения мяча (варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника). Совершенство- вание техники бросков мяча (варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника). Совершенствование техники защитных действий (действия против игрока без мяча и игрока с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)). Совершенствование техники перемещения, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей. Совершенствование тактики игры (индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите). Овладение игрой и комплексное развитие психо- моторных способностей (игра по упрощённым правилам баскетбола, игра по правилам)
Волейбол. Совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Совершенствование техники подачи мяча. Совершенствование техники нападающего удара. Совершенствование техники за- щитных действий. Совершенствование тактики игры. Овладение игрой и комплексное развитие психо- моторных способностей.
Тема 7. Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъёмов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки), и до 6 км (юноши).
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с установленными требованиями, установленные стандартом. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета обучающиеся по окончании школы достигнут следующего уровня развития.
Обучающиеся должны знать:
-влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
-выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной физической культуры, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
-выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
-преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
-осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
3. Тематическое планирование
№ п/п | Вид программного материала | Класс |
9 |
1 | Базовая часть | 48 |
| Основы знаний | В процессе урока |
| Легкая атлетика | 16 |
| Гимнастика | 14 |
| Спортивные игры | 18 |
2 | Вариативная часть | 20 |
| Лыжная подготовка | 20 |
| Всего | 68 |
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Тема уроков | План | Факт. |
1 | 1 | Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт, стартовый разгон. Пробегание отрезков 40 м. | | |
2 | 1 | Бег по дистанции, финиширование. Техника передачи эстафетной палочки. | | |
3 | 1 | Бег 60 м. Техника передачи эстафетной палочки. | | |
4 | 1 | Прыжок в длину с разбега согнув ноги. | | |
5 | 1 | Прыжок в длину с разбега согнув ноги | | |
6 | 1 | Метание мяча 150 г на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель | | |
7 | 1 | Метание мяча 150 г на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель. | | |
8 | 1 | Кросс 2000 м(девушки), 3000 м(юноши) | | |
9 | 1 | Техника безопасности на уроках баскетбола. Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек. | | |
10 | 1 | Ловля и передачи мяча | | |
11 | 1 | Ведение мяча | | |
12 | 1 | Броски мяча в кольцо после ведения | | |
13 | 1 | Вырывание и выбивание мяча | | |
14 | 1 | Тактика игры в защите | | |
15 | 1 | Тактика игры в нападении | | |
16 | 1 | Учебная игра 3х3, 5х5 | | |
17 | 1 | Учебная игра 3х3, 5х5 | | |
18 | 1 | Техника безопасности на уроках гимнастики | | |
19 | 1 | Юноши: : Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см Девушки: кувырок назад в полушпагат | | |
20 | 1 | Юноши: стойка на руках с помощью Девушки: с моста переход на одно колено | | |
21 | 1 | Юноши: кувырок назад через стойку на руках с помощью. Девушки: Кувырки вперед и назад слитно; стойка на лопатках. | | |
22 | 1 | Акробатическая комбинация | | |
23 | 2 | Перекладина, брусья Юноши: подъём в упор силой Девушки: толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь | | |
24 | 1 | Юноши: вис согнувшись, прогнувшись, вис на подколенках, опускание в упор присев Девушки: переворот в упор махом и толчком | | |
25 | 1 | Юноши:Подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. Девушки: упор присев на одной ноге, соскок махом | | |
26 | 1 | Соединение на перекладине и брусьях из 2-3 элементов | | |
27 | 1 | Опорный прыжок Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) | | |
28 | 1 | Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) | | |
29 | 1 | Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) | | |
30 | 1 | Подтягивание на высокой и низкой перекладине | | |
31 | 1 | Наклон вперед из положения стоя | | |
32 | 1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Прохождение дистанции до 1км | | |
33 | 1 | Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1км | | |
34 | 1 | Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1,5км | | |
35 | 1 | Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1,5км | | |
36 | 1 | Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 2км | | |
37 | 1 | Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 2км | | |
38 | 1 | Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 2,5км | | |
39 | 1 | Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 3км | | |
40 | 1 | Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 3км | | |
41 | 1 | Одновременный двухшажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 3,5км | | |
42 | 1 | Одновременный двухшажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 3,5км | | |
43 | 1 | Одновременный одношажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 4км | | |
44 | 1 | Одновременный одношажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 4км | | |
45 | 1 | Подъем «елочкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции до 4,5км | | |
46 | 1 | Подъем «елочкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции до 4,5км | | |
47 | 1 | Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции до 5км | | |
48 | 1 | Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции до 5км | | |
49 | 1 | Торможение плугом. Прохождение дистанции до 6км | | |
50 | 1 | Поворот плугом, переступанием. Прохождение дистанции до 6км | | |
51 | 1 | Лыжные гонки на 3 км | | |
52 | 1 | Техника безопасности на уроках волейбола Техника передвижения, остановок, поворотов и стоек | | |
53 | 1 | Основная стойка, передвижение | | |
54 | 1 | Прямая нижняя подача через сетку | | |
55 | 1 | Прямая верхняя подача через сетку | | |
56 | 1 | Прием и передача мяча снизу | | |
57 | 1 | Прием и передача мяча сверху | | |
58 | 1 | Атакующий удар через сетку | | |
59 | 1 | Учебная игра | | |
60 | 1 | Учебная игра | | |
61 | 1 | Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
62 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
63 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
64 | 1 | Бег 60 м | | |
65 | 1 | Прыжок в длину с разбега согнув ноги Равномерный бег до | | |
66 | 1 | Метание гранаты весом 500—700 г с места на дальность(юноши) Метание гранаты весом 300—500 г с места на дальность. Равномерный бег до | | |
67 | 1 | Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши). | | |
68 | 1 | Подведение итогов четверти года. Задание на каникулы. | | |